Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Общие понятия права.

Поиск

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН

ГБОУ ВПО Саратовский государственный медицинский университет

им. В.И. Разумовского

Минздравсоцразвития России

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Саратов

В пособии разъясняется правовая система Российской Федерации,

освещаются основные юридические понятия и термины, представлен

порядок реализации основных законов, регулирующих отношения в сфере

здравоохранения.

Грамотное использование законодательства является одной из наиболее

актуальных в практическом отношении проблем общественного здоровья и

здравоохранения.

Представленное пособие способствует выработке у студентов умений

анализировать, обобщать, закреплять теоретические знания, полученные в

процессе изучения данного раздела предмета и применять их на практике.

Целью данного руководства является оказание помощи студенту в

тренировке навыков поиска, анализа и надлежащего применения

нормативных актов.

В учебном пособии представлены материалы по правам пациентов и

медицинских работников, правовому регулированию системы обязательного

медицинского страхования, а также порядок применения ряда законов,

регулирующих специальные вопросы медицинской деятельности.

При освещении тем пособия указана взаимосвязь медицинского права с

другими отраслями, такими как гражданское, семейное, трудовое.

Составители:

заведующая кафедрой организации здравоохранения, общественного

здоровья и медицинского права доцент, доктор мед. наук М.В. Еругина,

доцент, канд. соц. наук М.В. Власова, доцент, канд. мед. наук Е.М. Долгова,

старший преподаватель Н.В. Абызова.

ТЕМА 1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ПРАВА.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ГОСУДАРСТВО

Государство — это особая суверенная территориальная организа-

Ция политической власти, обладающая специальным аппаратом и

Регулирующая отношения, складывающиеся в обществе, с помощью

Общеобязательных правил поведения.

Под формой государства понимается то, как организованы

государство и его органы и каким образом осуществляется государственная

власть.

Для того чтобы получить наиболее полное представление о форме

какого-либо конкретного государства, надо посмотреть на его устройство с

трех сторон (традиционно их называют элементами формы государства):

1) следует выяснить, кому принадлежит верховная власть, как фор-

мируются высшие органы государственной власти, какова их структура и

объем властных полномочий, как они взаимодействуют с народом и друг с

другом. Этот элемент формы государства называется формой правления.

Различают две основные формы правления: монархию и республику,

которые в свою очередь подразделяются на виды.

Наиболее древней из них является монархия, (от греческого monos —

один и arche — власть), означающая “власть одного”, “единовластие”.

Монархией называется форма правления, при которой верховная власть

принадлежит одному лицу — монарху, получающему ее, как правило, по

наследству (народ никакого участия в этом не принимает) и на всю жизнь, а

не на определенный срок. Монарх не несет юридической ответственности за

свои деяния.

Второй основной формой правления является республика (от ла-

тинского res publika — общественное дело). Республикой называется форма

правления, при которой верховная власть принадлежит органам, избираемым

народом на определенный срок, при этом избранные представители несут

юридическую ответственность за свои действия по управлению обществом.

2) необходимо установить, как организована территория государства,

на какие части она делится, каковы отношения государства в целом с его

составными территориальными единицами, т.е. как функционирует власть по

вертикали. Этот элемент формы государства называется формой

ПРАВО

Право есть государственная воля, выраженная в системе обязательных

для исполнения правил поведения (норм), регулирующих взаимоотношения

граждан, органов, организаций, устанавливаемых или санкционированных

полномочными правотворческими органами государства и обеспечиваемых

принудительной силой государства в случае нарушения.

Норма права, или правовая норма - есть государственно-властное

правило, направленное на урегулирование общественных отношений,

устанавливающее рамки поведения людей и их коллективов.

В отличие от других социальных норм (обычаев, норм морали)

правовые нормы:

1. Устанавливаются государством в лице полномочных органов.

2. Формулируются в специальных нормативно-правовых актах.

3. Носят государственно-обязательный характер, т.е. обеспечиваются

на случай нарушения принудительными государственными средствами.

Правовые нормы устанавливаются в официальных письменных

документах, именуемых нормативными актами или нормативно-правовыми

актами.

Нормативный акт - официальный письменный документ, принятый

уполномоченным органом государства, устанавливающий, изменяющий или

отменяющий нормы права.

Нормативные акты находятся в строгой иерархии, соподчиненности,

издание их осуществляется в строго определенном порядке, установленном

законом.

Выделяют две основные формы нормативно-правовых актов:

· законы;

· подзаконные нормативные акты.

Закон - это принятый в особом порядке акт высшего

представительного органа, обладающий высшей юридической силой и

устанавливающий нормы, которые регулируют наиболее важные

общественные отношения.

Законы составляют основу системы права государства. Принимаются

высшим органом законодательной власти (парламентом) или референдумом.

Высшая юридическая сила закона означает, что никакой другой орган кроме

парламента не может отменить или изменить закон. Закон может изменять

нижестоящий нормативный акт или другую норму закона.

Все остальные нормативные правовые акты называются подза-

конными и не должны противоречить закону. Подзаконные акты могут

детализировать, конкретизировать нормы законов.

Конституция РФ

Законы

Подзаконные акты

Законы, в свою очередь, делятся на виды.

Среди всех законов особое место занимает Основной Закон, который

называется Конституцией. Основной закон обладает наивысшей

юридической силой и является основой для всех других законов.

Действующая Конституция Российской Федерации принята народом путем

референдума (всенародного голосования) 12 декабря 1993 г.

Так как Россия является федеративным государством, то в ней дей-

ствуют федеральные законы и законы субъектов Федерации.

Федеральные законы принимаются Федеральным Собранием

(федеральным парламентом) и действуют на территории всей федерации.

Законы субъектов Федерации принимаются органами

законодательной власти субъектов Федерации и действуют только на

территории данного субъекта Федерации.

Федеральные законы в свою очередь делятся на два вида: консти-

туционные и текущие.

К федеральным конституционным законам относятся те законы,

которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ.

Это закреплено в ст. 108 Конституции РФ. Примером федерального

конституционного закона может служить закон о судебной системе, так как

ч. 3 ст. 118 Конституции РФ предусматривается, что судебная система

Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным

законом.

Текущими (обыкновенными) называют федеральные законы, кото-

рые принимаются на основе и во исполнение конституции и

конституционных законов. Они регулируют различные стороны экономичес-

кой, социальной, политической и культурной жизни страны.

В особый вид выделяют также кодифицированные законы — это

крупные акты, призванные комплексно регулировать определенную сферу

общественной жизни. К ним относятся Основы законодательства и кодексы

по различным отраслям законодательства. Примером могут служить Основы

законодательства РФ об охране здоровья граждан, Уголовный кодекс РФ.

Конституция РФ

Федеральные Законы

Законы субъектов РФ

Подзаконный акт - правовой акт государственного органа, изданный в

пределах компетенции в соответствии с законом или на его основе и во

исполнение его.

К подзаконным нормативным правовым актам на уровне федерации

относятся:

1) постановления, принимаемые палатами Федерального Собрания

— Государственной Думой и Советом Федерации;

2) нормативные указы Президента Российской Федерации. К ним

относятся лишь те указы, в которых содержатся правила поведения общего

характера (т.е. нормы права), так как Президент РФ согласно Конституции

РФ может также принимать указы, не являющиеся нормативными правовыми

актами, потому что они носят индивидуальный характер. Например, Указ о

помиловании конкретного лица, приговоренного судом к высшей мере

наказания, не является нормативным правовым актом, так как не содержит

норм права. А указ о повышении размера пенсий или пособий — это

нормативный правовой акт, так как рассчитан на многократное применение

ко всем, кто получает пенсии или пособия;

3) постановления Правительства Российской Федерации, которыми

регулируются отношения в различных отраслях общественной и

государственной жизни;

4) нормативные приказы и инструкции министерств, государствен-

ных комитетов и иных федеральных ведомств.

В субъектах федерации помимо законов также принимаются и под-

законные нормативные акты.

Представительные органы местного самоуправления (дума,

муниципальный совет) по вопросам своего ведения принимают

коллегиальные решения, а главы органов местного самоуправления (главы

администраций, мэры) – постановления и распоряжения.

В качестве источника права в Российской Федерации используются

также нормативные договоры. В частности, источником норм меж-

дународного права являются международные договоры. Причем согласно

ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы

международного права и международные договоры РФ являются составной

частью ее правовой системы, и нормам международного права принадлежит

приоритет в отношении российского законодательства, т.е. если правила,

предусмотренные российским законом, противоречат международному

договору, заключенному Российской Федерацией, то применяются правила

международного договора.

Международные договоры

Конституция РФ

Законы

Подзаконные акты

Кругу лиц.

Правовая норма действует во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Она начинает действовать с момента вступления в силу. Этот момент может

быть указан в нормативном акте. Если же такого указания нет, то срок

вступления в силу нормативного акта определяется в соответствии с

действующим законодательством. Так, законы и указы вступают в силу через

10 дней после их официального опубликования.

Официальным считается опубликование в «Российской газете» и в

«Собрании законодательства РФ».

Постановления Правительства РФ вступают в силу со дня подписания,

но некоторые из них, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан,

— по истечении 7 дней после опубликования.

Действие нормы права прекращается:

· с момента официальной отмены;

· по истечении срока, на который она была рассчитана;

· в силу фактической замены другой, изданной позже, нормой права.

Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной

силы не имеет, но уголовно-правовые акты, если они являются более

мягкими, имеют обратную силу.

Закон действует, как правило, на территории государства (часть земной

поверхности и все объекты на ней в пределах государственной границы,

включая внутренние территориальные воды; воздушное пространство;

военные суда в открытом море и на территории других государств;

воздушные корабли, находящиеся в воздухе за пределами границ;

территории посольств).

Законы РФ имеют одинаковую силу на территории всех республик,

входящих в РФ.

По кругу лиц правовые нормы РФ распространяются на граждан РФ, а

также на иностранных граждан и лиц без гражданства.

Нормы права могут действовать для определенного круга граждан,

организаций, органов, учреждений (пенсионеры, медицинские работники,

фармацевтические работники).

Санкции

Если человек нарушает норму права, то государство применяет меры

принуждения (правовые санкции).

Санкция служит для того, чтобы предупредить возможность

нарушения нормы права, а в случае совершения правонарушения - наказать

виновного, а также восстановить, если это возможно, нарушенные права.

Уголовно-правовые санкции - самые строгие меры наказания,

сформулированные в уголовных кодексах и применяемые судом за наиболее

опасные для общества правонарушения - преступления.

Административные санкции - применяются органами внутренних дел,

административными комиссиями при районной, городской администрации,

различными инспекциями, в том числе санитарными, а в отдельных случаях -

также и судом за административные проступки.

Дисциплинарные санкции - меры воздействия за нарушение

обязанностей по службе, в частности, за нарушение трудовой дисциплины.

Имущественные санкции - заключаются в возмещении причиненного

ущерба за счет лица, которое неправомерными действиями причинило этот

ущерб, в признании сделки недействительной.

ВОПРОСЫ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

· Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина

(принята Верховным Советом РСФСР в 1991 г.);

· Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (ст. 41

закрепила право гражданина на охрану здоровья и медицинскую

помощь);

· Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г.;

· Кодекс об административных правонарушениях от 30.12.2001г.;

· Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г.;

· Уголовно-процессуальный кодекс РФ 18.12.2001 г. определяет

порядок проведения судебно-медицинской экспертизы.

· Семейный кодекс РФ от 1995 г.;

· Гражданский кодекс РФ от 1995-1997г.;

· ФЗ РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской

Федерации» от 21 ноября 2011г. - основной сводный документ в сфере

здравоохранения. В нем определены основные принципы охраны здоровья

граждан, задачи законодательства в области здравоохранения, права граждан

при оказании медико-социальной помощи, обязанности и права медицинских

работников и т.д.

Начиная с 1991 года и по настоящее время принят целый ряд законов,

более детально регулирующих отдельные направления практической

медицинской деятельности.

· Закон Российской Федерации от 29 ноября 2010 года «Об

обязательном медицинском страховании в Российской

Федерации»;

· Закон Российской Федерации от 22 декабря 1992 года «О

трансплантации органов и (или) тканей человека»;

· Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 г. «О

психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее

оказании»;

· Закон Российской Федерации от 9 июня 1993 года «О донорстве

крови и ее компонентов»;

· Федеральный закон от 30 марта 1995 г. «О предупреждении

распространения в Российской Федерации заболевания,

вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-

инфекции)»;

· Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. "Об обращении

лекарственных средств";

· Федеральный закон от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах

и психотропных веществах»;

· Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. «Об

иммунопрофилактике инфекционных болезней»;

· Федеральный закон от 30 марта 1999 г. «О санитарно-

эпидемиологическом благополучии населения»;

· Закон Саратовской области от 14 апреля 1997 г. «О правах

пациента»;

Таким образом, отношения в сфере здравоохранения регулируются

нормами различных отраслей права.

СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ.

ПАЦИЕНТОВ.

В международном масштабе право человека на здоровье впервые было

признано в 1948 г. Всеобщей декларацией прав человека (ст.25): “Каждый

человек имеет право на такой жизненный уровень, включая питание, одежду,

жилище, медицинский уход и требуемое социальное обслуживание, который

необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его

семьи”.

Термин “права пациента“ получил широкое употребление

сравнительно недавно, всего несколько десятилетий назад. Начиная со

второй половины 70-х годов, появляется целый ряд важных документов

международного значения, посвященных правам пациента:

· Рекомендации Совета Европы по правам больного и умирающего

(1976);

· Резолюции Ассамблеи Всемирной организации здравоохранения “О

здоровье для всех “ (1977);

· Хартия по правам больничных пациентов (1979);

· Лиссабонская декларация о правах пациента (1981);

· Амстердамская декларация о политике в области обеспечении прав

пациента в Европе (ВОЗ, 1994);

· Европейское консультативное совещание ВОЗ по правам пациента,

проходившее в Амстердаме с 28 по 30 марта 1994 г., приняло

”Основы концепции прав пациента в Европе: общие положения

(Principles of the Rights of Patients in Europe: A Common

Framework)”, представляющие собой свод основных положений,

направленных на поддержку и осуществление прав пациента на

территории европейских государств - членов ВОЗ.

Обращаясь к теме прав пациента, Амстердамская декларация различает

его социальные и индивидуальные права.

Социальные права в области охраны здоровья связаны с социальными

обязательствами, возложенными на правительство, общественные или

частные организации по разумному обеспечению всего населения

медицинской помощью. Социальные права - достояние всего общества. Они

определяются уровнем развития общества в целом и в какой-то мере

политической ориентацией на приоритеты в развитии общества.

В отличие от социальных, индивидуальные права пациента легче

определить и легче проверить их исполнение. Под индивидуальными

подразумеваются такие права, как право на целостность личности, на

невмешательство в личную жизнь, на конфиденциальность и религиозные

убеждения.

Опубликованные в Амстердамской декларации “Основы концепции

прав пациента в Европе“ декларируют общечеловеческие права и права

пациента. Впервые дается определение понятия «пациент», согласно

которому «пациент» - здоровый или больной потребитель медицинских

услуг.

ПАЦИЕНТОВ

Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая

Верховным Советом РСФСР в 1991 году, провозгласила, что каждый имеет

право на квалифицированную медицинскую помощь в государственной

системе здравоохранения. Государство принимает меры, направленные на

развитие всех форм оказания медицинских услуг, включая бесплатное и

платное медицинское обслуживание, а также медицинское страхование,

поощряет деятельность, способствующую экологическому благополучию,

укреплению здоровья каждого, развитию физической культуры и спорта (ст.

25).

Правовой основой охраны здоровья в России, прежде всего, является

основной закон государства - Конституция РФ. В ст. 41 Конституции РФ

указывается, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую

помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных

учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет

средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других

поступлений.

В 2011 году был принят Федеральный закон «Об основах охраны

здоровья граждан в Российской Федерации». В 4 главе отражены общие

права пациентов. При обращении за медицинской помощью и ее получении

пациент имеет право на:

1) выбор врача и выбор медицинской организации;

Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин

выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-

участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев

изменения места жительства или места пребывания гражданина). В

выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не

чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской

организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра,

врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или

фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на

имя руководителя медицинской организации.

При выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право

на получение информации в доступной для него форме, в том числе

размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", о

медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской

деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации.

2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в

медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-

гигиеническим требованиям;

3) получение консультаций врачей-специалистов;

4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским

вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;

5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии

своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть

передана информация о состоянии его здоровья;

6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на

лечении в стационарных условиях;

7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;

8) отказ от медицинского вмешательства;

9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему

медицинской помощи;

10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты

своих прав;

11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения

пациента на лечении в стационарных условиях - на предоставление условий

для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в

стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного

помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской

организации.

Соблюдение врачебной тайны

Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской

помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при

его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.

Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную

тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали

известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и

иных обязанностей.

С письменного согласия гражданина или его законного представителя

допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим

гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского

обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их

опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в

иных целях.

Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без

согласия гражданина или его законного представителя допускается:

1) в целях проведения медицинского обследования и лечения

гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить

свою волю;

2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых

отравлений и поражений;

3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с

проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу

органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного

наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного,

осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица,

освобожденного условно-досрочно;

4) в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему, не

достигшему возраста 15 лет, для информирования одного из его родителей

или иного законного представителя;

5) в целях информирования органов внутренних дел о поступлении

пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать,

что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;

6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам

военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-

летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти, в которых

федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;

7) в целях расследования несчастного случая на производстве и

профессионального заболевания;

8) при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе

размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания

медицинской помощи с учетом требований законодательства РФ о

персональных данных;

9) в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного

социального страхования;

10) в целях осуществления контроля качества и безопасности

медицинской деятельности.

Лечащий врач

Лечащий врач назначается руководителем медицинской организации

подразделения медицинской организации) или выбирается пациентом с

учетом согласия врача.

Лечащий врач организует своевременное квалифицированное

обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии

его здоровья, по требованию пациента или его законного представителя

приглашает для консультаций врачей-специалистов, при необходимости

созывает консилиум врачей для целей. Рекомендации консультантов

реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением

случаев оказания экстренной медицинской помощи.

Лечащий врач по согласованию с соответствующим должностным

лицом (руководителем) медицинской организации (подразделения

медицинской организации) может отказаться от наблюдения за пациентом и

его лечения, а также уведомить в письменной форме об отказе от проведения

искусственного прерывания беременности, если отказ непосредственно не

угрожает жизни пациента и здоровью окружающих. В случае отказа

лечащего врача от наблюдения за пациентом и лечения пациента, а также в

случае уведомления в письменной форме об отказе от проведения

искусственного прерывания беременности должностное лицо (руководитель)

медицинской организации (подразделения медицинской организации)

должно организовать замену лечащего врача.

Лечащий врач, рекомендуя пациенту лекарственный препарат,

медицинское изделие, специализированный продукт лечебного питания или

заменитель грудного молока, обязан информировать пациента о возможности

получения им соответствующих лекарственного препарата, медицинского

изделия, специализированного продукта лечебного питания или заменителя

грудного молока без взимания платы в соответствии с законодательством

РФ.

Лечащий врач устанавливает диагноз, который является основанным на

всестороннем обследовании пациента и составленным с использованием

медицинских терминов медицинским заключением о заболевании

(состоянии) пациента, в том числе явившемся причиной смерти пациента.

Диагноз, как правило, включает в себя сведения об основном

заболевании или о состоянии, сопутствующих заболеваниях или состояниях,

а также об осложнениях, вызванных основным заболеванием и

сопутствующим заболеванием.

Отдельные функции лечащего врача по непосредственному оказанию

медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в

том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая

наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные

препараты, руководителем медицинской организации при организации

оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской

помощи могут быть возложены на фельдшера, акушерку в порядке,

установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной

власти.

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Медицинское страхование является формой социальной защиты

интересов граждан в сфере охраны здоровья, в виде гарантии оплаты

медицинской помощи при возникновении страхового случая за счет

накопленных средств.

Правовой базой охраны здоровья населения и медицинского страхования

в России являются Конституция РФ, декларирующая право каждого

гражданина на медицинскую помощь (статья 41),

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (1993 г),

Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в

Российской Федерации» (№ 326-ФЗ, от 29.11.2010).

Обязательное __________медицинское страхование (ОМС) - вид обязательного

социального страхования, представляющий собой систему создаваемых

государством правовых, экономических и организационных мер,

направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий

бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет

средств ОМС в пределах территориальной программы ОМС.

Основные принципы ОМС:

- обеспечение гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу

медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках

территориальной программы ОМС и базовой программы ОМС

- обязательность уплаты страхователями страховых взносов на ОМС в

размерах, установленных федеральными законами;

- государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на

исполнение обязательств по ОМС в рамках базовой программы независимо

от финансового положения страховщика;

- создание условий для обеспечения доступности и качества

медицинской помощи, оказываемой в рамках программ ОМС;

- паритетность представительства субъектов и участников ОМС в

органах управления ОМС.

Основные понятия ОМС

Объект ОМС - страховой риск, связанный с возникновением страхового

случая.

Страховой риск - предполагаемое событие, при наступлении которого

возникает необходимость осуществления расходов на оплату оказываемой

застрахованному лицу медицинской помощи.

Страховой случай - совершившееся событие (заболевание, травма,

профилактические мероприятия, иное состояние здоровья застрахованного

лица), при наступлении которого застрахованному лицу предоставляется

страховое обеспечение по ОМС.

Страховое обеспечение по ОМС - исполнение обязательств по

предоставлению застрахованному лицу необходимой медицинской помощи

при наступлении страхового случая и по ее оплате медицинской

организации.

Страховые взносы на ОМС - обязательные платежи уплачиваются

страхователями, обладают обезличенным характером, их целевым

назначением является обеспечение прав застрахованного лица на получение

страхового обеспечения.

Застрахованное __________лицо - физическое лицо, на которое распространяется

ОМС.

Базовая программа ОМС - составная часть программы государственных

гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяет

права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи

и устанавливает единые требования к территориальным программам ОМС.

Территориальная программа ОМС - составная часть территориальной

программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам

медицинской помощи, определяет права застрахованных лиц на бесплатное

оказание им медицинской помощи на территории субъекта РФ и

соответствует единым требованиям базовой программы ОМС.

Субъекты ОМС:

- застрахованные лица;

- страхователи;

- Федеральный фонд ОМС

Участники ОМС:

- территориальные фонды ОМС;

- страховые медицинские организации;

- медицинские организации.

Застрахованные лица - граждане РФ, постоянно или временно

проживающие в РФ иностранные граждане, лица без гражданства (за

исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей в

соответствии с Федеральным законом "О правовом положении иностранных

граждан в Российской Федерации"), а также лица, имеющие право на

медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом "О беженцах":

1) работающие по трудовому договору или гражданско-правовому

договору, предметом которого являются выполнение работ, оказание услуг, а

также по договору авторского заказа или лицензионному договору;

2) самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные

предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);

3) члены крестьянских (фермерских) хозяйств;

4) члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов

Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, занимающихся традиционными

отраслями хозяйствования;

5) неработающие граждане:

- дети со дня рождения до достижения ими возраста 18 лет;

- неработающие пенсионеры независимо от основания назначения

пенсии;

- граждане, обучающиеся по очной форме в образовательных

учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и

высшего профессионального образования;

- безработные граждане, зарегистрированные в соответствии с

законодательством о занятости;

- один из родителей или опекун, занятые уходом за ребенком до

достижения им возраста трех лет;

- трудоспособные граждане, занятые уходом за детьми-инвалидами,

инвалидами I группы, лицами, достигшими возраста 80 лет;

Страхователями для работающих граждан являются:

1. Лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим

лицам:

- организации;

- индивидуальные предприниматели;

- физические лица, не признаваемые индивидуальными

предпринимателями;

2. Индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой

нотариусы, адвокаты.

Страхователями для неработающих граждан являются органы

исполнительной власти субъектов РФ.

Страховщиком является Федеральный фонд ОМС. Федеральный фонд -

некоммерческая организация, созданная для реализации государственной

политики в сфере ОМС.

Территориальные фонды ОМС - некоммерческие организации,

осуществляющую государственную политику в сфере ОМС на территориях

субъектов РФ. Территориальные фонды осуществ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.243 (0.017 с.)