Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возмещение убытков от столкновения судов

Поиск

 

Отношения, связанные с возмещением убытков от столкновения судов во внутреннем или территориальном море регулируются законодательством того государства, где произошло столкновение. Если столкнувшиеся суда плавают под одним флагом, и не задеты интересы третьих лиц, применяется законодательство флага столкнувшихся судов.

Если суда сталкиваются в открытом море, то возмещение убытков зависит от вины каждого из участников столкновения.

(а) если столкновение случайное или вследствие непреодолимой силы, если невозможно установить причины столкновения, если одно из судов находилось на якоре или было закреплено иным способом – убытки несет тот, кто их потерпел;

(б)Если столкновение вызвано неправильными действиями или упущениями одного из судов, то убыток возмещается той стороной, по вине которой произошло столкновение.

(в) если столкновение произошло по вине всех столкнувшихся судов, то распределение возмещения убытков происходит пропорционально ответственности за случившееся. Если невозможно определить, кто из судов виноват в столкновении, ответственность распределяется поровну.

(г) Никакое из судов не считается виноватым в столкновении, если его вина не доказана;

Посадка на мель

Примечание: данный раздел студенты специальностей 7.100302 «Эксплуатация судовых энергетических установок» и 7.100318 «Электрические системы и комплексы транспортных средств» могут изучать факультативно.

Капитан обязан:

- объявить аврал, записать об этом в судовом журнале;

- определить точное место посадки на мель, занести в журнал, нанести на карту;

- сообщить агенту судна, если это произошло в территориальных или внутренних водах;

- получить письменное подтверждение от служб о задраивании иллюминаторов, водонепроницаемых дверей, люков, и других отверстий корпуса и палуб; о поиске повреждений и водотечности корпуса путем замеров уровня воды в льялах, сточных колодцах и т.п.;

-принять меры от разворачивания судна лагом к берегу (при посадке оконечностью) и перемещения судна дальше к берегу;

- затопление отсеков для уменьшения ударов судна о грунт и предотвращения перемещения его к берегу в условиях шторма;

- получить письменную информацию о положении судна на грунте (осадка носом и кормой, крен, характер повреждений, наличие камней, вошедших в корпус судна, о количестве твердых и жидких грузов, которые можно удалить с борта перед снятием судна с мели;

- зафиксировать внешнюю обстановку (ветер, наличие течения, прилива или отлива, прогноз погоды, характер грунта и проч.).

- промерить глубины вокруг судна, нанести на планшет;

- составить план мероприятий, провести расчеты и составить план по самостоятельному снятию с мели или вызвать необходимую помощь;

- если подводные препятствия, от которых судно понесло ущерб, не были указаны на картах и лоциях, либо не имели ограждений, либо эти ограждения были неисправны, зафиксировать этот факт в судовом журнале и оформить актом, по возможности с участием лоцмана или представителя властей;

- если посадка на мель произошла в акватории порта, капитан должен направить властям порта письмо, возложив ответственность за понесенный ущерб на порт;

- для уточнения состояния подводной части судна провести водолазный осмотр, составить соответствующий акт, по возможности с участием порта.

Пожар, взрыв на судне

Капитан обязан:

- сделать запись о времени и месте обнаружения пожара или взрыва, их характера и степени опасности для людей;

- составить и утвердить оперативный план борьбы с пожаром;

- принятие мер по локализации пожара, отключению систем вентиляции и кондиционирования воздуха, отсечке трубопроводов с ГСМ, обесточиванию электрических кабелей в районе пожара, включению спринклерных систем тушения;

- эвакуация людей из опасной зоны и оказание помощи пострадавшим;

- обращение за помощью к другим судам или береговым службам, если судно находится в порту;

- принятие мер по ликвидации пожара силами экипажа;

- включение систем объемного пожаротушения после того, как завершена эвакуация людей и получено сообщение о ее окончании;

После окончания тушения пожара создать комиссию, определить причины возгорания (взрыва). В отчете указать размер пожара, скорость его распространения, способность аварийного судна справиться с огнем самостоятельно, отметить наличие угрозы для расположенных вблизи объектов (если пожар был в порту), возможность взрывов на судне при распространении огня, наличие возможности покинуть судно в критической ситуации. Все судебно-арбитражные органы придают большое значение наличию опасности для человеческих жизней, что должно быть отражено в отчете.

Повреждение объектов

Правоотношения сторон при повреждении портовых сооружений, средств навигационного оборудования, технологических платформ в море, подводных кабелей и трубопроводов (далее объект) регламентируются Международной конвенцией по охране подводных телеграфных кабелей (1884г.), Конвенцией по унификации некоторых правил относительно столкновения судов (1910г.), UNCLOS-82, а также КТМУ, Гражданским кодексом Украины, Гражданско-процессуальным кодексом Украины.

При составлении акта осмотра объекта следует включить в него: 1) полную техническую характеристику данного объекта; 2) его точное местонахождение и наличие обозначения на карте; 3) наличие у объекта ранее полученных и не устраненных повреждений и его общий износ; 4) информацию об установлении и объявлении зоны безопасности вокруг объекта; 5) наличие и исправность необходимых средств предупреждения и сигнализации, действовали ли они вовремя происшествия; 6) точные сведения о характере причиненных повреждений (стрела прогиба, вмятины, пробоины, разрывы и проч.). Акт должен быть составлен и подписан представителем порта, капитаном судна, владельцем объекта, независимым сюрвейером, нанятым одной из сторон, водолазом и др.

В акте осмотра судна необходимо зафиксировать все полученные судном повреждения, указать, при каком маневре судна произошло происшествие.

Следует зафиксировать в судовом журнале и в акте осмотра судна факты, исключающие или смягчающие вину судна: погодные условия, неблагоприятные условия для маневрирования, отсутствие или неисправность средств навигационного оборудования в районе расположения объекта, неправильные действия лиц, обслуживающих объект, невыполнение требований капитана судна по условиям швартовки, принятие необходимых мер и отсутствие небрежности со стороны экипажа судна.

При составлении схемы маневрирования положение судна должно быть согласовано по времени, дистанции и маневрам с записями в судовом журнале и показаниями свидетелей, членов экипажа, лоцмана.

Необходимо определить предполагаемую подсудность гражданского спора, вследствие повреждения объекта.

Загрязнения с судов

Обязанности капитанов в случае загрязнения с их судов установлены Конвенцией МАРПОЛ-73/78, Международной конвенцией о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969г., UNCLOS-82, а также КТМУ, Гражданским кодексом Украины, Гражданско-процессуальным кодексом Украины.

Анализ фактов загрязнения позволяет сделать вывод, что таковое является результатом:

- аварий, особенно с танкерами;

- разливов, связанных с нарушением процедур при грузовых операциях, бункеровке, сдаче льяльных вод и слопов;

- преднамеренного сброса нефтесодержащих вод в море;

Загрязнение может произойти при различных технологических операциях, осуществляемых на судне. При определении вины берется во внимание выполнении должностными лицами на судне своих обязанностей и соблюдении процедур, установленных для данной операции. Грузовые операции с нефтепродуктами могут выполняться только при условии:

- наличии карго-план, утвержденного капитаном судна;

- наличия акта осмотра танков;

- наличия акта опломбирования донных клинкетов, подписанного грузовым помощником капитана, представителем нефтебазы и донкерманом;

- согласования с берегом условных сигналов на случай возникновения нештатных ситуаций;

- проверки состояния магистралей, клапанов; цементирования шпигатов на случай перелива грузов;

- осмотра грузовых и бункеровочных шлангов; заявления нефтебазе письменного протеста в случае использования дефектных шлангов и требования их замены;

- в случае превышения норм погрузки и повышения давления в трубопроводах, направление письменного протеста нефтебазе;

- взятие арбитражных проб и проверка соответствия физических и химических свойств груза тому, что указано в его сертификате качества;

После окончания погрузки необходимо зафиксировать количество принятого судном груза путем составления акта о замере пустот танков, о температуре груза, о дифференте и крене судна.

Характер, полнота, процесс оформления случаев загрязнения во многом зависит от причин происшествия. Например, при столкновении судов или их посадке на мель, загрязнение является составной частью общего происшествия и оформляется как часть общего материала по данному происшествию.

При вынужденном сливе льяльных вод, остатков нефтепродуктов, разливе нефти при грузовых или бункеровочных операциях, загрязнение является самостоятельным происшествием и соответственно оформляется. При этом большое значение для судебных и арбитражных органов имеет добросовестность выполнения ответственными лицами технологических процедур и документирование совершенных действий. Если расследованием будет установлено, что на данном судне безукоризненно организована вахта, судовая документация ведется без нарушений, а требования международных конвенций выполняются, то случай загрязнения с данного судна может рассматриваться как факт, для данного судна необычный, связанный с какими-либо непредвиденными факторами, что безусловно повлияет на определение ответственности виновных лиц и, наоборот, при систематических нарушениях и плохой организации службы на судне, вина таких лиц будет усугублена.

При преднамеренном или аварийном сбросе капитан обязан:

(14) немедленно сообщить судовладельцу и администрации ближайшего порта, Клубу взаимного страхования (страховой компании) о факте сброса, указав следующее:

- время, место, причину преднамеренного либо аварийного сброса, координаты судна;

- правильное техническое и/или коммерческое название и состояние сброшенного вредного вещества; точное или приблизительное количество сброса;

- площадь загрязнения;

- предпринятые судном меры для прекращения сброса, локализации загрязнения;

- нужна ли судну помощь и какая именно;

- гидрометеоусловия в районе сброса;

(2) определить и избрать наиболее эффективный метод очистки морских вод и объектов от разлива нефтепродуктов;

(3) составить акт о разливе нефтепродуктов с участием представителей компетентных органов прибрежного государства; страховщика;

(4) взять пробы разлившихся нефтепродуктов, направив их на анализ для сравнения с пробами, имеющимися на судне;

(5) составить акт осмотра агрегатов и оборудования, неисправность или повреждение которых стали причиной разлива;

(6) направить другой стороне возникшего гражданского дела предложение рассмотреть его в МАК при ТПП Украины;

(7) направить физическим или юридическим лицам, вина которых в происшествии установлена или предполагается письмо о возложении на них всей ответственности за данное происшествие и его последствия, указав при возможности размер претензии и требование о предоставлении гарантий;

(8) заявить морской протест по следующим причинам:

- для доказывания степени ответственности собственного судна;

- для отклонения необоснованного обвинения в загрязнении;

- доказывания факта загрязнения по причине скрытых дефектов соответствующего оборудования;

- доказывания факта необходимости слива нефтепродуктов для безопасности судна и охраны человеческих жизней;

- для обеспечения доказательств повреждения корпуса вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы или касания подводного препятствия, не обозначенного в навигационных информационных источниках;

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.92.247 (0.007 с.)