Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первая всемирная промышленная выставка 1851 г. Хрустальный дворец Джозефа Пакстона

Поиск

Первая всемирная промышленная выставка, получившая название "великая", состоялась в Англии в 1851 году. Ан­глия в тот период была ведущей в промышленной револю­ции и самой мощной в экономическом отношении страной. Открытие выставки состоялось в Гайд-парке Лондона под девизом "Пусть все народы работают совместно над вели­ким делом совершенствования человека". Ее организато­рами были принц-консорт Альберт и художник-приклад­ник сэр Генри Кольм.

В первой всемирной выставке приняли участие 32 страны. За шесть месяцев работы ее посетили свыше 6 млн. чело­век.

На проект павильона был объявлен архитектурный кон­курс. Из 245 работ жюри одобрило идею, предложенную садовником Джозефом Пакстоном. Его опыт конструиро­вания оранжерей из стекла и металла и был использован им при возведении Хрустального дворца.

По признанию современников, Хрустальный дворец - это революция в архитектуре, которая положила начало раз­витию нового стиля. С возведением Хрустального дворца судьба архитектуры на несколько десятилетий попадает в руки инженера.

В Хрустальном дворце не было экспонатов, которые бы представляли традиции, историю. Все здесь было новое, сверкающее, специально изготовленное для выставки. Тут были представлены машины, минералы, изделия ремеслен­ников, английское судовое оборудование и локомотивы, уральская платина, французские гобелены, тунисские ков­ры, фарфор, хлопок, первые изделия из каучука, швей­царские часы, русская посуда из малахита, нож с восем­надцатью лезвиями, изготовленный в Шеффильде. Широ­ко были представлены различные предметы роскоши. Стен­ды напоминали дорогие магазины с богато оформленными прилавками, интерьеры дворцов, причудливые шкафы, иногда даже алтари. Предметы стояли на подставках, обтянутых дорогим материалом, под балдахинами, среди портьер, бахромы, художественных вышивок, знамен, гер­бовых картушей [2, С.22].

Дворец промышленности и башня Эйфеля на всемирной выставке в Париже 1889 г.

После лондонской Всемирные промышленные выставки проходили одна за другой во многих столицах мира: в Нью-Йорке (1853), Вене (1873), Сиднее (1879), Мельбурне (1880). Со второй половины XIX в. крупнейшим выставочным цен­тром становится Париж. Первая выставка здесь состоя­лась в 1855 г., за ней последовала выставка 1867 г., затем выставки 1878, 1889, 1900 гг.

Для всемирной выставки 1867 г. на Марсовом поле возво­дится грандиозное здание - "Дворец промышленности". Кульминационной стала выставка 1889 года, посвящен­ная 100-летию Французской буржуазной революции. К ее открытию сооружаются Дворец машин и знаменитая баш­ня инженера Густава Эйфеля.

Эифелева башня стала олицетворением промышленной революции XIX века и постоянно действующим экспонатом. Она достигла большей популярности, чем какой бы то ни было другой архитектурный памятник, стала глав­ным символом столицы Франции, поворотным пунктом в истории современной архитектуры. Дерзновенная мысль создания трехсотметрового триум­фального сооружения, превышавшего в то время все вы­сотные сооружения мира, была встречена многими деяте­лями культуры отрицательно. Даже сам Эйфель вначале опасался оскорбить господствующий общественный вкус возведением бескомпромиссно обнаженной конструкции в самом сердце Парижа.

Башня была возведена за 26 месяцев. Исключительными были не только темпы строительства, но и его методы. Все элементы металлической конструкции изготовлялись на заводе и затем монтировались на месте. Прогресс, достигнутый за прошедшие с 1878-1889 гг, был настолько фантастичным, что посетители приходили в восторг от смелости конструкции Дворца машин и Эйфелевой башни. Значение этих сооружений остается непрев­зойденным.

В грандиозных выставках отразились существовавшие тогда в обществе оптимизм и вера в неограниченные воз­можности индустрии. Индустрия "объединит человече­ство", - приблизительно так мечтал в 1850 г. английский принц-консорт Альберт. В начале бурного развития про­мышленности казалось, что ей под силу любое дело. Люди искренне ожидали от индустрии решения всех вечных ми­ровых проблем.

Всемирные промышленные выставки сыграли значитель­ную роль в становлении и развитии дизайна. На этих выс­тавках технические изделия, подобно произведениям ис­кусства, впервые были представлены на всеобщее обо­зрение как художественные экспонаты. Здесь выявились основные недостатки эстетики форм первых промышлен­ных изделий. В угоду запросам обывателя, а также вслед­ствие инерции мышления самих художников, первые про­мышленные изделия имитировали старые формы ручной работы с обильным украшением декором. Однако собран­ные на выставке вместе в таком большом количестве они продемонстрировали безнадежно дурной вкус. В резуль­тате чего необходимость поиска нового формообразова­ния, основанного на иных эстетических принципах, отве­чающего особенностям технологии машинного производ­ства, стала очевидной.

Стилевые направления в индустриальном формообразовании конца XIX в.

Практика раннего дизайна была весьма примитивной. Фун­кциональностью и экономичностью производимой продук­ции занимались инженеры, дизайнеры же отвечали лишь за ее эстетический вид. До конца не понимая сути формо­образования в условиях машинных технологий, пришед­шие в промышленность архитекторы, инженеры и худож­ники несли свои традиционные методы работы и свои се­мантические образы.

Опытный образец зачастую представлял собой "функцио­нальную модель" и, являясь как бы промежуточной ста­дией, подразумевает последующую работу художника-дизайнера. Такое формообразование для "внутреннего пользования" находится вне коммерческого спроса, а по­этому и не зависит от моды.

Для таких кустарно изготовленных опытных экземпляров характерны некоторая брутальность, угловатость форм. Однако в таких рукотворных "инженерных" формах, не всегда логичных с позиций машинных технологий, есть своя красота, красота правды, особой простоты и некоторой наивности. Это рациональное "инженерное" направление в формообразовании на рубеже XIX-XX вв. было затем под­хвачено художниками и дизайнерами, превратившись в стиль "функционализм", оказавший решающее влияние на все формообразование в дизайне XX века. На непрофесси­ональном уровне "инженерный стиль" существует до сих пор.

Инженерный стиль

относится прежде всего к опытным лабораторным образ­цам, "поисковым" разработкам различных вновь создавае­мых предметов и механизмов (станков, рабочих инстру­ментов, различных технических устройств). Они создава­лись вне коммерческого спроса, поэтому их формы не зави­сели от моды. При изготовлении таких изделий авторы решали, как правило, сугубо утилитарно-функциональные задачи; вопросы эстетики внешнего вида эргономики, тех­нологии тиражирования и многие другие либо отодвига­лись на второй план, либо не ставились вообще. В таких брутальных, угловатых, подчиненных строгой логике фун­кции и конструкции "инженерных" формах была своя кра­сота, красота правды и простоты. Во многом благодаря этому утилитарный инженерный стиль перерос затем в функционализм, оказавший решающее влияние на все фор­мообразование в дизайне. На непрофессиональном уровне он существует до сих пор.

Архитектурный стиль

использовался на начальном этапе индустриального фор­мообразования для крупных, тяжеловесных, под стать ар­хитектурным, форм: механизмов, мебели, транспортных средств. Ордерные системы, трехчастное построение ком­позиции, начиная с массивных баз и пьедесталов и закан­чивая ажурными карнизами, полками, капителями и прочи­ми архитектурными элементами. Хороший для монументаль­ных статичных архитектурных объемов, такой стиль, од­нако, не всегда отвечал условиям эксплуатации таких ди­намических элементов предметной среды, как механичес­кие станки, транспорт.

Построенный на стройной системе композиционных при­емов и канонов, "архитектурный стиль" повлиял на обще­художественное развитие инженеров и дизайнеров, од­нако механическое копирование монументальных архитек­турных форм в индустриальном формообразовании оказа­лось бесперспективным.

Кич

Украшение индустриально выпускаемых изделий было осо­бенно распространенным на начальной стадии промышлен­ного формообразования для продукции массового потреб­ления, при которых вопросы коммерческого внешнего вида изделий играли особое значение.

Приглашаемые на предприятия художники в целях повы­шения эстетических качеств выпускаемых изделий, не по­нимая сути индустриального формообразования, занима­лись стайлингом внешней формы. В большинстве случаев, вследствие стереотипов мышления как разработчиков, так и потребителей, отсутствия аналогов, такой стайлинг сво­дился к примитивному украшательству, имитации трудо­емкого ручного труда. Пущенные в тираж разукрашенные изделия не только показали дурной вкус с эстетической точки зрения, но и привели в итоге к неоправданному удо­рожанию продукции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 1729; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.212.195 (0.009 с.)