Первая всемирная промышленная выставка 1851 г. Хрустальный дворец Джозефа Пакстона




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первая всемирная промышленная выставка 1851 г. Хрустальный дворец Джозефа Пакстона



Первая всемирная промышленная выставка, получившая название "великая", состоялась в Англии в 1851 году. Ан­глия в тот период была ведущей в промышленной револю­ции и самой мощной в экономическом отношении страной. Открытие выставки состоялось в Гайд-парке Лондона под девизом "Пусть все народы работают совместно над вели­ким делом совершенствования человека". Ее организато­рами были принц-консорт Альберти художник-приклад­ник сэр Генри Кольм.

В первой всемирной выставке приняли участие 32 страны. За шесть месяцев работы ее посетили свыше 6 млн. чело­век.

На проект павильона был объявлен архитектурный кон­курс. Из 245 работ жюри одобрило идею, предложенную садовником Джозефом Пакстоном. Его опыт конструиро­вания оранжерей из стекла и металла и был использован им при возведении Хрустального дворца.

По признанию современников, Хрустальный дворец - это революция в архитектуре, которая положила начало раз­витию нового стиля. С возведением Хрустального дворца судьба архитектуры на несколько десятилетий попадает в руки инженера.

В Хрустальном дворце не было экспонатов, которые бы представляли традиции, историю. Все здесь было новое, сверкающее, специально изготовленное для выставки. Тут были представлены машины, минералы, изделия ремеслен­ников, английское судовое оборудование и локомотивы, уральская платина, французские гобелены, тунисские ков­ры, фарфор, хлопок, первые изделия из каучука, швей­царские часы, русская посуда из малахита, нож с восем­надцатью лезвиями, изготовленный в Шеффильде. Широ­ко были представлены различные предметы роскоши. Стен­ды напоминали дорогие магазины с богато оформленными прилавками, интерьеры дворцов, причудливые шкафы, иногда даже алтари. Предметы стояли на подставках, обтянутых дорогим материалом, под балдахинами, среди портьер, бахромы, художественных вышивок, знамен, гер­бовых картушей [2, С.22].

Дворец промышленности и башня Эйфеля на всемирной выставке в Париже 1889 г.

После лондонской Всемирные промышленные выставки проходили одна за другой во многих столицах мира: в Нью-Йорке (1853), Вене (1873), Сиднее (1879), Мельбурне (1880). Со второй половины XIX в. крупнейшим выставочным цен­тром становится Париж. Первая выставка здесь состоя­лась в 1855 г., за ней последовала выставка 1867 г., затем выставки 1878, 1889, 1900 гг.

Для всемирной выставки 1867 г. на Марсовом поле возво­дится грандиозное здание - "Дворец промышленности". Кульминационной стала выставка 1889 года, посвящен­ная 100-летию Французской буржуазной революции. К ее открытию сооружаются Дворец машин и знаменитая баш­ня инженера Густава Эйфеля.

Эифелева башня стала олицетворением промышленной революции XIX века и постоянно действующим экспонатом. Она достигла большей популярности, чем какой бы то ни было другой архитектурный памятник, стала глав­ным символом столицы Франции, поворотным пунктом в истории современной архитектуры. Дерзновенная мысль создания трехсотметрового триум­фального сооружения, превышавшего в то время все вы­сотные сооружения мира, была встречена многими деяте­лями культуры отрицательно. Даже сам Эйфель вначале опасался оскорбить господствующий общественный вкус возведением бескомпромиссно обнаженной конструкции в самом сердце Парижа.

Башня была возведена за 26 месяцев. Исключительными были не только темпы строительства, но и его методы. Все элементы металлической конструкции изготовлялись на заводе и затем монтировались на месте. Прогресс, достигнутый за прошедшие с 1878-1889 гг, был настолько фантастичным, что посетители приходили в восторг от смелости конструкции Дворца машин и Эйфелевой башни. Значение этих сооружений остается непрев­зойденным.

В грандиозных выставках отразились существовавшие тогда в обществе оптимизм и вера в неограниченные воз­можности индустрии. Индустрия "объединит человече­ство", - приблизительно так мечтал в 1850 г. английский принц-консорт Альберт. В начале бурного развития про­мышленности казалось, что ей под силу любое дело. Люди искренне ожидали от индустрии решения всех вечных ми­ровых проблем.

Всемирные промышленные выставки сыграли значитель­ную роль в становлении и развитии дизайна. На этих выс­тавках технические изделия, подобно произведениям ис­кусства, впервые были представлены на всеобщее обо­зрение как художественные экспонаты. Здесь выявились основные недостатки эстетики форм первых промышлен­ных изделий. В угоду запросам обывателя, а также вслед­ствие инерции мышления самих художников, первые про­мышленные изделия имитировали старые формы ручной работы с обильным украшением декором. Однако собран­ные на выставке вместе в таком большом количестве они продемонстрировали безнадежно дурной вкус. В резуль­тате чего необходимость поиска нового формообразова­ния, основанного на иных эстетических принципах, отве­чающего особенностям технологии машинного производ­ства, стала очевидной.

Стилевые направления в индустриальном формообразовании конца XIX в.

Практика раннего дизайна была весьма примитивной. Фун­кциональностью и экономичностью производимой продук­ции занимались инженеры, дизайнеры же отвечали лишь заее эстетический вид. До конца не понимая сути формо­образования в условиях машинных технологий, пришед­шие в промышленность архитекторы, инженеры и худож­ники несли свои традиционные методы работы и свои се­мантические образы.

Опытный образец зачастую представлял собой "функцио­нальную модель" и, являясь как бы промежуточной ста­дией, подразумевает последующую работу художника-дизайнера. Такое формообразование для "внутреннего пользования" находится вне коммерческого спроса, а по­этому и не зависит от моды.

Для таких кустарно изготовленных опытных экземпляров характерны некоторая брутальность, угловатость форм. Однако в таких рукотворных "инженерных" формах, не всегда логичных с позиций машинных технологий, есть своя красота, красота правды, особой простоты и некоторой наивности. Это рациональное "инженерное" направление в формообразовании на рубеже XIX-XX вв. было затем под­хвачено художниками и дизайнерами, превратившись в стиль "функционализм", оказавший решающее влияние на все формообразование в дизайне XX века. На непрофесси­ональном уровне "инженерный стиль" существует до сих пор.

Инженерный стиль

относится прежде всего к опытным лабораторным образ­цам, "поисковым" разработкам различных вновь создавае­мых предметов и механизмов (станков, рабочих инстру­ментов, различных технических устройств). Они создава­лись вне коммерческого спроса, поэтому их формы не зави­сели от моды. При изготовлении таких изделий авторы решали, как правило, сугубо утилитарно-функциональные задачи; вопросы эстетики внешнего вида эргономики, тех­нологии тиражирования и многие другие либо отодвига­лись на второй план, либо не ставились вообще. В таких брутальных, угловатых, подчиненных строгой логике фун­кции и конструкции "инженерных" формах была своя кра­сота, красота правды и простоты. Во многом благодаря этому утилитарный инженерный стиль перерос затем в функционализм, оказавший решающее влияние на все фор­мообразование в дизайне. На непрофессиональном уровне он существует до сих пор.

Архитектурный стиль

использовался на начальном этапе индустриального фор­мообразования для крупных, тяжеловесных, под стать ар­хитектурным, форм: механизмов, мебели, транспортных средств. Ордерные системы, трехчастное построение ком­позиции, начиная с массивных баз и пьедесталов и закан­чивая ажурными карнизами, полками, капителями и прочи­ми архитектурными элементами. Хороший для монументаль­ных статичных архитектурных объемов, такой стиль, од­нако, не всегда отвечал условиям эксплуатации таких ди­намических элементов предметной среды, как механичес­кие станки, транспорт.

Построенный на стройной системе композиционных при­емов и канонов, "архитектурный стиль" повлиял на обще­художественное развитие инженеров и дизайнеров, од­нако механическое копирование монументальных архитек­турных форм в индустриальном формообразовании оказа­лось бесперспективным.

Кич

Украшение индустриально выпускаемых изделий было осо­бенно распространенным на начальной стадии промышлен­ного формообразования для продукции массового потреб­ления, при которых вопросы коммерческого внешнего вида изделий играли особое значение.

Приглашаемые на предприятия художники в целях повы­шения эстетических качеств выпускаемых изделий, не по­нимая сути индустриального формообразования, занима­лись стайлингом внешней формы. В большинстве случаев, вследствие стереотипов мышления как разработчиков, так и потребителей, отсутствия аналогов, такой стайлинг сво­дился к примитивному украшательству, имитации трудо­емкого ручного труда. Пущенные в тираж разукрашенные изделия не только показали дурной вкус с эстетической точки зрения, но и привели в итоге к неоправданному удо­рожанию продукции.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.85.57.0 (0.005 с.)