Институт депутатов при следствиях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт депутатов при следствиях



В соответствии с законами Российской империи по делам, в которых обвиняемые были лицами духовного или воинского звания, купцы, т. е. люди, принадлежавшие по своему званию к какому-либо ведомству, то в качестве лиц, их представляющих, могли допускаться депутаты от этих ведомств. Помещики могли быть депутатами своих крестьян. При депутатах должны были производиться допросы и все следственные действия. В виде исключения без депутата проводились:

1) первоначальные следственные действия;

2) исследование происшествия по «горячим» следам.

Депутаты делились на постоянных и временных.

Постоянные депутаты – депутаты от лиц духовного звания, мещанства и купечества, выделяемые этими структурами для постоянного присутствия при следствиях. Остальные были временно назначенными лицами для проведения определённого следствия и с его окончанием утрачивали свои права.

Постоянные депутаты вызывались следователями повесткой, а временные – через руководство своих ведомств.

Если по прибытии на место следователь не находил депутата, то вызывался местный волостной голова или старшина, который оставался при следствии до конца следствия или прибытия депутата.

Права и обязанности депутатов регламентировались законом, согласно которому они наблюдали за следствием, его полнотой и правильностью и удостоверяли это своей подписью. В случае несогласия с каким-либо действием имели право изложить своё мнение, которое приобщалось к делу. Депутаты присутствовали при производстве, как уголовных, так и гражданских дел.

Адвокатура России в период с 1864 до 1917 г.

Фундаментом реформы и гарантом демократических принципов организации судопроизводства стал суд присяжных, который обеспечивал непосредственное участие населения в отправлении правосудия и был более демократичной формой судоустройства.

Судебными уставали 1864 г. была введена присяжная адвокатура.

Присяжные поверенные состояли при судах для следующих целей:

1) по избранию и поручению лиц, обратившихся к ним за юридической помощью;

2) по назначению в случае необходимости советов присяжных или председателем суда.

 

Требования к присяжным поверенным

1. Наличие диплома университета или другого высшего учебного заведения об окончании курса юридических наук или о выдержанных экзаменах по этим наукам (экстернат).

2.Стаж работы не менее 5 лет по судебному ведомству на должностях, позволяющих приобрести практические навыки в производстве судебных дел.

Присяжными поверенными не могли стать лица:

1. моложе 25 лет;

2. иностранцы;

3. несостоятельные должники;

4. лица, состоящие на государственной службе;

5. лица, ограниченные в гражданских делах

6. лица, привлеченные к уголовной ответственности.

Чтобы стать присяжным поверенным, необходимо было подать прошение в совет поверенных. К прошению прилагались документы, подтверждающие образование, стаж и другую необходимую информацию о претенденте.

Совет присяжных поверенных, рассмотрев представленные лицом документы и «приняв в соображение все сведения, которые признаёт нужными», выносил постановление или о принятии просителя в число присяжных поверенных, о чём выдавалось ему надлежащее свидетельство, или же отказывал в этом.

 

Права и обязанности присяжных поверенных

Присяжные поверенные имели право принять на себя ведение дела, как уголовного, так и гражданского во всех судебных местах округа судебной палаты, к которой они были приписаны. При этом по желанию клиента, присяжный поверенный мог продолжить ведение дела даже не в округе, к которому он приписан, но при этом он должен был подчиняться совету присяжных поверенных того суда, где слушалось дело.

В уголовных делах присяжные поверенные принимали на себя защиту подсудимых:

1) по соглашению с лицом;

2) по назначению председателя судебного места.

Присяжный поверенный, назначенный для производства дела советом или председателем судебного места, не мог отказаться от исполнения данного ему поручения, без уважительной причины.

Гражданские дела присяжные поверенные могли производить на основании:

1) доверенности, данной им доверителем;

2) объявления, поданного доверителем в суд;

3) по назначению советом присяжных поверенных по просьбе доверителя;

4) по назначению председателя суда.

Доверитель имел право определить объем прав присяжного поверенного в полном объеме или на выполнение определенного действия. Не запрещалось иметь по одному и тому же делу нескольких присяжных поверенных.

Оплата определялась соглашением сторон в письменной форме. Если соглашение не было достигнуто, или возникали разногласия в процессе работы, то оплата проводилась по таксе.

Присяжный поверенный не мог действовать в суде в качестве поверенного против своих родителей жены, детей, родных братьев, сестёр, дядей и двоюродных братьев и сестёр. Это положение строилось на основе норм нравственности и морали и строго соблюдалось.

Присяжный поверенный не мог быть в одно и тоже время представителем обеих спорящих сторон, и переходить по одному и тому же делу последовательно от одной стороны к другой.

Присяжным поверенным запрещалось приобретать права своих доверителей по их спорам, как на своё имя, так и под видом приобретения для других лиц. Все сделки такого рода признавались не действительными.

Присяжный поверенный не должен был разглашать тайн своего доверителя не только во время производства его дела, но и по его окончании.

Законом устанавливался определённый порядок привлечения к дисциплинарной ответственности (истребование от привлекаемого к ответственности объяснений, его явка на заседание совета, наличие кворума на заседании, возможность обжалования постановления совета), обеспечивающий объективное рассмотрение дела о проступке.

Институт частных поверенных.

25 мая 1874 г. утверждены «Правила о лицах, имеющих право быть поверенными по судебным делам».

В соответствии с этими правилами по делам, производившимися как в общих, так и в мировых судах, поверенными (кроме присяжных поверенных) моги быть лица, получившие особые свидетельства на право ходатайствовать по другим делам.

Эти свидетельства выдавались мировыми съездами, окружными судами и судебными палатами. Свидетельства давали право на ходатайство лишь в том судебном месте, из которого они выданы, за исключением, например, случая, когда поверенный, принявший на себя хождение по делу, производящемуся в мировых судебных установлениях, окружном суде или в судебной палате, по желанию тяжущегося или подсудимого, ходатайствовал по тому же делу и в кассационных департаментах правительствующего Сената.

Закон от 25 мая 1874 г. является нечем иным, как попыткой легализовать деятельность «подпольных» адвокатов, поставив их под контроль, но оказался неудачным, т. к. не смог соединить присяжную и частную адвокатуру в единое целое на благо обществу.

Советский период в истории адвокатуры России (1917-1991 гг.)

22 ноября 1917 г. Декретом № 1 были упразднены институты частной и присяжной адвокатуры, без какой-либо замены. В соответствии с терминологией, употреблявшейся в этот период времени, в роли защитников по уголовным делам или поверенным по гражданским мог выступить любой человек, пользовавшийся гражданскими правами. Таким образом, адвокатура стала свободной профессией, как и была до судебной реформы 1864 г.

Период с 1917 по 1991 гг., т. е. развитие советской адвокатуры условно делится на следующие этапы:

1) с 1917 по 1922 г.;

2) с 1922 по 1939 г.;

3) с 1939 по 1962 г.;

4) с 1962 по 1991 г., т. е. на четыре периода, каждый из которых является исторический вехой развития нашей страны.

Период с 1917 по 1922 г.

Первой попыткой воссоздать адвокатуру была Инструкция о революционных трибуналах от 19 ноября 1917 г. В соответствии с этой инструкцией при революционных трибуналах должны были быть созданы коллегии защитников, куда принимали лиц по рекомендации местных советов. Декрет № 2 «О суде» от 15 февраля 1918 г. гласил, что при Советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов создавались коллегии правозаступников, т. е. лиц, посвящающих себя правозаступничеству, как в форме общественного обвинения, так и общественной защиты. В эти коллегии могли вступать лица, избираемые и отзываемые Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

По Положению о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 года стали учреждаться коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе.

Члены коллегии избирались Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и были должностными лицами, получавшими содержание в размере оклада, устанавливаемого для народных судей.

21 октября 1920 г. ВЦИК принял дополнение к Положению о народном суде РСФСР, которым коллегии правозащитников были упразднены.

Период с 1922 по 1939 г.

В ходе заседаний 25-26 мая 1922 г. Всесоюзный центральный исполнительный комитет принял Положение об адвокатуре, определившее общие черты корпорации и функции коллегий защитников. 5 июля 1922 г. было принято Положение о коллегии защитников.

В соответствии с данным положением коллегии защитников создавались в каждой губернии при губернских судах. Коллегия защитников являлась общественной организацией. В её состав не включались лица, работавшие в государственных учреждениях и предприятиях, за исключением занимавших выборные должности, а также профессоров и преподавателей высших учебных заведений. Положение не устанавливало образовательного ценза для вступления в коллегии адвокатов.

В 1927 г. решением центральных партийных органов адвокатам – членам ВКП(б) запрещалась частная практика. Долго шёл спор, можно ли адвокатам заниматься частной практикой. В проектах Положения об адвокатуре 1934 г. и 1937 г. это то разрешалось, то не разрешалось, и частная практика рассматривалась как альтернатива деятельности адвокатов в коллегиях. Период закончился принятием 16 августа 1939 г. Положения об адвокатуре СССР.

Период с 1939 по 1962 г.

В соответствии с Положением об адвокатуре в СССР от 16.08.1939 г. для оказания юридической помощи населению в краях, областях, автономных республиках и союзных республиках, не имеющих областного деления, образовывались областные, краевые и республиканские коллегии адвокатов.

В соответствии с новым законом членами коллегии адвокатов могли быть лица:

а) имеющие высшее юридическое образование;

б) окончившие юридические школы при наличии стажа практической работы в судебных, прокурорских и иных органах юстиции не менее одного года;

в) не имеющие юридического образования, но проработавшие не менее трёх лет в качестве судей, прокуроров, следователей и юрисконсультов.

1 декабря 1934 г. было принято постановление ЦИК СССР, установившее особый порядок судопроизводства по делам о террористических организациях и террористических атаках. 14 сентября 1937 г. новым Постановлением ЦИК СССР был определён особый порядок судопроизводства по делам о контрреволюционном вредительстве и диверсиях. Этим постановлением адвокаты не допускались к участию в процессах.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. положила свой отпечаток на работу адвокатов. Так в соответствии с Положением от 22 июня 1941 г. всем военным трибуналам было предоставлено право рассмотрения дел по истечении 24 часов после вручения обвиняемому обвинительного заключения. Президиумы коллегий адвокатов и юридические консультации согласно Письму НКЮ СССР № 16-А от 25 декабря 1941 г. должны были выделять адвокатов при условии получения от суда извещения накануне дня слушания дела.

Количество адвокатов уменьшилось в связи с их уходом в ряды армии на фронт.

Одной из важных задач для коллегий адвокатов в период военного времени было оказание юридической помощи военнослужащим, членам их семей и инвалидам Великой Отечественной войны. Юридическая помощь этим лицам по определённым категориям дел оказывалась бесплатно. Наркомат юстиции СССР Письмом от 6 марта 1943 г. обязал президиумы коллегий для оказания такой помощи выделять наиболее квалифицированных адвокатов.

Период с 1962 по 1991 г.

Положение об адвокатуре РСФСР было утверждено Законом РРСФСР от 25 июля 1962 г.

В соответствии со ст. 1 Положения коллегии адвокатов определялись как добровольные объединения лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Адвокатской деятельностью могли заниматься только лица, состоящие членами коллегий адвокатов.

Размер платы, взимаемой за оказание юридической помощи, а также порядок оказания платной юридической помощи определялся инструкцией Министерства юстиции РСФСР, утверждённой Советом Министров РСФСР.

В соответствии со ст. 9 Положения членами коллегии адвокатов могли быть граждане СССР, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет. В виде исключения в члены коллегии могли приниматься лица, не имевшие высшего юридического образования, при наличии стажа работы по специальности юриста не менее 5 лет.

Конституция СССР 1977 г. включала статью, в которой говорилось об адвокатуре (ст. 161). 30 ноября 1979 г. был принят Закон СССР об адвокатуре.

20 ноября 1980 г., на основе данного Закона было принято Положение об адвокатуре РСФСР.

В соответствии с Положением об адвокатуре 1980 г., коллегия адвокатов является добровольным объединением лиц, занимающихся адвокатской деятельностью.

В субъекте Федерации может быть одна или несколько коллегий, могли образовываться межтерриториальные коллегии.

Высшим органом коллегии адвокатов является общее собрание (конференция) членов коллегии, её исполнительным органом – президиум, а контрольно-ревизионным органом – ревизионная комиссия.

Структурно коллегия состояла из юридических консультаций, которые возглавлялись заведующими. Консультации создавались по согласованию с органами юстиции и местной администрацией. Одновременно в коллегиях создавались адвокатские специализированные бюро на правах консультаций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.244.216 (0.02 с.)