Депрессии при хроническом гепатите 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Депрессии при хроническом гепатите



Обусловлены нарушением функций выделения и обмена, снижением синтеза нейромедиаторов, токсическим поражением нервной системывследствие основного заболевания и побочных эффектов препаратов, применяемых для лечения гепатита (в частности альфа-интерферона). Характеризуются выраженной слабостью, периодическими эпизодами подавленности и тоски, раздражительностью, неприятными телесными переживаниями, расстройствами сна. Особую проблему представляет фармакотерапия депрессий при гепатите из-за опасений повреждения печени антидепрессантами. Препарат гептрал (адеметионин) частично разрешает эту проблему — он одновременно восстанавливаетклетки печени, уменьшая интоксикацию, и нормализует обмен серотонина, обладая антидепрессивным и активирующим действием.

Депрессии при сахарном диабете

Больные диабетом страдают депрессиями в три раза чаще, чем население в целом (Смулевич А. Б. с соавт., 2000). Природа такой «соболезненности» до конца не изучена, но в семьях пациентов с расстройствами настроения часто встречаются больные с нарушениями углеводного обмена. Зачастую дебют диабета совпадает с первым эпизодом депрессии. Клиническая картина характеризуется преобладанием слабости, апатических проявлений с бездеятельностью и повышенной сонливостью, раздражительного оттенка настроения, снижением полового влечения, периодически с гневливостью и обидчивостью, что в свою очередь провоцирует частые конфликты с близкими. Иногда состояние достигает степени тяжелого депрессивного эпизода с нежеланием жить и суицидальными попытками. Присоединение депрессии утяжеляет течение основного заболевания за счет равнодушного отношения к себе, несоблюдение режима и диеты, отказа от приема медикаментов. По мере утяжеления основного заболевания и появления расстройств микроциркуляции вследствие поражения мелких сосудов (ангиопатий) картина депрессии все больше напоминает таковую при органических депрессиях.

 

Депрессии при алкоголизме

Возникают в периоде воздержания от алкоголя вследствие обменных нарушений (в частности из-за выведения алкоголя из измененного у алкоголика обмена веществ снижается выработка дофамина). Именно депрессия может служить причиной отчаяния и «срыва» при попытках бросить пить самостоятельно. В этом состоит основная опасность этого состояния. Депрессия после отмены алкоголя длиться до нескольких недель, после симптоматика плавно затухает. У пациентов на фоне астено-депрессивного, с оттенком раздражительности и недовольства состояния появляется обостренное чувство стыда и вины за свое поведение и состояние. Труднее использовать психологические защиты в форме отрицания зависимости и рационализации причин пьянства. Это состояние может быть даже полезным для формирования мотивации на трезвый образ жизни и служит успешным моментам для начала наркологического лечения с обязательным проведением патогенетической психотерапии. Если нет глубинной проработки механизмов срыва, не сформирована критика к зависимости, то последующий срыв будет, как правило, тяжелее предыдущего и алкоголик, обесценив любые усилия специалистов, предпочтет «лечить депрессию» самым привычным для него способом. Ведь сам алкоголизм ― это химическое усиление механизма отрицания, душевный протез и если опасное лекарство забрали, то нужно лечить само заболевание, его вызвавшее (а это чаще всего расстройства настроения вследствие психических травм у лиц с обостренным чувством значимости и склонностью к самопринуждению).

 

Депрессии при СПИДе

Проявляются в раннем периоде развития заболевания тревожно-депрессивными состояниями часто при выявлении инфицирования ВИЧ. Больные стремятся к изоляции, обвиняют себя в случившемся, нередки суицидальные попытки. В дальнейшем на поздних стадиях заболевания утяжеляются вследствие специфического поражения головного мозга-снижения памяти и внимания, забывчивости, рассеянности, общего снижения интеллекта.

 

Депрессии при почечной недостаточности

Обусловлены интоксикацией вследствие нарушения функций выделения. Отмечается снижение активности, утомляемость, заторможенность, слезливость, плаксивость (Петрова Н. Н., 1992). Также могут провоцировать отказ от лечебных мероприятий (гемодиализа, « искусственной почки») и конфликты с родственниками.

 

Депрессии при заболеваниях желудочно-кишечного тракта

Практически всегда синдром раздраженного толстого кишечника (СРТК) проявляющийся в чередовании спастических болей внизу живота, приступообразных позывах на дефекацию, вздутием, повышенным газообразованием, чередованием запоров и поносов и страхом неожиданной дефекации в публичном месте, сопровождается клинически выраженной тревожной депрессией. Антидепрессивная фармакотерапия в сочетании с психотерапией и наряду с препаратами, влияющими на моторику кишечника, являются основными средствами в лечении СРТК. Депрессивные расстройства сопровождают клинические проявления неспецифического язвенного колита, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, хронических гастритов. Обострения этих расстройств совпадают с обострением депрессии и также носят сезонный характер, взаимно усиливая свои проявления.

Иногда депрессивные состояния провоцируются применением медикаментозных препаратов, применяемых для лечения соматических заболеваний. Стоит предупредить что этот эффект возникает необязательно и не у всех, и иногда цена отмены препарата дороже цены тех незначительных изменений настроения, которые он вызывает. Эти вопросы всегда лучше решать с лечащим врачом, который при необходимости проконсультируется с психотерапевтом или психиатром.

Ниже приведен список препаратов, обладающих потенциально депрессогенным действием.

· Препараты, снижающие давление (резерпин, клофелин и бета-блокаторы);

· Противовоспалительные средства гормональной природы (гидрокортизон);

· Препараты для химиотерапии онкозаболеваний (винбластин и аналоги);

· Противозачаточные средства гормональной природы;

· Сердечные препараты (дигоксин, верапамил, нифедипин);

· Иммуномодуляторы из группы интерферонов;

· Антациды (препараты,снижающие кислотность) (ранитидин).

Медикаментозно спровоцированные депрессивные состояния, как правило, носят нестойкий характер и могут быть скорректированы изменением дозы, диетотерапией и при необходимости коротким курсом антидепрессивного лечения.

Депрессии у женщин репродуктивного возраста

Депрессивные состояния у женщин репродуктивного возраста связаны с взаимодействием психосоциальных факторов, личностной предрасположенности и циклических изменений гормонального фона во время менструального цикла и беременности.

Наиболее часто встречаются предменструальные дисфории и послеродовые депрессии.

 

Предменструальные дисфории

Их возникновение связано с последней фазой менструального цикла, когда активны гормоны «желтого тела», подготавливающие организм женщины к зачатию. В мягком виде признаки предменструального синдрома знакомы многим женщинам — снижение настроения, раздражительность, гневливость, обидчивость, плаксивость, повышенная чувствительность к дискомфорту, усталость, повышение аппетита, ощущение «разбухания» тела, напряжение, сонливость или затрудненное засыпание. На этом фоне могут развиваться семейные конфликты, придирки по мелочам (берегитесь, мужья!), конфликты на работе. Расстройство проявляется за 5-7 дней до начала менструации, и его симптомы уходят в течение первых двух дней месячных. Тем не менее, они могут послужить основой для ссор и серьезных жизненных решений. Их частое возникновение может быть связано с проявлениями других расстройств (обменных нарушений, анемии, последствий хронических инфекций).

 

Послеродовые депрессии

Психоэмоциональные расстройства у женщин, связанные с родами, можно условно разделить по степени выраженности на три основные категории: «послеродовое уныние», послеродовая депрессия и послеродовые психозы. Эти состояния были описаны еще на заре развития медицины, однако только в последние десятилетия они стали объектом серьезных исследований и практических лечебно-профилактических разработок. Необходимо отметить, что хотя до 80% женщин могут испытывать колебания настроения как в дородовом, так и послеродовом периодах, только у 10-20% из них изменения настроения достигают той степени выраженности, когда их можно квалифицировать как так называемое аффективное расстройство.

Так называемое «послеродовое уныние» или, как это состояние принято называть за рубежом, послеродовый стресс «бэби блюз» (baby blues), наблюдается у 50-70 % женщин. Его признаки появляются на 3-4-й день после родов, наиболее очевидны на 5-7-й день (что совпадает по времени с пиком гормонального сдвига) и в большинстве случаев исчезают к 10-12 дню. Женщины при этом испытывают колебания настроения, часто плачут, становятся тревожными, беспокойными или раздражительными и отмечают нарушения сна. Такое состояние может прерываться периодами хорошего самочувствия и настроения. Такие состояния обычно не требуют специального лечения, однако тот факт, что у 15-20 % женщин, испытывающих «послеродовое уныние», могут развиться в последующем клинически выраженные симптомы депрессии, требует внимательного отношения к подобному состоянию женщины со стороны близких и медицинских работников.

По крайней мере одна из 10 матерей страдает от послеродовой депрессии. Она является одним из наиболее частых послеродовых осложнений и возникает у 10-13 % рожениц. Как правило, в таких случаях не всегда удается поставить верный диагноз, потому что матери неохотно обращаются к врачам за помощью. Психотические состояния в послеродовой период возникают не более чем в 0,1-0,3 % случаев. То есть из каждой тысячи родивших женщин от 1 до 3 страдают еще более тяжелой формой депрессии — послеродовым психозом, при котором у женщины появляются бред или галлюцинации, нередко сопровождающиеся навязчивой идеей причинить вред себе или ребенку. Психотическое состояние в значительной степени нарушает способность женщины к естественному семейному и социальному функционированию, а также представляет существенный риск совершения суицидальной попытки. В большинстве случаев послеродовое психотическое состояние требует неотложной госпитализации больной. Ранняя послеродовая депрессия развивается в первые дни или недели после родов, и длиться, обычно, от недели до месяца. Поздняя послеродовая депрессия развивается обычно спустя несколько месяцев после беременности. Её длительность может быть различной, но чаще она длится больше месяца. Если она затягивается надолго (многие месяцы и годы), то в таких случаях уже выставляется более тяжелый психиатрический диагноз (например, биполярное расстройство). В небольшом проценте случаев послеродовые нарушения эмоциональной сферы и поведения могут оказаться манифестацией шизофрении.

Наиболее часто депрессия проявляется через 30-35 дней после родов и в некоторых случаях может продолжаться до 1,5-2 лет. Однако в большинстве случаев депрессивный эпизод благополучно спонтанно заканчивается спустя 3-6 месяцев после родов. Симптомы послеродовой депрессии соответствуют диагностическим критериям депрессивного расстройства. У больной отмечаются ухудшение настроения, уменьшение энергичности, активности, способности радоваться, получать удовольствие, снижением интересов и затруднением длительного сосредоточения внимания. Обычной является выраженная усталость, даже после минимальных усилий. Как правило, нарушается сон и ухудшается аппетит. Самооценка и уверенность в себе почти всегда снижены, даже при легких формах заболевания. Часто присутствуют мысли о собственной виновности и бесполезности. Пониженное настроение, мало меняющееся день ото дня, не зависит от обстоятельств и может сопровождаться такими симптомами, как потеря интереса к окружающему и утрата ощущений, доставляющих удовольствие. Характерным является пробуждение по утрам на несколько часов раньше обычного времени, усиление депрессии по утрам, выраженная психомоторная заторможенность, тревожность, потеря аппетита, похудание и снижение либидо.

В большинстве случаев послеродовая депрессия в начальный период остается нераспознанной. Наиболее характерным примером является бытующее представление о «естественных капризах» или недостатках характера роженицы, которая обращается за помощью к родным вместо того, чтобы активно ухаживать за ребенком. Потеря инициативы и энергичности или страх быть осужденной и обсуждаемой окружающими часто мешает женщине обратиться за врачебной помощью. Однако даже при обращении к врачу болезнь часто остается нераспознанной, поскольку некоторые врачи склонны считать такое состояние временной и естественной реакцией на стресс, которым и являются роды, особенно для первородящих. При этом депрессия может нарастать в течение нескольких месяцев, а лечение этого состояния откладывается до момента возникновения показаний для неотложной госпитализации в стационар.

Вероятность формирования послеродовой депрессии повышается при наличии следующих факторов:

· недостаточность социальной поддержки (от наличия материальных затруднений до непонимания со стороны ближайшего окружения);

· недостаток опыта по уходу за детьми;

· незапланированная и/или нежелательная беременность;

· сниженное настроение, тревожные состояния и пессимистические представления в течение беременности;

· неблагополучные супружеские отношения;

· плохие отношения между больной и ее матерью в прошлом;

· патология предшествующих беременностей и родов;

· употребление алкоголя и психоактивных веществ в начальные сроки беременности и предшествующий период;

· физическое истощение и недостаточность питания;

· указания в анамнезе на психические расстройства, особенно аффективные;

· сведения в анамнезе о суицидальных попытках;

· указания на психические нарушения у кровных родственников.

 

Раздел 3. Эвтаназия.

 

Тема 6. Общие вопросы эвтаназии.

 

«Пока смерть подвластна нам, мы никому не подвластны».

Сенека

Право на добровольный уход человека из жизни (трактуемое как самоубийство) практически безоговорочно осуждается всеми мировыми религиями. Однако есть и исключения, наиболее известными из которых являются японские религиозные культы, часто возводившие благородную смерть от собственной руки в разряд высшего нравственного идеала. С другой стороны, невероятное влияние, которое оказывало христианство на все аспекты жизни европейцев на протяжении тысячелетий, не смогло предотвратить настоящей эпидемии самоубийств среди представителей высших классов в эпоху Средневековья. Георгес Миноис (Georges Minois), автор масштабного исследования «История самоубийства: добровольная смерть в западной культуре» (History of Suicide: Voluntary Death in Western Culture) отмечает, что европейское общество столетиями считало неприемлемым самоубийства, совершаемые представителями низших классов, но достаточно спокойно смотрело на аналогичные действия дворян.

Подобное расхождение взглядов при оценках феномена самоубийства прослеживалось всегда. Как мы уже отмечали, античные мыслители Платон и Аристотель относились к самоубийствам крайне отрицательно. Однако некоторые философы, бывшие их современниками, (например, стоики) считали самоубийство проявлением высшей свободы человека. Античный мир периода правления римских императоров и борьбы политических партий и группировок знает немалое число самоубийств римской аристократии по политическим мотивам, достаточно назвать имена Катона, Кассия, Брута Сципиона, Сенеки. Суицид такого рода приобретал форму особого вида искусства, так, например, в Египте в период правления Марка Антония существовала академия (синапофименон), члены которой в порядке очередности заканчивали свою жизнь самоубийством, а на заседаниях обсуждали и придумывали новые легкие и «приятные» его способы. Идеология скептиков, эпикурейцев, стоиков выполняла роль особого провокатора суицида по принципу понимания индивидуальной свободы в качестве права на смерть: вход в жизнь один, выходов — много. Из истории античной Греции эпохи эллинизма особым образом выделялся представитель сократической школы киренаиков Гегесий ― «смертепроповедник», во время выступления которого «благодарные» слушатели могли тут же покончить жизнь самоубийством. Христианство, как уже неоднократно упоминалось выше, крайне негативно относилось и относится к суициду, вплоть до того, что самоубийц было принято хоронить на неосвященной земле ― за кладбищенской оградой. Однако существуют и христианские учения, при определенных обстоятельствах оправдывающие самоубийц.

По оценкам Миноиса, западная цивилизация периодически проводила переоценку своего отношения к суициду. Наиболее заметные изменения произошли в XVIII веке после начала эпохи бурного развития науки: суицид стали рассматривать не только как «сделку отдельного человека с искусителем (дьяволом)», но и как результат взаимодействия индивида и общества. Достаточно вспомнить эссе «О самоубийстве» Д. Юма, защиту права на самоубийство Ж.-Ж. Руссо, Монтенем, Гете, появление «клубов самоубийц» в XIX веке (вспомним ироничное описание такого «клуба» писателем Стивенсоном), наконец, возобновление идеи альтруистического самоубийства как права стариков на добровольный уход из жизни в «Этюдах оптимизма» И. И. Мечникова, самоубийство П. Лафарга и его жены в качестве живого примера следования подобной идеологии. В XIX веке в светских кругах верх взяли взгляды, существующие и сегодня ― самоубийство чаще воспринимается не как грех и не как акт личной свободы, а как проявление болезни ― психологической, моральной, физической или социальной. Любопытно, что изменения взглядов отразились и на английском языке ― до XVIII века для обозначения этого явления использовалось слово «самоубийство» / self-murder, после стал доминировать общепринятый нейтральный термин «суицид» / suicide.

Эвтана́зия (от греческого ευ — «хороший» + θάνατος «смерть») — практика прекращения (или сокращения) жизни человека или животного, страдающего неизлечимым заболеванием, испытывающего невыносимые страдания, в удовлетворение просьбы без медицинских показаний в безболезненной или минимально болезненной форме, для сокращения страданий.

Впервые в качестве термина слово «эвтаназия» было использовано Фрэнсисом Беконом в XVII веке в качестве определения «легкой смерти».

До начала II мировой войны идея эвтаназии нашла широкое распространение в ряде европейских стран. Реализация идеи была активно предпринята в Германии (так называемая «Программа умерщвления Т-4»). Надо отметить, что в то время эвтаназия и евгеника пользовались определенной популярностью в медицинских кругах многих европейских стран.

Пионером в области законодательной легализации добровольной смерти стали Нидерланды. В 1984 году Верховный суд страны признал добровольную эвтаназию приемлемой.

Эвтаназия была юридически легализована в Бельгии в 2002 году. В 2003 году это помогло расстаться с жизнью 200 смертельно больным пациентам, а в 2004 году — 360 пациентам. С апреля 2005 года в бельгийских аптеках появились специальные наборы для эвтаназии, позволяющие упростить процедуру добровольного ухода из жизни. В набор стоимостью примерно 60 евро входит одноразовый шприц с ядом и другие необходимые для инъекции средства. Такой набор может заказать только практикующий врач, который должен указать точную дозировку отравляющего вещества. По закону в Бельгии может подвергнуться эвтаназии человек старше 18 лет, страдающий неизлечимым заболеванием. После нескольких письменных запросов, подтверждающих твердую решимость больного, врач может провести эвтаназию. Согласно официальной статистике в 40 процентах случаев процедуру проводят на дому у пациента.

Примеру Бельгии последовали Нидерланды и Северная Территория Австралии, а в процессе написания нашей книги к ним присоединился Люксембург. Для принятия этого закона парламенту страны пришлось вносить поправки в конституцию, которые ограничили полномочия монарха. Великий Герцог Люксембургский Анри, убежденный католик, категорически отказался подписывать этот закон.

В ряде стран, например, Швейцарии и в нескольких штатах США, действует норма, в соответствии с которой врач может выписать больному пациенту смертельную дозу лекарства, которое тот должен принять самостоятельно. Ежегодно так уходят из жизни не менее 100 швейцарцев. Препараты для эвтаназии свободно продаются в Мексике, куда за ними приезжают из Европы. В 1997 году Конституционный суд Колумбии постановил, что врач, выполнивший желание безнадежно больного пациента о добровольной смерти, не несет за это ответственности перед судом. В марте 2009 года конгресс Уругвая утвердил закон о праве неизлечимо больных людей отказаться от медобслуживания, фактически легализовав эвтаназию. Президент теперь лишь должен формально ввести в действие данное законодательство.

В США закон, разрешающий оказание медицинской помощи в осуществлении самоубийства больным в терминальной стадии, был принят (с рядом ограничений) в ноябре 1994 года в штате Орегон. После чего еще в двух частях Соединенных Штатов (решениями Апелляционных Судов Второго Округа (Нью-Йорк и др.) и Девятого Округа (Калифорния и др.) были приняты нормативные акты, по которому врач может выписывать пациенту, но не давать сам, вызывающие смерть препараты. В марте 2009 года в американском штате Вашингтон вступил в силу закон, разрешающий врачам прописывать неизлечимо больным пациентам, желающим прекратить страдания, летальную дозу препаратов. Согласно новому закону, они могут быть прописаны только пациенту, которому по расчетам осталось жить не более полугода, причем достигшему 18-летнего возраста и постоянно проживающему в штате. Желающий уйти из жизни должен сделать два устных запроса с интервалом 15 дней, а затем составить письменный запрос, подтвержденный двумя свидетелями, не связанными с заявителем. На основании заявления врач выписывает рецепт на смертельную дозу какого-либо препарата; приобрести и принять его человек должен сам.

В России, на Украине и в Казахстане эвтаназия людей запрещена законодательно. Однако, масс медиа переодически муссирую слухи о возможных изменениях в этом вопросе. Так по сообщению радиостанции "Эхо Москвы" весной2009 года, законопроект разрешающий эвтаназию в России готовится в Совете Федерации. Инициативу Верхней палаты парламента поддерживает глава общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Александр Савенский. Добавим, что инициатором этого проекта выступила председатель комитета Совета Федерации по социальной политике Валентина Петренко.

«Краткий оксфордский словарь» дает следующие три значения слова «эвтаназия»: «спокойная и легкая смерть», «средства для этого», «действия по ее осуществлению».

Теоретики выделяют два вида эвтаназии: пассивная эвтаназия (намеренное прекращение медиками поддерживающей терапии больного) и активная эвтаназия (введение умирающему лекарственных средств либо другие действия, которые влекут за собой быструю смерть). К активной эвтаназии часто относят и самоубийство с врачебной помощью (предоставление больному по его просьбе препаратов, сокращающих жизнь, как, например, в 1939-м закончил свою жизнь З. Фрейд).

Помимо этого, необходимо различать добровольную и недобровольную эвтаназию. Добровольная эвтаназия осуществляется по просьбе больного или с предварительно высказанного его согласия (например, в США и некоторых странах Европы распространена практика заранее и в юридически достоверной форме выражать свою волю на случай необратимой комы). Недобровольная эвтаназия осуществляется без согласия больного.

Пожалуй, самой скандальной фигурой, ассоциируемой в массовом сознании с проблематикой эвтаназии, на сегодняшний день является американский врач Джек Кеворкян (Jack Kevorkian ). Он родился 26 мая 1928 в Понтиаке, штат Мичиган, в семье армянских эмигрантов. Кеворкян окончил медицинский факультет Мичиганского университета в 1952 году, работал патологоанатомом в различных клиниках Калифорнии и Мичигана. Там же он пришел к убеждению в этичности эвтаназии, когда больному уже невозможно помочь. Вскоре Кеворкян снискал себе славу самого отчаянного в стране сторонника легализации практики умерщвления больных из гуманных соображений и около десяти лет воплощал эту идею в жизнь. Он известен под именем «Доктор Смерть» и как создатель двух типов «машин смерти»: Mercithrone (от английского mercy — «милосердие») и Thanathrone (от греческого thanatos — «смерть»). Первое устройство убивает с помощью инъекции ядовитого вещества (системы подачи анальгетиков и токсичных препаратов в кровь пациентов), второе, напоминающее кислородную маску или противогаз,— угарным газом.

Поиск потенциальных клиентов Кеворкян начал весной 1987 года с публикации объявлений: «Принимаются заявки. Вы страдаете смертельной болезнью, потрясены страшным увечьем, ваша инвалидность не поддается лечению? Пишите: а/я 261, Ройал Оук, Мич. 48068-0261. При наличии медицинских показаний к прекращению жизни вам будет обеспечена необходимая помощь. Бесплатно».

Кеворкян сам выходил на улицы Детройта, раздавая визитки: «Джек Кеворкян, доктор медицины. Биоэтика и обитиатрия. Специальные консультационные услуги в вопросах смерти». Придуманным Кеворкяном термином «обитиатрия» должна была обозначаться им же придуманная отдельная медицинская дисциплина, занимающаяся вопросами досрочного и неестественного прекращения жизни.

4 июня 1990 года 54-летняя американка Дженет Эдкинс, страдающая болезнью Альцгеймера, умерла в старом микроавтобусе доктора Кеворкяна, приведя в действие «Мерситрон». Это стало первым в США официально признанным случаем самоубийства с врачебной помощью. «Самоубийство» чаще всего проводилось во дворе частного дома Кеворкяна или в его микроавтобусе. Пациент собственноручно должен был привести в действие капельницу-смеситель, чтобы никого нельзя было обвинить в его убийстве. Иногда Кеворкян, впрочем, отказывался от отработанного годами плана и к обычной реанимационной маске вместо баллона с кислородом подсоединял емкость с угарным газом. Тела он оставлял в мотелях, приемных больниц и моргах. Кеворкян участвовал в умерщвлении 130 человек и был приговорен к 25-летнему заключению. 1 июня 2007 г. 79-летний Доктор Смерть, отсидевший в мичиганской тюрьме «Кинросс» 8 из 25 лет, досрочно вышел на свободу. Кеворкян был помилован после того, как в тюрьме у него начались серьезные проблемы со здоровьем: он болен гепатитом C и диабетом.

Отношение в американском обществе к Доктору Смерть неоднозначное. С одной стороны, осуждение католической церкви, официальной медицины и многих простых людей. С другой — Кеворкян стараниями масс-медиа предстает почти героем — он лауреат десятков премий за вклад в пропаганду гражданских прав и свобод. Его работа финансируется крупными филантропами, в том числе Джорджем Соросом. Кеворкян — автор самой спорной книги об эвтаназии «Рецепт — медицид». Его имя для некоторых людей стало таким же синонимом сострадания и желания помочь, как и имя матери Терезы. Для большинства его сторонников он — Доктор Последняя Надежда.

Из мифов, которыми окутана деятельность Джека Кеворкяна, самым распространенным и стойким, пожалуй, является тот, что доктор помогает уйти из жизни только смертельно больным и только по их собственному согласию, принятому после тщательных раздумий. Не менее распространенным считается и миф о том, что Кеворкян гарантирует «достойный и безболезненный уход». Это не так. Кеворкян неоднократно помогал умереть тем, чья болезнь не была смертельной, или тем, кто, по мнению врачей, был не в состоянии принять самостоятельное решение. Среди таких случаев — самоубийство 72-летней Маргарет Гарриш, единственным хроническим заболеванием которой был ревматизм. Она разочаровалась в одном из лекарств, прописанных врачом, и обратилась к Кеворкяну. Тот помог. 42-летняя Джудит Каррен, которой Кеворкян «помог» в 1996 году, страдала, согласно показаниям ее лечащего врача, «депрессией и синдромом хронической усталости».

Безусловно, многогранную и неоднозначную проблему эвтаназии нельзя сводить к деятельности одной личности и полярным оценкам. Однако пока эвтаназия как факт реальности игнорируется обществом, она бессознательно вытесняется и ассоциируется лишь с личностями, подобными Кеворкяну.

Эвтаназия вызывает категорические разногласия в медицинском сообществе, среди депутатов разных стран и в целом в обществе. Одна часть граждан отстаивает эвтаназию как неотъемлемое право человека распоряжаться своей жизнью. Так, в декабре 2008 года в программе Real Lives британской телекомпании Sky прошла передача «Право на смерть», в которой транслировалась видиозапись процесса эвтаназии смертельно больного ― бывшего университетского профессора Крэйга Эверта. Это было сделано в соответствии с его завещанием "с просветительской целью". Другая часть общества, как показывают социологические опросы, составляющая большинство населения мира, категорически против эвтаназии, как преднамеренного убийства, разрешение которого может иметь далеко идущие последствия.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.036 с.)