Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 1: Сельскохозяйственное страхование в России (1980-90 г.г.)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В 2000 г. исполняется 10 лет, как было упразднено обязательное с/х страхование. Это произошло по инициативе самих аграриев, которым в условиях нестабильных цен было трудно резервировать до 13% стоимости урожая в страховых резервах. После отмены обязательного страхования (речь идет о страховании посевов, потому что это основной вектор страхования в агропромышленном комплексе), не было создано системы добровольного страхования, и в сельском хозяйстве по этой причине и по ряду других причин стали нарастать неприятные тенденции — рост по кредиторской задолженности, ухудшение финансового положения сельхозтоваропроизводителей. В свою очередь ухудшение финансового состояния агропромышленного комплекса и резкое снижение государством компенсационных возмещений привело по существу к разрушению страховой защиты сельскохозяйственного производства. В связи с большой рискованностью страхования посевов и практически отсутствием государственной поддержки со страхового поля по существу ушла разветвленная и хорошо отлаженная система Госстраха. Понимая невозможность функционирования сельскохозяйственного производства без страхового сопровождения, Минсельхозпрод предпринял ряд мер по возрождению страхового обеспечения в агропромышленном комплексе. Так, по инициативе Минсельхозпрода и при его активной поддержке, уже после отмены обязательного страхования была создана сеть страховых компаний "Агрострах", в которую входило более 30 филиалов из различных регионов нашей страны. При содействии профсоюзных организаций была создана коммерческая сеть страховых компаний "Агрополис", у которой также было более 50 филиалов почти во всех регионах страны. Что касается системы обязательного страхования, то наблюдения за ней показывают, что она имела бесспорные преимущества: - Во-первых, это была мощная система, которая охватывала все предприятия. Она несмотря на все имеющиеся недостатки в основном позволяла обеспечивать возмещение ущерба, нанесенного стихийными бедствиями. - Во-вторых, эта система охватывала всю Российскую Федерацию, что очень важно. Ведь особенность российской системы состоит в том, что земледелие здесь развернуто на больших сельскохозяйственных площадях, сельскохозяйственные культуры находятся в самых разнообразных природно-экономических условиях. Каждый год одни регионы имеют хороший урожай, другие — сниженный урожай. Таким образом, в одних регионах образуется излишек средств, в других — недостаток. Система обязательного страхования обеспечивала аккумуляцию излишков средств в одних районах и направления их в другие районы, обеспечивая перераспределение этих финансовых ресурсов. - В-третьих, эта система имела централизованный резерв, запасной фонд. Важное значение имеет также то обстоятельство, что в данном случае страхование по существу бессрочное, т. е. эта система создавала у производителя уверенность в том, что когда бы негативные события не произошли, производителям будет возмещен ущерб. В начале 1990-х гг. была предпринята попытка создать сеть фермерских страховых компаний. И с этой целью из государственного бюджета на формирование, или пополнение уставных фондов, уставных капиталов было направлено свыше 19 млрд деноминированных руб., т. е. по-нынешнему 19 млн руб. В 1995 г. принято Постановление Правительства РФ о государственной поддержке фермерских страховых компаний, и была создана межведомственная комиссия для регулирования вопросов организации страхования именно среди фермерских страховых компаний. К сожалению, эти организационные меры, без достаточной экономической поддержки государства, не дали ожидаемых результатов, и "Агрострах", а следом за ним и "Агрополис" прекратили свою деятельность. В настоящее время в плачевном состоянии оказались и многие фермерские страховые компании "Поддержка". В целях координации деятельности страховых компаний, работающих на страховом поле агропромышленного комплекса и выполняющих представительские, лоббистские функции, по инициативе ряда страховых компаний и при активной поддержке Министерства сельского хозяйства в начале 1996 г. была учреждена ассоциация агропромышленных страховщиков, в которую вошли на первом этапе 7 страховых компаний. Число их за эти годы изменялось, и в настоящее время в эту ассоциацию входит 17 страховых компаний, основная масса которых работает на страховом поле агропромышленного комплекса. Правительством делались попытки возрождения страхового рынка. Так, еще в 1993 г. в федеральном бюджете была предусмотрена государственная поддержка в размере 50 %. Однако фактически она не была осуществлена и в дальнейшем снижена до 25%. Так, из подлежащих компенсации в 1996 г. 312 млн руб. выплачено было уже в 1997 г. всего 20 млн руб., в 1997 г. из предусмотренных бюджетом 296 млн руб. также было выплачено уже в 1998 г. 20 млн и в 1998 г. — 15 млн руб. В 1999 г. в бюджете было предусмотрено всего 90 млн руб., из которых 31 млн ушло на покрытие кредиторской задолженности страховым компаниям, осуществляющим свои операции в АПК за 1998 г., и всего 58 млн было выплачено в порядке компенсации по страхованию посевов за 1999 г. хотя положено было выплатить более 400 млн руб. К сожалению, на сегодня компенсация законодательно не узаконена, есть только строка в федеральном бюджете и инструктивное письмо Министерства финансов РФ и Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ о порядке и условиях проведения страхования сельхозпосевов. Отсутствие законодательства ставит и сельхозтоваропроизводителей и страховщиков в крайне сложное положение. Сегодня крестьянин должен выбирать: купить горючее, чтобы провести весенний сев или заплатить первый взнос страховщику. И, естественно, у страховщика нет уверенности в действиях государства по покрытию бюджетной части страхового взноса. Все это привело к тому, что на страховом поле агропромышленного комплекса осталось всего 14-15 страховых компаний, и только 23 региона еще страхуют посев сельскохозяйственных культур. К тому же существующую практику страхования лишь условно можно отнести к категории страхования, так как страховщик сегодня несет свою ответственность только в пределах поступивших страховых платежей. К сожалению, в стране, где в большинстве регионов сельскохозяйственное производство ведется в экстремальных или рискованных условиях, страхуется менее 10% зерновых культур. Страхуется только около 15% крупных сельскохозяйственных товаропроизводителей — бывших колхозов и совхозов и немногим более 1% — фермерских и крестьянских хозяйств. Сегодня те хозяйства, которые застраховали свои посевы и внесли, свои, пусть и небольшие, страховые взносы, практически исключаются из программы помощи, оказываемой по линии этих отдельных решений правительства. По указанным проектам существует несколько принципиальных замечаний. Во-первых, в связи с тем, что Законом и Постановлением Правительства определена добровольность субсидирования страхования посевов при определенных условиях, то и страхование осуществляется при соблюдении определенных принципов (правил), которые вправе диктовать государство или его орган — Агентство по регулированию страхования. Следует заметить, что опыт стран, где бюджетная поддержка составляет 50% и более, показывает, что даже в этих условиях используют ее не более чем в 60% хозяйств. Да и у нас при обязательном страховании действовал механизм перераспределения, при котором целый ряд регионов (не самых экономически сильных, в основном, это зона Нечерноземья, Центральная зона, где производство ведется без серьезных природных катаклизмов и колебаний), постоянно субсидировали другие, даже более благоприятные зоны. И одно это уже говорит о том, что в рыночных условиях мы не можем перейти к обязательному страхованию, ввести по существу налог на все хозяйства, даже на те, которым не требуется страхование или которые в силу природных или экономических условий могут ввести так называемое самострахование. Во-вторых, много толкований сегодня вызывает введение 50%-ного возмещения страховых взносов. Есть предложение, связанное с экономическим положением в нашей стране, перейти к 50%-ному возмещению бюджетной части в течение определенного периода времени, например в течение 3-5 лет. Начать с 25%, последовательно довести до 50%. Предлагается также ограничить круг страхуемых регионов финансовыми возможностями, т. е. ограничиться накоплением опыта в двух-трех регионах. В 1999 г. впервые пришла на страховое поле страховая компания "Спасские ворота". Ей удалось взять гибнущие страховые компании ряда регионов к себе в виде филиалов. Однако, несмотря на очень большую работу, которую проводила эта компания, она сумела в Московской области охватить всего лишь 10 хозяйств за год, да и в 2000 г. вряд ли их будет больше. В других регионах также в каждом охвачено 15-20 хозяйств. Для страховых компаний эта работа совершенно не похожа на ту, с которой они до этого сталкивались в других отраслях, особенно в промышленности. Тем самым внедрение этого процесса тоже как бы растягивается. Как показывает практика других стран, охватить страхованием удастся далеко не все хозяйства, и если через 4-5 лет в целом по стране будет охвачено 55-60% хозяйств, то для этого потребуется бюджетной поддержки, как минимум, 2,5-3 млрд руб. При заключении договоров на 5 лет (а это наиболее оптимальный срок) учитывается цикл сельскохозяйственного производства. В одни годы имеется хороший урожай, в другие – плохой – поэтому эту проблему надо рассматривать в совокупности. Нельзя допускать, чтобы на сроках страхования "играл" производитель: если он чувствует, что будет хороший год, он не будет страховаться, а если он предчувствует, что будет плохой год, он будет страховаться.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.227.250 (0.007 с.) |