Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приводим фрагмент занятия по развитию импрессивной речи у детей с диагнозом «задержка речевого развития».

Поиск

 

В группу вносится корзина с большими и маленькими мячами. Дети встают вокруг корзины.

 

Взрослый (доставая большой мяч):

 

- Мяч. Большой мяч. На.

 

Передает мяч по кругу детей. Кладет его в корзину. Достает маленький мяч.

 

- Мяч. Маленький мяч. На.

 

Передает мяч по кругу детей. Затем кладет мяч в корзину.

 

- В корзине мячи. Достаньте большие мячи.

 

Дети достают большие мячи.

 

- Поиграйте с мячами. Положите мячи в корзину. Достаньте маленькие мячи. Поиграйте с маленькими мячами. Положите мячи в корзину.

 

Взрослый кидает мяч об пол со словами:

 

- Мяч прыгает. Мячи прыгают. Покажите, как прыгают мячи.

 

Дети бросают мячи об пол. Взрослый подбрасывает мяч и говорит:

 

- Мяч летит. Мячи летят. Покажите, как мячи летят.

 

Дети подбрасывают мячи. Взрослый катит мяч со словами:

 

- Мяч катится. Мячи катятся. Покажите, как катятся мячи.

 

Дети катают мячи.

 

- Догоняйте мячи.

 

Дети бегут за мячами.

 

- Положите мячи в корзину.

 

Дети кладут мячи в корзину.

 

 

Практические рекомендации по развитию импрессивной речи у детей раннего возраста

 

На первых этапах развития понимания речи мы не требуем от детей точности понимания отдельных слов: там - тут, открой - закрой. Дети опираются в понимании речи не на различное звуковое выражение слов, а на широкий контекст вопроса. Поэтому вопросы педагога, логопеда в беседах, направленных на выявление понимания слов, предложений должны содержать подсказывающие слова: «положи книгу на стол», «возьми книгу с полки».

 

Взрослый, используя ситуативные моменты, называет предметы, которые берет ребенок, называет действия, которые совершает ребенок или взрослый с этим предметом. Педагог говорит короткими предложениями, состоящими из двух-четырех слов, повторяя их два-три раза. Одни и те же слова полезно употреблять в разных грамматических формах. Все слова проговариваются с естественной интонацией, без скандирования, но с несколько нарочитым выделением ударного слога.

 

Усвоение слов пассивного словаря осуществляется и через проведение различных игр.

 

«Поручения».

 

Игра содержит сначала одну, затем две, потом три инструкции, например: «Принеси куклу в шапочке; принеси куклу в шапочке с кисточкой; принеси куклу в шапочке с кисточкой и посади ее на стульчик».

 

«Делай, что я сказал(а)».

 

Эти игры проводятся с одновременным показом действия, обозначенного словом. Например, взрослый говорит:

 

- Мы идем: топ-топ.

 

Дети идут за взрослым.

 

- Побежали: шлеп-шлеп.

 

Дети бегут за взрослым.

 

- И устали: стоп!

 

Дети останавливаются вместе со взрослым.

 

После нескольких повторений игровых действий со словами и показом этих действий взрослым дети выполняют эти движения самостоятельно в соответствии со словами игры.

 

Эффективным приемом в процессе усвоения детьми слов, обогащающих качества предметов (величину, цвет, конфигурацию), являются игры по классификации предметов, изображений, геометрических фигур в соответствии с заданным качеством.

 

Начинаем работу с классификации игрушек. Для таких игр удобно использовать коллекции мелких игрушек, например:

 

§ выбери все машинки;

 

§ выбери всех кукол.

 

Можно классифицировать геометрические тела:

 

§ выбери все шарики;

 

§ принеси все кружки.

 

Геометрические фигуры по цвету (принеси все красные фигурки) и по размеру (принеси все большие фигуры) и т. д. С большим интересом работают дети с мозаикой. Начинаем работу с усвоения слова «такая(ой)».

 

«Грибки».

 

Взрослый показывает мозаику красного цвета, закрепляет ее на поле для выкладывания.

 

Взрослый: Найди такой грибок.

 

Ребенок находит такую же мозаику и закрепляет ее.

 

Взрослый (показывая два пальца): Два грибка.

 

Ребенок повторяет движение, показывая два пальца.

 

Взрослый: Это красные грибки. Найди еще такой же грибок и т. д.

 

«Яблонька».

 

Взрослый заранее выкладывает контур дерева, состоящий из ствола (прямая линия) и кроны (замкнутая кривая линия).

 

Взрослый: На яблоньке вот такое яблочко (закрепляет красную мозаику). Красное яблоко. Найди такое же.

 

Ребенок закрепляет красную мозаику в пределах контура кроны.

 

Взрослый: На яблоньке красные яблочки. Вот столько, два (показывает два пальца).

 

Ребенок показывает два пальца.

 

Взрослый (закрепляя зеленую мозаику): На яблоньке вот такое яблоко. Найди такое же. Яблочки наверху. Погладь яблочки на яблоньке. Подул ветер. Упали яблочки (Переносит мозаику вниз). Яблочки внизу, под яблонькой. Погладь яблочки внизу.

 

Конечно, в формировании пассивного словаря используется работа с картинками: предметными, сюжетными. Изображения на этих картинках должны быть яркими, крупными, реалистичными. Этот вид работы возможен с детьми, находящимися на номинативном уровне понимания речи.

 

«Умный пальчик».

 

На столе разложены картинки с изображением предметов.

Педагог: «Покажи лошадку, покажи куклу...»

 

Ребенок показывает указательным пальцем правой руки названную картинку.

 

Работа с картинками, изображающими действие, возможна с детьми, находящимися на предикативном уровне понимания речи: вначале различаются глаголы, обозначающие действия людей или животных, с называнием того, кто совершает действие: «Покажи, где скачет лошадка, где спит мальчик...»

 

Затем различаются действия, совершаемые одним лицом: «Покажи, где мальчик спит, где мальчик сидит...»

 

Следующий этап развития понимания речи - понимание форм слов: «Покажи, где стол - где столик, где мяч - где мячи, где мяч на стуле, где мяч под стулом».

 

Детям с задержкой речевого развития особенно сложно дифференцировать формы глаголов: возвратные и невозвратные глаголы (мальчик моет - мальчик моется); глаголы движения с различными приставками (машина ехала - машина приехала, пальто застегнули - расстегнули); глаголы прошедшего времени женского и мужского рода (Женя упал - Женя упала); глаголы настоящего времени единственного и множественного числа (летит - летят).

 

Большое внимание в развитии импрессивной речи следует уделить различению слов с противоположными значениями (антонимов) разных частей речи:

 

день - ночь;

 

много - мало;

 

высоко - низко;

 

длинный(ая) - короткий(ая).

 

Хорошо использовать рисование предметов с противоположными качествами:

 

§ рисуем длинную дорожку (ведем ручку малыша с фломастером) - рисуем короткую дорожку;

 

§ на большой тарелке много ягод (рисуем много маленьких замкнутых кривых) - на маленькой тарелке мало ягод и т. д.

 

Рисование предметов с противоположными качествами помогает ребенку мышечно ощутить значение слов с противоположными значениями.

 

Существует множество других способов развития пассивного словаря ребенка, испытывающего затруднения в речевом развитии, но главным является речь педагога, окружающих детей, взрослых. Она должна быть правильной по форме, богатой лексически, предельно эмоциональной, выразительной, насыщенной прибаутками, потешками; в то же время простой, не загроможденной лишними словами.

 

В Приложении (табл. 1) приводится план работы по развитию импрессивной речи у детей с задержкой речевого развития.

Развитие экспрессивной речи

 

Ответственный момент в логопедической работе с детьми с задержкой речевого развития - создание потребности подражать слову взрослого. Подражательные реакции могут выражаться в любых звуковых комплексах. Необходимо создать условия, в которых у ребенка появилось бы желание произносить одни и те же звукосочетания неоднократно. В этот период развития речи дети могут называть игрушки, знакомые предметы, действия, выражать свои желания в доступной им звуковой форме.

 

Неправильно было бы пытаться «перескочить» этот естественный период в развитии детской речи. Однако не следует расширять автономную речь детей. Необходимо перейти к обучению словесным комбинациям при первой же возникшей у ребенка возможности воспроизводить по подражанию хотя бы части некоторых слов.

 

Вызывание речевого подражания тесно связано с практической деятельностью ребенка (игрой, наглядной ситуацией). При этом очень важен эмоциональный контакт с ребенком, определенный уровень понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной мотивации.

 

Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой деятельности, надо начинать с развития подражательности вообще.

 

«Сделай, как я»

Взрослый говорит: Взрослый показывает:

Подними ладошки выше Поднимает ладони.

И сложи над головой. Складывает ладони над головой под углом друг к другу.

Что же вышло?

Крыша вышла, а под крышей

Мы с тобой.

Положи ручки на коленочки. Кладет свои руки на колени.

Подними ладошки выше, Поднимает ладони.

Поскорее помаши. Машет кистями рук.

Что же вышло?

Птички вышли,

Птички очень хороши.

Положи ручки на колени, Кладет свои руки на колени.

Подними ладошки выше,

Изогни скорей дугой. Сгибает ладони.

Что же вышло?

Гуси вышли.

Вот один, а вот другой.

У бабуси жили гуси;

Вот один, а вот другой.

Положи ручки на колени. Кладет руки на колени.

 

 

Весьма эффективным средством воспитания экспрессивной речи, построенном на развитии подражания в произнесении слогов, сопровождаемом движениями, является фонетическая ритмика.

 

Фонетическая ритмика позволяет ощутить вызываемый звук кинестетически, поиграть с этим слогом, ввести этот слог в ритмические сочетания.

 

Очень полезно петь гласные с длительным плавным движением рук:

 

§ «А»: широко разводим руки вперед - в стороны.

 

§ «У»: плавное движение обеих рук вперед.

 

§ «О»: плавное движение обеих рук в стороны - вверх.

 

§ «И»: плавное движение обеих рук в стороны.

 

§ «Ы»: присесть, кисти в кулачках, руки согнуты в локтях.

 

§ «Э»: плавное движение рук в стороны вниз.

 

Звук Н в слияниях

 

§ НА-НА-НА - хлопки перед собой.

 

§ НО-НО-НО - хлопки над головой.

 

§ НУ-НУ-НУ - хлопки вытянутыми вперед руками.

 

Звук Н'

 

§ НЕ-НЕ-НЕ - движение пальчиком (указательный из стороны в сторону).

 

§ НЯ-НЯ-НЯ - пальчик кланяется.

 

§ НЕ-НЕ-НЕ - движение пальчик о пальчик.

 

§ НИ - пальчики «бодаются» - упираются один в другой.

 

Звуки М—М'

 

Отрабатываются в слияниях по той же схеме..

 

Звук П.

 

§ ПА-ПА-ПА - движения кистями вниз (руки перед собой).

 

§ ПО-ПО-ПО - то же движение кистями (руки приподнять).

 

§ ПУ-ПУ-ПУ - то же движение, руки вытянуть (без напряжения).

 

Звук П'.

 

Движения пальчиками по схеме мягких слияний.

 

Звук Б.

 

§ БА-БА-БА - хлопки перед собой.

 

§ БО-БО-БО - хлопки над головой.

 

§ БУ-БУ-БУ - хлопки вытянутыми вперед руками.

 

Звук Б'.

 

Движения пальчиками по схеме мягких слияний.

 

Дифференциация П—Б

 

§ ПА-ПА-ПА - БА: движения кистями - хлопок.

 

§ ПО-ПО-ПО - БО: движения кистями - хлопок.

 

§ ПУ-ПУ-ПУ - БУ: движения кистями - хлопок.

 

Звук Т

 

§ ТА-ТА-ТА - движения кистями вверх, руки перед собой.

 

§ ТО-ТО-ТО - движения кистями вверх, руки наверху.

 

§ ТУ-ТУ-ТУ - движения кистями вверх, руки вытянуты вперед.

 

Звук Т'.

 

Движения пальчиками по схеме мягких слияний.

 

Дифференциация Т—Д

 

§ ТА-ТА-ТА - ДА: движения кистями - хлопок.

 

§ ТО-ТО-ТО - ДО: движения кистями - хлопок.

 

§ ТУ-ТУ-ТУ - ДУ: движения кистями - хлопок.

 

Звук К.

 

§ КА-КА-КА - постукивание кулачком о кулачок (руки перед собой).

 

§ КО-КО-КО - постукивание кулачками (руки приподнять).

 

§ КУ-КУ-КУ - постукивание кулачками (руки вытянуты вперед).

 

Звук К'

 

Движения пальчиками по схеме мягких слияний.

 

Дифференциация К—К'

 

§ Твердые слияния - руки в кулачках.

 

§ Мягкие слияния - ладони раздвигаются от рта в разные стороны.

 

Звук Х

 

Резко загнуть кисти вниз.

 

§ ХА - руки перед собой.

 

§ ХО - руки приподнять.

 

§ ХУ - руки вытянуть вперед.

 

Звук Х'

 

Движения пальчиками по схеме мягких слияний.

 

Звук Ф.

 

§ ФА - вытянуть руки вперед (ладони вниз).

 

§ ФУ - вытянуть кисти вперед (ладони ребром).

 

§ ФО - поднять кисти вверх (ладони смотрят друг на друга).

 

Звук Ф'.

 

Движения пальчиками по схеме мягких слияний.

 

Звук В.

 

§ ВА - сцепить руки в замок.

 

§ ВО - поднять сцепленные руки вверх.

 

§ ВУ - вытянуть сцепленные руки вперед.

 

Звук В'.

 

Движения пальчиками по схеме мягких слияний.

 

Звук С.

 

§ СЯ - нажимать на ладонь.

 

 

§ СЕ - поставленную ребром.

 

§ СЁ - пальцами другой руки.

 

§ СЮ.

 

Вызываем у детей звуки в соответствии с нормами онтогенеза:

 

§ - гласные: А, О, У, И;

 

§ - согласные: Н, НЬ, М, МЬ, Б, БЬ, П, ПЬ, Т, ТЬ, Д, ДЬ, К, КЬ, Г, ГЬ, X, ХЬ, й, йА, йО, йУ, йЭ, В, ВЬ, Ф, ФЬ.

 

Разумеется, эта схема весьма приблизительна. В формировании навыков звукопроизношения нужно идти за ребенком, опираясь на моторные возможности его артикуляционного аппарата и способность воспринимать звуковые характеристики фонемы.

 

Параллельно необходимо готовить фонематическое восприятие и моторные функции артикуляционного аппарата к произношению более сложных по способу образования звуков речи.

 

Вызванные звуки следует включать в слова элементарной слоговой структуры:

 

§ ГГ: «АУ», «УА», «ИА»;

 

§ СГ: «НА»;

 

§ СГ-СГ: «МАМА», «МАНЯ»;

 

§ СГ-СГ-СГ: «ПАНАМА».

 

Следующий этап работы - использование детьми форм появившихся слов: панама - панамы.

 

Следует сразу включать появившиеся слова в элементарные предложения, предоставляя ребенку образец фразы: - На, Маня. Мани нет!

 

С удовольствием включаются дети в игру по договариванию слов в стихотворениях, маленьких рассказах.

 

В Приложении (табл. 2) вы можете ознакомиться с планированием работы по формированию навыков экспрессивной речи у детей раннего возраста.

 

Развитие общей моторики

 

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями крупнейших ученых. Коррекция речевых нарушений (как и речевое развитие нормально развивающегося ребенка) начинается с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений. До трех лет ребенок должен научиться правильно ходить, бегать, прыгать, ползать, действовать с различными предметами, владеть руками, пальцами рук, выполнять движения в соответствии с сопроводительным текстом, управлять мышечным напряжением, организовывать движения в соответствии с ритмом звучания игрушек, хлопками, звукоподражаниями, сопровождающими движениями.

 

В процессе движения ребенок естественно, без напряжения усваивает колоссальный объем информации об окружающем мире. Мышечная радость - основа возможности восприятия и переработки этой информации. В процессе движений, сопровождаемых словами, решаются задачи речевого развития малыша: развивается импрессивная речь, расширяется активный словарь, формируются грамматические формы слов.

 

Таким образом, целенаправленный, систематический курс двигательных упражнений, игр, заданий в сочетании с сопровождающим эти движения текстом (лучше стихотворным) является мощным, а главное, естественным средством воспитания правильной речи при нормальном ее развитии и в случаях патологического формирования речевых функций.

 

В Приложении (табл. 3) предлагается план игр, направленных на развитие моторных функций ребенка, соответствующих лексическим темам предложенных системой работы. В таблице даны названия игр или слова, с которых они начинаются. В скобках указаны конкретные двигательные навыки, над которыми осуществляется работа в процессе проведения игры. После понедельного планирования раскрывается содержание каждой игры.

 

 

Игры

 

1. Ах, как Ванечку, да хорошего, люблю. Ах, как Ванечку, да хорошего, Взрослый гладит малыша

Я люблю, (ручки, ножки)

Я на Ванечку, на пригожего,

Посмотрю,

Какие у Ванечки глазки! Малыш показывает глазки.

Какие у Ванечки ручки! Малыш показывает ручки.

Какие у Ванечки ножки! Малыш показывает ножки.

Побежали по дорожке. Ребенок и взрослый бегут, взявшись за руки.

 

 

2. Где же наши ручки? Где же, где же наши ручки, Спрятать кисти рук за спину.

Где же наши ручки? Показать кисти рук, поиграть с ними.

Вот, вот наши ручки,

Вот где наши ручки.

Где же, где же наши ножки, Присесть и спрятать ступни ног руками.

Где же наши ножки?

Вот, вот наши ножки, Открыть ножки, потопать ими.

Вот где наши ножки.

Где же, где же наши детки, Воспитатель и дети закрывают лицо руками.

Где же наши детки?

Вот, вот наши детки,

Вот где наши детки. Хлопают в ладоши.

 

 

Кто у нас хороший?

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Мамочка хорошая,

Мамочка пригожая. Ребенок гладит маму.

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Папочка хороший,

Папочка пригожий. Ребенок обнимает папу.

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший,

Ванечка пригожий. Ребенка ласкает мама.

 

 

4. Ладушки.Ладушки, ладушки! Ритмичные хлопки.

Пекла бабка оладушки,

Маслом поливала,

Деткам давала.

Диме - два, Протянуть Диме две руки.

Паше - два, Протянуть Паше две руки.

Ване - два, Протянуть Ване две руки.

Тане - два, Протянуть Тане две руки.

Всем дала!

 

 

5. ДождикДождик капал понемножку. Дети протягивают ладошки.

Протянули мы ладошку.

Дождь пошел сильней, сильней,

Убегайте в дом скорей. Дети убегают на стульчики.

 

 

Огуречик - мышка

Огуречик, огуречик, Один ребенок огуречик, другой мышка.

Не ходи на тот конечик. Воспитатель грозит пальчиком.

Там мышка живет, Пальчик движется в сторону,

Тебе хвостик оторвет. изображая мышкин хвостик

После слова «отгрызет» дети постукивают

зубками, огуречик убегает, мышка догоняет его.

 

 

Веточка с яблоком

 

К палке привязывается леска. На конце лески - муляж яблока.

 

Воспитатель со словами «Дети, достаньте яблоко» наклоняет палочку так, чтобы дети дотянулись до муляжа в прыжке. Дети прыгают, чтобы сорвать яблочко.

 

8. Натягиваем сапожки Мокрые дорожки,

Лужи на дворе.

Достаем сапожки

Нашей детворе,

Натянули крошки Имитационные движения «натягивания сапожек».

Сапожки на ножки. Уф! Напряжение мышц рук,

Побежали, побежали расслабление.

Прямо по дорожке.

 

 

Солдатики - куклы

 

Воспитатель: «Играем в солдатиков и кукол».Солдатики из дерева Дети стоят, прижав руки

Как столбики стоят. к туловищу, напрягая все мышцы.

А куколки из тряпочек Полное расслабление

На гвоздике висят. с наклоном вперед.

 

 

Ну-ка, ну-ли

Ну-ка, ну-ли, Круговые движения

Ну-ка, ну-ли, с напряжением мышц.

Будем чистить мы кастрюли,

Мы почистим их песочком,

Обольем их кипяточком.

Посмотрели на кастрюлю,

В ней увидели чистюлю. Дети строят рожицы.

Дети строят рожицы.

Котята Серенькая кошечка

Села у окошечка,

Деток поджидала,

Хвостиком махала.

Где мои ребятки,

Серые котятки? Дети ползут к кошке,

Ползите ко мне. мама их гладит, ласкает.

(В. Найденова)

 

Ладошки

Подними ладошки выше

 

И сложи над головой.

 

Что же вышло?

 

Крыша вышла.

 

А под крышей мы с тобой.

 

Подними ладошки выше,

 

Поскорее помаши.

 

Что же вышло?

 

Птички вышли.

 

Птички очень хороши.

 

Подними ладошки выше,

 

Изогни скорей дугой.

 

Что же вышло?

 

Гуси вышли.

 

Вот один, а вот другой.

Как на елке снег

Дети стоят в кругу, в середине круга спит «медведь».Как на елке снег, снег. Поднять руки вверх.

И под елкой снег, снег. Опустить руки.

И на горке снег, снег. Поднять руки вверх.

И под горкой снег, снег. Опустить руки.

А под снегом спит медведь. Присесть. Прижать пальчик

Тихо-тихо, не шуметь. к губам. Похлопать тихо,

(И. Токмакова) похлопать громко.

Медведь просыпается, догоняет детей,

которые разбегаются.

Елка

Дети стоят вокруг маленькой елочки с воспитателем, повторяют действия за воспитателем.Блестят на елке бусы, Ручки играют.

Хлопушки и звезда. Дети хлопают в ладошки.

Мы любим нашу елку.

ДА! ДА! ДА! Приговаривают: «Да, да, да!»

Снегурка в белой шубке Делают «пружинки».

Приходит к нам всегда,

Мы с ней поем и пляшем.

ДА! ДА! ДА! Приговаривают: «Да, да, да!»

И Дед Мороз веселый, Идут друг за другом, изображая

Седая борода, Деда Мороза с мешком,

Приносит нам подарки. и на «да, да, да» останавливаются

ДА! ДА! ДА! говорят слова.

 

15. Сколько снегу навалило Сколько снегу навалило! Дети идут, перешагивая

Не проехать, не пройти. расставленные воспитателем

Мы в сугробы провалились, кубики высоким шагом.

Как дорожку нам найти?

 

16. А посреди двора - гораА посреди двора - гора, Воспитатель показывает

А па горке детвора. на стремянку.

Заберемся высоко, Дети забираются на горку;

А спускаться нам легко. спускаются.

Лёд да лед

Лёд да лед, Ходьба на внешней стороне стопы.

Лед да лед.

А по льду пингвин идет.

Скользкий лед,

Скользкий лед.

Но пингвин не упадет.

 

 

18. Вот под елкой запушенной Вот под елкой запушенной Дети прыгают на месте

Скачут по снегу вороны. или с небольшим продвижением

Вот так, вот так, вот так. вперед.

 

 

19. Паровоз гудит ду-дуПаровоз гудит: ду-ду, Дети встают друг за другом,

Я иду, иду, иду. кладут предыдущему руки

А вагоны стучат, на плечи и двигаются

А вагоны говорят: топающим шагом.

Так-так-так-так (4 раза).

 

 

20. Плывет, плывет кораблик Плывет, плывет кораблик, Дети встают парами, берутся

Кораблик золотой. за руки, переступают с одной

Везет, везет подарки, ноги на другую с раскачиванием.

Подарки нам с тобой.

Ведет кораблик утка,

Испытанный моряк.

«Земля!» - сказала утка,

Причаливайте, кряк! Четкая остановка движения.

Английская народная песенка в переводе С. Маршака)

 

 

Самолет летит

Самолет летит, Дети легко бегают в свободной

Самолет гудит: УУУ, ориентировке с разведенными

Мы летим в Москву. в стороны руками.

22. Машина, машина идетМашина, машина идет, гудит, В руках детей разноцветные

В машине, в машине круги - рули. Дети двигаются

Шофер сидит. опающим шагом в свободной

Би-би-би, би-би-би. риентировке. На «би-би»

нажимают на середину круга.

23. С мамой будем мы игратьС мамой будем мы играть, дети скачут на двух ногах

Будем прыгать и скакать. с продвижением вперед,

Кто сильнее? допрыгивают до мамы.

Кто ловчее?

Кто доскачет всех быстрее?

Мама с детками играет, Дети убегают от мамы.

Ребятишек догоняет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-25; просмотров: 617; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.203.246 (0.015 с.)