Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Показатели развития ребенка к двум годам↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Принципы построения системы Показатели развития ребенка к двум годам
Познавательное развитие
§ Ребенок соотносит конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоским изображением; накладывает по образцу (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске).
§ Ориентируется в трех и более контрастных величинах (собирает трехместную матрешку и другие вкладыши после показа).
§ Собирает пирамидку по убыванию размера из четырех (пяти) колец (после показа).
§ Ориентируется в 3-4-х цветах (подбирает к образцу).
§ Начинает распознавать вес, фактуру, температуру предметов (тяжелый, легкий, мягкий, твердый, холодный, теплый).
§ В рамках листа проводит вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии. Называет то, что рисует.
Игровые действия
§ Проявляет сообразительность - достает сачком из воды понравившуюся игрушку.
§ Производит несколько последовательных игровых действий или сам решает игровую ситуацию после предъявления игрового материала. Использует предметы-заместители.
§ Выполняет два последовательных сюжетных действия с игрушкой (баюкает, кормит куклу) по подражанию.
§ Подражает действию близкого взрослого.
§ Сооружает из кубиков постройки для мелких игрушек: забор, дом, дорожку а) по просьбе взрослого; б) по образцу; в) самостоятельно.
§ Играет рядом со сверстниками одинаковыми игрушками.
Социально-эмоциональное развитие
§ Хорошо настроен при самостоятельных умелых действиях, при положительной оценке взрослого.
§ Упрямится, требуя недозволенного.
§ Недоволен, отказывается от действий при неудавшейся попытке.
§ Кричит, жестикулирует, капризничает при нежелании выполнить просьбу взрослого.
§ Непослушен, злится при ограничении движений в ответ на грубый тон взрослого.
§ Отказывается от общения с незнакомым взрослым.
§ Долго плачет при уходе мамы, при испуге, обиде.
§ Улыбается, жестикулирует, заглядывает в глаза, чтобы удержать внимание взрослого или другого ребенка. Ожидает похвалы.
§ Проявляет яркие эмоции при общении с близкими (мимика, возгласы, жесты).
§ Улыбается, пользуется эмоционально окрашенной речью при совместных действиях с детьми.
§ Получает удовольствие от самостоятельно произносимых слогов, слов.
§ Эмоционально заинтересован музыкой, пением, малыми фольклорными формами, подвижными играми.
§ Восторженно относится к развлечениям.
§ Проявляет эмоциональную память в знакомых ситуациях.
§ С интересом смотрит мультики, детские телевизионные передачи.
§ Эмоционально предвосхищает результаты: а) собственного действия; б) действия взрослого.
§ Сопереживает, сочувствует плачущему ребенку, пожилому человеку, бережно относится к животным, растениям: а) по примеру взрослого; б) по собственной инициативе.
§ Эмоционально сдержан, способен подождать немного (после объяснения взрослого). Спокойно относится к указаниям: «собери игрушки», «это можно», «этого нельзя».
§ Понимает слова «плохо», «хорошо».
Речевое развитие. Понимание речи
§ Понимает короткий рассказ (без показа действия) о знакомых событиях.
§ Выполняет инструкцию (до трех поручений).
§ Знает детали лица: губы, зубы, язык, уши и части тела (руки, ноги и т.д.)
§ Активный словарь приблизительно 200-300 слов.
§ Использует предложения из 2-3-х слов.
§ Фраза не сформирована.
§ Начинает употреблять прилагательные, местоимения, предлоги, наречия. § Договаривает четверостишия в знакомых стихах, подпевает.
§ В 2-3-х предложениях рассказывает о том, что видит в данный момент.
§ Задает вопросы.
§ Называет предметы по картинке: а) по просьбе взрослого; б) самостоятельно.
§ Дает себе оценку: «хороший», «большой».
§ Говорит: «до свидания», «пока», «спасибо», «здравствуйте».
Бытовые навыки
§ Ест аккуратно, не обливаясь.
§ При умывании трет ладони, часть лица.
§ Вытирается с помощью взрослого.
§ Самостоятельно одевается (натягивает носочки, обувь) с небольшой помощью взрослого.
§ Частично раздевается.
§ Знает место одежды, обуви, посуды, игрушек.
§ Пользуется носовым платком (при напоминании).
§ Контролирует физиологические потребности.
Физическое развитие
§ Перешагивает через несколько препятствий.
§ Поднимается и опускается по лестнице детской горки.
§ Меняет темп: ходьбу на бег.
§ Бегает семенящим шагом.
§ Подпрыгивает.
§ Удерживает мяч одной или двумя руками.
§ Бросает мяч в горизонтальную цель.
§ Ловит мяч с близкого расстояния.
§ Скатывает мяч с горки.
Особенности развития детей с диагнозом «Задержка речевого развития»
Дети с диагнозом «Задержка речевого развития», как правило, имеют отягощенный неврологический статус. Внешне это выражается в особенностях поведения: дети либо гипервозбудимы, расторможены, либо, наоборот, пассивны, инфантильны. Внимание таких детей непроизвольное, неустойчивое. Игровая деятельность - на уровне нецеленаправленного манипулирования игрушками.
Часто дети с патологией речи моторно неловки, у них плохо развиты движения кисти, тонкие движения пальцев, к двум годам отсутствует «щипцовый» захват, дети не могут точно, координированно выполнить движения губами, языком после показа взрослыми.
Пассивный словарь чаще всего на номинативном уровне, т. е. дети ориентируются в названиях предметов, показывают некоторые изображения, но не понимают вопросов косвенных падежей, с трудом ориентируются в названиях действий.
Активный словарь состоит из 5-10 слов модели СГ (СНОСКА: Здесь и далее: С - согласный звук, Г - гласный звук) (на), СГ—СГ (ма-ма).
Иногда вместо слова ребенок воспроизводит один слог, как правило, ударный.
Такие дети надолго «застревают» на уровне полисемантических слов, например «ки» - киска, мех, волосы.
Дети с задержкой речевого развития затрудняются передать акцентно-просодическую модель слова.
Интересной особенностью патологической речи является стремление к употреблению открытых слогов (СГ). Например: слово мяч ребенок произносит как «мятя» или «мя». При полном отсутствии словесных сочетаний словарь ребенка с задержкой речевого развития может включать до 100-150 слов, в основном существительных, произносимых с множеством звуковых и слоговых пропусков и перестановок. Если при нормальном речевом развитии однажды воспроизведенная форма быстро захватывает ряды слов, то при речевых нарушениях дети не способны использовать подсказывающий образец. Поэтому их речь изобилует аграмматизмами неограниченное время. Ребенок может сохранить эту особенность и в период обучения в начальной школе.
Характерная особенность речи детей с задержкой речевого развития - неправильное звукопроизношение, которое при отсутствии квалифицированной помощи сохраняется на неопределенно долгий срок.
Предлагаемая система коррекционной работы с детьми раннего возраста с диагнозом «Задержка речевого развития» стимулирует моторное, сенсорное, перцептивное, речевое развитие ребенка, позволяет постепенно, естественно пройти ступени речевого развития, сообразуясь с закономерностями формирования речевых категорий при онтогенезе.
Развитие импрессивной речи
Работа по развитию импрессивной речи ведется в соответствии с лексическими темами, которые являются определяющими в планировании работы по всем разделам программы.
Октябрь
1. Имя ребенка, имена детей группы, человек, кукла, части тела.
2. Семья.
3. Осень, изменения, происходящие осенью.
4. Овощи.
Ноябрь
1. Фрукты.
2. Одежда, обувь для осени.
3. Игрушки.
4. Посуда.
Декабрь
1. Домашние животные.
2. Домашние птицы.
3. Дикие животные.
4. Новогодние праздники.
Январь
1. Зима.
2. Зимние развлечения.
3. Вода, ее свойства.
4. Птицы зимой (городские) - ворона, воробей, синица.
Февраль
1. Машина, поезд.
2. Кораблик.
3. Самолет.
4. Профессии людей, которые управляют транспортом.
Март
1. Мама.
2. Повар, врач, воспитатель.
3. Части суток.
4. Дом, мебель.
Апрель
1. Весна.
2. Дикие животные весной.
3. Птицы весной.
Май
1. Деревья.
2. Цветы.
3. Насекомые.
Задачи на 1-й квартал
1. Формировать умение вслушиваться в речь, «настраиваться» на восприятие речи, давать ответные двигательные и звуковые реакции.
2. Накапливать словарь существительных, обозначающих окружающие ребенка предметы.
3. Расширить предикативный словарь.
4. Понимать грамматические формы речи, существительные множественного числа с окончанием Ы-И, вопросы косвенных падежей, вопросы «где?», «куда?», «откуда?»
5. Понимать предложные конструкции с предлогами В, НА, ПОД.
6. Понимать простые предложения типа: субъект + предикат, субъект + предикат + объект действия.
7. Соотносить слова «один», «много», «ни одного» с соответствующим количеством предметов.
8. Соотносить слова «большой», «маленький», «средний» с размером предметов.
9. Понимать слова, обозначающие геометрические тела: кубик, шар, кирпич, призма; геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
Задачи на 2-й квартал
1. Дальнейшее развитие словаря существительных: узнавать предметы по их назначению (покажи то, чем ты будешь чистить зубы) или описанию (он круглый, резиновый, прыгает, катится).
2. Активное усвоение предикативного словаря, понимание фраз, включающих инфинитив, повелительное наклонение глагола.
3. Понимание обобщающих понятий (игрушки, посуда, одежда).
4. Понимание грамматических форм: существительные множественного числа с окончаниями А-Я; глаголы множественного числа настоящего времени.
5. Понимание предложных конструкций: с предлогами НА, В, ПОД, ЗА, У, С, ПО, ИЗ.
6. Понимание прилагательных длинный - короткий, прямая - кривая.
7. Понимание слов, обозначающих геометрические тела: куб, кирпичик, призма, цилиндр; геометрические фигуры: прямоугольник.
8. Понимание числительных: один, два, три, половина, меньше, больше.
9. Понимание фразы типа: субъект + предикат + объект действия.
Задачи на 3-й квартал
1. Понимать и дифференцировать слова противоположного значения: день - ночь, сними - надень, завяжи - развяжи, впереди - сзади, маленький - большой.
2. Дифференцировать глаголы, сходные по семантике: подметает —чистит, лежит - спит.
3. Понимать глаголы прошедшего времени женского и мужского рода: вымыл - вымыла.
4. Понимать наречия, выражающие пространственные отношения: внизу - вверху, далеко - близко.
5. Понимать предложные конструкции с предлогами: С, БЕЗ (например, «кто идет с собакой», «кто идет без собаки»).
6. Дифференцировать возвратные и невозвратные глаголы: умыл - умылся.
7. Понимать вопросы к сюжетной картинке, прочитанной сказке.
Основное средство развития импрессивной речи - называние предметов, явлений окружающего мира, их изображений. При введении слова в пассивный словарь малыша желательно, чтобы ребенок обследовал предмет, обозначаемый вводимым в словарь словом, используя все 5 органов чувств, вступив во взаимодействие с этим предметом.
Развитие экспрессивной речи
Ответственный момент в логопедической работе с детьми с задержкой речевого развития - создание потребности подражать слову взрослого. Подражательные реакции могут выражаться в любых звуковых комплексах. Необходимо создать условия, в которых у ребенка появилось бы желание произносить одни и те же звукосочетания неоднократно. В этот период развития речи дети могут называть игрушки, знакомые предметы, действия, выражать свои желания в доступной им звуковой форме.
Неправильно было бы пытаться «перескочить» этот естественный период в развитии детской речи. Однако не следует расширять автономную речь детей. Необходимо перейти к обучению словесным комбинациям при первой же возникшей у ребенка возможности воспроизводить по подражанию хотя бы части некоторых слов.
Вызывание речевого подражания тесно связано с практической деятельностью ребенка (игрой, наглядной ситуацией). При этом очень важен эмоциональный контакт с ребенком, определенный уровень понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной мотивации.
Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой деятельности, надо начинать с развития подражательности вообще.
«Сделай, как я» Взрослый говорит: Взрослый показывает: Подними ладошки выше Поднимает ладони. И сложи над головой. Складывает ладони над головой под углом друг к другу. Что же вышло? Крыша вышла, а под крышей Мы с тобой. Положи ручки на коленочки. Кладет свои руки на колени. Подними ладошки выше, Поднимает ладони. Поскорее помаши. Машет кистями рук. Что же вышло? Птички вышли, Птички очень хороши. Положи ручки на колени, Кладет свои руки на колени. Подними ладошки выше, Изогни скорей дугой. Сгибает ладони. Что же вышло? Гуси вышли. Вот один, а вот другой. У бабуси жили гуси; Вот один, а вот другой. Положи ручки на колени. Кладет руки на колени.
Весьма эффективным средством воспитания экспрессивной речи, построенном на развитии подражания в произнесении слогов, сопровождаемом движениями, является фонетическая ритмика.
Фонетическая ритмика позволяет ощутить вызываемый звук кинестетически, поиграть с этим слогом, ввести этот слог в ритмические сочетания.
Очень полезно петь гласные с длительным плавным движением рук:
§ «А»: широко разводим руки вперед - в стороны.
§ «У»: плавное движение обеих рук вперед.
§ «О»: плавное движение обеих рук в стороны - вверх.
§ «И»: плавное движение обеих рук в стороны.
§ «Ы»: присесть, кисти в кулачках, руки согнуты в локтях.
§ «Э»: плавное движение рук в стороны вниз.
Звук Н в слияниях
§ НА-НА-НА - хлопки перед собой.
§ НО-НО-НО - хлопки над головой.
§ НУ-НУ-НУ - хлопки вытянутыми вперед руками.
Звук Н'
§ НЕ-НЕ-НЕ - движение пальчиком (указательный из стороны в сторону).
§ НЯ-НЯ-НЯ - пальчик кланяется.
§ НЕ-НЕ-НЕ - движение пальчик о пальчик.
§ НИ - пальчики «бодаются» - упираются один в другой.
Звуки М—М'
Отрабатываются в слияниях по той же схеме..
Звук П.
§ ПА-ПА-ПА - движения кистями вниз (руки перед собой).
§ ПО-ПО-ПО - то же движение кистями (руки приподнять).
§ ПУ-ПУ-ПУ - то же движение, руки вытянуть (без напряжения).
Звук П'.
Движения пальчиками по схеме мягких слияний.
Звук Б.
§ БА-БА-БА - хлопки перед собой.
§ БО-БО-БО - хлопки над головой.
§ БУ-БУ-БУ - хлопки вытянутыми вперед руками.
Звук Б'.
Движения пальчиками по схеме мягких слияний.
Дифференциация П—Б
§ ПА-ПА-ПА - БА: движения кистями - хлопок.
§ ПО-ПО-ПО - БО: движения кистями - хлопок.
§ ПУ-ПУ-ПУ - БУ: движения кистями - хлопок.
Звук Т
§ ТА-ТА-ТА - движения кистями вверх, руки перед собой.
§ ТО-ТО-ТО - движения кистями вверх, руки наверху.
§ ТУ-ТУ-ТУ - движения кистями вверх, руки вытянуты вперед.
Звук Т'.
Движения пальчиками по схеме мягких слияний.
Дифференциация Т—Д
§ ТА-ТА-ТА - ДА: движения кистями - хлопок.
§ ТО-ТО-ТО - ДО: движения кистями - хлопок.
§ ТУ-ТУ-ТУ - ДУ: движения кистями - хлопок.
Звук К.
§ КА-КА-КА - постукивание кулачком о кулачок (руки перед собой).
§ КО-КО-КО - постукивание кулачками (руки приподнять).
§ КУ-КУ-КУ - постукивание кулачками (руки вытянуты вперед).
Звук К'
Движения пальчиками по схеме мягких слияний.
Дифференциация К—К'
§ Твердые слияния - руки в кулачках.
§ Мягкие слияния - ладони раздвигаются от рта в разные стороны.
Звук Х
Резко загнуть кисти вниз.
§ ХА - руки перед собой.
§ ХО - руки приподнять.
§ ХУ - руки вытянуть вперед.
Звук Х'
Движения пальчиками по схеме мягких слияний.
Звук Ф.
§ ФА - вытянуть руки вперед (ладони вниз).
§ ФУ - вытянуть кисти вперед (ладони ребром).
§ ФО - поднять кисти вверх (ладони смотрят друг на друга).
Звук Ф'.
Движения пальчиками по схеме мягких слияний.
Звук В.
§ ВА - сцепить руки в замок.
§ ВО - поднять сцепленные руки вверх.
§ ВУ - вытянуть сцепленные руки вперед.
Звук В'.
Движения пальчиками по схеме мягких слияний.
Звук С.
§ СЯ - нажимать на ладонь.
§ СЕ - поставленную ребром.
§ СЁ - пальцами другой руки.
§ СЮ.
Вызываем у детей звуки в соответствии с нормами онтогенеза:
§ - гласные: А, О, У, И;
§ - согласные: Н, НЬ, М, МЬ, Б, БЬ, П, ПЬ, Т, ТЬ, Д, ДЬ, К, КЬ, Г, ГЬ, X, ХЬ, й, йА, йО, йУ, йЭ, В, ВЬ, Ф, ФЬ.
Разумеется, эта схема весьма приблизительна. В формировании навыков звукопроизношения нужно идти за ребенком, опираясь на моторные возможности его артикуляционного аппарата и способность воспринимать звуковые характеристики фонемы.
Параллельно необходимо готовить фонематическое восприятие и моторные функции артикуляционного аппарата к произношению более сложных по способу образования звуков речи.
Вызванные звуки следует включать в слова элементарной слоговой структуры:
§ ГГ: «АУ», «УА», «ИА»;
§ СГ: «НА»;
§ СГ-СГ: «МАМА», «МАНЯ»;
§ СГ-СГ-СГ: «ПАНАМА».
Следующий этап работы - использование детьми форм появившихся слов: панама - панамы.
Следует сразу включать появившиеся слова в элементарные предложения, предоставляя ребенку образец фразы: - На, Маня. Мани нет!
С удовольствием включаются дети в игру по договариванию слов в стихотворениях, маленьких рассказах.
В Приложении (табл. 2) вы можете ознакомиться с планированием работы по формированию навыков экспрессивной речи у детей раннего возраста.
Развитие общей моторики
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями крупнейших ученых. Коррекция речевых нарушений (как и речевое развитие нормально развивающегося ребенка) начинается с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений. До трех лет ребенок должен научиться правильно ходить, бегать, прыгать, ползать, действовать с различными предметами, владеть руками, пальцами рук, выполнять движения в соответствии с сопроводительным текстом, управлять мышечным напряжением, организовывать движения в соответствии с ритмом звучания игрушек, хлопками, звукоподражаниями, сопровождающими движениями.
В процессе движения ребенок естественно, без напряжения усваивает колоссальный объем информации об окружающем мире. Мышечная радость - основа возможности восприятия и переработки этой информации. В процессе движений, сопровождаемых словами, решаются задачи речевого развития малыша: развивается импрессивная речь, расширяется активный словарь, формируются грамматические формы слов.
Таким образом, целенаправленный, систематический курс двигательных упражнений, игр, заданий в сочетании с сопровождающим эти движения текстом (лучше стихотворным) является мощным, а главное, естественным средством воспитания правильной речи при нормальном ее развитии и в случаях патологического формирования речевых функций.
В Приложении (табл. 3) предлагается план игр, направленных на развитие моторных функций ребенка, соответствующих лексическим темам предложенных системой работы. В таблице даны названия игр или слова, с которых они начинаются. В скобках указаны конкретные двигательные навыки, над которыми осуществляется работа в процессе проведения игры. После понедельного планирования раскрывается содержание каждой игры.
Игры
1. Ах, как Ванечку, да хорошего, люблю. Ах, как Ванечку, да хорошего, Взрослый гладит малыша Я люблю, (ручки, ножки) Я на Ванечку, на пригожего, Посмотрю, Какие у Ванечки глазки! Малыш показывает глазки. Какие у Ванечки ручки! Малыш показывает ручки. Какие у Ванечки ножки! Малыш показывает ножки. Побежали по дорожке. Ребенок и взрослый бегут, взявшись за руки.
2. Где же наши ручки? Где же, где же наши ручки, Спрятать кисти рук за спину. Где же наши ручки? Показать кисти рук, поиграть с ними. Вот, вот наши ручки, Вот где наши ручки. Где же, где же наши ножки, Присесть и спрятать ступни ног руками. Где же наши ножки? Вот, вот наши ножки, Открыть ножки, потопать ими. Вот где наши ножки. Где же, где же наши детки, Воспитатель и дети закрывают лицо руками. Где же наши детки? Вот, вот наши детки, Вот где наши детки. Хлопают в ладоши.
Кто у нас хороший? Кто у нас хороший, Кто у нас пригожий? Мамочка хорошая, Мамочка пригожая. Ребенок гладит маму. Кто у нас хороший, Кто у нас пригожий? Папочка хороший, Папочка пригожий. Ребенок обнимает папу. Кто у нас хороший, Кто у нас пригожий? Ванечка хороший, Ванечка пригожий. Ребенка ласкает мама.
4. Ладушки.Ладушки, ладушки! Ритмичные хлопки. Пекла бабка оладушки, Маслом поливала, Деткам давала. Диме - два, Протянуть Диме две руки. Паше - два, Протянуть Паше две руки. Ване - два, Протянуть Ване две руки. Тане - два, Протянуть Тане две руки. Всем дала!
5. ДождикДождик капал понемножку. Дети протягивают ладошки. Протянули мы ладошку. Дождь пошел сильней, сильней, Убегайте в дом скорей. Дети убегают на стульчики.
Огуречик - мышка Огуречик, огуречик, Один ребенок огуречик, другой мышка. Не ходи на тот конечик. Воспитатель грозит пальчиком. Там мышка живет, Пальчик движется в сторону, Тебе хвостик оторвет. изображая мышкин хвостик После слова «отгрызет» дети постукивают зубками, огуречик убегает, мышка догоняет его.
Веточка с яблоком
К палке привязывается леска. На конце лески - муляж яблока.
Воспитатель со словами «Дети, достаньте яблоко» наклоняет палочку так, чтобы дети дотянулись до муляжа в прыжке. Дети прыгают, чтобы сорвать яблочко.
8. Натягиваем сапожки Мокрые дорожки, Лужи на дворе. Достаем сапожки Нашей детворе, Натянули крошки Имитационные движения «натягивания сапожек». Сапожки на ножки. Уф! Напряжение мышц рук, Побежали, побежали расслабление. Прямо по дорожке.
Солдатики - куклы
Воспитатель: «Играем в солдатиков и кукол».Солдатики из дерева Дети стоят, прижав руки Как столбики стоят. к туловищу, напрягая все мышцы. А куколки из тряпочек Полное расслабление На гвоздике висят. с наклоном вперед.
Ну-ка, ну-ли Ну-ка, ну-ли, Круговые движения Ну-ка, ну-ли, с напряжением мышц. Будем чистить мы кастрюли, Мы почистим их песочком, Обольем их кипяточком. Посмотрели на кастрюлю, В ней увидели чистюлю. Дети строят рожицы. Дети строят рожицы. Котята Серенькая кошечка Села у окошечка, Деток поджидала, Хвостиком махала. Где мои ребятки, Серые котятки? Дети ползут к кошке, Ползите ко мне. мама их гладит, ласкает. (В. Найденова)
Ладошки Подними ладошки выше
И сложи над головой.
Что же вышло?
Крыша вышла.
А под крышей мы с тобой.
Подними ладошки выше,
Поскорее помаши.
Что же вышло?
Птички вышли.
Птички очень хороши.
Подними ладошки выше,
Изогни скорей дугой.
Что же вышло?
Гуси вышли.
Вот один, а вот другой. Как на елке снег Дети стоят в кругу, в середине круга спит «медведь».Как на елке снег, снег. Поднять руки вверх. И под елкой снег, снег. Опустить руки. И на горке снег, снег. Поднять руки вверх. И под горкой снег, снег. Опустить руки. А под снегом спит медведь. Присесть. Прижать пальчик Тихо-тихо, не шуметь. к губам. Похлопать тихо, (И. Токмакова) похлопать громко. Медведь просыпается, догоняет детей, которые разбегаются. Елка Дети стоят вокруг маленькой елочки с воспитателем, повторяют действия за воспитателем.Блестят на елке бусы, Ручки играют. Хлопушки и звезда. Дети хлопают в ладошки. Мы любим нашу елку. ДА! ДА! ДА! Приговаривают: «Да, да, да!» Снегурка в белой шубке Делают «пружинки». Приходит к нам всегда, Мы с ней поем и пляшем. ДА! ДА! ДА! Приговаривают: «Да, да, да!» И Дед Мороз веселый, Идут друг за другом, изображая Седая борода, Деда Мороза с мешком, Приносит нам подарки. и на «да, да, да» останавливаются ДА! ДА! ДА! говорят слова.
15. Сколько снегу навалило Сколько снегу навалило! Дети идут, перешагивая Не проехать, не пройти. расставленные воспитателем Мы в сугробы провалились, кубики высоким шагом. Как дорожку нам найти?
16. А посреди двора - гораА посреди двора - гора, Воспитатель показывает А па горке детвора. на стремянку. Заберемся высоко, Дети забираются на горку; А спускаться нам легко. спускаются. Лёд да лед Лёд да лед, Ходьба на внешней стороне стопы. Лед да лед. А по льду пингвин идет. Скользкий лед, Скользкий лед. Но пингвин не упадет.
18. Вот под елкой запушенной Вот под елкой запушенной Дети прыгают на месте Скачут по снегу вороны. или с небольшим продвижением Вот так, вот так, вот так. вперед.
19. Паровоз гудит ду-дуПаровоз гудит: ду-ду, Дети встают друг за другом, Я иду, иду, иду. кладут предыдущему руки А вагоны стучат, на плечи и двигаются А вагоны говорят: топающим шагом. Так-так-так-так (4 раза).
20. Плывет, плывет кораблик Плывет, плывет кораблик, Дети встают парами, берутся Кораблик золотой. за руки, переступают с одной Везет, везет подарки, ноги на другую с раскачиванием. Подарки нам с тобой. Ведет кораблик утка, Испытанный моряк. «Земля!» - сказала утка, Причаливайте, кряк! Четкая остановка движения. Английская народная песенка в переводе С. Маршака)
Самолет летит Самолет летит, Дети легко бегают в свободной Самолет гудит: УУУ, ориентировке с разведенными Мы летим в Москву. в стороны руками. 22. Машина, машина идетМашина, машина идет, гудит, В руках детей разноцветные В машине, в машине круги - рули. Дети двигаются Шофер сидит. опающим шагом в свободной Би-би-би, би-би-би. риентировке. На «би-би» нажимают на середину круга. 23. С мамой будем мы игратьС мамой будем мы играть, дети скачут на двух ногах Будем прыгать и скакать. с продвижением вперед, Кто сильнее? допрыгивают до мамы. Кто ловчее? Кто доскачет всех быстрее? Мама с детками играет, Дети убегают от мамы. Ребятишек догоняет. Крошка Вилли –Винки Крошка Вилли-Винки Дети ходят на цыпочках. Ходит и глядит: Кто не снял ботинки, Кто еще не спит? Глянет вдруг в окошко Изображают руками окошко, Или дунет в щель; дуют в желобок, Вилли-Винки крошка грозят пальчиком. Лечь велит в постель. (Английская песенка в переводе С. Маршака)
26. Вот построен новый дом Вот построен новый дом. Дети тянутся вверх В новом доме мы живем. за поднятыми руками, разводят Мы по лестнице бежим руки в стороны, берутся за руки, И считаем этажи: бегут по кругу. Раз - этаж, Прыгают вперед в круг, Два —этаж, опустив руки. Три, четыре, мы в квартире. Берутся за руки.
27. Бежит ручеекБежит ручеек, Воспитатель кладет два Журчит ручеек. параллельных шнура. Как же нам пройти, Воду обойти? Дети через ручеек скок! Дети перепрыгивают ручеек.
Запели капели Запели капели: кап-кап-кап! Дети потряхивают кистями рук. И птицы запели: чив-чив-чив! Помахивают руками, Ручьи зазвенели: бегут друг за другом. Дзинь-дзинь-дзинь! Жучки налетели: ж-ж-ж! Бегают по комнате. Упали на спинки. Ложатся на спинки, шевелят руками, ногами.
30. Дует ветер нам в лицо Дует ветер нам в лицо, Помахивание кистями около лица. Зашумело деревцо. Поднять руки, выполнять ими Ветер тише, тише, тише, движения из стороны в сторону, Деревцо все выше, выше. опускать руки, поднять руки вверх. Бросить руки вниз (снять напряжение).
31. Светит, светит солнышко Светит, светит солнышко, Дети изображают солнышко Мы сажаем зернышки, пальчиками. Поливаем их водой, Имитационные движения. Засыпаем их землей. Светит, светит солнышко, Дети изображают солнышко Проросли все зернышки, пальчиками. Стали травкой луговой, Движения руками снизу вверх, Пахнет солнцем и весной. покачивание руками, втягивание Ах! воздуха, выдох на слово «ах!»
Просыпается листва Просыпается листва, Встряхивать кистями рук, И проснулся паучок. ритмично разводить пальцы в стороны, Просыпайся, голова, кивать головой. Просыпайся, язычок. Совершать движения языком Ля-ля-ля... вперед-назад. Приплясывать. Вот проснулся муравей Движения, имитирующие ходьбу, И сороконожки. указательным и средним пальцами Просыпайтесь, пяточки, правой руки по левой руке. Просыпайтесь, ножки. Те же движения левой рукой по правой. Ля-ля-ля... Поочередно постукивать пяточками правой и левой ноги, поочередно притопывать. Приплясывать. Прыгают кузнечики, Прыгать. Полетели мухи. Помахивать руками. Просыпайтесь, плечики, Поднимать и опускать плечики. Просыпайтесь, руки. Поднимать руки вверх, Ляля-ля... приплясывать (пружинки).
Развитие мелкой моторики
Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение. Влияние мануальных действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе.
В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
Нашей народной педагогикой созданы игры «ладушки», «сорока-белобока», «коза рогатая» и другие.
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития руки с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции ЦНС. Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развить речь ребенка.
Хома-хомячок
Взрослый прячет что-либо в кулаке. Ребенок разгибает палец за пальцем, добираясь до сюрприза. Потом можно поменяться ролями. При этом взрослый произносит:
Хома, хома, хомячок,
Разожми мой кулачок,
Ну-ка, ну-ка разожми,
Что найдешь, себе возьми.
Флажок Четыре пальца (кроме большого) соединены, большой палец опущен вниз.
Киска
Безымянный и средний пальцы упираются в большой палец. Указательный палец и мизинец подняты и вытянуты.
Гармошка
Кисти рук лежат на столе, пальцы сомкнуты. Далее пальцы раздвигаются и соединяются.
Кулак-кулачок Кулак-кулачок, Руки сжаты в кулаки. Сожми пятачок, Движения сжимания и разжимания пальцев. Да сам и потрать - хвать. Хватательное движение на слово «хвать!».
Ладушки –ладошки Ладушки-ладошки, Хлопать в ладоши. Звонкие хлопушки, Хлопали в ладошки, Хлопали немножко. ДА! Хлопок руками по коленям. Кашку варили, Водить указательным пальцем Ложечкой мешали, правой руки по ладошке левой. Куколку кормили, Кошечке давали. ДА! Хлопок руками по коленям. Кулачки сложили, Сложить кулачки, бить одним Кулачками били: кулачком по другому. Тук-тук-тук, тук-тук-тук. ДА! Хлопок руками по коленям. Ладушки плясали, Ритмичные повороты кистей. Деток забавляли. Ля-ля-ля, ля-ля-ля. ДА! Хлопок руками по коленям Ладушки устали, Положить ладошки Ладушки поспали, под наклоненную голову. Баю-баю, баюшки. Баю-баю, ладушки. ДА! Хлопок руками по коленям.
Колобок Жили-были дед и баба. Поднять указательный палец левой руки, правой руки. Испекла баба колобок. Соединить указательный и большой пальцы одной руки, изобразив колечко. Л
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-25; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.19.7 (0.014 с.) |