Тема №9 «Лучевые поражения в результате внешнего общего 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №9 «Лучевые поражения в результате внешнего общего



КАФЕДРА МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующая кафедрой М П З и М К

д.м.н., доцент________Л.Механтьева

«___»___________2008 год.

Только для преподавателей

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Тема №9 «Лучевые поражения в результате внешнего общего

(тотального) облучения.»

Для студентов 3 курса лечебного и педиатрического, медико-профилактического, 4 курса стоматологического и фармацевтического факультетов.

 

Время -3 часа

Обсуждено на заседании

кафедры_________2008г.

Протокол №________

 

 

Воронеж-2008г.

 

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:

 

1.Изучить со студентами общую характеристику и классификацию лучевых поражений

от внешнего облучения.

2.Изучить зависимость эффекта облучения от его продолжительности и от распределения поглощенной дозы в объеме тела.

3.Рассмотреть патогенез и клинические проявления острой лучевой болезни.

4.Рассмотреть особенности поражений при воздействии нейтронов при неравномерном облучении а также отдаленные последствия внешнего облучения.

 

II.Расчет учебного времени:

  №№ п.п.     Структура занятия Время, мин.
 
1. Введение  
2.   Контроль исходного уровня  
3.   Учебные вопросы:  
  1.Общая характеристика и классификация лучевых поражений от внешнего облучения. 2.Зависимость эффекта облучения от его продолжительности и от распределения поглощенной дозы в объеме тела. 3.Острая лучевая болезнь от равномерного внешнего облучения: - патогенез ОЛБ; - формы ОЛБ; - периоды течения ОЛБ. 4.Особенности поражений при воздействии нейтронов, при неравномерном облучении.   5.Отдаленные последствия внешнего облучения 6.Решение ситуационных задач.              
4. Заключение  

 

III. УЧЕБНО- МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

 

а) наглядные пособия:

- таблица № 10/1 –патогенетическая классификация ОЛБ;

- таблица № 10/2 – формы ОЛБ;

- стенд «Поражающие факторы ядерного взрыва»

- стенд

-муляжи по теме занятия

- имитационные талоны ситуационных задач по теме занятия

 

 

IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЮ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ:

 

 

Общие методические указания:

Накануне занятия студенты в часы самоподготовки самостоятельно изучают литературу, делают конспективные записи.

В начале занятия преподаватель принимает доклад дежурного по взводу о готовности к занятию, обращает внимание на выполнение уставных требований, внешний вид студентов.

Занятие проводится согласно частным методическим указаниям.

В заключительной части занятия преподаватель отмечает общую подготовку взвода, лучшие ответы студентов,объявляет оценки, отвечает на вопросы. После этого ставит задачу на самоподготовку.

Частные методические указания

 

 

Введение.

Во вступительном слове преподаватель объявляет тему, учебные цели сознания, учебные вопросы и порядок их отработки. Затем преподаватель подчеркивает актуальность изучаемой темы в системе подготовки офицеров медицинской службы запаса. Акцентуирует внимание студентов на важности знания клинических проявлений различных форм ОЛБ и отдаленных последствий внешнего облучения.

 

 

Контроль исходного уровня подготовки студентов.

 

 

Преподаватель осуществляет контроль исходных знаний студентов безмашинным

методом. В ходе контроля рассматриваются отдельные вопросы, вызвавшие у студентов наибольшие затруднения.

 

Й учебный вопрос: Общая характеристика и классификация лучевых поражений от внешнего облучения.

Преподаватель опрашивает по данному вопросу 2-3 студентов, добиваясь последующими ответами уяснения данного вопроса. Остальные студенты активно дополняют ответы.

 

Лучевые поражения личного состава как при применении ядерного оружия, так и вследствие техногенных аварий на радиационно-опасных объектах могут стать результатом внешнего облучения и проникновения радионуклидов во внутренние среды организма. При этом выделяют:

 

1. Лучевые поражения от внешнего облучения:

 

- поражения в результате общего (тотального) облучения;

- местные лучевые поражения от внешнего облучения.

 

2. Поражения от наружного заражения покровных тканей радионуклидами.

 

3. Поражения от внутреннего радиоактивного заражения.

 

Формирующаяся при этом патология характеризуется многообразием клинических форм, закономерностью развития, четкой зависимостью между величиной лучевого воздействия и тяжестью заболевания.

 

 

В рабочих тетрадях студенты делают запись под диктовку преподавателя определения ВНЕШНЕГО ОБЛУЧЕНИЯ, под которым понимают облучение, при котором источник излучения располагается на расстоянии от облучаемого объекта.

Результатом внешнего облучения человека являются общие и местные лучевые поражения.

Особенности течения лучевых поражений от внешнего облучения определяются:

 

- видом излучения;

- дозой;

- распределением поглощенной дозы в объеме тела и во времени.

 

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ЛУЧЕВЫХ ПОРАЖЕНИЙ ОТ ВНЕШНЕГО ОБЛУЧЕНИЯ:

 

По виду воздействия различают лучевые поражения:

 

1) от гамма - или рентгеновского излучения;

 

2) от нейтронного излучения;

3) от бета-излучения (при внешнем воздействии альфа-излучения поражение не может возникнуть вследствие очень низкой проникающей способности альфа-частиц).

Рентгеновы и гамма-лучи, а также нейтроны высоких энергий характеризуются высокой проникающей способностью и оказывают повреждающее воздействие на все ткани, лежащие на пути пучка. При общем облучении в соответствующей дозе в этом случае развивается острая лучевая болезнь.

Бета-излучение, исходящее от радиоактивных источников, находящихся в близи человека, обладает невысокой проникающей способностью и может явиться причиной поражения только кожи и слизистых оболочек.

 

Тяжесть лучевого поражения зависит в первую очередь от дозы облучения.

При общем внешнем гамма - или нейтронном облучении доза является основным фактором, определяющим развитие той или иной формы ОЛБ и степени ее тяжести.

 

 

Далее преподаватель предлагает рассмотреть одному из студентов патогенетическую классификацию ОЛБ от внешнего облучения:

Таб.№ 9/1

Клиническая форма Степень тяжести Доза, Гр.(+30%)
Костномозговая Костномозговая Костномозговая Костномозговая (переходная) Кишечная Токсемическая (сосудистая) Церебральная 1 (легкая) 2 (средняя) 3 (тяжелая) 4 (крайне тяжелая) -- -- -- 1 - 2 2 - 4 4 - 6 6 - 10 10-20 20-50 Более 50

 

 

Клинические проявления, наблюдающиеся иногда после облучения в дозах менее 1Гр, называют лучевой реакцией.

 

По характеру распределения поглощенной дозы в объеме тела различают общее (тотальное) и местное (локальное) облучение. Общее облучение бывает равномерным и неравномерным. Неравномерность распределения дозы создается:

- вследствие экранирования отдельных областей тела;

- в результате внутреннего поглощения при прохождении излучения через толщу

тканей.

 

Если различия в дозах, поглощенных различными участками тела не превышают 10 – 15%, такое облучение называют равномерным.

При локальном облучении в дозах, превышающих толерантность тканей, находящихся на пути пучка, возникают местные лучевые поражения, которые характерны для:

- ситуаций, связанных с лучевой терапией злокачественных новообразований;

- радиационных аварий и инцидентах.

 

Сочетанным поражением называют такое поражение, когда местное повреждение тканей происходит на фоне общего облучения в дозах, приводящих к развитию острой лучевой болезни.

 

Временные условия характеризуют лучевые воздействия подразделяют на ОДНОКРАТНЫЕ и ФРАКЦИОНИРОВАННЫЕ, характеризуя временные условия.

По общей продолжительности набора дозы выделяют:

- кратковременное облучение;

- пролонгированное облучение;

- хроническое облучение.

 

 

В зависимости от длительности облучения развиваются:

- острые формы лучевого поражения (продолжительность периода набора поражающей дозы – не превышает 1 – 1,5 недель);

- подострые формы лучевого поражения (более 1,5 недель);

- хронические формы лучевого поражения (общая продолжительность облучения превышает несколько месяцев).

 

Вывод: Общая характеристика лучевых поражений позволяет разделить лучевые поражения от внешнего облучения и наружного заражения покровных тканей радионуклидами. Патогенетическая классификация острой лучевой болезни от внешнего облучения дает характеристику клинических форм ОЛБ в зависимости от дозы облучения и степени тяжести. Длительность облучения вызывает различные формы лучевого воздействия.

 

Таб.№ 9/2

Доза, Гр. Клиническая форма Степень тяжести Прогноз для жизни Смертность % Сроки гибели, сут.
1 -2 Костномозговая 1(легкая) Абсолютно благоприятный   -
2 – 4 Костномозговая 2(средняя) Относительно благоприятный   40 – 60  
4 - 6 Костномозговая 3(тяжелая) Сомнительный   30 - 40
6 -10 Костномозговая 4(крайне тяжелая) Неблагоприятный   11 -20
10-20 Кишечная крайне тяжелая Абсолютно неблагоприятный   8 - 16
20-50 Токсемическая (сосудистая) крайне тяжелая Абсолютно неблагоприятный   4 - 7
Более Церебральная крайне тяжелая Абсолютно неблагоприятный   1 - 3

 

При дозах общего облучения человека порядка 1 – 3 Гр развивается острая лучевая болезнь легкой или средней степени тяжести, при которых излечение несомненно или весьма вероятно. При более высоких дозах облучения острая лучевая болезнь делится на три категории:

1. Острая лучевая болезнь тяжелой степени при дозах 3 – 6 Гр., когда летальный исход наступает в среднем через 30 – 46 дней в результате развития костно-мозгового синдрома, для которого характерны гибель кроветворных (стволовых клеток) красного костного мозга, резкая нейтропения вплоть до полного исчезновения нейтрофилов в переферической крови. Тромбоцитопения, лимфопения, анемия, бактериемия, геморрагии, инфекционные осложнения, диареи, нарушения питания.Выживание возможно лишь при соответствующем лечении.

2. Острая лучевая болезнь крайне тяжелой степени при дозах облучения свыше 6 Гр, порядка 10 – 50 Гр, когда летальный исход наступает через 5 – 9 суток в результате развития желудочно-кишечного и костно-мозгового синдрома. Для желудочно-кишечного синдрома характерны почти полная деструкция и изъязвление слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта, динамическая непроходимость кишечника, обезвоживание организма и нарушение вводно-электролитного обмена.Излечение при данной форме поражения маловероятно или невозможно.

3. Острая лучевая болезнь при дозах 50 Гр и выше, когда летальный исход наступает в 1 – 5-е сутки в результате развития синдрома поражения центральной нервной системы, для которого характерны дезориентация, атаксия, рвота, диарея, слюнотечение, тремор мышц., нистагм,возможен – миоз, менингизм, затем опистотонус, судороги, переходящие в глубокую кому и смерть. При дозах облучения порядка 1000 Гр наступает смерть «под лучом».

 

 

Решение ситуационных задач.

Преподаватель раздает студентам ситуационные задачи по изученной теме. Студенты выставляют диагноз по клиническим проявлениям острой лучевой болезни, выполняют эвакуационное решение и докладывают преподавателю. Другие студенты дополняют и корректируют ответы.

 

 

Заключение

 

Преподаватель подводит итог занятию, отмечает слабые и сильные ответы студентов, вопросы, вызвавшие наибольшие трудности при ответе, объявляет оценки, дает задание подразделению на самоподготовку.

 

V. ЛИТЕРАТУРА И ПОСОБИЯ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ РУКОВОДИТЕЛЮ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ:

1. Военная токсикология,радиобиология и медицинская защита. Учебник под ред.проф.

Куценко С.А., С-Пб.,Фолиант,2004.

2. Военная токсикология, радиология и защита от оружия массового поражения. Учебник

под ред. Бадюгина И.С., М.,Воениздат,1992.

3. Внутренние болезни. Военно – полевая терапия: учебное пособие/ Под ед.проф.Ракова

А.Л. и проф. Сосюкина А.Е.С-Пб.,Фолиант,2003.

4. Медицинская радиология (основы лучевой диагностики и лучевой терапии):Учебник –

2-е изд., перераб. и доп. –М.: Медицина, 2000.

5. Токсикология ОВ и защита от ядерного и химического оружия:Учебник. Каракчиев

Н.И.Ташкент.Медицина,1973.

6. Радиационная медицина: Руководство для врачей-исследователей и организаторов

здравоохранения.Т II.Радиационные поражения человека./ Абдуллаева В.М. и др.;под

общей редакцией Ильина Л.А.,М.Изд.АТ.,2001.

7. Медицинские последствия Чернобыльской аварии. Результаты пилотных проектов

АЙФЕКА и соответствующих национальных программ: Научный отчет /под

ред.Сушкевича Г.Н. и Цыба А.Ф. – Женева. Всемирная Организация

Здравоохранения, 1995.

8. Актуальные вопросы клинической радиобиологии и пути их экспериментальных

разрешений. Гуськова А.К.//Радиационная биология. Радиоэкология.1997. Т 37,вып. 4

9. Актуальные проблемы военной радиологии / Под ред. Нечаева Э.А.,М.Воениздат.1991

1 0. Радиоактивные вещества и человек. Булдаков Л.А., М.Энергоатомиздат,1990.

 

Ассистент кафедры МПЗ и МК

к. м. с. Г.Сапронов

КАФЕДРА МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующая кафедрой М П З и М К

д.м.н., доцент________Л.Механтьева

«___»___________2008 год.

Только для преподавателей

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Тема №9 «Лучевые поражения в результате внешнего общего

(тотального) облучения.»

Для студентов 3 курса лечебного и педиатрического, медико-профилактического, 4 курса стоматологического и фармацевтического факультетов.

 

Время -3 часа

Обсуждено на заседании

кафедры_________2008г.

Протокол №________

 

 

Воронеж-2008г.

 

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:

 

1.Изучить со студентами общую характеристику и классификацию лучевых поражений

от внешнего облучения.

2.Изучить зависимость эффекта облучения от его продолжительности и от распределения поглощенной дозы в объеме тела.

3.Рассмотреть патогенез и клинические проявления острой лучевой болезни.

4.Рассмотреть особенности поражений при воздействии нейтронов при неравномерном облучении а также отдаленные последствия внешнего облучения.

 

II.Расчет учебного времени:

  №№ п.п.     Структура занятия Время, мин.
 
1. Введение  
2.   Контроль исходного уровня  
3.   Учебные вопросы:  
  1.Общая характеристика и классификация лучевых поражений от внешнего облучения. 2.Зависимость эффекта облучения от его продолжительности и от распределения поглощенной дозы в объеме тела. 3.Острая лучевая болезнь от равномерного внешнего облучения: - патогенез ОЛБ; - формы ОЛБ; - периоды течения ОЛБ. 4.Особенности поражений при воздействии нейтронов, при неравномерном облучении.   5.Отдаленные последствия внешнего облучения 6.Решение ситуационных задач.              
4. Заключение  

 

III. УЧЕБНО- МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

 

а) наглядные пособия:

- таблица № 10/1 –патогенетическая классификация ОЛБ;

- таблица № 10/2 – формы ОЛБ;

- стенд «Поражающие факторы ядерного взрыва»

- стенд

-муляжи по теме занятия

- имитационные талоны ситуационных задач по теме занятия

 

 

IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЮ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ:

 

 

Общие методические указания:

Накануне занятия студенты в часы самоподготовки самостоятельно изучают литературу, делают конспективные записи.

В начале занятия преподаватель принимает доклад дежурного по взводу о готовности к занятию, обращает внимание на выполнение уставных требований, внешний вид студентов.

Занятие проводится согласно частным методическим указаниям.

В заключительной части занятия преподаватель отмечает общую подготовку взвода, лучшие ответы студентов,объявляет оценки, отвечает на вопросы. После этого ставит задачу на самоподготовку.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.195.249 (0.082 с.)