Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Торговая организация как социально-экономическая система: сущность, субъект, объект, факторы внешней среды, оказывающие прямое и косвенное воздействие на деятельность организации.

Поиск

Товара как объекта продажи;2. продажи как формы движения товара от производителя к потребителю.

Функции участников рынка потребительских товаров сводятся к следующим: товаропроизводитель продает товары, чтобы возобновить производство и покупает товары для того, чтобы их потребить; оптовый посредник (оптовый и розничный) покупает товары, чтобы их продавать, а продает для того, чтобы снова купить товары. Для него товарные операции являются основным видом деятельности, поскольку он не является производителем товаров, которые он продает, ни потребителем товаров, которые он продвигает из сферы производства в сферу потребления товаров, отсюда следует, что подлинным объектом деятельности торговли являются потребности человека и общества, а непосредственной целью - обеспечение роста товарооборота и прибыли, достаточных для экономического развития торговой отрасли и торговых организаций.

Товарооборот как экономическая категория характеризует собой результат экономических отношений, складывающихся между субъектами хозяйствования по поводу обмена денежных средств на товары и услуги. Как показатель деятельности торговых организаций представляет собой объем продажи товаров и услуг в денежном выражении за определенный период времени.

Показатель товарооборота характеризует собой результат социально-экономического развития страны и торговой организации.

На уровне государства объем и структура товарооборота характеризуют собой состояние потребительского рынка, эффективность работы субъектов хозяйствования (на всех этапах товародвижения), уровень материализации покупательных фондов населения, состояние денежного оборота, платежной дисциплины, индикатор уровня и качества жизни населения, степень участия торговли в формировании доходов государственного бюджета, укреплении национальной денежной единицы.

Как результат деятельности торговой организации он показывает, насколько правильно организована продажа товаров, эффективно использован торговый потенциал, наличие экономических предпосылок для получения необходимого объема дохода, развития ресурсного потенциала, степень удовлетворения платежеспособного спроса покупателей конкретного сегмента рынка. От объема товарооборота зависят платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, уровень благосостояния торговых работников, возможности для дальнейшего развития, повышения имиджа, конкурентоспособности торговой организации.

Товарооборот учитывается по региону, отрасли, народному хозяйству.

В зависимости от специфики операции купли-продажи товаров выделяют следующие виды товарооборота:

валовой товарооборот – сумма продаж при многозвенном товародвижении;

чистый товарооборот – освобожденный от повторного счета;

оптовый товарооборот – продажа товаров на оптовом рынке;

розничный товарооборот – продажа товаров населению;

внешнеторговый товарооборот – продажа товаров на экспорт и покупка импортных товаров;

товарооборот по биржевому рынку – объем продаж товаров на товарной бирже.

Важнейшим показателем, характеризующим развитие внутренней торговли, является товарооборот, подразделяющийся на оптовый и розничный.

 

 


 

 

  1. Факторы, влияющие на объем и структуру товарооборота

На объем и ст-ру Т влияют след. Внешние факторы:

По сфере воздействия

I. Внешние

(макроэкономические, на кот. Организация не может воздействовать, но должна их учитывать)

1. Экономические (цены на товары, ставки по кредитам)

2. Политические (политика ценообразования)

3. Социально-демографические (возрастной состав населения)

4. Научно-технический пргоресс

II. Внутренние

(микроэкономические факторы, на кот. Организ. Может влиять в своей хоз. деятельности)

1. Обеспеченность товарными ресурсами и эффективность их использования

2. Состояние, развитие и эффективность использования основных средств в торг. организации

3. Численность обслуживаемого населения и покупательные фонды

4. Обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность их использования (квалификация работников и тд)

2. По характеру действия:

1. Экстенсивные (размер торговых площадей, численность работников, численность потребителей)

2. Интенсивные (% охвата РТО покупательских фондов населения, % использования товарных ресурсов, скорость обращения товаров, производительность труда персонала)

 

 


 

  1. Розничный товарооборот: сущность, состав, классификация, факторы, влияющие на объем и структуру.

Под розничным товарооборотом понимают передачу това­ров конечным потребителям. На этом процесс обращения то­вара завершается — он поступает в сферу потребления.

Как экономический показатель розничный товарооборот отражает объем товарной массы (в денежном выражении), пере­ходящей в сферу личного потребления, и характеризует, с од­ной стороны, денежную выручку торговли, с другой — сумму расходов населения на покупку товаров. Динамика розничного товарооборота отражает пропорции между производством и потреблением, потребности предприятий в материальных и трудовых ресурсах, развитие торговой сети.

Объем розничного товарооборота во многом характеризует состояние национальной экономики, отражая положение дел в промышленности и сельском хозяйстве, инфляционные про­цессы, изменение благосостояния населения, конъюнктуру и емкость внутреннего рынка.

Показатель розничного товарооборота (как и оптового) имеет количественную и качественную характеристики.

Состав розничного товарооборота классифицируют по ви­дам продаж:

• выручка от продаж продовольственных и непродовольст­венных товаров в магазинах, палатках, автоматах, развозной и разносной торговле;

• товарооборот предприятий общественного питания, состо­ящий из оборота по продаже продукции собственного произ­водства и покупных товаров, включая наценку;

• выручка от реализации медикаментов в аптеках;

• выручка от реализации книг, газет, журналов, в том числе и по подписке, и др.

Необходимо четко разграничить понятия "состав" и "вели­чина" товарооборота: состав товарооборота складывается из раз­личных видов продаж, а величина — из сумм торговой выруч­ки, сданной в банк или кассу, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам).

Под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации

РТ- синтетический показатель, т.к. складывается из отдельных актов купли-продажи, продаж отдельных товаров, товарооборота всех организаций или всех регионов.

Как экономич. показатель РТО имеет ряд недостатков: его рост не всегда означает действительное удовлетворение спроса. Это связано с тем, что величина объема т-та может значительно меняться под влиянием ценовых и структурных изменений.

Классификация РТ:

  1. По составу конечных потребителей:

a) Про-жа товаров населению

b) Организациям для мелкого потребления

  1. По срокам расчетов за реализованный товар:

Наличные

Кредит

  1. По форме ден. расчетов:

Наличный

Безналичный

  1. По форме собственности торговой организации

РТ государственный

РТ частной торговли

  1. По территориально-организационному признаку:

РТ в городе

РТ в сельской местности

  1. По структуре РТ

Продовольственных

Непродовольственных

  1. По видам оборота

Т-т организации розн. Торг

Т-т организаций общепита

Состав РТ, наряду со стоимостью товаров, проданных населению за наличный и безналичный расчет, также включает стоимость проданных товаров по почте, в кредит, по подписке печатных изданий, товаров в аптеке.

 

 


 

  1. Оптовый товарооборот: сущность, состав, классификация, факторы, влияющие на объем и структуру.

Оптовый товарооборот — это продажа товаров торговыми предприятиями другим предприятиям, использующим эти то­вары либо для последующей реализации, либо для производст­венного потребления в качестве сырья и материалов, либо для материального обеспечения хозяйственных нужд. В результате оптового товарооборота товары не переходят в сферу личного потребления, а остаются в сфере обращения или поступают в производственное потребление. Иными словами, при оптовом обороте товар реализуется для последующей переработки или перепродажи.
Классификация ОТ:

1. По составу конечных потребителей:

c) Про-жа товаров опт. Организации

d) В розничную торговую сеть

e) Промышленным организациям

2. По форме ден. расчетов:

Наличный

Безналичный

3. По форме товаропродвижения:

Складской (формируется при складской форме товаропродвижения за счет оптовой реализации товаров со складов оптовых субъектов)

Транзитный (хар-ет посредническую роль оптовой организации в отношении между поствщиком товара и его покупателем.)

Делится на 2 части:

Т-т, участвующий в расчетах (предполагает что оптовая организация выступает как собственник, оплативший стоимость товара)

Т-т без участия в расчета(предполагает, что опт. организ. выступает как посредник и получает вознаграждение за организацию продвижения товара- торговый агент, брокер)

В условиях рынка наличие эффективного оптового звена, сотрудничающего с товаропроизводителями, оказывающего услуги розничной торговле по хранению, разукрупнению, доставке партий товаров обеспечивает наличие в торговой сети необходимого ассортимента товаров. Развитая система оптовой торговли является важным условием функционирования товарных рынков и потребительского рынка в целом.


  1. Анализ товарооборота: цели, задачи, этапы анализа.

Задачи анализа товарооборота: 1. изучение динамики показателя;
2. анализ и оценка ассортиментной структуры; 3. определение и оценка факторов, влияющих на объем и струк­туру товарооборота; 4. анализ товарооборачиваемости.
Анализ товарооборота начинают с определения его объема (в стоимостном выражении или в натуральных показателях) за исследуемый период. Полученные данные (отчетные) сравни­вают с плановыми показателями и с показателями (базисны­ми) соответствующих предшествующих временных интервалов (декада, месяц, квартал, полугодие, год). Подобные сопостав­ления позволяют оценить степень соответствия фактических результатов деятельности предприятия намеченной стратегии развития.

Экономически обоснованные прогнозы товарооборота по кварталам (периодам года) играют важную роль для ритмичного удовлетворения покупательского спроса, стабильного денежного обращения, обеспечения развития товарооборота и связанных с ним других показателей торговой деятельности предприятия. После определения годового товарооборота с разбивкой по кварталам приступают к прогнозированию его по отдельным товарным группам и товарам с учетом сезонности спроса населения и сложившегося уровня продажи товаров.

Выделяют анализ состава и анализ структуры т-та.

Последовательность анализа товарооборота:

1. Анализ. отношение в торговле продовольственными и непродовольственными товарами.

2. Изучает структуру РТО в динамике по товар. группам и опред Т-т на 1 чел.

3. По всем гр товаров опред выполнение плана Т-та либо сравнивают с предшеств периодом.

4. Выявляют причины снижения продаж товаров по ср с пред периодом с помощью построения факторных моделей

5. Исследуют спрос

6. Устанавливают причины отклонения Т-та по ассортименту от плана или предшест периода и разрабатывают мероприятия по улучшению торговли отдельными товарами.


 

12. Оценка выполнения плана розничного товарооборота: понятие и показатели, характеризующие равномерность и ритмичность выполнения плана.

Розничный товарооборот является одним из основных показателей оценки экономической и другой деятельности предприятий торговли. Товарооборот представляет собой стоимость всех реализованных товаров за отчетный период, выраженную в текущих или сопоставимых ценах. Для определения розничного товарооборота в сопоставимых ценах необходимо разделить его фактический объем за период, с которого изменились цены, на индекс розничных цен на товары.

Проводя оценку розничного товарооборота, следует установить, как он изменяется, как удовлетворяется спрос на товары, каким образом торговая организация улучшает структуру товарооборота, обеспечивает повышение в нем доли высококачественных товаров, активно воздействует на формирование потребностей, эстетических вкусов людей.

Основными задачами оценки розничного товарооборота являются:

  • оценка выполнения прогнозных значений товарооборота;
  • изучение, количественное измерение и обобщение влияния факторов на выполнение плана и динамику розничного товарооборота; комплексная оценка торговой деятельности организации;
  • выявление путей, возможностей и резервов роста товарооборота, повышения качества обслуживания покупателей, эффективности использования материально-технической базы торговли, товарных и трудовых ресурсов;
  • разработка оптимальных стратегических и тактических управленческих решений по развитию розничного товарооборота торгового предприятия.

При анализе ритмичности продаж определяют коэффициент ритмичности товарооборота по формуле:

  • Критм = Квартальный план продаж / Годовой план продаж.

При расчетах коэффициента ритмичности объем продаж можно учитывать в абсолютных суммах в денежном выражении или в удельном весе продаж в отдельные периоды в общем объеме продаж. Равномерными продажи считаются в том случае, если коэффициент равен единице.

Для проведения анализа за отчетный период и в динамике рассчитывают показатели, характеризующие ритмичность реализации товаров: среднеквадратическое отклонение от среднего объема товарооборота и коэффициент вариации Ср-ое отклонение определяет диапазон колебания реализации товаров, то есть мин и максимальный объем товарооборота предприятия в среднем за период исследования.

Коэффициент вариации V оценивает равномерность реализации товаров на протяжении периода, который исследуется, то есть относительный (в процентах) размер отклонения объема товарооборота от среднего размера.

Исследования показателей дает возможность установить степень равномерности продажи товаров по месяцам и кварталам, выявить особенности торговли и спроса на товары, которые реализует предприятие. Чем больше значение имеют показатели, тем менее ритмичными являются процессы реализации товаров на данном предприятии.

  1. Как определить влияние факторов, связанных с обеспечениием товарными ресурсами и с эффективностью использования трудовых ресурсов

Обеспечение товарооборота товарными ресурсами: В этом случае рост объемов товарооборота предприятия может быть обеспечено за счет: увеличения численности торгово-оперативного персонала предприятия; сокращения удельного веса в составе персонала аппарата управления, вспомогательного и обслуживающего персонала; рост производительности труда персонала предприятия

Факторы, связанные с обеспечением товарными ресурсами, влияют на объем розничного товарооборота через изменение величин запасов товаров на начало периода, поступления товаров, прочего выбытия и запасов на конец отчетного периода.

 

То=Зн+П-Пв-Зк, где То- объем т-та за период, Зн-товар. запасы на нач., Зк-ТЗ на конец, П-поступившие товары за период, Пв-прочее выбытие

Факторы, связанные с эффективностью использования трудовых ресурсов:

РТО=ПТ*Ч, где ПТ-производительность труда, Ч-среднесписочная численность.

Используя способ абсолютных разниц, можно определить влияние на динамику Т-та изменения среднесписочной численности:

ΔРТОч=(Ч1-Ч0)*ПТ0, где Ч1,Ч0-средесписоч. Числ. в отчетном и предшеств. периоде. П1-П0 -производительность труда отчетном и предшеств. периоде.

Изменение производительности труда:

ΔРТОч=(П1-П0)*Ч1

Совокупное влияние:

ΔРТО= ΔРТОч+ ΔРТОпт

 


  1. Как определить влияние факторов, связанных с эффективностью использования основных средств и с численностью обслуживаемого населения и его доходами на динамику розничного товарного оборота

К факторам, связанным с использованием основных фондов, относятся: количество магазинов, средняя торговая площадь одного магазина, товарооборот на 1 кв. м. торговой площади, фондоотдача, среднегодовая стоимость основных фондов

РТО=Фо*ОСср, ΔРТО= ΔРТОос,ср+ΔРТО

Эффективность использования торговой сети:

РТО=К*S*То, где К-кол-во магазинов, S-их площадь

 

Численность обслуживаемого населения:

РТО=(Ч*ПФср)*О/100%, где Ч-численность обслуж населения,

ПФср- покупательский фонд, 1 чел /руб., О-спепень охвата покупательского фонда т-том,

 

Гибкие системы оплаты труда

В последнее время получили широкое распространение гибкие системы, в которых заработная плата увязывается с конечным результатом.

Гибкие системы оплаты труда в современных условиях тесно увязываются с конечными результатами деятельности предприятия.

Широко применяется остаточная система, при которой заработная плата работников находится в тесной связи с суммой полученной прибыли как в отдельном подразделении (отделе, секции), так и в целом на предприятии. Такая система оплаты труда способствует возникновению профессиональной конкуренции между работниками, что повышает культуру обслуживания.

Остаточная система применяется на предприятиях, где есть структурные подразделения. Для каждого подразделения главный бухгалтер в отчётном году определяет норму прибыли. Денежные средства, полученные сверх этой нормы, распределяются между сотрудниками отдельных подразделений.

Контрактная система предусматривает заключение трудового контракта. Кроме размера тарифной ставки, в трудовом контракте могут быть предусмотрены различные доплаты и надбавки за профессиональное мастерство и высокую квалификацию, за знание иностранных языков, за отклонение от нормальных условий труда. Бестарифная система применяется в хорошо организованном коллективе. Каждому работнику присваивается коэффициент оплаты труда, который учитывает его квалификацию и результативность работы в коллективе при выполнении определённого объёма работ.

На большинстве предприятий основой для начисления заработной платы является тарифная система, особенно её такие элементы, как тарифная ставка и тарифные сетки.

Тарифная ставка — это размер оплаты труда различных групп и категорий, рабочих за единицу времени. Исходной является минимальная тарифная ставка или тарифная ставка первого разряда. Она определяет уровень оплаты наиболее простого труда.

Тарифные сетки служат для установления соотношения в оплате труда в зависимости от уровня квалификации. Это совокупность тарифных разрядов и соответствующих тарифных коэффициентов. Тарифный коэффициент позволяет определять соотношение между размерами тарифных ставок в зависимости от разряда выполняемой работы.


 

Как определить влияние факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов на динамику производительности труда, с использованием материально-технической базы торговли на динамику производительности труда.

Для оценки уровня производительности труда применяется система обобщающих, частных и вспомогательных показателей.

Обобщающие показатели производительности труда – показатели характеризующие среднегодовую, среднедневную и среднечасовую выработку продукции одним рабочим, а также среднегодовую выработку продукции на одного работающего в стоимостном выражении.

Частные показатели производительности труда – показатели, характеризующие затраты времени на производство единицы продукции определенного вида (трудоемкость продукции), или выпуск продукции определенного вида в натуральном выражении за 1 чел.-день или 1 чел.-ч.

Вспомогательные показатели производительности труда – показатели, характеризующие затраты времени на выполнение единицы определенного вида работ или объем выполненных работ за единицу времени.

Наиболее обобщающим показателем производительности труда является среднегодовая выработка продукции одним работающим. Величина среднегодовой выработки зависит не только от выработки рабочих, но и от их доли в общей численности промышленно-производственного персонала, а также от количества отрабо­танных ими дней и продолжительности рабочего дня.

Среднегодовую выработку продукции одним работником можно представить в виде произведения следующих факторов:

 

ГВ = УД ´ Д ´ П ´ СВ,

 

где ГВ – среднегодовая выработка продукции одним работником; УД – доля рабочих в общей численности работников; Д – количество отработанных дней одним рабочим за год; П – средняя продолжительность рабочего дня; СВ – среднечасовая выработка продукции одним рабочим.

Расчет влияния этих факторов производится способами цепной подстанов­ки, абсолютных разниц, относительных разниц или интегральным методом.

Обязательно анализируется изменение среднечасовой выработки как одного из основных показателей производительности труда и фактора, от которого зависит уровень среднедневной и среднегодовой выработки рабочих.

Величина этого показателя зависит от факторов, связанных с изменением трудоемкости продукции и ее стоимостной оценки. К первой группе факторов относятся такие, как технический уровень производства, организация произ­водства, непроизводительные затраты времени в связи с браком и его исправлением. Во вторую группу входят факторы, связанные с изменением объема производства продукции в стоимостной оценке в связи с изменением структуры и цены продукции. Для расчета влияния этих факторов на среднечасовую выработку используется способ цепных подстановок.

Исходные данные для факторного анализа:

· объем производства продукции, тыс. руб.;

· среднесписочная численность (промышленно-производственного персонала и рабочих) – ППП, КР;

· доля рабочих в общей численности промышленно-производственного персонала, (УД) %;

· отработано дней одним рабочим за год (Д);

· средняя продолжительность рабочего дня, (П) час;

· общее количество отработанного времени всеми рабочими за год, (Т) тыс. час (в том числе одним рабочим, чел-ч);

· среднегодовая выработка, (ГВ) тыс. руб. (одного работающего и одного рабочего);

· среднедневная выработка рабочего, (ДВ) руб.;

· среднечасовая выработка рабочего, (СВ) руб.;

· непроизводительные затраты времени, (Тн) тыс. ч;

· сверхплановая экономия времени за счет внедрения мероприятий НТП, (Тэ) тыс. чел-ч;

· изменение стоимости товарной продукции в результате структурных сдвигов, тыс. руб.

К группе материально-технических относятся факторы, связанные с современным научно-техническим прогрессом; состояние и развитие материально-технической базы торговли; уровень механизации операций; внедрение нового и модернизация действующего оборудования; структура торговой сети и т.д.

Под трудовыми ресурсами понимают часть населения, обладающую физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности. Возрастные границы и социально- демографический состав трудовых ресурсов определяются системой законодательных актов.

Согласно действующему законодательству к трудовым ресурсам сельского хозяйства относят население в трудоспособном возрасте: мужчины в возрасте от 16 до 59 лет, женщины в возрасте от 16 до 54 лет включительно.

Состав трудовых ресурсов сельскохозяйственных предприятий представлен постоянными, сезонными и временными работниками. Кроме того, труд рес можно разделить на руководителей, специалистов, младший обслуживающий персонал
Постоянными являются работники, принятые на работу без указания срока.
Сезонные работники зачисляются на определенный период года, но не более 6 месяцев, а временные работники считаются те, которые принимают участие в работе не более 2 месяцев.

Производительность труда – это продуктивность и эффективность конкретного труда, которая определяется количеством продукции, произведенной за единицу рабочего времени (час, смену, месяц, год), или количеством времени, затраченного на производство единицы продукции.

Производительность труда является важнейшим экономическим показателем, который служит для определения плодотворности трудовой деятельности работников – главной производительной силы общества. Его применение позволяет оценить эффективность труда как отдельного работника, так и коллектива предприятия.

Производительность труда - это отношение валовой продукции (ВП) к затратам труда на производство продукции (Т).

Пт = ВП/Т

Показатели производительности дифференцируются по продуктам, группам продуктов, отраслям, хозяйствам, территориям и т.д. Она может исчислятся как в стоимостном, так и в натуральном выражении.

Уровень и динамику производительности труда можно выразить и при помощи обратной величины – трудоемкости, т.е. трудоемкость представляет собой затраты рабочего времени на единицу продукции (Т/ВП).

Уровень использования трудовых ресурсов характеризуется системой таких показателей, как отношение числа работников, участвующих в общественном производстве, к их общему количеству; размах сезонности труда (отношение максимальных месячных затрат труда к минимальным), помесячное распределение затрат труда (нормальное распред – 8,33%), коэффициент текучести кадров
(число выбывших или уволенных к среднегодовой численности), коэффициент обеспеченности труд рес (факт численность к требуемой по плану). В свою очередь эффективность использования трудовых ресурсов характеризуется производительностью труда, эффективностью использования производственных фондов и земли, размером фонда оплаты труда в расчете на среднегодового работника за месяц, день, час.

Показатели использования трудовых ресурсов:

1. Уровень использования трудовых ресурсов Ку = Тф /Тн, где Ку – коэффициент участия трудовых ресурсов в общественном производстве;
Тф – трудовые ресурсы, участвующие в производстве, чел.; Тн – наличие трудовых ресурсов, чел.

2. Степень использованиятруд рес Кг = Рф / Рв, где Рф – рабочее время фактически отработанное, чел-дн; Рв – возможный годовой фонд рабочего времени, дней.

3. Коэффициент использования рабочего времени дня Кд = Вф / Вр, где Вф – фактически отработанное время дня, час; Вр – установленное
(нормативное) рабочее время дня, час.

4. Коэффициент сезонности использования трудовых ресурсов Кс = Зм/Зср, где Зм – максимальная или минимальная занятость работников в месяц, час;
Зср – среднемесячная занятость работников, час.

Повышение эффективности использования трудовых ресурсов находит выражение либо в приросте объема произведенной продукции (выручке от реализации), либо в снижении себестоимости ее производства, что и в том и другом случае равнозначно получению прибыли.

Фондоотдача

Эффективность использования основных фондов характеризует показатель фондоотдачи, рассчитываемый как отношение объема выпуска продукции за год (на уровне предприятия) к среднегодовой полной стоимости основных фондов. На уровне же отраслей в качестве показателя продукции используется выпуск или валовая добавленная стоимость, а на уровне экономики в целом — стоимость валового внутреннего продукта.

Фондоотдача это объем выпущенной продукции деленный на среднюю сумму промышленно-производственных основных фондов по первоначальной стоимости.

Рациональное использование основных производственных фондов необходимо для увеличения производства общественного продукта и национального дохода.

Повышение уровня использования основных фондов позволяет увеличить размеры выпуска производства без дополнительных капитальных вложений и в более короткие сроки. Ускоряет темпы производства, уменьшает затраты на воспроизводство новых фондов и снижает издержки производства.

Экономическим эффектом повышения уровня использования основных фондов являтеся рост общественной производительности труда.

Фондоотдача показывает, сколько продукции (или прибыли) получает организация с каждого рубля имеющихся у нее основных фондов.

Фондоемкость является обратной величиной от фондоотдачи. Она характеризует сколько основных производственных фондов приходится на 1 рубль произведенной продукции.

Фондоемкость это средняя сумма промышленно производственных основных фондов по первоначальной стоимости деленная на объем выпущенной продукции.

Снижение фондоемкости означает экномию труда.

Величина фондоотдачи показывает сколько продукции получено с каждого рубля, вложенного в основные фонды, и служит для определения экономической эффективности использования действующих основных производственных фондов.

Величина фондоемкости показывает, сколько средств нужно затратить на основные фонды, чтобы получить необходимый объем продукции.

Таким образом — фондоемкость показывает, сколько основных фондов приходится на каждый рубль выпущенной продукции. Если использование основных фондов улучшается, то фондоотдача должна повышаться, а фондоемкость — уменьшаться.

При расчете фондоотдачи из состава основных фондов выделяются рабочие машины и оборудование (активная часть основных фондов). Сопоставление темпов роста и процентов выполнения плана по фондоотдаче в расчете на 1 рубль стоимости основных промышленно-производственных фондов и на 1 рубль стоимости рабочих машин и оборудования показывает влияние изменения структуры основных фондов на эффективность их использования. Второй показатель в этих условиях должен опережать первый (если возрастает удельный вес активной части основных фондов).

Фондовооруженность

Фондовооруженность оказывает огромное влияние на величины фондоотдачи и фондоемкости.

Фондовооруженность применяется для характеристики степерь оснащенности труда работающих.

Фондовооруженность и фондоотдача связаны между собой через показатель производительности труда (Производительность труда = Выпуск продукции / Среднесписочная численность работников).

Таким образом, фондоотдача = производительность труда / фондовооруженность.

Для повышения эффективности производства, важно, чтобы был обеспечен опережающий рост производства продукции по сравнению с ростом основных производственных фондов.

С помощью задачи рассмотрим метод рассчета фондоемкости, фондовооруженности и фондоотдачи.

Торговая организация как социально-экономическая система: сущность, субъект, объект, факторы внешней среды, оказывающие прямое и косвенное воздействие на деятельность организации.

Предприятие торговли, представляя собой организационно-целостную совокупность взаимодействующих структур, соединенных для достижения определенных целей, может рассматриваться как система. Торговое предприятие по своим свойствам относится к сложным социально-экономическим системам. Социальной системой оно является потому, что создается людьми для удовлетворения конкретных потребностей общества и управляется ими в соответствии с их личностными особенностями. Экономической системой предприятие является потому, что в результате использования ресурсов и реализации товаров обеспечиваются непрерывность воспроизводства общественного продукта, нормальное функционирование сферы товарного обращения, доведение до конечного потребителя товаров и услуг.

Торговое предприятие является открытой системой, поскольку постоянно обменивается с внешней средой информацией, регулирует свои входы и выходы и состоит из двух самостоятельных и взаимодействующих составляющих - объекта и субъекта.

В качестве объекта воздействия в системе торгового предприятия рассматривается совокупность материальных условий, технологических, технических, организационных процессов, а также отношений между работниками во время выполнения предприятием функций по обслуживанию населения.

Субъектом является специальная группа людей (аппарат управления), которая посредством форм экономического воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.

Воздействие субъекта на объект в системе торгового предприятия может осуществляться только при условии циркулирования (движения) информации

Предприятие торговли постоянно взаимодействует с внешней средой через механизмы государственного регулирования и рыночной конкуренции, финансово-кредитную систему, потребление ресурсов, взаимоотношения с покупателями, местными органами власти.

Свойство предприятия как развивающейся системы проявляется в цикличности развития предприятия или его отдельных элементов. Динамический цикл развития предприятия можно представить как единство и постоянное обновление трех стадий – формирования, функционирования и обновления. На первой стадии происходит формирование предприятия как системы для реализации определенных целей. Вторая стадия – это период максимального функционирования для достижения поставленных целей. По мере постоянного изменения внутренней и внешней среды соответствующим образом изменяются цели и способы их достижения, и для сохранения предприятия возникает необходимость в третьей стадии – обновлении предприятия. Затем все стадии вновь повторяются.

Как открытая социально-экономическая система торговое предприятие находится под постоянным воздействием многочисленных факторов внешней среды, которые могут позитивно или негативно влиять на деятельность предприятия. Ответной реакцией предприятия на эти факторы является принятие решений либо по их устранению, либо по приспособлению к ним его внутренней среды.

В современных экономических условиях торговое предприятие представляет собой сложный организационно-экономический комплекс, развивающийся с определенными закономерностями, имеющий свои цели, структуру, внешние и внутренние связи

Негативные последствия для деятельности торговых предприятий имеют частые изменения законодательной и нормативной базы, отсутствие государственной программы поддержки социально значимых предприятий торговли и общественного питания, а также малых форм предпринимательства в отрасли, рост цен и тарифов на услуги других отраслей (электроэнергия, транспорт, связь).

 

 


  1. Емкость рынка: сущность, определение емкости рынка на разных уровнях, факторы влияния.

Ёмкость рынка — потенциально возможный объем продаж определенного товара на рынке в течение заданного периода, зависящий от спроса на товар, уровня цен, общей конъюнктуры рынка, доходов населения, деловой активности. Емкость рынка изменяется во времени.

Ёмкость рынка - это верхний предел, к которому стремится спрос. Это потенциальный, максимально возможный спрос. Объем рыночного спроса определяет некоторую долю от емкости рынка. Очень многое зависит от своевременности и точности оценки емкости рынка и объема сб



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 555; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.214.1 (0.015 с.)