Основные этапы развития и проблемы русской философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы развития и проблемы русской философии.



Русская философия — феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада — эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.

Характерными чертами русской философии являются:

· Поздний характер возникновения (11 век), затяжной процесс развития;

· Связь с религией (зарождается в лоне церкви);

· Русская философия не прошла процесс десакрализации как Западная Европа (разрушение религиозной культуры, атеизм);

· Соборность – единство всего со всем (мира и человека; человека с богом; человека с человеком);

•специфическая форма выражения философских мыслей — художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство;

•целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;

• большая роль проблем морали и нравственности;

• конкретность;

• широкое распространение в массах, понятность простому народу.

Основы предмета русской философии составляли:

• проблема человека - антропософия;

· проблема бога – теософия;

· проблема истории – историософия;

• космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);

• проблемы морали и нравственности;

• проблемы выбора исторического пути развития России между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);

• проблема власти;

• проблема государства;

• проблема социальной справедливости (данной проблемой "пропитан" значительный пласт русской философии);

• проблема идеального общества;

• проблема будущего.

Можно выделить следующие основные этапы русской философии:

· пролог, ранняя философия – 11-17 вв.;

· эпоха Просвещения – 18 в.;

· 19 в. до 70-х гг. – до возникновения философских систем – период западничества и славянофильства;

· Философия конца 19 в. до 20-х гг. 20 в. – период бурного развития русской философии – первая философская система Вл. Соловьева – система объективного идеализма;

· Современная философия – до наших дней:

- эмигрантская философия;

- советская философия;

- современный период – до наших дней.

Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства - Киевской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания.


Основными темами ранней русской философии были:

• моральные и нравственные ценности; • объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством; • государство;

• право; • природа.

Первый философ – Илларион Киевский ( митрополит): «Слово о законе и благодати» - серьезное исследование Ветхого и Нового Завета 11 в. Благодать для Иллариона предполагает духовную свободу личности, свободно принимающей этот дар и стремящейся к истине, а закон погружен в быт, в узконациональные интересы и земные страсти, он не имеет представление о высшем благе. Ветхий Завет отражает жизнь древнего человека. Девиз Ветхого Завета – «Око за око, зуб за зуб». Законом явл. обычай, месть играла большую роль, господство властей, управление человеком. По Иллариону, Новый Завет – религия всех людей, провозглашает принцип блага всех людей, равенство всех перед богом, религия, которая объединяет. Девиз Нового Завета – «Ударили по одной щеке – подставь другую» - принцип всепрощения (10 заповедей Христа).

В 12-13 вв. проблема этики (человека) была актуальной. Понятие правды по русскому – это соединение истины с совестью (знания с совестью). У Ярослава Мудрого свод законов называется «Русская Правда» - политические понятия по законам нравственности. У Владимира Мономаха произведение «Поучение» содержит принципы нравственности. Центральное место в его Поучении занимает идея правды. Правда – это то, что составляет основу законности власти и в этом смысле правда есть закон и правосудие. Нравственный смысл этого понятия в Поучении Владимира Мономаха гораздо шире - правда требует от властителя защищать слабых. Власть, таким образом, усиливает нравственную ответственность того, кто ею наделен, делает необходимым жить по правде.

14-15 вв. – рассвет Средневековья – возникает исихазм (из Греции) – основатель – Григорий Палама. В восточнохристианской традиции исихазмом называется разработанная система аскетической и монашеской практики, направленной на богопознание и обо́жение. На Руси исихазм разделился на стяжательство и нестяжательство.

Нестяжатели (критиковали церковников) – Нил Сорский:

- принцип аскетизма – думать о духовных благах, а не о материальных;

- монашеский обет – помнить заповеди Христа;

- монахи сами должны трудиться.

Стяжатели – Иосиф Болоский :

- церковь – опора государства, она не может быть бедной;

- критика древних религий – православие превыше всего;

- просвещение.

В 16-17 вв. Русь – сильное государство эпохи Просвещения. Филофей создал концепцию "Москва - Третий Рим", по линии Рим - Константинополь — Москва. После падения Византии (1453 г.) в русском религиозном сознании крепнет убеждение в том, что историческая миссия «православного царства» отныне принадлежит русскому государству, сменившему в этой роли Константинополь, в свою очередь возглавивший христианский мир после гибели Рима.

В 17 в. возникают духовные предпосылки в плане развития системы образования. Появляются первые высшие учебные заведения. Первые учебники по философии пишут братья Лихуды. Появляется диалектика, риторика.


Русская философия XVIII в. (эпоха просвещения) включает два основных этапа в своем развитии.

• философию эпохи петровских реформ;

• материалистическую философию середины и второй половины XVIII в.

К эпохе петровских реформ относится творчество Феофана Прокоповича, В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира.

Основной направленностью их философии была социально-политическая:

• вопросы устройства монархии; • императорской власти, ее божественности и нерушимости;

• прав императора (казнить, миловать, самому назначать наследника и других); • войны и мира.

Также философы данного направления занимались и иными вопросами — познания, нравственных ценностей и др.

Основными представителями материалистического направления были М.В. Ломоносов, АН. Радищев.

М.В. Ломоносов в философии был сторонником механистического материализма. Им была заложена материалистическая традиция в русской философии. Также Ломоносовым была выдвинута атомическая ("корпускулярная") теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц ("корпускул", то есть атомов) — материальных монад. Отношение М.В. Ломоносова к Богу — деистическое. С одной стороны, он допускал наличие Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял Его сверхъестественной силой и возможностями. В философии Ломоносова также уделяется большая роль этике, морали, нравственности.

19 в. продолжает традиции эпохи Просвещения. Главная проблема историософская (до 70-х гг.).

Петр Чаадаев создал философские письма (всего 8, опубликовано 1). Николай 1 назвал его сумасшедшим.

Суть 1-го философского письма:

1) Народ сам создает свою историю (не Бог), принцип диалектики.

2) Русский народ никакой деятельности не совершает, русского феномена нет в истории человечества. «Мы занимаем больше места на географической карте, чем в истории».

3) Россия – страна, в которой все происходит наоборот. Страна тайн, загадок. Нет принципа рационализма, что-то связано с мистикой, с чувствами, мыслями.

4) России, чтобы стать великой державой, нужно идти по европейскому пути развития, но при этом сохранять русскую самобытность, культуру, традиции.

Чаадаев не славянофил и не западник! В следствие выхода в свет писем Чаадаева, появилось славянофильство и западничество.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.6.114 (0.01 с.)