![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные этапы развития и проблемы русской философии.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Русская философия — феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада — эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада. Характерными чертами русской философии являются: · Поздний характер возникновения (11 век), затяжной процесс развития; · Связь с религией (зарождается в лоне церкви); · Русская философия не прошла процесс десакрализации как Западная Европа (разрушение религиозной культуры, атеизм); · Соборность – единство всего со всем (мира и человека; человека с богом; человека с человеком); •специфическая форма выражения философских мыслей — художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство; •целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем; • большая роль проблем морали и нравственности; • конкретность; • широкое распространение в массах, понятность простому народу. Основы предмета русской философии составляли: • проблема человека - антропософия; · проблема бога – теософия; · проблема истории – историософия; • космизм (восприятие космоса как единого целостного организма); • проблемы морали и нравственности; • проблемы выбора исторического пути развития России между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии); • проблема власти; • проблема государства; • проблема социальной справедливости (данной проблемой "пропитан" значительный пласт русской философии); • проблема идеального общества; • проблема будущего. Можно выделить следующие основные этапы русской философии: · пролог, ранняя философия – 11-17 вв.; · эпоха Просвещения – 18 в.; · 19 в. до 70-х гг. – до возникновения философских систем – период западничества и славянофильства; · Философия конца 19 в. до 20-х гг. 20 в. – период бурного развития русской философии – первая философская система Вл. Соловьева – система объективного идеализма;
· Современная философия – до наших дней: - эмигрантская философия; - советская философия; - современный период – до наших дней. Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства - Киевской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания. Основными темами ранней русской философии были: • моральные и нравственные ценности; • объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством; • государство; • право; • природа. Первый философ – Илларион Киевский ( митрополит): «Слово о законе и благодати» - серьезное исследование Ветхого и Нового Завета 11 в. Благодать для Иллариона предполагает духовную свободу личности, свободно принимающей этот дар и стремящейся к истине, а закон погружен в быт, в узконациональные интересы и земные страсти, он не имеет представление о высшем благе. Ветхий Завет отражает жизнь древнего человека. Девиз Ветхого Завета – «Око за око, зуб за зуб». Законом явл. обычай, месть играла большую роль, господство властей, управление человеком. По Иллариону, Новый Завет – религия всех людей, провозглашает принцип блага всех людей, равенство всех перед богом, религия, которая объединяет. Девиз Нового Завета – «Ударили по одной щеке – подставь другую» - принцип всепрощения (10 заповедей Христа). В 12-13 вв. проблема этики (человека) была актуальной. Понятие правды по русскому – это соединение истины с совестью (знания с совестью). У Ярослава Мудрого свод законов называется «Русская Правда» - политические понятия по законам нравственности. У Владимира Мономаха произведение «Поучение» содержит принципы нравственности. Центральное место в его Поучении занимает идея правды. Правда – это то, что составляет основу законности власти и в этом смысле правда есть закон и правосудие. Нравственный смысл этого понятия в Поучении Владимира Мономаха гораздо шире - правда требует от властителя защищать слабых. Власть, таким образом, усиливает нравственную ответственность того, кто ею наделен, делает необходимым жить по правде. 14-15 вв. – рассвет Средневековья – возникает исихазм (из Греции) – основатель – Григорий Палама. В восточнохристианской традиции исихазмом называется разработанная система аскетической и монашеской практики, направленной на богопознание и обо́жение. На Руси исихазм разделился на стяжательство и нестяжательство.
Нестяжатели (критиковали церковников) – Нил Сорский: - принцип аскетизма – думать о духовных благах, а не о материальных; - монашеский обет – помнить заповеди Христа; - монахи сами должны трудиться. Стяжатели – Иосиф Болоский : - церковь – опора государства, она не может быть бедной; - критика древних религий – православие превыше всего; - просвещение. В 16-17 вв. Русь – сильное государство эпохи Просвещения. Филофей создал концепцию "Москва - Третий Рим", по линии Рим - Константинополь — Москва. После падения Византии (1453 г.) в русском религиозном сознании крепнет убеждение в том, что историческая миссия «православного царства» отныне принадлежит русскому государству, сменившему в этой роли Константинополь, в свою очередь возглавивший христианский мир после гибели Рима. В 17 в. возникают духовные предпосылки в плане развития системы образования. Появляются первые высшие учебные заведения. Первые учебники по философии пишут братья Лихуды. Появляется диалектика, риторика. Русская философия XVIII в. (эпоха просвещения) включает два основных этапа в своем развитии. • философию эпохи петровских реформ; • материалистическую философию середины и второй половины XVIII в. К эпохе петровских реформ относится творчество Феофана Прокоповича, В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира. Основной направленностью их философии была социально-политическая: • вопросы устройства монархии; • императорской власти, ее божественности и нерушимости; • прав императора (казнить, миловать, самому назначать наследника и других); • войны и мира. Также философы данного направления занимались и иными вопросами — познания, нравственных ценностей и др. Основными представителями материалистического направления были М.В. Ломоносов, АН. Радищев. М.В. Ломоносов в философии был сторонником механистического материализма. Им была заложена материалистическая традиция в русской философии. Также Ломоносовым была выдвинута атомическая ("корпускулярная") теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц ("корпускул", то есть атомов) — материальных монад. Отношение М.В. Ломоносова к Богу — деистическое. С одной стороны, он допускал наличие Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял Его сверхъестественной силой и возможностями. В философии Ломоносова также уделяется большая роль этике, морали, нравственности. 19 в. продолжает традиции эпохи Просвещения. Главная проблема историософская (до 70-х гг.). Петр Чаадаев создал философские письма (всего 8, опубликовано 1). Николай 1 назвал его сумасшедшим. Суть 1-го философского письма: 1) Народ сам создает свою историю (не Бог), принцип диалектики. 2) Русский народ никакой деятельности не совершает, русского феномена нет в истории человечества. «Мы занимаем больше места на географической карте, чем в истории». 3) Россия – страна, в которой все происходит наоборот. Страна тайн, загадок. Нет принципа рационализма, что-то связано с мистикой, с чувствами, мыслями. 4) России, чтобы стать великой державой, нужно идти по европейскому пути развития, но при этом сохранять русскую самобытность, культуру, традиции.
Чаадаев не славянофил и не западник! В следствие выхода в свет писем Чаадаева, появилось славянофильство и западничество.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.214.17 (0.008 с.) |