Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовых результатов деятельности предприятия

Поиск

Методика анализа относительных показателей финансовых результатов деятельности предприятия:

а. уяснение (определение) целей и задач, определение замысла анализа;

б. выбор (определение) совокупности относительных показателей финансовых результатов деятельности предприятия, а также методик определения (расчета) и анализа этих показателей;

в. формирование информационной базы анализа относительных показателей финансовых результатов деятельности предприятия, оценка ее соответствия требованиям, предъявляемым к финансовой информации;

г. формирование соответствующих сравнительных аналитических таблиц;

д. аналитические процедуры со сравнительными аналитическими таблицами;

е. формулировка выводов (аналитического заключения) по результатам анализа относительных показателей финансовых результатов деятельности предприятия

 

Цель и задачи анализа относительных показателей финансовых результатов деятельности предприятия на практическом занятии определяются (ставятся) преподавателем и руководителем учебной «аналитической группы». Замысел анализа (предполагаемые процедуры и технологии анализа; вопросы, требующие особенно пристального внимания при разрешении; варианты взаимодействия студентов, рабочих подгрупп; время анализа и пр.), совокупность показателей анализа и методики их оценки определяются учебной «аналитической группой» методом мозгового штурма и конкретизируются руководителем этой группы.

Информационной базой анализа относительных показателей финансовых результатов деятельности предприятия в ходе выполнения задания при подготовке к практическому занятию является Бухгалтерских баланс и Отчет о прибылях и убытках. Для оценки соответствия информационной базы анализа требованиям, предъявляемым к финансовой информации, в ходе практического занятия (в ходе выполнения задания при подготовке к практическому занятию) достаточно выявить ошибки и искажения информации способом арифметического перерасчета результирующих статей (строк). При необходимости следует внести соответствующие коррективы (на практическом занятии при выявлении таковых необходимые коррективы определяет преподаватель).

Пример сравнительной аналитической таблицы для проведения

анализа финансовых результатов деятельности предприятия ООО «ГГГ»:

№ п/п Показатель Фактическое значение (%) Отклонение в фактическом значении (раз)[5]
2009 г. 2010 г.
         
  Коэффициент рентабельности продаж, Rпр1 23,08 35,41 Рост в 1,53 раз
  Коэффициент рентабельности продаж по прибыли от продаж, Rпр2 4,92 10,09 Рост в 2,05 раз
  Коэффициент рентабельности продаж по прибыли до налогообложения, Rпр3 1,31 5,03 Рост в 3,84 раза

Примечания:

1. Совокупность применяемых показателей определяется на практическом занятии преподавателем.

2. Графа 5 может рассчитываться также и в %, в абсолютных отклонениях.

 

Аналитические процедуры со сравнительной аналитической таблицей включают:

а. определение (расчет) соответствующих показателей, занесение их в таблицу;

б. выявление и фиксация в тетради изменений, произошедших в финансовых результатах деятельности предприятия;

в. формирование совокупности графических иллюстраций (это повышает степень наглядности результатов диагностики, а значит и степень восприятия информации).

Определение (расчет) относительных показателей финансовых результатов деятельности предприятия осуществляется с использованием конкретных формул (методик).

Некоторые относительные показатели финансовых результатов

деятельности предприятия

№ п/п Показатель Методика определения Обозначения
       
  Коэффициент рентабельности продаж, Rпр1 ВПр – величина (сумма) валовой прибыли; Вр – величина (сумма) выручки от продаж
  Коэффициент рентабельности продаж по прибыли от продаж, Rпр2 Прпр – величина (сумма) прибыли от продаж; Вр – величина (сумма) выручки от продаж
  Коэффициент рентабельности продаж по прибыли до налогообложения, Rпр3 Прн – величина (сумма) прибыли до налогообложения; Вр – величина (сумма) выручки от продаж
  Коэффициент чистой рентабельности продаж (чистой прибыльности; рентабельности продаж по чистой прибыли), Rпр4 Прч – величина (сумма) чистой прибыли; Вр – величина (сумма) выручки от продаж
  Коэффициент рентабельности совокупных (суммарных) активов по прибыли от продаж, Rса1 Прпр – величина (сумма) прибыли от продаж; Аср – средние остатки активов предприятия за анализируемый период

Примечание:

1. Прочие относительные показатели финансовых результатов деятельности предприятия подробно раскрыты и разъяснены преподавателем в ходе лекции.

 

Пример определения (расчета) коэффициента рентабельности продаж, (Rпр1) (с использованием Приложения 7; данные за отчетный период).

 

 

Полученные в результате вычислений показатели заносятся в представленную выше сравнительную аналитическую таблицу.

Пример выявления и фиксации в тетради изменений, произошедшихв финансовых результатах деятельности предприятия на основе данных, представленных в Примере сравнительной аналитической таблицы для проведения анализа финансовых результатов деятельности предприятия ООО «ГГГ».

В нашем примере можно было бы отметить следующее:

- за анализируемый период (2009 – 2010 гг.) коэффициент рентабельности продаж (Rпр1) возрос с 23,08% до 35,41%. При этом указанный коэффициент и в 2009 г., и в 2001 г. превышал темпы инфляции. ООО «ГГГ» смогло обеспечить увеличение суммы валовой прибыли, полученной от каждого рубля выручки, с 23,08 копеек до 35,41 копеек.

Таким образом, за анализируемый период, судя по коэффициенту рентабельности продаж (Rпр1), предприятие значительно повысило эффективность основной деятельности (в 1,53 раза), наращивает объемы продаж, как в денежном, так и натуральном выражении. Продукция предприятия конкурентоспособна, расходы по обычным видам деятельности оптимизированы;

- за анализируемый период коэффициент рентабельности продаж по прибыли от продаж (Rпр2) возрос 4,92% до 10,09% (в 2,05 раза). При этом указанный коэффициент и в 2009 г., и в 2010 г. оказался ниже темпов инфляции. Не взирая на мощный прирост анализируемого показателя, ООО «ГГГ» по указанному показателю в реальном выражении неэффективно.

Руководство предприятия обеспечило увеличение суммы прибыли от продаж, полученной от каждого рубля выручки, с 4,92 копеек до 10,09 копеек. Констатируя положительную динамику коэффициента, следует отметить следующее. В 2009 г. предприятие из каждого рубля выручки расходовало 18,16 копеек (23,08 копеек – 4,92 копейки) на покрытие непроизводительных расходов (коммерческих и управленческих); в 2010 г. эти расходы достигли 25,32 копеек. Таким образом, непроизводительные расходы возросли на 39,42%. Именно указанное стало причиной неэффективности деятельности предприятия по коэффициенту рентабельности продаж по прибыли от продаж (Rпр2). Предприятию настоятельно требуется оптимизировать управленческие и коммерческие расходы;

- за анализируемый период коэффициент рентабельности продаж по прибыли до налогообложения (Rпр3) возрос с 1,31% до 5,03% (в 3,84 раза). При этом указанный коэффициент и в 2009 г., и в 2010 г. оказался значительно ниже темпов инфляции. В реальном выражении ООО «ГГГ» по указанному показателю неэффективно.

Руководство предприятия обеспечило увеличение суммы, полученной с каждого рубля выручки, с 1,31 копеек до 5,03 копеек. Вместе с тем, очевидно, что прочие виды деятельности, осуществляемые предприятием, убыточны. В 2009 г. предприятие из каждых 23,08 копеек валовой прибыли направляло 3,61 копеек (23,08 – 18,16 – 1,31), - т.е. 15,64%, - на покрытие убытков от прочих видов деятельности, в 2010 г. из каждых 35,41 – 5,06 копеек (35,41 – 25,32 – 5,03) или 14,29%.

Динамика указанного коэффициента указывает на то, что валовая прибыль ООО «ГГГ» «проедается» теми видами деятельности, которые не являются основными для предприятия (масштабы этого несколько снизились). Однако именно необходимость покрытия отрицательного сальдо доходов и расходов по прочим видам деятельности стало ключевой причиной неэффективности деятельности предприятия по коэффициенту рентабельности продаж по прибыли до налогообложения (Rпр3). Предприятию критически важно оптимизировать прочие виды деятельности.


Пример формирования графических иллюстраций по результатам анализа относительных показателей финансовых результатов деятельности предприятия:

 

 

Рис. 4. Динамика показателей рентабельности ООО «ГГГ».

При формулировании выводов (аналитического заключения) по результатам анализа относительных показателей финансовых результатов деятельности предприятия, в общем случае, целесообразно придерживаться следующей последовательности:

а. положительные результаты (сильные стороны в финансовых результатах деятельности предприятия);

б. отрицательные результаты (слабые стороны в финансовых результатах деятельности предприятия);

г. вероятные угрозы финансовым результатам деятельности предприятия (финансовому состоянию предприятия);

д. возможности предприятия по улучшению (наращиванию) финансовых результатов деятельности (финансового состояния предприятия).

В рамках практического занятия (выполняя задание при подготовке к практическому занятию) достаточно выполнить лишь первые три пункта. Пункт четвертый выполняется по желанию студентов, т.к. это прерогатива дисциплины «Финансовый менеджмент».

Пример формулировки выводов (аналитического заключения) по результатам анализа относительных показателейфинансовых результатов деятельности предприятия:

1. В течение анализируемого периода предприятие несколько повысило эффективность своей деятельности. В частности, коэффициент рентабельности продаж по прибыли от продаж (Rпр2) вырос в 2,05 раза, коэффициент рентабельности продаж по прибыли до налогообложения (Rпр3) - в 3,84 раза. Незначительно уменьшилось отрицательное сальдо доходов и расходов по прочим видам деятельности.

Особенно положительными является прирост коэффициента рентабельности продаж (Rпр1) с 23,08% до 35,41%. Эффективность основной деятельности предприятия значительно повысилась.

2. В целом, учитывая инфляционный фактор и все проанализированные показатели, можно констатировать, что деятельность ООО «ГГГ» неэффективна. Ряд ключевых финансовых результатов (рентабельность продаж по прибыли от продаж; рентабельность продаж по прибыли до налогообложения), невзирая на некоторое улучшение, низкие. С учетом инфляционного фактора их значения оказываются отрицательным.

Прочие виды деятельности предприятия убыточны. Предприятие расходует значительную часть выручки от продаж (валовой прибыли) на покрытие отрицательного сальдо доходов и расходов по прочим видам деятельности. Коэффициент рентабельности продаж по прибыли до налогообложения (Rпр3) в 2010 г. оказался ниже коэффициента рентабельности продаж по прибыли от продаж (Rпр2) в 2 раза. Между тем, выход хотя бы на нулевое сальдо повысил бы коэффициент рентабельности продаж по прибыли до налогообложения (Rпр3) до 10,09%.

Растут непроизводительные расходы предприятия. За 2009 – 2010 г. они выросли на 39,42%. В 2010 г. из каждого рубля выручки на покрытие непроизводительных расходов направлялось 25,32 копеек. Коэффициент рентабельности продаж по прибыли от продаж (Rпр2) в 2010 г. оказался ниже коэффициента рентабельности продаж (Rпр1) в 3,6 раза.

В 2009 г. качество финансовых результатов деятельности предприятия было низким, а в 2010 г. еще более снизилось.

Предприятие нуждается в незамедлительной оптимизации прочих видов деятельности, а также управленческих и коммерческих расходов.

3. Ключевой угрозой для предприятия является абсолютная неэффективность прочих видов деятельности (отрицательное сальдо доходов и расходов по прочим видам деятельности). При сохранении отрицательного значения указанного сальдо возможны:

а. в условиях неизменности темпов прироста выручки от реализации продукции: чрезмерно длительный временной период выхода на положительные реальные значения рентабельности продаж по прибыли до налогообложения и, соответственно, функционирования в условиях дефицита чистого денежного потока для обеспечения своевременного и полного выполнения обязательств предприятия и осуществления текущих платежей. Предприятие будет вынуждено активизировать использование внешних источников финансирования для обеспечения деятельности с вытекающими из этого негативными последствиями (дополнительные платежи по кредитам и займам; снижение ликвидности и платежеспособности, финансовой устойчивости, конечных финансовых результатов и пр.);

б. в условиях сокращения темпов прироста выручки от реализации продукции – деградация чистого денежного потока и ускоренное наступление последствий, изложенных в п. а;

в. при наращивании непроизводительных расходов: сокращение суммы прибыли от продаж, влекущее сокращение возможностей покрытия отрицательного сальдо доходов и расходов по прочим видам деятельности с последствиями, изложенными в п.а.

Еще одной угрозой для деятельности предприятия являются относительно высокие непроизводительные расходы, негативно влияющие на величину чистой прибыли.

Тема 7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.117.77 (0.009 с.)