ТОП 10:

Средневековая арабоязычная философия: аль-Кинди, аль-Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд



Арабская философия в средние века развивается не только в лоне мифологии и религии, но и в лоне науки. Известны успехи арабских ученых в математике, астрономии, географии, медицине, истории, алхимии. Арабские философы, бывшие обычно врачами, астрономами, путешественниками, тяготели к естествознанию и опыту больше, чем к абстрактным рассуждениям.

Крупными представителями философской мысли Востока являются видный среднеазиатский философ, ученый-энциклопедист, один из основоположниковаристотелизма на Ближнем и Среднем Востоке Аль-Фараби; великий ирано-таджикский философ и врач Ибн Сина (Авиценна); выдающийся ирано-таджикский математик, астроном, поэт и мыслитель Омар Хайям; арабо-испанский врач и философ Ибн-Рошд(Аверроэс) и другие.

Аль-Фараби (870—950) принадлежит около 100 работ по философии и истории естественных наук. Он исходил из того, что средствами познания являются науки, которые подразделял на теоретические (логика, философия и естественные науки) ипрактические (этика и политика). Первенство в системе наук он отдает логике, которая позволяет человеку отличить истинное знание от ложного. Отсюда философ придает большое значение разуму человека [2]. Именно философия позволяет человеку понять сущность бытия. Оно «едино» и в то же время — «многое». Такое состояние бытия есть результат эманации, т.е. истечения различных «сред бытия» из «единого». Сам мир предстает у Аль-Фараби в виде девяти заключенных друг в друга сфер-небосводов, в которых живут души, выступающие причиной вращения этих сфер вокруг Земли. Движение сферы-небосводы получили от первотолчка.

Наиболее выдающимся философом Средней Азии, а также Ирана в средние века был уроженец Бухары, таджик по происхождению Ибн Сина (Авиценна) (ок. 980—1037). Он написал более 300 трудов, среди которых такие знаменитые, как «Книга исцеления» и «Книга знания». Анализ наследия Ибн Сины свидетельствует о необычайно широком круге его интересов, о его подлинно энциклопедической образованности. Он предложил классификацию наук путем их деления по объектам исследования. Ибн Сина выдвинул положение о том, что природа изначальна и неуничтожима, что ее законы не меняются произвольно и доступны человеческому познанию, что душа обусловлена деятельностью тела и ее индивидуальное бессмертие невозможно. Ибн Сину не без основания называют «философом бытия», так как наиболее оригинальной частью его философии является учение о бытии.

Блестящего подъема философия и наука достигли в средние века в Испании. В ней жил и творил величайший арабский философ и врач Ибн-Рошд (Аверроэс) (1126—1198). Учение Ибн-Рошда основывалось на натуралистических концепциях Аристотеля, которого он ставил «выше всех философов». «Учение Аристотеля есть высшая истина, потому что его ум был пределом человеческого ума». — писал Ибн-Рошд. Особенно он высоко ценил логику Аристотеля. Большинство философских произведений Ибн-Рошда представляют комментарии к сочинениям Аристотеля. Ибн-Рошд рассматривает мир как вечный и необходимый процесс, в основе которого лежит праматерия. Он отвергает понимание материального мира как «возможного» бытия. Материя и форма не существуют отдельно друг от друга: их можно разделить лишь мысленно. Бытие Бога не предшествует материи, а совечно ей. Функция Бога состоит в том, чтобы превращать возможности, внутренне присущие материи, в действительность. Движение вечно, творения природы Богом не существует. Все эти идеи излагались и Ибн Синой.

 


15. Философия в культуре Западно-Европейского средневековья. Философию западноевропейского Средневековья нередко называли служанкой богословия, что не умаляет ее значения в истории культуры. Философия раннего христианства называлась апологетикой. Это название происходит от наименования и характера сочинений — апологий, то есть трудов, направленных на защиту и оправдание христианского вероучения и деятельностихристиан.Философия раннего Средневековья рассматривала вопросы, связанные с природой Бога, с возможностью его постижения, с проблемой бесконечности. Она была так же парадоксальна, как и вся средневековая культура. Среди средневековых философов имелись определенные расхождения. В этих расхождениях своеобразно проявлялась борьба материалистической и идеалистической тенденций. Спор между философами шел о том, что представляют собой общие понятия («универсалии»). Сложилось два основных направления в философии — реалисты и номиналисты. Реалисты утверждали, что общие понятия существуют реально, независимо от созидания их в разуме Бога, и они первичны по своей природе, то есть возникли до появления вещей в мире. Против реалистов выступали номиналисты, которые учили, что общие понятия — это всего лишь имена вещей и что они, таким образом, существуют «после вещей» и не обладают самостоятельным существованием. Западноевропейские философы, жившие в эпоху раннего средневековья, занимались в основном переложением и переводами античных мыслителей. Хотя эта работа и не была творческой, все же значение ее не так уж мало: она позволила сохранить для последующих веков античных авторов, способствовала созданию библиотек, ставших очагами культуры и базой позднейших средневековых школ и университетов.

 

 


16. Основные особенности средневековой арабо-мусульманской философии

Особенности арабо-мусульманской философии определялись в Средние века исключительными условиями ее развития. На арабском Востоке и в части Испании, покоренной арабами, философская мысль находилась под гораздо меньшим воздействием религии, чем в Европе и Восточной Азии. Кроме того, объединение разрозненных арабских племен в единое огромное государство (Халифат) способствовало средоточию лучших умов в его научных центрах и достижению наиболее высокого уровня развития философской мысли. Ее формировали представители многочисленных народов, населяющих это государство: арабы, персы, евреи, таджики, турки, узбеки и т.д. Но все учения излагались только на арабском языке. Поэтому философию многих восточных народов принято называтьарабоязычной. Еще одна ее особенность состоит в том, что она развивалась не только на фоне мифологий разных восточных народов, молодой тогда и посему не очень влиятельной религии - исламе, но и на базе высокоразвитой науки. В этой связи необходимо подчеркнуть, что арабская и арабоязычная наука в этот период ушла далеко вперед по сравнению с европейской.

В VIII—IX веках культурное развитие Западной Европы находилось еще на крайне, низком уровне по сравнению с арабским Востоком, где уже расцветала мощная и самобытная культура. Если обратиться к отдельным наукам, развитию которых способствовали арабы, то на одно из первых мест надо поставить географию. Географический кругозор арабов намного превосходил античный. Это естественно, если иметь в виду обширные районы, завоеванные ими. В тесной связи с географией находилась астрономия. Основной труд древности, творение Птолемея, сохранился благодаря арабам и известен под названием «Альмагесты». Аль-Зуфи в X веке впервые изготовил звездный каталог, где не только представлено положение звезд, но и указана их величина. Безусловны заслуги арабов в математике. Именно они ввели арабские цифры в арифметику, сделали переводы трудов Евклида по геометрии. Арабы значительно упростили тригонометрические вычисления греков. Велики заслуги арабов в физике и химии. Они ввели в европейский обиход ряд важных технических новинок: водяные и механические часы, хлопчатую, а затем и льняную бумагу, порох и многое другое.

В медицине арабы также добились значительных успехов. Наблюдения и описания болезней, сделанные арабскими врачами, отличаются большой точностью. Именно рабы впервые описали признаки таких распространенных болезней, как корь, оспа, рахит. Они значительно обогатили фармакологию. Многие арабские медики славились и как философы, например, Ибн-Сина (Авиценна). Расцвет арабской культуры (науки, искусства, техники, медицины) на рубеже I—II тысячелетий отразился на содержании философии. Внимание к опытному знанию и естественнонаучным дисциплинам принципиально отличает арабских философов Средневековья от их коллег европейцев. Однако в начальной форме арабской философской мысли, которую называли «калам», доминировали логические рассуждения о религиозных догмах Корана. Калам можно назвать магометанской схоластикой, так как он тоже обслуживал религию, «теоретически» оправдывая богословие. Постепенно у арабов развилась собственная оригинальная философия, в определенной мере связанная с теологией. Крупнейшимиарабо-язычными философами средневековья являются Аль-Кинди (800-879), Аль-Фараби (870-950), Ибн-Сина (Авиценна) (ок. 980-1037), Омар Хайям (1049-1123), Ибн-Бад-жи (Авемпаце) (конец XI в-1138), Ибн-Рошд(Аверроэс) (1126-1198) и многие другие. Значительный вклад в становление арабской философии внес Аль-Кинди. В его учении на первое место вышли гносеологические проблемы. В своих работах он стремится средствами логики и математики доказать, что все природные и общественные явления происходят по жестким законам бытия. Бога он рассматривает лишь как «отдаленную причину» всех вещей и явлений. Скептически относясь к Корану, философ, тем не менее, соглашался с теологами, которые считали, что «тело мира» сотворено Богом, но, в отличие от них, он стремился это доказать логическими рассуждениями. Аль-Кинди при этом различал три ступени познания: 1) логика и математика; 2) естественные науки и медицина;3) метафизические проблемы.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.225.194.144 (0.004 с.)