Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как справляться с непредвиденными ситуациями

Поиск

Ваша репутация как тренера зависит не только от профессионального опыта, но и от того, способны ли вы справиться с непредвиденной ситуацией без шума, профессионально, с юмором и достоинством. Приняв к сведению наши советы, вы легко сможете поддержать этот имидж.

1. Непредвиденные ситуации - это нормально. Жизнь полна неожиданностей. Они становятся нашими врагами только тогда, когда мы начинаем их избегать. Рассматривайте эту проблему таким образом: «умелый» тренер может работать, если все идет по плану; «профессионал» способен продолжать работу при самом неожиданном повороте событий. Ваша цель - быть готовым к любым неожиданностям. Пусть вас не расстраивает, что вам не каждый раз удается добиться успеха - это не удается никому.

2. Разберитесь с непредвиденной ситуацией. Выясните, что на самом деле происходит. Дайте определение тому, что случилось. Облеките происшедшее в словесную форму и донесите до сведения участников.

3. Превратите проблемную ситуацию в «задачи» и «вопросы». Добавьте их к задачам и вопросам, на которых построен ваш тренинг. Иногда непредвиденные ситуации позволяют сформулировать вопросы, которые оказываются более важными, чем те, которые вы запланировали изначально.

4. Интересуйтесь мнением каждого. Если внезапно происходит нечто неожиданное, не считайте, что вы обязаны иметь наготове ответы на все вопросы. Возможно, идеальный вариант вашего ответа участникам тренинга будет: «Что-то мне ничего не приходит в голову. А у вас есть какие-то соображения?» За это они будут только больше вас уважать.

5. Узаконьте непредвиденную ситуацию. Если «неожиданно» вы натыкаетесь на серьезные проблемы, можно сделать их темой текущего занятия. Преобразуйте их в дополнительные цели и предполагаемые результаты.

6. Спрашивайте о возможных непредвиденных ситуациях. Задайте вопрос: «С какими еще неожиданностями мы можем столкнуться?» Если идеи будут высказаны непосредственно участниками, у них будет ощущение личной причастности к работе над тренингом, и они с большей охотой будут стараться найти способ решения неожиданной проблемы.

7. Будьте готовы к неожиданностям. Поскольку важнейшая задача тренера - создание необходимых условий для успешной работы участников, вы должны быть готовы, что может произойти все что угодно: перегорит лампа в проекторе, отключат электричество, за окном будет работать отбойный молоток, кофе не будет совсем, и т. д. Всегда держите в уме что-то, что сможет уменьшить ущерб от неожиданностей.

8. Извлекайте выгоду из непредвиденной ситуации. Не стесняйтесь извлекать уроки из ситуаций, когда вам удалось успешно преодолеть непредвиденную ситуацию. Участники запомнят, как вам удалось превратить в упражнение три пожарные тревоги, случившиеся за одно утро по вине неисправной сигнализации. Это притом, что один из авторов этой книги недавно настаивал, что звонок пожарной тревоги должен быть как минимум на 20 децибел громче, чтобы соответствовать стандартам безопасности и здравоохранения.

9. Помните, что непредвиденные ситуации сближают. Неожиданные происшествия могут сблизить вас с участниками - они помогут вам утвердиться в роли признанного лидера и заслужить уважение участников за проявленные рассудительность и решительность.

10. Всегда имейте «план Б». Когда ясно, что неожиданные обстоятельства сделали ваш первоначальный план неосуществимым, покажите, что у вас про запас есть альтернативный путь достичь поставленных целей тренинга.

Развивайте творческий потенциал участников

Наша система образования основывается на представлении, что на один вопрос обычно есть только один правильный ответ, который нам и надо найти. Это ведет к линейному мышлению. Способность к творчеству является ценным качеством, которое не только делает человека интересной личностью, но и помогает генерировать новые идеи. Удачно выразил эту мысль лауреат Нобелевской премии физик Альберт Сент-Дьерди: «Тот, кто совершает открытие, видит то, что видят все, и думает то, что никому не приходит в голову».

1. Исследуйте творческий потенциал участников. Расспросите участников, когда у них последний раз возникала творческая идея. Какая? Что дало толчок к творчеству?

2. Стремитесь иметь выбор. Лучший способ выработать хорошую идею - иметь много идей на выбор. Например, спроецируйте на экран изображение скрепки и предложите участникам придумать различные нестандартные способы ее использования. Преуспевающие компании обычно поощряют креативность своих сотрудников, даже если не все идеи являются «проходными».

3. Предложите участникам проблему, решение которой требует творческого подхода. Например, задайте такой вопрос: как сделать, чтобы два человека, стоящие лицом к лицу на положенной на пол газете, не касались друг друга? Веревками пользоваться нельзя! (Решение см. ниже.) Подложите газету под закрытую дверь.

4. Предложите участникам задание: придумать варианты решения проблемы. Например, покажите участникам картинку, изображающую жестяное корыто, в которой плавает игрушечный утенок. Пусть они придумают как можно больше вариантов, чтобы решить проблему создания идеальной ванной.

5. Следите за своими словами! Когда вы реагируете на творческие идеи участников, остерегайтесь ограничивающего эффекта, который могут иметь такие фразы: «Хороший ответ!», «Правильное решение!», «Будьте практичнее!», «Следуйте правилам», «Это нелогично». Когда только возможно, используйте «открытые» фрабы: например, «Хорошо, что мы можем сделать еще?»

6. Задавайте вопрос: -«А что если...». Вот несколько вопросов для начала:
• что если все люди, которым 21 год, через год станут двухметрового роста?
• что если бы у всех людей были маленькие дети?
• что если бы не было времен года, и весь год шел бы снег?
• что если бы все женщины после 21 года становились ростом 8 футов?
• что если вообще никто никогда бы не курил?
• что если каждый человек каждый день съедал бы на завтрак тарелку отрубей.?

7. Позвольте участникам размяться. Например, если участники долгое время сидели на месте, спроецируйте на экран или вывесьте на демонстрационную доску алфавит, написанный большими буквами, а под каждой буквой напишите вразбивку «п» или «л».
А Б В Г Д Е...
л п п п л л...
Затем участники начинают хором читать алфавит и одновременно поднимать правую ногу, если под буквой написано «п», и левую - если там «л».

8. Мыслите метафорами. Попробуйте выразить текущую проблему в виде метафоры, например: «Можно ли сказать, что попытка мотивировать ваш трудовой коллектив напоминает штурм горного пика?»

9. Подумайте, как бы это сделали великие люди. Попросите участников назвать имена исторических деятелей, вождей и мыслителей. Теперь задайте вопрос: как бы эти люди справились с текущей проблемой и как бы они могли заявить о своем успехе.

10. Расширяйте горизонты. Например, попросите участников вообразить следующую ситуацию. Чему научились бы друг от друга следующие люди, если бы оказались вместе за обедом: водитель автобуса и адвокат, библиотекарь и юрист, учитель и космонавт, авиадиспетчер и полицейский, менеджер и издатель газеты, и так далее.

Работа «один на один»

Как правило, тренинг проходит в форме занятий в малых группах. Однако лучше всего участники запоминают те моменты, когда внимание тренера было обращено на них лично. Следующие несложные правила помогут вам усилить момент работы «один на один» на групповых занятиях.

1. Помните, что каждый участник - личность. У каждого есть свои ожидания, жизненные принципы и взгляды. Постарайтесь разобраться в них и принять к сведению.

2. Не позволяйте общей дискуссии выродиться в споры между отдельными участниками! Если вам действительно надо обсудить относительно частные вопросы с отдельными участниками, сделайте это во время перерыва на кофе или на обед.

3. Выделяйте самое важное в поднимаемых темах и вопросах. Постарайтесь сделать так, чтобы вопросы и мнения отдельных участников стали предметом обсуждения всей группы.

4. Сохраняйте нейтралитет - не наживайте себе врагов! Во всеуслышание одобрите все темы, проблемы и вопросы и в дальнейшем рассмотрите их всей группой.

5. Выбирайте время для индивидуальных разговоров с участниками.

К тем участникам, которым нужна особая помощь или совет, лучше обращаться в то время, когда они работают в малых группах или индивидуально, а не во время общегрупповой деятельности.

6. Вовлекайте в дискуссию всех. Если во время спора или обсуждения выясняется, что один или два участника лучше разбираются в вопросе, не допускайте, чтобы занятие превращалось в ваш диалог с этими участниками. Выясните основные точки зрения и попросите остальных участников выразить свое отношение к обсуждаемым темам.

7. Предложите поговорить один на один позднее. Если проблема интересует только одного участника, лучше не выносить ее на всеобщее обсуждение, а предложить ему вернуться к обсуждению после окончания занятия.

8. Щадите чувства каждого участника. Если вам необходимо выразить несогласие, лучше сделать это индивидуально, чем публично. Перерывы иногда самое важное время тренинга - они особенно полезны для разрешения сложностей и проблем.

9. Подойдите поближе к тому, с кем вам надо поговорить. Не обращайтесь к конкретному участнику «с кафедры». Подойдите поближе и негромко поговорите с ним. Если вы стоите, а участник сидят, у вас и так доминирующее положение.

10. Напомните каждому, что вы всего лишь человек, а не олицетворенная власть. Дайте понять всем участникам, что ваша точка зрения - это только ваше мнение, которое не является автоматически «правильным» или «окончательным».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-25; просмотров: 766; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.161.43 (0.007 с.)