Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Если приглашаешь тренера со стороны↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Содержание Вступление Глава 2. Как встречать участников Глава 3. Использование предметов обстановки Глава 4. Проведение тренинга Глава 5. Позаботься о себе Глава 6. Оценка вашего тренинга Вступление Эта книга написана для занятых людей. Нам по опыту известно, что если вы регулярно проводите тренинги, то у вас, скорее всего, нет ни времени, ни желания углубляться в изучение фундаментальных трудов по теории и методологии тренерской работы. Поэтому данная книга представляет собой собрание полезных советов и практических предложений. Нашу книгу не обязательно читать от корки до корки. Порядок расположения материала в ней имеет второстепенное значение. Хотя книга имеет четкую логическую структуру (от постановки целей тренинга до оценки его результатов), большинство советов представляют самостоятельную ценность. В каждой главе книги содержится по десять советов, которые в целом охватывают более 50 тем (кроме нескольких случаев, когда авторов охватывал порыв энтузиазма, и вместо десяти советов получилось 20 и больше). Каждую главу открывает короткое вступление, в котором поясняется, о чем именно пойдет речь. Мы надеемся, что эти вступления помогут вам определить, какие советы необходимо прочитать в первую очередь, какие пропустить, а какие оставить на потом. Возможно, открыв эту книгу, читатель пожмет плечами и скажет: «В этом нет ничего нового—именно так я и делаю!» Тем лучше, ответим мы. Но мы все же надеемся, что наша книга содержит нечто, что заставит вас признаться самому себе: «Ага, вот это интересно - надо будет попробовать на следующем занятии!» Нам очень важно знать ваше мнение об этой книге. В конце книги мы поместили небольшую анкету, и мы будем крайне признательны, если вы заполните ее и пошлете нашим издателям. В следующем издании мы обязательно учтем все ваши пожелания! Фил Рэйс, Бренда Смит. Март 1999 Глава 1. Планирование и приготовление к тренингу В этой главе мы рассмотрим вопросы планирования и подготовки тренинга. Мы также посоветуем вам, как действовать, чтобы ваши планы были реализованы на практике. Многие идеи, которые будут затронуты в этой главе, получат развитие в других частях книги. Иногда тренер проводит занятия настолько часто, что позволяет себе пренебрегать некоторыми важными элементами подготовки к тренингу. Вы убедитесь, что быть чрезмерно самоуверенным довольно опасно. Мы начнем с попытки определить, что обычно вкладывают в понятие «тренинг». Если читатели сойдутся во мнении, что тренинг должен проводиться в интерактивной, а не лекционной форме, то пользы от него будет гораздо больше. Далее мы коснемся вопроса о предполагаемых результатах тренинга. Участники всегда хотят знать - и должны знать, - какую пользу они сумеют извлечь из своих занятий. С нашей точки зрения, лучший способ познакомить участников с предполагаемыми результатами - это поставить цели как тренинга в целом, так и каждого занятия в отдельности. Разумеется, очень важно содержание тренинга. Но не менее важны приемы и методы, с помощью которых это содержание будет донесено до участников. В первой главе вы найдете ряд советов - как подавать информацию в такой форме, чтобы она превратилась в хорошо усваиваемый учебный материал и интересные для участников задания. Мы не можем переоценить важность такого вопроса, как составление расписания. Если тренинг в целом или отдельное занятие затягивается, то и тренер, и участники чувствуют себя некомфортно. Возможно, выход в том, чтобы заранее устанавливать достаточно гибкое расписание, в которое будет допускать небольшие изменения в программе. В этом случае у участников тренинга не возникнет ощущения, что тренер не успевает и пропускает часть материала. В некоторых ситуациях успех тренинга напрямую зависит от его рекламы. Самое главное в этом случае - заинтересовать и показать важность тренинга именно тем людям, на которых он ориентирован. Иногда бывают ситуации, когда вам понадобится пригласить другого тренера провести одно из занятий. В этой главе мы поделимся собственным опытом по наилучшему разрешению этой ситуации. Наши наблюдения, оформленные в виде советов, будут вам полезны, если вам надо прибегнуть к помощи коллеги. Залог удачного начала тренинга - уверенность тренера, что каждый будущий участник готов приступить к занятиям. Мы предлагаем несколько советов относительно того, как сформулировать подготовительные задания, которые помогут участнику сосредоточиться на основных задачах тренинга. Раздел «За кулисами» касается небольших приготовлений, которые помогут предотвратить возможные неудобства и досадные помехи. Мы поделимся своим опытом (как удачным, так неудачным), как сделать так, чтобы никакие неприятные мелочи не омрачали начало тренинга. Участники тренинга - живые существа, им необходимы еда и питье. Обеспечение освежающими напитками и перерывы на обед ничуть не менее важны, чем прочие детали проведения тренинга. Если перерывы происходят регулярно, а еда и питье достаточно вкусны, то общая атмосфера тренинга значительно улучшается и надолго остается в памяти участников как чрезвычайно приятное воспоминание! Что такое тренинг? В этой книге мы хотим помочь вам превратить ваши тренинги в активный познавательный процесс для участников и уйти как можно дальше от лекционной модели. В первую очередь, при планировании тренинга мы рекомендуем вам уделить внимание некоторым моментам, о которых будет сказано далее: 1. Тренинг должен представлять собой активный процесс не только для тренера, но, прежде всего, для его участников! Когда вы составляете программу тренинга, постарайтесь сделать так, чтобы в центре внимания была деятельность участников, а не тренера. Если люди будут принимать активное участие в работе группы и получать от этого удовольствие, то результаты тренинга надолго останутся у них в памяти. 2. Планируйте каждое занятие тренинга как путешествие, имеющее начало, середину и конец. Благодаря этому каждое следующее занятие будет восприниматься участниками как непрерывный учебный процесс, и они всегда смогут видеть, на какой стадии этого процесса они находятся. 3. Участники должны видеть цели тренинга. Сделайте цели каждого занятия максимально ясными: например, объявите, какой результат вы рассчитываете получить к концу тренинга. 4. Участники должны знать, чем обоснован выбор целей тренинга. Поставьте общие цели тренинга таким образом, чтобы для участников стала очевидной их актуальность и важность, после чего сформулируйте индивидуальную задачу для каждого участника. 5. Участники должны представлять себе, как достичь поставленных целей. Расскажите участникам, какие задания и упражнения ожидают их на каждом занятии, чтобы развеять возможные опасения. 6. Личный опыт участников - основа тренинга. Если позволяют условия тренинга, пусть говорит не тренер, а участники. Скорее всего, участникам уже многое известно. Дайте им возможность высказаться! 7. Постоянно стремитесь к взаимодействию. Хороший тренинг всегда построен на взаимодействии тренера и участников. Информации, исходящей непосредственно от тренера, должно быть как можно меньше. Не надо читать лекций; лучше, если непосредственным источником информации послужит анализ жизненных ситуаций и т. д. 8. Не смущайтесь, если обратная связь принимает незапланированный характер. Лучше отказаться от первоначального плана, если возникает неожиданный, но важный поворот беседы, чем строго придерживаться плана и муштровать участников, как солдат. Однако ни в коем случае не забывайте о перерывах на обед! 9. Задайте себе вопрос: «Какие впечатления останутся от тренинга у его участников?» Постарайтесь спланировать тренинг так, чтобы он был и продуктивным, и доставлял удовольствие участникам. 10. Воспринимайте каждый новый тренинг как новый опыт, полезный лично для вас. Если вы говорите себе: «Сегодня я провел безупречный тренинг», значит, у вас проблемы! Попробуйте внести поправки в план своего тренинга и продолжайте учиться. Как ставить цели тренинга Каждый человек хочет знать, чем будут вознаграждены его усилия. В частности, участники тренинга хотят выяснить, каких знаний и умений они достигнут после окончания занятий, или на что им лучше переключить свои усилия. Еще они хотят знать, будут ли приниматься во внимание те знания и умения, которыми они уже обладают. В связи с этим цели тренинга должны быть сформулированы предельно четко и ясно. 1. Сформулируйте цели тренинга для самого себя. Когда вы составляете план тренинга, поговорите со всеми, кто может помочь вам узнать как можно больше о предмете будущего тренинга и темах, которые будут затронуты. Начните с «установочных» целей. Вывесите плакат или раздайте на руки участникам список, содержащий ряд достаточно приблизительно сформулированных «установочных» целей тренинга. Спросите будущих участников: «Чего вы хотите?» Ожидания участников иногда помогают определить действительно важные проблемы, которые могут оказаться незапланированными тренером. Хороший способ - собрать участников вместе, выдать им по листу бумаги или целлулоидной пластинке и попросить их написать, чего они в первую очередь ожидают от будущего тренинга. 4. Отнеситесь к ожиданиям участников серьезно. Если ожидания участников слишком разнообразны, или они вступают в явное противоречие с намеченными вами целями тренинга, все равно не выбрасывайте эти листочки. Лучше прикрепите их на видном месте в помещении, где вы будете проводить тренинг, и при каждом удобном случае напоминайте о них в течение всего тренинга. 5. Четко формулируйте свои мысли. Вы должны быть твердо уверены, что ваши слова правильно поняли все участники тренинга. Задавайте вопрос: «Как вы это поняли?», пока не убедитесь, что все присутствующие одинаково понимают формулировку той или иной цели. 6. Не переживайте, если от некоторых намеченных вами целей придется отказаться. Если проблемы, интересующие участников, существенно отличаются от запланированных вами, очень важно не упорствовать и пойти навстречу пожеланиям участников, даже если придется пожертвовать теми задачами, которые казались очень важными вам самому. 7. Пусть участники сами определят приоритетные цели и результаты. Например, предложите им на выбор шесть возможных целей и попросите составить «звездный рейтинг» — скажем, «необходимая» - три звездочки, «полезная» - две звездочки, «любопытная» - одна звездочка, «несущественная» - ни одной звездочки. Подсчитайте общее количество звездочек, отданных за каждую из целей, и вывесите результаты на доске. После этого, учитывая результаты рейтинга и те цели, которые запланировали вы сами, установите окончательные цели тренинга. 8. Еще раз вернитесь к целям и предполагаемым результатам. Объясните участникам, как связано то, что они будут делать на занятиях, с целями тренинга. Участники должны понимать, с какой целью им надо будет выполнять на занятиях те или иные действия. 9. После окончания тренинга подведите итоги и еще раз обратитесь к целям. Не бойтесь признаться, что некоторые цели не были достигнуты; отметьте наиболее удачные цели. 10. В самом конце еще раз вернитесь к ожиданиям участников. Пусть они выскажут свое мнение, какие из их пожеланий были реализованы, а какие остались нерассмотренными. Иногда можно использовать пожелания, до которых не дошли руки, как основу для следующего тренинга. Содержание тренинга Большинство советов, собранных в нашей книге, касается вопроса «как» проводить тренинги, а не «о чем» там пойдет речь. Но, разумеется, содержание само по себе очень важно. Мы надеемся, что наши соображения на эту тему окажутся для вас полезными. 1. Содержание тренинга должно быть напрямую связано с заявленными целями и задачами. Рассмотрите каждый компонент будущего тренинга и задайте себе вопрос: «Как этот компонент связан с предполагаемыми результатами?» Если связь не очевидна, данный компонент становится необязательным. 2. Помните, что выполнение почти любого задания занимает больше времени, чем можно предположить заранее. Об этом особенно важно помнить, если вы хотите добавить задание, которое ни разу не проводили раньше. Лучше потратить 45 минут на новое задание, чем пытаться заменить его каким-нибудь другим, на выполнение которого уходит 30 минут. 3. Не гоните лошадей! Если предмет тренинга вам близок и интересен, очень легко взять слишком высокий темп и сделать тренинг чересчур сложным для участников, особенно если они не так хорошо осведомлены о предмете, как вы. 4. Проведите небольшое исследование: насколько каждый компонент вашего тренинга важен и интересен для участников. Для этого после окончания занятия проведите опрос участников в письменной или устной форме. 5. Не нужно рассказывать участникам о содержании тренинга, им нужно дать это содержание. Если вы предоставите участникам краткое содержание тренинга в напечатанном виде, это поможет вам сэкономить массу времени, которое участники в ином случае потратили бы на запись материала под диктовку. 6. Убедитесь в новизне и правильности предлагаемой информации. Очень полезно пригласить авторитетного коллегу, чтобы он взглянул на содержание тренинга доброжелательным, но критическим взглядом и указал на необходимые исправления. 7. Помните, что содержание тренинга со временем должно меняться. Участники считают, что вы проводите тренинги, основываясь на последних научных и экспериментальных данных. Пусть ваш тренинг содержит как базовую информацию, так и новые идеи. 8. Участники могут помочь эволюции вашего тренинга. Нерешенные вопросы, оставшиеся от предыдущего тренинга, вы можете включить в программу на следующий месяц. Составляйте список таких вопросов; в следующий раз он вам очень пригодится. 9. Сосредоточьте внимание на практических заданиях, которые будут выполнять участники. Помните, что участники судят о содержании тренинга именно по заданиям, которые им надо будет выполнять во время занятий. 10. Подготовьте на всякий случай «запасную информацию»! Никогда заранее не знаешь, сколько времени займет то или иное задание (например, окажется, что все участники и так много знают о предмете). Иногда приходится опускать отдельные элементы содержания целиком, если участникам они уже знакомы. Вы должны предложить им другую информацию на замену, чтобы время тренинга не проходило зря. Расписание занятий Если вам подвластно время, вам подвластно все. Составление расписания — это один из важнейших элементов подготовки к тренингу. Путем проб и ошибок (причем главным образом ошибок!) мы приобрели опыт, которым и хотим с вами поделиться. 1. Начните тренинг с кофе (чая, сока). Это поможет вам начать занятие вовремя. Скажем, гораздо проще приступить к занятию ровно в 10.15, если в расписании указано: «Кофе и вводная часть занятия в 9.45». 2. Начинайте всегда в указанное время. Даже если в аудиторию будут заходить опоздавшие по разнообразным уважительным причинам участники, не смущайтесь этим обстоятельством и начинайте тренинг. Пусть информация в начале занятия будет не самой важной. Если вы будете откладывать начало тренинга по вине опоздавших, то те, кто пришел вовремя, в следующий раз тоже опоздают. 3. Перерывы на обед и на кофе должны делаться вовремя (а лучше даже чуть раньше запланированного времени). Довольно неприятно заметить, что проголодавшиеся участники тренинга слушают вас в пол-уха и украдкой посматривают на часы. Зато как будет приятно участникам, если перерыв начнется на пять минут раньше! 4. Не говорите: «Встречаемся через 20 минут». Никто из участников не знает, когда начались эти 20 минут. Гораздо эффективнее будет сказать: «В 11.23 жду вас в аудитории». Точное цифры обычно хорошо удерживаются в памяти. Этот простой прием удивительно эффективен. 5. Перерыв на кофе и обед не должен быть слишком коротким. Участники должны успеть не только выпить чашку кофе и съесть печенье; может быть, кому-то надо позвонить или выкурить сигарету. Кроме того, обмен мнениями и информацией на перерывах за чашкой кофе бывает весьма полезным. Лучше энергично приняться за дело после 25-минутного перерыва, чем пытаться мобилизовать людей после 15-минутного. 6. Иногда можно не делать перерыв, а выпить чашку кофе непосредственно во время тренинга. Если помещение позволяет выпить чаю или кофе не выходя из аудитории, отмените перерыв и предоставьте участникам возможность налить себе кофе самим. Затем можно провести общую дискуссию или раздать групповые задания, при подготовке которых чашка в руках не помешает. 7. Обед всегда занимает больше времени, чем планировалось заранее. Даже если вы проводите тренинг в каком-нибудь отеле, учитывайте, что там может быть медленное обслуживание или очередь в буфете. (Совет: попросите отодвинуть столик с закусками подальше от стены - это поможет избежать очередей.) 8. Если обед закончился раньше, чем вы планировали, убедитесь, что участники тренинга не заскучали, теряя время на бесплодное ожидание. Этой ситуации можно избежать, если заранее предложить выполнить какое-нибудь задание в обеденное время или провести демонстрацию материалов. Пусть все время тренинга будет использовано плодотворно. 9. Время окончания тренинга должно быть четко обозначено. Это поможет участникам скоординировать окончание занятий и собственные планы (например, успеть на поезд, чтобы вовремя добраться домой и забрать ребенка из школы). Всегда заканчивайте вовремя или немного раньше. Разумеется, после занятий вы можете задержаться для того, чтобы ответить на вопросы участников, которые никуда не спешат. 10. Не старайтесь обязательно сделать все, что вы запланировали. Если тренинг «отстает» от вашего предварительного расписания, вы можете спокойно отказаться от тех заданий, которые не являются самыми важными. Помните, что под вечер райской музыкой для участников звучит такая фраза: «Не думаю, что нам необходимо рассматривать эту проблему еще глубже. Мы хорошо изучили ее этим утром!» Реклама вашего тренинга Подумайте, как выйти на потенциальную аудиторию и привлечь ее к участию в тренинге. 1. Придумайте броское название. Проявите фантазию, но будете честным. Пусть друзья помогут вам придумать несколько вариантов названия. Потом обсудите лучшие с вашей точки зрения варианты с коллегами. 2. Чье внимание вы хотите привлечь? Тщательно продумайте, кому именно ваш тренинг принесет наибольшую пользу, и скорректируйте предполагаемое название и содержание будущего тренинга, ориентируясь на конкретную категорию людей. 3. Расскажите, о чем пойдет речь. Рекламируя тренинг, постарайтесь дать максимально подробное описание целей и содержания тренинга или учебного курса. 4. Расскажите, как будет проходить тренинг. Пусть потенциальные участники узнают заранее, что программа тренинга будет построена не в лекционной, а в интерактивной форме; что она включает ролевые игры, имитацию жизненных ситуаций, выполнение заданий в малых группах и их проверку. Также обязательно укажите, надо ли будет участникам заранее провести какие-нибудь приготовления к тренингу. 5. Планируйте свою рекламную кампанию. Определите, как именно вы будете рекламировать программу вашего тренинга, чтобы она привлекла внимание как можно большего количества людей, которые захотят принять в нем участие. Не переживайте, если на занятия запишется слишком много людей. Возможно, вам понадобится провести его не раз и не два, но разве не приятно, что ваш тренинг пользуется таким спросом? 6. Используйте различные способы распространения рекламы тренинга. Например: 7. Оформляйте рекламу творчески! Например, напишите рекламное объявление на бумаге необычного, привлекающего внимание цвета. Коллеги наверняка запомнят синий лист, затесавшийся в пачку обычной белой бумаги. Однако постарайтесь не переборщить и не раскрашивайте рекламный плакат во все цвета радуги. Ярко, со вкусом оформленный плакат не только привлечет внимание, но и создаст ощущение, что делом занимаются настоящие профессионалы. 8. Начинайте рекламную кампанию загодя. В последнее время у большинства людей планы расписаны на много дней вперед. Наверняка те, кого вы хотите привлечь на тренинг, тоже очень занятые люди. 9. Мыслите глобально. Не забывайте о том, что в вашу страну приезжает много иностранцев (по большей части на каникулы, в академический отпуск или в командировку). Отслеживайте информацию по профессиональным международным каналам! 10. Наблюдайте за конкурентами. Посмотрите, как другие тренеры рекламируют свои тренинги и курсы, берите на заметку их удачные ходы. У них есть чему поучиться. За кулисами Прежде чем начнется ваш тренинг, все приготовления, вплоть до самых несущественных, должны быть обязательно завершены. Это поможет вам избежать паники, если вы в последний момент обнаружите, что чего-то не хватает. 1. Определите время и место. Точно установите время и место проведения тренинга и разошлите информацию всем участникам примерно за 10 дней до начала занятий. Если необходимо, укажите важные детали - например, как доехать. Помните, что некоторые участники могут быть в отъезде, так что им придется посылать материалы еще раз. 2. Покажите дорогу. Возле каждого входа в здание повесьте большие указательные знаки. Имейте в виду: ничто так не пробуждает фантазию посетителя, как поиски нужной комнаты в здании, где он раньше не был! 3. Приготовьте карточки с именем для каждого участника тренинга (включая себя). Имена лучше напечатать большими буквами (18-24-го кегля). Не очень удобно, когда приходится вплотную подходить к человеку, чтобы узнать, как его зовут. Дважды проверьте, как пишутся имена: никому не понравится, если его имя перековеркают. 4. В пище нуждается не только ум, но и тело. Убедитесь, что участники смогут перекусить или пообедать и что питание будет достаточно разнообразным. Если вы не хотите, чтобы к полудню все заснули, лучше внесите в меню свежие фрукты, чем пирожные с заварным кремом. Впрочем, цитрусовыми (кроме мандаринов) участников лучше тоже не угощать: вряд ли им доставят удовольствие желтые пятна на одежде! 5. Подготовьте оценочные листы. Пусть они будут предназначены именно для данного тренинга, чтобы после занятий вы смогли бы получить детальный отзыв, какие цели тренинга были достигнуты, а какие нет. 6. Убедитесь в исправности вашего оборудования! Удостоверьтесь, что вы сможете обращаться с проектором, видеомагнитофоном или телевизором, которыми вы предполагаете воспользоваться во время тренинга. 7. Продумайте музыкальное сопровождение. Например, если в начале занятия, когда участники входят и рассаживаются по местам, вы хотите включить подходящую музыку, убедитесь, что в аудитории есть аудиосистема и что она исправна. Иногда стоит принести свой собственный портативный магнитофон или проигрыватель компакт-дисков. 8. Печатные материалы: лучше немного больше, чем ровно столько, сколько нужно. И обязательно убедитесь, что листы скреплены или разложены по стопкам в нужной последовательности, чтобы не возникло путаницы при раздаче материалов. Делайте ксерокопии на обеих сторонах листа, берегите лес. 9. Наведите порядок в своих бумагах. Разложите свои заметки и записи в необходимом порядке, чтобы не перерывать всю пачку бумаг каждый раз, как вам понадобился дополнительный материал. 10. Узнайте, кто собирается принять участие в тренинге. Подготовьте список участников и обеспечьте копиями всех желающих. Если люди съезжаются на тренинг со всей страны, бывает очень полезно заранее сообщить каждому из них предварительный состав участников, в том числе контактные телефоны: возможно, кому-то из участников окажется по пути, и они могут поделить дорожные расходы. Мы часто сталкивались с забавной ситуацией: люди приезжают на тренинг из одной организации и из одного города, а узнают об этом, только столкнувшись в коридоре перед началом занятия! Перерывы Самый короткий путь к сердцу человека, вне зависимости от его пола (обратите внимание, как строго мы следуем принципу равных возможностей!) лежит через его желудок. Мы уже не раз касались вопроса перерывов на кофе и на обед в предыдущих главах, но теперь мы целиком сосредоточимся на этой теме. 1. Подготовьте освежающие напитки к приезду участников. Возможно, эти люди проделали долгий путь, и лишняя доза кофеина или танина им не помешает. Постарайтесь устроить так, чтобы напитки были готовы за некоторое время до начала занятия. Этим первые прибывшие участники вознаградят себя за то, что приехали заранее. 2. Предоставьте людям выбор. Предложите чай (травяной, малиновый, апельсиновый, бергамотовый), кофе, апельсиновый сок, холодную и горячую воду, минеральную или ключевую воду. Если у людей есть выбор, они чувствуют себя комфортнее. Когда прибывшему предлагают напиток, это придаст ему ощущение причастности к тренингу и поможет ему ощутить себя его полноправным участником; кроме того, выбор напитка - хороший повод для участников познакомиться с вами и друг с другом. 3. Не забудьте о тех, кто опоздает. Удостоверьтесь, что через полчаса после начала занятия еще не все было бы выпито. Утром могло случиться все что угодно: сломался будильник, в квартире начался пожар, перед самым выходом позвонила теща, задержался поезд и т. д. Если человек опоздал, это не обязательно его вина (разумеется, если опоздал сам тренер, то виновен только он сам). 4. Лишний раз выпить кофе - не грех. Регулярные перерывы способствуют активной мозговой деятельности, а за чашкой кофе люди иногда говорят удивительно интересные вещи! 5. Позаботьтесь о столе. Представьте себе, каково будет участнику с радикулитом каждый раз нагибаться к полу, если ему захочется попить чаю. Кроме того, стол сближает и помогает найти тему для разговоров. Для приезжих, которые не сразу освоились, стол - островок стабильности. Если прибывшему трудно включиться в разговор, он может пожевать бисквит и заметить, что выпечка из муки грубого помола куда полезней для здоровья. 6. Поставьте стол в удобном месте. Если по вашему плану освежающие напитки можно будет брать на протяжении всего занятия, лучше не нанимать обслуживающий персонал, который будет разносить стаканы. Представьте, как они будут постоянно пробираться между участниками, стульями, стендами и видеокамерами. Поставьте стол в таком месте, чтобы до него можно было легко добраться и где он не загородит никому обзор. Если у вас многочисленная группа, поставьте стол так, чтобы к нему можно было подойти с любой стороны - не создавайте очередей. 7. Не нужно лишних трат. Если вы подадите к обеденному чаю свежую лососину и клубнику со сливками, это, безусловно, произведет сильное впечатление. Однако вы уже не сможете провести тренинг на следующий год, или он окажется не по карману участникам. Простая здоровая еда так же эффективно взбодрит людей! 8. Разнообразие придает вкус жизни. До чего же мы все разные, не так ли? Вы никогда не пробовали готовить еду на шестерых детей? В вашей группе, возможно, окажутся «обыкновенные» люди, вегетарианцы, полувегетарианцы, люди, которые не пьют молоко, не едят свинину, яйца, икру, огурцы и т. д. Постарайтесь угодить всем и обеспечьте максимальное разнообразие закусок. 9. Приготовьте беруши или включите музыку! Вам никогда не приходило в голову, что для официантов не помешало бы провести тренинг по бесшумному обращению с посудой? Проявите гибкость: пока участники перекусывают или пьют чай, предложите им задания, не требующие мертвой тишины. 10. Отведите на еду достаточно времени. Судя по отзывам, самая ценная часть тренинга - это разговоры между участниками. Так что лучший способ повысить рейтинг своего тренинга - предоставить участникам время на разговоры. Да и вам самим разве не приходилось бросать любимый десерт недоеденным и бежать на занятие? Первое впечатление У вас есть только один шанс, чтобы произвести благоприятное первое впечатление — постарайтесь не упустить его. Когда люди впервые приезжают на тренинг, они обычно чувствуют себя слегка неуверенно, так что каждый знак внимания с вашей стороны будет ими оценен. 1. Не дайте людям заблудиться. Убедитесь, что всем участникам известны номер аудитории и расположение туалетов. Развесьте по всему зданию указатели и будьте готовы, что кто-нибудь обязательно придет с черного хода! 2. Будьте гостеприимны. Повесьте над входом плакат «Добро пожаловать!» или спроецируйте эту надпись на экран. Участники будут чувствовать себя гораздо комфортнее. 3. Встречайте прибывающих лично. Улыбайтесь и здоровайтесь с каждым индивидуально; заодно начинайте запоминать их имена. Не поддавайтесь искушению завершить последние приготовления или дочитать статью в газете, какой бы захватывающей она вам не казалась! 4. Угостите прибывших участников! Пусть напитки будут приготовлены заранее - не только чай и кофе, но также апельсиновый сок и горячая вода для тех, кто предпочитает кофе без кофеина или травяной чай. 5. Поболтайте с участниками перед началом занятия. Есть множество тем для непринужденного разговора: погода, опоздавший поезд, проколотая шина, любимый сорт кофе, виды на урожай... А вот о своих политических симпатиях лучше не распространяться. 6. Обойдите аудиторию и обратитесь к каждому из участников по имени. Убедитесь, что у каждого есть на груди идентификационная карточка с именем и фамилией (вы можете раздать карточки с именами на руки желающим, которые не хотят напрягать зрение). Имя собственное должно быть написано более крупными буквами, чем фамилия. Лучше, если к участнику будут обращаться не «мистер А. Д. Джонс», а просто «Арчи». 7. Вам тоже должно быть удобно. Выбирайте удобную одежду, в которой вы будете выглядеть уверенным в себе, даже если у вас трясутся коленки. Заранее проверьте, застегнуты ли пуговицы и «молнии» на одежде, чтобы не давать людям повода сверлить вас взглядом все занятие. 8. Создайте приятную атмосферу. Ваза с цветами привнесет элемент уюта в строгую обстановку аудитории. Однако убедитесь, что подобные произведения прикладного искусства не загораживают обзор, и постарайтесь поставить их так, чтобы не зацепить и не сбросить на пол неосторожным движением. 9. Позаботьтесь о музыкальном сопровождении. Ненавязчивый музыкальный фон поможет участникам расслабиться и скорее освоиться. 10. Регулируйте температуру воздуха. В аудитории должна быть средняя температура воздуха - не слишком холодно, не слишком жарко. Будьте готовы к тому, что на протяжении дня, возможно, придется заново настроить кондиционер. Спрашивайте участников время от времени, не холодно ли им, не душно ли и т. д. Как представиться Первое, что вы делаете, начиная работать с любой группой, - это представляетесь. В этом разделе вы найдете наши предложения, как это лучше сделать. 1. Перед началом занятия раздайте участникам листы с краткой информацией о себе. Это поможет им ознакомиться с вашей сферой деятельности и даст дополнительную информацию по отдельным аспектам тренингов, которые вы обычно проводите. Не запугивайте участников — пусть ваш рассказ не выглядит слишком формальным. Если вы добавите информацию, не относящуюся к вашей профессиональной деятельности (например, о ваших хобби), никакого вреда от этого не будет. 2. Подготовьте плакат с информацией о себе. Он может содержать краткую информацию о вашей предыдущей деятельности и познакомит участников с вашим стилем проведения тренинга. Будьте осторожны: когда начнете представляться участникам, не пересказывайте слово в слово содержание плаката. Лучше остановиться подробнее на одном - двух моментах биографии. 3. Просто расскажите о себе. Этот способ мы считаем наименее эффективным! Вряд ли участникам доставит особое удовольствие долгий рассказ о жизненном пути тренера. Впрочем, в некоторых случаях вы можете применить и этот способ; только имейте в виду, что участники наверняка забудут или пропустят мимо ушей половину из того, что услышат. В их памяти останется только общее впечатление (положительное или отрицательное), которое произведет ваш рассказ. 4. Включите свои публикации в список учебных материалов, которые необходимо прочитать для подготовки к тренингу. Таким образом, участники будут заранее осведомлены о ваших достижениях в указанной области. 5. Пусть участники задают вам вопросы. Участникам будет интересно узнать о вас больше (а вам параллельно узнать многое о них самих). Предложите группе подумать несколько минут и сформулировать вопросы об образовании и опыте работы тренера, затем обдумайте свои ответы, а потом поднимитесь и последовательно ответьте на все заданные вопросы. 6. Пусть вас представит кто-нибудь другой. Иногда один из участников хочет лично представить группе тренера. В таком случае вы должны снабдить его краткой биографической информацией, чтобы участник рассказал именно то, что вы хотели бы услышать сами. С другой стороны, вас может приятно смутить неожиданный панегирик в вашу честь. 7. Можно представиться кратко. Иногда лучше дать участникам возможность познакомиться с вами по ходу занятий, особенно если у вас богатый опыт в различных сферах деятельности. 8. Пусть сначала представятся участники. Выслушав их, вы затем в нескольких словах м<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-25; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.38 (0.015 с.) |