Глава 3. Использование предметов обстановки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Использование предметов обстановки



В этой главе наши предложения будут касаться главным образом вопросов организации помещения, где проводится тренинг, и технического обеспечения тренинга. Сначала мы рассмотрим вопрос значимости среды, в которой будут заниматься участники тренинга, ее воздействия на настроение и эффективность деятельности участников во время занятий.

Большинство помещений для тренингов оборудовано проекторами, и по большей части тренеры ими постоянно пользуются. Однако то, что мы воспринимаем проектор как нечто само собой разумеющееся, иногда мешает нам использовать его с максимальной эффективностью. В следующий раз, когда вы отправитесь на крупную конференцию, понаблюдайте, как разные выступающие используют (не всегда удачно) проектор - мы можем учиться как на положительных примерах, так и на ошибках. Мы предложим вам несколько советов, основанных на нашем собственном опыте, как использовать проектор эффективно.

Другое распространенное вспомогательное средство - флипчарт (специальный блокнот для демонстрации материалов). Он также применяется далеко не лучшим образом, и его использование часто занимает слишком много времени. Мы подскажем вам, как использовать флипчарт с наибольшей эффективностью.

Раньше во всех помещениях для тренингов висели черные классные доски, на которых писали мелом. Теперь все более широкое распространение получают белые доски, на которых пишут фломастерами. Мы дадим вам несколько советов, как избежать некоторых проблем, возникающих при использовании этого вида учебного оборудования.

Раньше участники тренингов тратили уйму времени, просто записывая информацию под диктовку тренера или конспектируя то, что он писал на доске. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на такие вещи! Гораздо удобнее вместить содержание тренинга в проспекты, пособия и рабочие материалы и потратить время занятия не на переписывание, а на активное усвоение информации. Вот несколько советов, как наилучшим образом изготавливать и использовать рабочие материалы.

Многочисленные видеоматериалы для тренингов сейчас широко распространены и легко доступны, так что хорошо оснащенное помещение для тренингов теперь обычно снабжено видеомагнитофоном и монитором (или несколькими мониторами). Кроме того, у большинства из нас есть видеомагнитофоны дома. Мы предлагаем не десять, а двадцать советов по грамотному использованию видеомагнитофона во время тренинга. Мы коснемся не только проблемы, как заставить магнитофон работать нужным образом и в нужное время, но также зачем нам нужен на занятиях видеомагнитофон и как мы можем включить видеоматериал в программу тренинга. Одна из проблем, связанных с использованием телевидения, заключается в том, что мы привыкли расслабляться перед экраном и пропускать то, что мы слышим, мимо ушей - не самая приятная привычка, если с помощью видеомагнитофона тренер хочет донести по участников важную информацию!

Стулья, столы и рабочее пространство

Если участникам придется на протяжении всего тренинга сидеть на одном и том же месте, рядом с одними и теми же соседями, не вставая со своего стула, это их очень утомит. Даже когда тренинг длится всего один день, дайте участникам возможность перемещаться в пространстве!

1. Постарайтесь найти аудиторию, которая располагает к разнообразию. Больше всего подходят такие аудитории, где возможно с легкостью передвигать столы и стулья. Худший вариант - это аудитории-«амфитеатры» и классы с тяжелыми неподвижными партами.

2. Стол помогает участнику «спрятаться» - постарайтесь этому воспрепятствовать. Если тренера и участника разделяет стол, это способствует пассивности последнего; он может облокотиться на стол и даже задремать. Когда людям не на что опереться, они более внимательно слушают и реже отвлекаются. Так что столы лучше поставить вдоль стен.

3. Пожалейте ягодицы участников. Проверьте лично, на каких стульях удобнее сидеть. Помните - участники будут находиться в сидячем положении гораздо дольше, чем вы. Концентрация внимания участников зависит не столько от их мозгов, сколько от их ягодиц.

4. Не нужно расставлять слишком много стульев. Оставьте два-три запасных стула, а остальные уберите в дальний угол, или лучше вообще вынести их из аудитории. Незанятые стулья часто создают возле тренера «мертвую зону» (люди всегда стараются сесть подальше от тренера), или их заваливают пальто, сумками и портфелями.

5. Не расставляйте стулья рядами или по прямой линии. Вводная часть проходит успешнее, если стулья расположены по кругу или в виде буквы U (а столы отодвинуты к стенкам). Постарайтесь расставить стулья так, чтобы все участники могли свободно видеть вас, экран и доску. Не передвигать стулья, если надо.

6. Убедитесь, что все участники могут видеть друг друга. Опять же удобнее, если стулья будут расставлены по кругу или буквой U. Когда участники видят друг друга, они лучше и быстрее запоминают лица и имена и с самого начала чувствуют себя вовлеченными в рабочий процесс.

7. Ликвидируйте все «Камчатки». Вы замечали, что за прямоугольным столом самые застенчивые участники обязательно окажутся в одном из двух дальних углов? Если с самого начала таких углов нет, этого не произойдет. Но если вы расставляете стулья в виде буквы U, убедитесь, что стулья в дальнем конце аудитории не стоят слишком близко к столам, расставленным вдоль стен.

8. Подумайте, нужно ли участникам обязательно делать записи во время тренинга? Вам надо решить: либо вы раздаете рабочие материалы и тем самым экономите время, которое иначе будет потрачено на пассивное записывание, либо участники сами конспектируют ход занятий, что помогает им усвоить материал так, как им удобнее.

9. Теперь найдите стол! Когда вы раздали участникам индивидуальные или групповые задания, предложите им передвинуть свои стулья к одному из столов, стоящих вдоль стен (но не наоборот — подтащить столы к своим местам!). Это также поможет вам свободно передвигаться по аудитории от группы к группе или от участника к участнику, если это необходимо.

10. Если у вас есть дополнительные помещения, тоже используйте их. Вы можете сменить обстановку, отправив группу участников выполнять задание в другую комнату. Проследите, чтобы одни и те же люди не попадали в другую комнату день за днем - пусть каждый день состав участников меняется. Если вторая комната достаточно большого размера, можете вообще периодически переносить туда занятия.

Как использовать проектор

Похоже, мы чаще всего используем во время тренингов именно проектор. Умение пользоваться проектором отличает профессионально проведенный тренинг от профанации. Нижеследующие советы помогут вам научиться использовать проектор с максимальной отдачей.

1. Знайте повадки своей машины. Если вы принесете собственный проектор из дома, этот совет не для вас. Однако если вам предстоит работать в новом помещении, стоит потратить время на то, чтобы научиться обращаться с имеющимся там проектором. Не стесняйтесь передвигать его, чтобы усилить резкость изображения.

2. Правильно выберите место для проектора. Ваша цель - убедиться, что ничто не загораживает участникам экран (особенно ваша спина!). Перед тренингом вставьте целлулоидную пластину и посмотрите, что изображение видно с любого места.

3. Будьте готовы к проблемам. На случай, если перегорит лампа в проекторе, принесите запасную и убедитесь, что она исправна. Другой вариант - принесите запасной проектор (в исправности которого вы уверены) и поставьте его в углу аудитории, или пусть он лежит в багажнике вашей машины.

4. Если проектор все-таки вышел из строя. Имейте про запас два - три упражнения, которые никак не связаны с использованием проектора. Запланируйте их таким образом, чтобы успеть раздобыть новый проектор, пока участники выполняют эти упражнения.

5. Проецируйте изображение на верхнюю половину экрана. Если расположить изображение в кадре таким образом, что оно придется на верхнюю часть экрана, самая важная часть информации будет хорошо видна всем участникам.

6. Не используйте печатные тексты для проектора. Чтобы надпись была разборчивой, нужно использовать 18-й, 24-й или даже 36-й кегль, которые значительно крупнее и ярче, чем шрифт обычного печатного текста.

7. Будьте лаконичным. Хороший слайд всегда содержит только главную идею, а не детали. После того как вы обсудите основные идеи, представленные на слайдах, можете добавлять детали, а потом запишите пришедшие в голову новые соображения на бумаге.

8. «Носитель информации сам по себе информативен». Высокое качество материалов для проектора прибавит убедительности их содержанию. Если материалы изготовлены профессионально, информация, которую они содержат, будет внушать доверие. Если занятие посвящено очень важной теме, стоит подготовить материалы с цветными иллюстрациями.

9. Не забывайте выключать проектор. Любой проектор гудит, хоть и не очень громко. Если в данный момент проектор вам не нужен, позаботьтесь, чтобы посторонний звук не отвлекал участников от занятий.

10. Дайте участникам возможность делать необходимые записи.

В некоторых случаях копии материалов, проецируемых на экран, могут содержаться в подготовительных материалах, которые вы раздали участникам. Если нет, то будьте готовы, что хотя бы один участник захочет законспектировать содержание того, что видит на экране. Вы должны убедиться, что он закончил записывать, и только после этого вставляйте в проектор следующий текст.

Как использовать флипчарт

Флипчарт - пожалуй, второе по популярности наглядное учебное пособие после проектора. Следующие предложения помогут вам избежать возможных проблем и использовать флипчарт с большим профессионализмом.

1. Установите подставку для флипчарта перед началом занятия.

Иногда кажется, что желания подставки не совпадают с вашими, и тогда создается впечатление, будто у нее три ноги различной длины. Помогите участникам тренинга избежать зрелища вашей борьбы с подставкой!

2. Принесите свои фломастеры. Ничто так не огорчает тренера, как отсутствие подходящих фломастеров при наличии флипчарта. В крайнем случае, может подойти фломастер с тонким стержнем, которым вы пишете на целлулоидных пластинах для проектора, но тогда ваши записи будут выглядеть слишком бледно, и их будет тяжело прочитать с другого конца комнаты.

3. Не загромождайте флипчарт. Лучше всего писать большими буквами и использовать фломастер с широким стержнем - тогда все смогут с легкостью прочитать то, что вы написали. Если вы не обладаете необычайно красивым почерком, вам может показаться более удобным писать только заглавными буквами. Но помните, что избыток заглавных букв утомляет глаз.

4. Не забудьте прихватить с собой липучку Blu-tack. Если вам понадобится повесить сразу несколько флипчартов, убедитесь, что вы не забыли прихватить с собой подходящее средство, чтобы прикрепить флипчарты к двери, стенам или даже окнам. Но будьте осторожны - если стены оклеены обоями, то, открепляя флипчарт от стены, вы можете оторвать и кусок обоев.

5. Сделайте так, чтобы исписанные листы можно было легко удалить. Если ваш флипчарт представляет собой блокнот с отрывными листами, то это не составит проблемы. Однако обычно вам приходится изобретать свои меры для удаления ненужных листов.

Часто удобнее всего просто открепить флипчарт от подставки и аккуратно оторвать исписанный лист.

6. Вам может пригодиться острый нож. Например, есть небольшие разборные бритвенные лезвия. С их помощью вы сможете (после некоторой практики) сделать аккуратный надрез вверху флипчарта и отделить исписанный лист. Будьте осторожны - не отрежьте сразу несколько листов!

7. Подумайте, в каких случаях действительно имеет смысл писать на флипчарте. Не записывайте длинные предложения под диктовку участников. Флипчарт лучше подходит для записи ключевых слов, особенно если вы проводите мозговой штурм.

8. Заранее напишите на флипчарте важную информацию. Например, вместо того, чтобы во время занятия писать задания на флипчарте на глазах у участников, лучше просто привлечь их внимание к заранее написанным заданиям.

9. Пусть флипчартом пользуются участники тренинга. Например, предложите группе участников написать на флипчарте результаты задания, которое они сообща выполняют. Это поможет им сконцентрироваться на процессе записи результатов задания, а не на разработке сложной стратегии увиливания от работы.

10. Не забудьте несколько резинок, чтобы скрепить пачку использованных листов. Часто бывает, что вам надо забрать с собой исписанные на тренинге листы, чтобы написать отчет или издать брошюру по итогам тренинга. Пачку использованных листов не очень удобно нести в руках, но если вы свернете их в рулон и перехватите резинкой, вам будет гораздо проще управляться с ними.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-25; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.240 (0.018 с.)