Модель поведения человека в институциональной теории.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модель поведения человека в институциональной теории.



Модель поведения человека в институциональной теории.

 

Под ограниченной рациональностью понимается ограниченная способность людей понимать и обрабатывать информацию. Включает в себя :

1)отказ от принципа максимизации в пользу принципа удовлетворенности.

2)Экономические агенты преследуют не все цели одновременно, а действуют в определенной последовательности.

3)эффект постановки проблемы.

4)близорукость при принятии решении.(принятие в расчет ближайших издержек и выход, игнорируя будущие).

Эта теория одной из важнейших предпосылок берёт такой ограниченный ресурс, как интеллект. Существует стремление сэкономить на нём. А для этого либо уменьшаются издержки в ходе самих процессов принятия решения (за счет личных способностей, владения большим количеством информации, опытом и т.д.), либо обращаются к помощи властных структур.

Оппортунизм – эта такая черта поведения человека, когда человек преследует достижение личных целей с использованием обмана.

Под оппортунизмом в новой институциональной экономике понимают «следование своим интересам, в том числе обманным путем, включая сюда такие явные формы обмана, как ложь, воровство, мошенничество, но едва ли ограничиваясь ими. Намного чаще оппортунизм подразумевает более тонкие формы обмана, которые могут принимать активную и пассивную форму, проявляться ex ante и ex post». В общем случае речь идёт только об информации и всём, что с ней связано: искажения, сокрытие истины, запутывание партнера.

В идеале должна существовать гармония в процессе обмена информацией – открытый доступ с обеих сторон, немедленное сообщение в случае изменения информации и т. д. Но экономические агенты, действуя оппортунистически, проявляют это в разной степени. Кто-то больше склонен к преднамеренному обману, кто-то меньше. Это создает информационную асимметрию, которая значительно усложняет задачи экономической организации, потому что в случае отсутствия оппортунистического поведения любое поведение могло бы подчиняться некоторым правилам.

Нейтрализацию оппортунизма можно осуществить такими же упреждающими действиями или, как было сказано выше, заключением такого контракта, в котором обе стороны согласовали бы все моменты, по которым они не доверяют друг другу.

 


Понятие института и его функции в обществе.

Институты – это «правила игры» в обществе или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми.

Институциональная среда – это совокупность основополагающих социальных, политических, юридических и экономических правил, которые определяют рамки взаимодействий между людьми.

Основные типы ситуаций, приводящие к возникновению институтов:

1. Ситуация координации

В этой ситуации существует 2 или несколько равноценных равновесий; необходимость института связана с тем, чтобы узаконить одно из них.

2. Дилемма заключенных

Игроки приходят к неэффективному для себя равновесию, неэффективность обусловлена тем, что отсутствуют надежные гарантии со стороны партнеров. Повысить уровень доверия (надежности) может создание специального институционального механизма, создающего стимулы к тому, чтобы не нарушать принятых обязательств или договоренностей.

3. Ситуация неравенства

Возникает институт прав собственности, который с одной стороны обеспечивает максимальную экономическую эффективность, с другой стороны он сохраняет несправедливость.

Необходимость в социальном институте возникает, когда имеется:

- несколько равновесий

- неэффективность равновесий

- несправедливость равновесий

Функции социальных институтов

Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Тем самым институт обеспечивает устойчивость как своей собственной системы, так и в целом социальной структуры общества.

Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимосвязи и взаимозависимости членов социальных групп, которые проходят под воздействием правил, норм, санкций, существующих в данном институте. Это приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры. Интегративные процессы, осуществляемые социальными институтами, необходимы для координирования коллективной деятельности, решения комплексных задач.

Регулятивная функция. Функционирование социального института обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Каким бы видом деятельности не занимался индивид, он очень часто сталкивается с институтом, призванным регламентировать деятельность в этой области. В результате деятельность индивида получает предсказуемую, желательную для социальной системы в целом направленность.

Транслирующая функция. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей как для расширения, так и для замены кадров. В связи с этим, в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий проводить такое рекрутирование, подразумевающее и определенный уровень социализации в соответствии с интересами и требованиями данного института.

Стоит отметить, что кроме явных функций, социальный институт может обладать и скрытыми, или латентными (скрытыми) функциями. Латентная функция может носить непреднамеренный, неосознаваемый характер. Задача раскрытия, определения латентных функций является очень важной, так как они во многом определяют конечный результат функционирования социального института, то есть выполнение им своих основных, или явных, функций. Тем более, что часто латентные функции имеют негативные последствия, приводят к возникновению побочных негативных последствий.


Неформальные правила и формальные институты, их взаимодействие и классификация.

 

Социальные институты можно разделить на формальные и неформальные.

Критерием деления служит степень формализации существующих в них связей,

взаимодействий, отношений.

 

Формальные институты - способ организованного построения на основе

социальной формализации связей, статусов и норм. Формальные институты

обеспечивают прохождение деловой информации, необходимой для

функционального взаимодействия. Регулируют каждодневные личностные

контакты. Формальные социальные институты регулируются законами,

нормативными актами.

 

К формальным социальным институтам относятся:

 

. экономические институты- банки, производственные учреждения;

 

. политические институты- парламент, милиция, правительство;

 

. воспитательные и культурные институты- семья, институт и др.

учебные заведения, школа, художественные учреждения.

 

Когда же функции, способы социального института не отражены в

формальных правилах, законах, создается неформальный институт. Неформальные

институты – спонтанно сложившаяся система социальных связей, взаимодействий

и норм межличностного и межгруппового общения. Неформальные институты

возникают там, где неисправность формального института вызывает нарушение

важных для жизнедеятельности всего социального организма функций. В основе

механизма такой компенсации лежит определенная общность интересов

организаций ее членов. Неформальный институт основан на личном выборе

связей и ассоциаций между собой, предполагая личностные неформальные

служебные отношения. Нет жестко закрепленных стандартов. Формальные

институты опираются на жесткую структуру отношений, в то время как в

неформальных институтах подобная структура носит ситуационный характер.

Неформальные организации создают больше возможностей для творческой

продуктивной деятельности, разработке и внедрению нововведений.


Параметры контракта.

С точки зрения теории контрактного права, можно выделить ряд параметров, по которым контракты различаются между собой. К ним обычно относят:

- размер,

- продолжительность,

- содержание,

- частоту,

-формальность,

-реальное равенство (или неравенство) участников.

1. Размер. Он может быть объективным и субъективным.

Объективный размер контракта - это размер по отношению к представлениям судебной инстанции. В каждой стране есть понятие малого контракта и большой суммы, которая подлежит новому порядку арбитражного рассмотрения.

Субъективный (или относительный) размер контракта связан с “эффектом богатства”. Чем больше ваш капитал, тем меньшую долю в нем занимает сумма определенного контракта, благодаря чему субъективный размер контракта разный для разных участников.

2. Продолжительность. Контракт может быть любой продолжительности – от разового, или точкового контракта (spot market contract) и вплоть до контракта с неопределенным сроком.3. 3. Содержание. Теорией контрактного права стандартно выделяются следующие виды контракта:

Контракт продажи.

Контракт разового найма. В данном контракте описывается, что конкретно должно быть сделано. Например, вы заключаете такой контракт с маляром, если вам нужно разовым образом покрасить свой дом.

Контракт найма. В нем вы расписываете свое право, как нанимателя, распоряжаться действиями нанятого вами человека.

Брачный контракт. Данный контракт предполагает, что вы определенным образом эксплуатируете совместно накопленное имущество и приобретаете права на это имущество, которые будут реализованы как в процессе вашей совместной жизни, так и в случае развода.

Потребительский кредитный контракт. Он всегда асимметричен, и о подавленной стороне заботятся юристы этого кредита. Во всех странах и даже у нас существует достаточно мощное законодательство в защиту потребителей.

Контракт ренты. Контракт ренты есть стандартный договор аренды некоторой собственности, предусматривающий, что под него вы не даете ничего в залог.

Кредитный контракт на приобретения недвижимости. Данный контракт является крупным договором аренды, и здесь залогом служит вся ваша кредитная история сама по себе.

4. Частота.Контракт может быть разовый и повторяющийся.

Повторяющийся контракт - это контракт, который повторяется ежедневно, еженедельно, ежегодно (т.е. укладывается в активный период деятельности какого-то предприятия). Если в своем повторении контракт совпадает с оборотом оборотного капитала, это - повторяющийся частый контракт. Если в своем повторении контракт совпадает с обновлением основного капитала, основных средств, это - повторяющийся, но редкий контракт.

5. Формальность.Контракт бывает писаный и неписаный.

Чем мельче контракт, тем меньше вероятность того, что он записывается.

Структура контракта

1) Предмет контракта. В качестве предмета контракта специфицируется вид совместного действия (когда это совместная деятельность) и способы, которыми партнеры увязывают действия между собой. Если предметом контракта является продажа одной репы, то, соответственно, контрактом предполагается, что тетя Маша, которая этой репой торгует, передаст вам ее в обмен на вашу передачу ей монеты в 2 рубля. Это контракт неписаный, имплицитный, но это еще и контракт точковый.

2) Размер возмещения, получаемого участниками за свои действия.

3) Правила и процедуры, которые используются сторонами в обусловленных контрактом действиях в будущем. Такой пункт означает, что участники вступают в определенные отношения в будущем. Например, продавец автомобиля должен не просто его продать, сбыть с рук. Он обязан еще и бесплатно обслуживать его в течение года, если за это время параметры автомобиля, оговоренные в контракте, выйдут за установленные стандарты.

4) Ожидаемое поведение.Контракт включает характеристику поведения сторон, которого они ожидают друг от друга. Данная составляющая контракта - самая важная, ибо в атмосферу неопределенности, неуверенности, в которой мы находимся, контракт вносит некоторый элемент надежности и прогнозируемости (теперь вы знаете, что за чем последует). Скажем, вы не знали, каким образом будете обучаться, но, купив обучающую программу, вы приобретаете уверенность - вы уже знаете, что будете делать.

 

 


Модель поведения человека в институциональной теории.

 

Под ограниченной рациональностью понимается ограниченная способность людей понимать и обрабатывать информацию. Включает в себя :

1)отказ от принципа максимизации в пользу принципа удовлетворенности.

2)Экономические агенты преследуют не все цели одновременно, а действуют в определенной последовательности.

3)эффект постановки проблемы.

4)близорукость при принятии решении.(принятие в расчет ближайших издержек и выход, игнорируя будущие).

Эта теория одной из важнейших предпосылок берёт такой ограниченный ресурс, как интеллект. Существует стремление сэкономить на нём. А для этого либо уменьшаются издержки в ходе самих процессов принятия решения (за счет личных способностей, владения большим количеством информации, опытом и т.д.), либо обращаются к помощи властных структур.

Оппортунизм – эта такая черта поведения человека, когда человек преследует достижение личных целей с использованием обмана.

Под оппортунизмом в новой институциональной экономике понимают «следование своим интересам, в том числе обманным путем, включая сюда такие явные формы обмана, как ложь, воровство, мошенничество, но едва ли ограничиваясь ими. Намного чаще оппортунизм подразумевает более тонкие формы обмана, которые могут принимать активную и пассивную форму, проявляться ex ante и ex post». В общем случае речь идёт только об информации и всём, что с ней связано: искажения, сокрытие истины, запутывание партнера.

В идеале должна существовать гармония в процессе обмена информацией – открытый доступ с обеих сторон, немедленное сообщение в случае изменения информации и т. д. Но экономические агенты, действуя оппортунистически, проявляют это в разной степени. Кто-то больше склонен к преднамеренному обману, кто-то меньше. Это создает информационную асимметрию, которая значительно усложняет задачи экономической организации, потому что в случае отсутствия оппортунистического поведения любое поведение могло бы подчиняться некоторым правилам.

Нейтрализацию оппортунизма можно осуществить такими же упреждающими действиями или, как было сказано выше, заключением такого контракта, в котором обе стороны согласовали бы все моменты, по которым они не доверяют друг другу.

 




Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.142.91 (0.01 с.)