Вопрос 1 Экономические потребности, блага и ресурсы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1 Экономические потребности, блага и ресурсы.



Вопрос 1 Экономические потребности, блага и ресурсы.

Хозяйственная жизнь общества зиждется на необходимости удовлетворять потребности людей в различных экономических благах. В свою очередь, эти блага производятся на базе экономических ресурсов, которые есть в распоряжении общества и его членов.

У всех людей есть различные потребности. Их можно разделить на две части: духовные и материальные потребности. Хотя это деление условно (так, трудно сказать, к духовным или материальным потребностям относится потребность человека в знаниях), однако в большей части оно возможно.

Понятие экономических потребностей и благ

Материальные потребности можно назвать экономическими потребностями. Они выражаются в том, что мы хотим различных экономических благ. В свою очередь, экономические блага - это материальные и нематериальные предметы, точнее, свойства этих предметов, способные удовлетворять экономические потребности. Экономические потребности - одна из основополагающих категорий в экономической теории.

На заре человечества люди удовлетворяли экономические потребности за счет готовых благ природы. В дальнейшем абсолютное большинство потребностей стало удовлетворяться за счет производства благ. В рыночной экономике, где экономические блага продаются и покупаются, их называют товарами и услугами (часто просто товарами, продуктами, продукцией).

Человечество устроено так, что его экономические потребности обычно превышают возможности производства благ. Говорят даже о законе (принципе) возвышения потребностей, который означает, что потребности растут быстрее производства благ. Во многом это происходит потому, что по мере удовлетворения одних потребностей у нас тут же возникают другие.

Так, в традиционном обществе большинство его членов испытывает потребности прежде всего в продуктах первой необходимости. Это потребности преимущественно в пище, одежде, жилье, простейших услугах. Однако еще в ХIХ в. прусский статистик Эрнест Энгель доказал, что существует прямая связь между типом покупаемых товаров и услуг и уровнем дохода потребителей. Согласно его утверждениям, подтвержденным практикой, с увеличением абсолютного размера дохода доля, расходуемая на товары и услуги первой необходимости, уменьшается, а доля расходов на менее необходимые продукты увеличивается. Самая первая потребность, притом ежедневная, это потребность в пище. Поэтому закон Энгеля находит выражение в том, что с ростом доходов уменьшается их доля, идущая на покупку продовольствия, и увеличивается та часть доходов, которая расходуется на приобретение других товаров (особенно услуг), являющихся продуктами не первой необходимости.

В конечном счете мы приходим к выводу, что если рост экономических потребностей постоянно обгоняет производство экономических благ, то эти потребности до конца неутолимы, безграничны.

Другой вывод - экономические блага ограниченны (редки, по терминологии экономической теории), т.е. меньше потребностей в них. Это ограничение связано с тем, что производство экономических благ сталкивается с ограниченностью запасов многих природных ресурсов, частой нехваткой рабочей силы (особенно квалифицированной), недостаточностью производственных мощностей и финансов, случаями плохой организации производства, отсутствием технологий и других знаний для производства того или иного блага. Говоря по-другому, производство экономических благ отстает от экономических потребностей из-за ограниченности экономических ресурсов.

Вопрос 2 Интерпретация формулы ценовой эластичности спроса. Оценка эластичности по показателю общей выручки фирмы.

Ценовая эластичность спроса - реакция величины покупательского спроса на изменение цены товара. Ценовая эластичность спроса измеряется отношением процентного изменения величины спроса на товар к процентному изменению его цены.
процентное изменение количества спрашиваемого продукта Х

Еху =

процентное изменение цены продукта У

Если коэффициент перекрестной эластичности спроса имеет положительное значение, то есть количество спрашиваемой продукции Х варьирует в прямой зависимости от изменения цены продукта У, то продукты Х и У являются взаимозаменяемыми товарами. Чем больше положительный коэффициент, тем больше степень заменяемости двух данных товаров. Если коэффициент перекрестной эластичности имеет отрицательное значение, мы можем заключить, что продукты Х и У "идут в комплекте" и являются взаимодополняемыми товарами.

Чем больше величина отрицательного коэффициента, тем больше взаимодополняемость товаров. Нулевой или почти нулевой коэффициент свидетельствует о том, что два продукта не связаны между собой, или являются независимыми товарами.

Практическое значение коэффициента эластичности по доходу заключается в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шансы на процветание и расширение, а какие в будущем, вероятнее всего, ожидает застой и сокращение производства.

Что? Как? Для кого?

Что? Какие из возможных товаров и услуг должны производиться в данной экономической системе и в определенный период времени? При какой комбинации производственных ресурсов, с использованием какой технологии должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товары и услуги?

Для кого? Кто будет покупать выбранные товары и услуги, оплачивать их, извлекая при этом пользу? Как должен быть распределен валовой доход общества от производства данных товаров и услуг?

Человеческое общество в своем развитии использовало и использует различные экономические системы, среди которых выделяют традиционную, рыночную, командную (или централизованную) и смешанную экономики.

Традиционная экономика основана на традициях, передающихся из поколения в поколение. Эти традиции определяют, какие товары и услуги производить, для кого и каким образом. Перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях данной страны. Экономические роли членов общества определяются наследственностью и кастовой принадлежностью. Такой тип экономики сохраняется сегодня в ряде так. называемых слаборазвитых стран, в которые технический прогресс проникает с большими трудностями, ибо он, как правило, подрывает устоявшиеся в этих системах обычаи, традиции.

Рыночная экономика характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. Что, как и для кого производить, определяют рынок, цены, прибыль и убытки хозяйствующих субъектов.

Производитель стремится выпускать ту продукцию, которая удовлетворяет потребности покупателя и приносит ему наибольшую прибыль. Потребитель сам решает, какой товар ему купить и сколько за него заплатить денег.

Командная, или централизованная, экономика является противоположностью рыночной экономики. Она основана на государственной собственности на все материальные ресурсы. Все экономические решения принимаются государственными органами, осуществляющими централизованное (директивное) планирование. Каждому предприятию производственный план предписывает, что, в каком объеме производить; выделяются определенные ресурсы, техника, рабочая сила, материалы и др., что определяет решение вопроса, как производить; указываются не только поставщики, но и покупатели, т. е. для кого производить. Выделение ресурсов предприятию осуществляется на основе долговременных приоритетов, в силу чего производство товаров постоянно отрывается от потребностей членов общества.

Смешанная экономика предполагает сочетание регулирующей роли государства и экономической свободы производителей. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Государство осуществляет антимонопольную, социальную, фискальную (налоговую) и другие экономические политики, что в той или иной степени способствует экономическому росту страны и повышению жизненного уровня населения.

Рынок.

Рынок — это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг.

Рынок представляет собой совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.

Предпосылками возникновения рынка являются:

а) общественное разделение труда;

б) экономическая обособленность производителей;

в) самостоятельность производителя.

Основными элементами рынка выступают: спрос, предложение, конкуренция, цена.

Отличительными чертами рынка являются: гибкость, эффективность, стремление к равновесию.

Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный или национальный характер. Личный контакт отличает некоторые рынки между предъявителем спроса и поставщиком, а другие рынки являются безличными — на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга.

 

Спрос и предложение.

Спрос – платежеспособная потребность человека, т.е. потребность, подкреплённая деньгами; спрос показывает, какие количества данного товара желает и способен приобрести покупатель по каждой возможной цене в каждый данный момент времени.

Предложение – количество товара, которое производитель готов продать по определённой цене за конкретный период.

Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения.

Спрос и предложение – взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение — совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.

Закон спроса. Если цены на какой-либо товар увеличиваются, и при этом все прочие параметры остаются неизменными, то спрос будет предъявляться на все меньшее

На величину спроса влияет огромное количество факторов (детерминантов). Спрос зависит от:

· использования рекламы

· моды и вкусов

· ожидания потребителей

· изменений предпочтений окружающей среды

· доступности товаров

· величины доходов

· полезности вещи

· цены установленной на взаимозаменяемые товары

· а также зависит от количества населения.

Изменение спроса происходит при неизменности рыночных цен на рассматриваемый товар, т.е. под воздействием каких-либо неценовых факторов, и на графике отражается смещением кривой спроса вправо или влево (стрелка №2).

· — Цена

· — Объем спроса

· — Кривая спроса

Неценовые детерминанты спроса:

1. Вкусы и предпочтения потребителей.

2. Доходы потребителей.

3. Число потребителей.

4. Цены на другие товары.

Закон предложения — объем предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении.

 

· Q — кол-во продукции, которое готов предложить производитель

· S — предложение

К неценовым детерминантам предложения относят:

· изменение издержек производства в результате технических нововведений, изменения источников ресурсов, изменения связанные с налоговой политикой.

· Выход на рынок новых фирм.

· Изменения цен на другие товары приводящих к уходу фирмы из отрасли.

· Природные катастрофы

· Политические действия и войны

· Перспективные экономические ожидания

Нарушения равновесия.

В случаях изменения объема спроса и предложения под влиянием неценовых факторов достигнутое рыночное равновесие будет нарушаться.

Изменение спроса при постоянстве предложения оказывает однонаправленное воздействие на уровень равновесной цены и равновесный объем производства (рис. 4.10).

 

 

Рис. 4.10. Изменение спроса и его воздействие на цену и

равновесный объем

а) Повышение спроса ведет к росту равновесной цены (р2 > р1) и равновесного объема (Q2 > Q1); б) падение спроса снижает равновесную цену (р2 < р1) и равновесный объем(Q2 < Q1)

Изменение предложения при постоянстве спроса приведет к разнонаправленному воздействию на равновесную цену и равновесный объем производства (рис. 4.11).

 

Рис. 4.11. Изменение предложения и его воздействие

на равновесную цену и равновесный объем

а) Увеличение предложения снижает цену равновесия (р2 < р1) и увеличивает равновесный объем (Q2 > Q1); б) уменьшение предложения увеличивает цену (р2 > р1) и снижает равновесный объем (Q2 < Q1)

При одновременном изменении спроса и предложения возможны три случая:

• предложение растет больше, чем растет спрос;

• предложение растет меньше, чем растет спрос;

• предложение и спрос возрастают одинаково.

Краткосрочный период.

В этом периоде производственные мощности остаются неизменными, но может меняться интенсивность их использования.

При этом переменными становятся некоторые факторы производства (рабочая сила, сырье и материалы и т.д.);

 

В кратчайшем рыночном периоде (рис. А) изменение спроса не вызовет изменений в объеме предложения. Предложение будет абсолютно неэластично, так как времени для реакции на предложение не будет. Рост цен будет соответствовать увеличению спроса (масштабам смещения вверх его кривой).

В краткосрочном и длительном периоде с ростом спроса объем предложения будет увеличиваться. При этом цена тоже будет расти, но в меньших масштабах, чем увеличение спроса.

 

 

Закон убывающей отдачи

Предполагает, что технология остается одной и той же, и формулируется так: при последовательном добавлении переменного ресурса к постоянному ресурсу фирмы добавочный, или предельный продукт, приходящийся на каждую последующую единицу переменного ресурса, начиная с определенного момента уменьшается.

Логическое объяснение. У фермера под зерновые отведена определенная и постоянная земельная площадь – 80 акров. Если этот фермер не занимается культивацией почвы, урожай с его полей составит, например, 40 бушелей с акра. При одноразовой дополнительной обработке почвы урожай может подняться до 50 бушелей с акра. Вторая обработка может увеличить урожай до 57 бушелей с акра, третья - до 61, четвертая – до 63. Как видно, каждая последующая обработка вносит все меньший вклад в увеличение продуктивности земли. Если бы дело обстояло иначе, мировые потребности в зерне могли бы быть удовлетворены путем чрезвычайной интенсивной обработке только этого, 80- акрового, участка земли.

 

Вопрос 27 Денежный рынок

Денежный рынок — это часть финансового рынка, рынок краткосрочных высоколиквидных активов; это рынок, на котором спрос на деньги и их предложение определяют уровень процентной ставки, "цену" денег; это сеть институтов, обеспечивающих взаимодействие спроса и предложения денег.

На денежном рынке деньги "не продаются" и "не покупаются" подобно другим товарам. В этом специфика денежного рынка. При сделках на денежном рынке деньги обмениваются на другие ликвидные средства по альтернативной стоимости, измеренной в единицах номинальной нормы процента.

Участниками денежного рынка являются с одной стороны лица, предоставляющие деньги (кредиторы), а с другой стороны — лица заимствующие деньги на определённых условиях (заёмщики). Одной из категорий участников рынка являются финансовые посредники. Предоставление денежных средств возможно и без финансовых посредников.

В качестве кредиторов и заёмщиков на денежном рынке выступают:

1. Банки

2. Небанковские кредитные организации

3. Предприятия и организации различного типа — юридические лица

4. Физические лица

5. Государство в лице определённых органов и организаций

6. Международные финансовые организации

7. Другие финансово-кредитные учреждения

В качестве финансовых посредников на денежном рынке выступают:

1. Банки

2. Профессиональные участники фондового рынка

o Брокеры

o Дилеры

o Управляющие компании

3. Другие финансово-кредитные учреждения

Инструментами денежного рынка являются:

Различные краткосрочные ценные бумаги:

· Облигации

· Банковские векселя

· Коммерческие бумаги

· Депозитные сертификаты

· Сберегательные сертификаты

Краткосрочные кредиты

Продажа ценных бумаг с условием обратного выкупа

Рынок ценных бумаг.

Рынок рабочей силы

 

Можно выделить следующие критерии для классификации структуры рынка:

  • Структра рынка по объектам рыночных отношений
    • рынок потребительских товаров и услуг
    • рынок ценных бумаг
    • рынок сырья
  • Структура рынка по субъектам рынка
    • рынок покупателей
    • рынок продавцов
  • Структура рынка по географическому положению
    • местный
    • национальный
    • мировой
  • Структура рынка по степени ограничения конкуренции
    • совершенная конкуренция
    • монополистическая конкуренция
    • олигополия
    • монополия
  • Структура рынка по отраслям
    • автомобильный
    • нефтяной
  • Структура рынка по характеру продаж
    • оптовый
    • розничный
  • Структура рынка по соответствию действующему законодательств
    • легальный
    • нелегальный
    • "черный" рынок

 

Трансакционные издержки — затраты, возникающие в связи с заключением контрактов (в том числе использованием рыночных механизмов); издержки, сопровождающие взаимоотношения экономических агентов. Выделяют

  • издержки сбора и обработки информации,
  • издержки проведения переговоров и принятия решений,
  • издержки контроля
  • издержки юридической защиты выполнения контракта пользованием рынка

Классификации издержек

Делятся на явные и альтернативные.

Явные – все издержки фирмы на оплату используемых факторов производства.(ТЗКПс)

Альтернативные – издержки использования ресурсов, являющихся собственностью фирмы. Они не входят в платежи фирмы др. организациям и лицам.

Также подразделяют на прямые и косвенные.

Прямые – издержки, которые можно полностью отнести к товару и услуге.

· Стоимость сырья и материалов, исп. При производстве и реализации товаров и услуг.

· з\п

· Иные прямые затраты

Косвенные – издержки, не связанные напрямую с тем или иным товаром, а относятся к фирме в целом.

· Расходы на содержание административного аппарата

· Арендную плату

· Амортизацию

· Проценты за кредит

Критерием разделения издержек на постоянные и переменные является их зависимость от объема производства.

Постоянные издержки (FC) это денежные затраты на ресурсы, составляющие постоянные факторы производства. Величина постоянных издержек не зависит от объема производства, к ним относятся затраты на эксплуатацию зданий, сооружений и оборудования, административно-управленческие расходы, арендная плата. Постоянные издержки существуют даже тогда, когда фирма ничего не производит, не осуществляет никакого производства. Поэтому постоянные издержки – это невозвратные издержки, создающие основу для возникновения убытков фирмы.

Переменные издержки (V C ) – это денежные затраты на ресурсы, составляющие переменные факторы производства. Их величина меняется вместе с изменением объема производства, к ним обычно относятся затраты на материалы, сырье, заработную плату.

Средние издержки(АTС) - это совокупные затраты на единицу продукции.

Бывают:

· Средние постоянные издержки (AFC) определяются путем деления суммарных постоянных издержек (TFC) на соответствующее количество произведенной продукций (Q)

· Средние переменные издержки (AVC) определяются путем деления суммарных переменных издержек (TVC) на соответствующее количество произведенной продукций Q

· Средние общие издержки (SATC) рассчитываются при помощи деления общих издержек TC на объем произведенной продукций Q:

· SATC = STC / Q = FC/Q+VC/Q = AFC + SAVC

 

 

Предельные издержки (МС) – это издержки, связанные с производством каждой последующей единицы продукции. Их еще называют дополнительными, поскольку они направлены на получение дополнительной продукции.

Под предельными издержками понимается изменение величины валовых издержек в результате изменения объема выпуска на одну единицу.

Предельные издержки можно вычислить по формуле:

MC=TC2-TC1 или

где МС – предельные издержки;

предыдущая и последующая величина валовых издержек;

- предыдущая и последующая величина объема выпуска

При росте объема производства и продаж издержки фирмы могут изменяться:

1. Равномерно: МС являются величиной постоянной и равны VC на единицу товара.

2. С ускорением. МС растут с увеличение объема производства.

3. С замедлением. Если расходы фирмы на закупаемое сырье, материалы и т.п. снижаются при росте объема выпуска, предельные издержки сокращаются.

Вопрос 47 Монополия

Монопо́лия — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма-монополист), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.

Виды монополий

§ Естественная монополия — предприятия, объединенные единой сбытовой организацией, состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

§ Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.

§ Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.

§ Конгломерат (Концерн) (в юридической практике — группа лиц) — несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов (напр. в России ЗАО «Газметалл»).

Вопрос 49 Олигополия

Олигополия -тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм.

Свойства олигополии

· Доминирование на рынке небольшого количества продавцов- олигополистов

· Очень высокие барьеры для вступления в отрасль

· Чтобы выжить в долгосрочном периоде, фирме-олигополисту не обязательно производить дифференцированную продукцию

· Решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм: принимая решение, фирма-олигополист учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине на олигополистическом рынке весьма велика возможность сговора

· Небольшое количество товаров-заменителей продукции олигополистов

· Олигополист может быть как прайс-мейкером, так и прайс-тейкером на рынке

Всеобщая взаимозависимость

Поскольку на рынке присутствует небольшое количество фирм, продавцам необходимо разрабатывать стратегии развития для своей фирмы, чтобы их не вытеснили с рынка конкуренты. Поскольку фирм на рынке немного, компании внимательно следят за действиями конкурентов, в том числе за их ценовой политикой, с кем они сотрудничают и т. п.

Ценовая политика компании — олигополиста играет огромную роль в ее жизни. Как правило, фирме не выгодно повышать цены на свои товары и услуги, поскольку велика вероятность того, что другие фирмы не последуют за первой, и потребители «перейдут» к компании-сопернику. Если же фирма понижает цены на свою продукцию, то, чтобы не потерять клиентов, конкуренты обычно следуют за понизившей цены компанией, также снижая цены на предлагаемые ими товары: происходит «гонка за лидером».

Антимонопольное регулирование включает в себя регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование. Для организации антимонопольной деятельности создаются антимонопольные (антитрестовские) комитеты.

Антимонопольное законодательство — комплекс законов и правительственных актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды в различных сферах предпринимательской деятельности, противодействие монополизму и противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции, на ограничение и запрещение монополий, препятствующих созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий.

Инфляция издержек

Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов.

При негативной экономической конъюнктуре уменьшается предложение в экономике (рис. 2.2). Как правило, это связано с ростом цен на факторы производства. Издержки производства возрастают и перекладываются на цену выпускаемой продукции. Если эта продукция также является ресурсом для какой-либо фирмы, то и она вынуждена повышать цену. Другой вариант развития событий возможен, если из-за высокой эластичности спроса на товар предприниматель не может повысить цену. В этом случае его прибыль уменьшается, и часть капиталов из-за падающей доходности покидает производство и уходит в сбережения.

Также факторами инфляции предложения могут стать высокие налоги, высокие ставки процента на капитал и рост цен на мировых рынках. В последнем случае дорожает импортное сырье, а соответственно, и отечественная продукция.

Следует отметить, что в этом случае не только растут цены, но и уменьшается равновесный объем производства. Такая ситуация не противоречит утверждению, что экономика функционирует при полной занятости всех ресурсов, поскольку полная занятость предполагает использование всех факторов производства, предлагаемых по данной цене.

Вопрос 52 Классическая теория занятости
Закон Сэя.

Классическая теория занятости базируется на двух постулатах:

  • Совокупный уровень расходов в экономике, как правило, равен объему производства при полной занятости.
  • Если же уровень общих расходов временно оказывается недостаточным для закупки всей производственной продукции, то автоматически включаются механизмы рыночного регулирования - изменяются цены и заработная плата. Экономика с их помощью приводится к равновесию без снижения уровня занятости, объема производства и реальных доходов.

В основе классической теории занятости лежат два главных понятия.

Во-первых, утверждалось, что ситуация, при которой уровень расходов будет недостаточен для закупки продукции, произведенной при полной занятости, вряд ли возможна. Во-вторых, даже если бы уровень общих расходов и оказался недостаточным, довольно быстро включатся такие рычаги регулирования, как цена и заработная плата (в том числе ставка процента), в результате чего снижение общих расходов не повлечет за собой сокращения реального объема производства, занятости и реальных доходов.

Отрицание классической теорией возможности недостаточного уровня расходов частично основывается на законе Сэя. Согласно закону Сэя процесс производства товаров создает доход равный стоимости произведенных товаров. Это значит, что производство любого объема продукции автоматически обеспечивает доход, необходимый для закупки всей продукции на рынке. Предложение порождает свой собственный спрос, а сбережения - усложняющий фактор. Однако в таком простом понимании закона Сэя есть явный изъян. Хотя факт, что производство продукции обеспечивает соответствующую сумму денежного дохода, и общепризнан, нет гарантии, что получатели дохода израсходуют его полностью. Какую-то часть дохода можно сберечь (не израсходовать), и поэтому она не найдет отражения в спросе. Сбережения вызывают нарушение, утечку в потоках доходов и расходов и, соответственно, подрывают эффективное действие закона Сэя. Сбережения вызывают недостаточность потребления. В результате — непроданные товары, сокращение производства, безработица и снижение доходов.

Экономисты-классики утверждают, что на самом деле сбережения не приводят к недостаточности спроса, ибо каждый сбереженный доллар будет инвестирован предпринимателями. Инвестирование якобы и происходит, чтобы компенсировать любую недостаточность потребительских расходов; инвестиции заполняют любой «пробел» в потреблении, вызванный сбережениями. В конце концов фирмы не намерены продавать всю свою продукцию потребителям, а склонны производить значительную долю продукции в виде средств производства для реализации друг другу. Итак, если предприниматели намереваются инвестировать столько же, сколько домохозяйства рассчитывают сберечь, то закон Сэя будет действовать и уровень производства и занятости останутся постоянными. Сможет или нет экономика достичь и сохранитьуровень расходов, необходимый для обеспечения производства продукции и дохода при полной занятости, будет зависеть от того, намерены ли предприниматели произвести достаточное инвестирование, чтобы компенсировать сбережения домохозяйств (см. рис. 1).

 

Показатели СНС

Основные показатели системы национальных счетов:

§ Валовый национальный располагаемый доход - сумма первичных доходов, полученных резидентами данной страны за тот или иной период в связи с их прямым или косвенным участием в производстве ВВП своей страны и ВВП других стран.

§ Валовое накопление - это вложения резидентными единицами средств в объекты основного капитала для создания нового дохода в будущем путем использования их в производстве.

§ Национальное богатство - совокупную стоимость всех экономических активов материальных (природные ресурсы) и нематериальных (нефинансовых и финансовых активов) в рыночных ценах, находящихся в собственности резидентов данной страны на территории страны или за ее пределом а также, за вычетом их финансовых обязательств, как резидентам, так и нерезидентам.

§ Сальдо внешней торговли - разница между экспортом и импортом

Классическая модель AS

Классическая модель AS описывает поведение экономики в долгосрочном периоде.

В этих условиях кривая AS вертикальна на уровне выпуска при полной занятости факторов производства (рис. 2.1).

Сдвиги AS в классической модели возможны лишь при изменении величины факторов производства или технологии. Если такие изменения отсутствуют, то кривая AS в краткосрочном периоде зафиксирована на потенциальном уровне, и любые изменения AD отражаются только на уровне цен.

Классическая модель AS
AD1 и AD2 — кривые совокупного спроса
AS — кривая совокупного предложения
Q* — потенциальный объем производства.

Кейнсианская модель AS

Кейнсианская модель AS рассматривает функционирование экономики в краткосрочном периоде.

Кривая AS в кейнсианской модели горизонтальна или имеет положительный наклон. Следует обратить внимание на то, что в кейнсианской модели кривая AS ограничена справа уровнем потенциального объема выпуска, после чего она приобретает вид вертикальной прямой, т.е. фактически совпадает с долгосрочной кривой AS.

Таким образом, объем AS в краткосрочном периоде зависит главным образом от величины AD. В условиях неполной занятости и жесткости цен колебания AD вызывают прежде всего изменение объема выпуска (рис. 2.2) и лишь впоследствии смогут отразиться на уровне цен.

Кейнсианская модель AS

Общая модель:

Горизонтальный отрезок кривой AS соответствует экономике спада, высокому уровню безработицы и недоиспользованию производственных мощностей.

Промежуточный отрезок кривой AS предполагает такую воспроизводственную ситуацию, когда увеличение реального объема производства сопровождается некоторым ростом цен.

Вертикальный отрезок кривой AS имеет место тогда, когда экономика работает на полную мощность и достичь дальнейшего роста объема производства в короткий срок уже невозможно

Общая модель AS.
I — кейнсианский отрезок; II — классический отрезок; III — промежуточный отрезок.

 

Регулирование инфляции

Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок: с одной стороны, требуется сдерживать раскручивание инфляционной спирали, а с другой стороны, необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.

Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессом инфляции различаются в зависимости от ее характера и уровня, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма. В целом в развитых странах (в частности, в США и большинстве стран Западной Европы) темп инфляционного роста удается удерживать в довольно узких пределах.

Антиинфляционная политика

Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 770; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.162 с.)