Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Экономические блага и экономические ресурсыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
План 1. Экономические блага и их классификация. 2. Экономические ресурсы и их виды. 3. Экономические ограничения: граница производственных возможностей.
Данная тема включает в себя ряд базовых экономических понятий. Поэтому при ответе на первый вопрос вначале следует определить понятие «потребности». Показать их виды: первичные и вторичные, материальные и нематериальные, производственные и непроизводственные, действительные и абсолютные, личные и общества в целом. Сформулировать закон возвышения потребностей. Затем нужно перейти к понятию «блага», а также определить их классификацию, в том числе показать их деление на полные и частичные. Следует обратить внимание на раскрытие содержания понятий «полезность» и «общественные блага». Важным моментом является характеристика благ со стороны их взаимодополняемости и взаимозаменяемости. Во втором вопросе студент должен охарактеризовать понятие «экономические ресурсы», рассмотреть виды экономических ресурсов. При этом нужно разграничить категории «экономические ресурсы» и «экономические факторы». При ответе на третий вопрос предполагается, что студент рассмотрит фундаментальный принцип экономики «ограниченность», характерное для всех агентов экономики. Поэтому требуется раскрыть, что означает ограниченность благ и ограниченность ресурсов в экономике. Затем необходимо показать, что в обществе всегда есть экономический выбор и раскрыть содержание важнейшей категории экономической теории «альтернативные издержки» (издержки отвергнутых возможностей). Завершить рассмотрение этого вопроса следует анализом кривой производственных возможностей.
Литература 1. Долан, Э. Дж. Рынок: микроэкономическая модель[Текст]/ Э. Дж. Долан, Д. Линдсей. СПб., 1992. Гл. 4 2. Основы экономики [Текст]: учеб. пособие в 2-х частях.// Под ред. Матвеева Ю. В., Семенова Г. В., Матвеева К. Ю. - Самара: изд-во Самар. гос. экон. ун-та., 2010 3. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика учебник в 3-х томах.[Текст]. -СПб., 2007 4. Журавлева Г. П. Экономическая теория. Микроэкономика 1-2. [Текст]- М. изд-во Дашков., 2011 5. Микроэкономика. Теория и российская практика[Текст]// под ред. А. Г.Грязновой, А. Ю. Юданова М.,2009.
Задания
1. Выберите и поясните правильный ответ: Что имеют в виду, утверждая, что каждая экономическая система сталкивается с фактом ограниченности ресурсов: а) бывает так, что некоторые продукты можно купить только по очень высоким ценам; б) с ограниченностью сталкиваются бедные государства, богатые же смогли преодолеть эту проблему; в) производственные ресурсы никогда не бывают достаточными, чтобы удовлетворить все человеческие потребности; г) в любой экономике бывают периоды спада, когда существует ограниченность ресурсов. 2. Перед вами таблица производственных возможностей выпуска военной продукции и гражданских товаров:
а) Изобразите данные о производственных возможностях графически. Что показывают точки на кривой? б) Обозначьте точку С внутри кривой и точку Н вне кривой. Что показывают эти точки? Что должно произойти, прежде чем экономика сможет достичь уровня производства, который показывает точка Н? в) Начертите кривую производственных возможностей для того случая, когда технология производства ракет усовершенствовалась, а технология производства автомобилей осталась неизменной.
Тема 4. Экономическая система: понятие, элементы, классификация
План
1. Понятие экономической системы и ее основные элементы. 2. Характеристика различных типов экономических систем. 3. Диалектика развития и смены экономических систем.
Целью данной контрольной работы является изучение понятия и различных типов экономических систем, анализ процесса перехода от одной системы к другой. Экономика каждой страны представляет собой систему взаимосвязей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ. В экономической системе хозяйственная деятельность всегда так или иначе скоординирована и организована. В ответе на первый вопрос работы следует определить экономическую систему как экономическую категорию. Необходимо критически проанализировать различные понятия экономической системы, приводимые в учебной и научной литературе, рассмотреть ее основные элементы, и на этой основе сформулировать наиболее полное и точное определение экономической системы. Можно выделить несколько главных свойств, которые выступают критериями при дифференцировании экономических структур, определении их типа: организация мер по принятию решений; система прав собственности; способ организации производства и распределения благ; роль экономических институтов в хозяйственной жизни. На этой основе современная экономическая теория различает: традиционную систему, командную, рыночную и смешанную экономику. Все эти виды экономических систем находятся в тесной взаимосвязи не только на микроуровне, но и на макроуровне, и международных связях друг с другом. Можно рассмотреть и другую классификацию экономических систем с точки зрения принципа ограниченности. В этой связи выделяются два основных типа экономических систем: спросоограниченная (рыночная) и ресурсоограниченная (командная). Рассмотрению характерных черт различных типов экономических систем, выявлению достоинств и недостатков функционирования каждой из них должен быть посвящен второй вопрос работы. Отвечая на третий вопрос работы необходимо дать ответ на вопрос о том, какие причины лежат в основе перехода от одной системы к другой, как происходит выход за рамки системы. Особенно важна эта проблема для переходных экономик, включая российскую, где очевидны процессы умирания одной и рождения другой системы и, соответственно, есть начало и конец этой трансформации.
Литература
1.Долан, Э. Дж. Рынок: микроэкономическая модель[Текст]/ Э. Дж. Долан, Д. Линдсей. СПб., 1992. Гл. 4 2. Основы экономики [Текст]: учеб. пособие в 2-х частях.// Под ред. Матвеева Ю. В., Семенова Г. В., Матвеева К. Ю. - Самара: изд-во Самар. гос. экон. ун-та., 2010 3. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика учебник в 3-х томах.[Текст]. -СПб., 2007 4. Журавлева Г. П. Экономическая теория. Микроэкономика 1-2. [Текст]- М. изд-во Дашков., 2011 5. Микроэкономика. Теория и российская практика[Текст]// под ред. А. Г.Грязновой, А. Ю. Юданова М.,2009.
Задания
1. В нижеследующей таблице представлена классификация экономических систем. Определите, как проявляются основания классификации в каждом из типов экономических систем. Заполните нижеприведенную таблицу.
2. Что можно сказать о таком каламбуре, напечатанном на обложке одного из учебников по экономике: «Пчела собирает нектар отнюдь не для того, чтобы опылять цветы, она желает получить мед. В конечном счете она служит интересам цветов. То же самое происходит с предприятием…». Объясните, при чем тут предприятие, фирма или экономика вообще? Тема 5. Собственность в системе экономических отношений.
ПЛАН
1. Понятие собственности. Присвоение и отчуждение. 2. Субъекты и объекты собственности. 3. Отношения собственности в России.
Собственность является фундаментом любой системы общественных отношений. Собственность представляет собой сложную категорию. Под собственностью понимают отношения между людьми по поводу присвоения материальных и духовных благ. При ответе на данный вопрос необходимо дать определение «присвоению» и выявить его связь с категорией собственность. Различают способ присвоения и формы присвоения. Способ присвоения испытывает постоянное воздействие со стороны изменений в способе производства, а формы присвоения более консервативны (индивидуальное, коллективное, государственное). В связи с этим нужно показать основные формы собственности. Содержание собственности включает не только отношения присвоения, но и отчуждение определенных объектов собственности. Поэтому нужно рассмотреть отчуждение. Следует рассмотреть подходы различных экономических школ к определению категории собственность, определить место, которое принадлежит собственности в системе общественных отношений. Отвечая на второй вопрос темы в контрольной работе необходимо выделить объект и субъект собственности, показать их взаимосвязь. Охарактеризовать определяющую роль вещественных факторов производства среди объектов собственности. В третьем вопросе следует показать, как изменилась структура собственности в России в ходе реформ, какие сложились формы собственности, каково значение взаимодействия различных форм собственности для повышения эффективности народного хозяйства. Литература
1. Основы экономики [Текст]: учеб. пособие в 2-х частях.// Под ред. Матвеева Ю. В., Семенова Г. В., Матвеева К. Ю. - Самара: изд-во Самар. гос. экон. ун-та., 2010 2.Журавлева Г. П. Экономическая теория. Микроэкономика 1-2. [Текст]- М. изд-во Дашков., 2011. 3.Микроэкономика. Теория и российская практика[Текст]// под ред. А. Г.Грязновой, А. Ю. Юданова М.,2009.
Задания
1. Выберите и поясните правильный ответ: Что Вы понимаете под экономической категорией “собственность”: а) обладание человеком материальными и духовными благами; б) юридически закрепленное право владеть, распоряжаться, использовать принадлежащие людям материальные или духовные блага; в) отношения между людьми по поводу присвоения материальных и духовных благ; г) собственность - это отношение человека к вещи. 2. Выберите и поясните правильный ответ: Что не входит в правомочия арендатора: а) владение арендованным имуществом; б) пользование арендованным имуществом; в) отчуждение арендованного имущества; г) все ответы верны.
Тема 6. Юридический аспект собственности. Теорема Коуза. Внешние эффекты и распределение прав собственности ПЛАН 1. Юридический аспект собственности. Формы собственности и формы хозяйствования. 2. Теория прав собственности. Теорема Коуза. 3. Внешние эффекты и распределение прав собственности.
Юридическое содержание собственности описывается традиционными со времен римского права терминами – владение, пользование, распоряжение. Необходимо объяснить значение этих понятий, привести примеры. Далее следует пояснить, чем отличается юридический аспект собственности от экономического. Собственность всегда существует в определенных формах. В современной рыночной экономике различают две основных формы собственности – частную и государственную. Форма хозяйствования представляет собой форму реализации отношений собственности, которая характеризуется тем или иным типом организационно-экономических отношений. При анализе собственности и форм хозяйствования следует показать их конкретные формы, наиболее распространенные в современной рыночной экономике (государственная, акционерная и др.). Необходимость рассмотрения прав собственности в экономической теории объясняется тем, что в процессе воспроизводства многие юридические отношения переходят в экономические, существуют не только юридические, но и экономические права собственности. При рассмотрении этого вопроса следует обратить внимание на два основных направления, изучающих права собственности: континентальное и англосаксонское. Подробно остановиться на втором направлении, рассмотрев термины право собственности, спецификация прав собственности, трансакционные издержки и их основные формы. Следует дать классификацию прав собственности, предложенную А. Оноре: право владения, право на доход, право управления и т.д. Далее нужно сформулировать теорему Коуза, которая раскрывает взаимосвязь между собственностью и рыночным обменом. В последнем вопросе контрольной работы автор должен дать определение внешним эффектам, указать условия их возникновения и виды – положительные внешние эффекты, отрицательные внешние эффекты. Если имеет место отрицательный внешний эффект, то налицо перепроизводство благ с этим эффектом. При наличии положительного внешнего эффекта имеет место недопроизводство товаров и услуг с этим эффектом. Следует показать, каким образом в экономике решают проблему внешних эффектов с использованием теоремы Коуза.
Литература
1.Олейник А.Роль государства к установлению прав собственности (К вопросу о теореме Коуза) // Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 7. 2. Основы экономики [Текст]: учеб. пособие в 2-х частях.// Под ред. Матвеева Ю. В., Семенова Г. В., Матвеева К. Ю. - Самара: изд-во Самар. гос. экон. ун-та., 2010 3. Журавлева Г. П. Экономическая теория. Микроэкономика 1-2. [Текст]- М. изд-во Дашков., 2011. 4. Микроэкономика. Теория и российская практика[Текст]// под ред. А. Г.Грязновой, А. Ю. Юданова М.,2009. Задания
1. Выберите и поясните правильный ответ: Выберите юридическое определение собственности: а) совокупность материальных благ, принадлежащих одному человеку или группе лиц; б) процесс владения и распоряжения принадлежащими материальными благами; в) отношение человека к вещи; г) все ответы верны. 2. “Когда в США начали бурить первые нефтяные скважины, тот, кто поднимал нефть на поверхность, имел по закону право считать ее своей собственностью, - пишет американский экономист Р.Д. Купер, - иначе говоря, нефть в недрах была ничьей, а нефть, выкачанная на поверхность, принадлежала тому, кто ее добыл”. К каким экономическим последствиям, на Ваш взгляд, это привело? Почему Р.Д. Купер использовал данный пример для объяснения поведения населения в постсоциалистических странах?
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.96.224 (0.008 с.) |