Тема 50. Кредитно-денежная политика: задачи и инструменты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 50. Кредитно-денежная политика: задачи и инструменты.



План

1. Кредитно-денежная политика: сущность, задачи и инструменты.

2. Политика дешевых и дорогих денег.

3. Воздействие денежного фактора на экономическую активность.

 

Изложение первого вопроса изучаемой темы необходимо начать с сущности кредитно-денежной политики, перечислить задачи, вытекающие из определения кредитно-денежной политики, указать ее основополагающую цель.

Затем следует перейти к инструментам (методам) кредитно-денежной политики. Для этого предварительно рассмотреть основные направления кредитно-денежного регулирования, остановиться на таких понятиях, как кредитная экспансия и кредитная рестрикция. Сделать акцент на классификации инструментов по способу воздействия (прямого действия и косвенного действия), по важности (основные и второстепенные).

Далее необходимо остановиться на каждом из перечисленных инструментов подробнее: рассмотреть механизм действия, провести сравнение по значимости и отметить как положительные, так и отрицательные последствия применения того или иного метода регулирования.

В заключение первого вопроса следует рассмотреть действие кредитно-денежной политики на рынок благ: эффект Кейнса, эффект Пигу, эффект субституции и имущества.

Во втором вопросе темы целесообразно рассмотреть сущность политики дорогих денег (жесткая политика) и политики дешевых денег (мягкая политика): начать с предпосылок применения той или иной политики, указать цель ее проведения и проследить механизм действия.

Кроме того, необходимо посмотреть влияние проводимой политики на макроэкономические параметры (уровень цен, объем производства) в зависимости от отрезка кривой совокупного предложения в модели AD-AS. В конце второго вопроса следует охарактеризовать эффективность политики дорогих и дешевых денег, рассмотреть эффект обратной связи процентной ставки и объема ЧНП.

Изучение третьего вопроса было бы логично начать с рассмотрения положительных и отрицательных сторон кредитно-денежной политики по сравнению с фискальной политикой, проводимой государством. Указать на существование «дилеммы целей» и раскрыть суть этой проблемы.

Далее необходимо перейти непосредственно к различным точкам зрения экономистов на эффективность кредитно-денежной политики вследствие использования тех или иных инструментов регулирования: кейнсианская теория и монетаристская теория. Следует отметить цели денежно-кредитной политики в этих теориях и методы достижения этих целей.

В заключение работы необходимо остановиться на денежно-кредитной политике в России: указать объект регулирования, основные направления и инструменты реализации этой политики.

Литература

1.Самуэльсон П. Макроэкономика [Текст]- М., Диалектика. 2009.

2.Гальперин В. М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник [Текст] / Общая редакция Л.С. Тарасевича. Изд. 2-е, перераб. и доп. СПб: Изд-во СпбГУЭФ, 1997.

3. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс. [Текст] - М. 2011.

4.Сакс Дж. Д., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика: глобальный подход. [Текст] -М., 1996.

5.Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. [Текст]- М., 1993.

6.Журавлева Г. П. Макроэкономика. Учебное пособие [Текст] – М. Инфра. 2010.

7. Грязнова А. Г., Думная Н. Н. Макроэкономика. Теория и российская практика. [Текст]- М. Кнорус. 2011.

8. Агапова т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика. 9-е изд. [Текст]- М. Маркет ДС. 2009.

 

Задания

1. Банковские депозиты возросли на 200 млн. руб. Норма резервирования на этот момент составляла 20%. Каково возможное увеличение предложения денег?

2. Если Центральный банк проводит жёсткую кредитно-денежную политику в целях снижения уровня инфляции, то можно утверждать, что в краткосрочном периоде:

а) кривая совокупного спроса сдвинется вправо, кривая планируемых расходов - вверх, а кривая LM - влево;

б) кривая совокупного спроса сдвинется влево, кривая планируемых расходов - вниз, а кривая LM - вправо;

в) кривая совокупного спроса останется без изменений, кривая планируемых расходов сдвинется вниз, а кривая LM - влево;

г) кривая AD сдвинется влево вниз, кривая LM - влево вверх, а кривая планируемых расходов - вниз.

 

 

Тема 51. Типы безработицы и ее показатели.

План

1. Экономическое содержание явления безработицы.

2. Типы безработицы.

3. Основные показатели безработицы.

4. Основные меры борьбы с безработицей.

 

Содержание данной темы следует начать раскрывать с изложения

сущности такой экономической категории, как безработица. Необходимо отметить, почему безработица является одной из основных макроэкономических проблем. Следует остановиться на следующих моментах, их причинах и последствиях, определяющих важность явления.

1.Труд является фактором выпуска, поэтому безработица характеризует потери ограниченных ресурсов для производства товаров.

2.Безработица является негативным социальным явлением, ее перспектива ставит людей перед нежелательной неопределенностью относительно их будущих доходов.

3.Безработица больно ударяет только по незанятым, она не распространяется равномерно по всему обществу, увеличивая, таким образом, социальную напряженность.

Далее необходимо показать основные критерии классификации типов безработицы. Объясните различия между безработицей следующих видов: вынужденной и добровольной. Раскройте причины неизбежности и важности фрикционной безработицы. Здесь следует указать на тесную взаимосвязь со структурными сдвигами в экономике. При описании безработицы ожиданий необходимо выявить прямую зависимость от жесткости реальной заработной платы. На основе сравнительного анализа типов безработицы выявите, какие из них являются основой для формирования трудового потенциала, а какие – являются неисправимым (трудно исправимым) и негативным проявлением экономики. Отдельно разъяснить понятия естественной безработицы, естественного уровня безработицы, рассмотреть понятие "полной занятости". Здесь необходимо кратко охарактеризовать различия в подходах классической и кейнсианской школ.

Далее дать определение основным показателям, характеризующим

явление безработицы. Прежде всего, этот уровень безработицы и ее продолжительность. Причем, рассматривая показатели безработицы, нужно анализировать статистические данные, приводимые по России и другим странам.

В заключении следует кратко охарактеризовать экономические и внеэкономические издержки безработицы, накладываемые на общество. Необходимо охарактеризовать теоретические, возможные меры правительства и роль профсоюзов, оказывающие существенное влияние на уровень безработицы. Показать на примере России эффективность обозначенных мероприятий.

При написании работы использовать графический, табличный, аналитический материал, характеризующий данную тему.

 

Литература

1.Самуэльсон П. Макроэкономика [Текст]- М., Диалектика. 2009.

2.Гальперин В. М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник [Текст] / Общая редакция Л.С. Тарасевича. Изд. 2-е, перераб. и доп. СПб: Изд-во СпбГУЭФ, 1997.

3. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс. [Текст] - М. 2011.

4.Сакс Дж. Д., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика: глобальный подход. [Текст] -М., 1996.

5.Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. [Текст]- М., 1993.

6.Журавлева Г. П. Макроэкономика. Учебное пособие [Текст] – М. Инфра. 2010.

7. Грязнова А. Г., Думная Н. Н. Макроэкономика. Теория и российская практика. [Текст]- М. Кнорус. 2011.

8. Агапова т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика. 9-е изд. [Текст]- М. Маркет ДС. 2009.

 

 

Задания

1. Имеется следующая информация:

Численность занятых 85 млн. человек.

Численность безработных 15 млн. человек.

А) рассчитайте уровень безработицы.

Б) месяц спустя из 85 млн. человек, имевших работу, были уволены 0,5 млн. человек; 1 млн. человек из числа официально зарегистрированных безработных прекратили поиски работы. Определите, каковы теперь: численность занятых, количество безработных и уровень безработицы.

2.Номинальный ВВП=750 млрд. долл., естественный уровень безработицы = 5%, фактический уровень безработицы= 9%. Какой объем продукции в денежном выражении недопроизведен в стране? Коэффициент Оукена= 2,5.

 

Тема 52. Экономическое содержание и формы инфляции. Причины инфляции.

 

План

1. Экономическая сущность инфляции.

2. Классификация инфляции по характеру, темпам, формам.

3. Социально-экономические последствия инфляции.

4. Антиинфляционная политика.

 

В начале работы необходимо дать определение инфляции, раскрыть причины, обусловливающие ее появление. На примере различных экономических систем дать развернутую характеристику этому макроэкономическому явлению. Здесь необходимо критически подойти к представлению инфляции только как негативного процесса. В первой части работы попытайтесь провести анализ и ответить на вопрос о допустимости и необходимости умеренной инфляции. Необходимо дать определение дефляции.

Раскрывая второй пункт примерного плана, в первую очередь обоснуйте актуальность для современной российской экономики открытой инфляции. Раскройте суть подавленной инфляции и опишите ее последствия.

Обратите внимание на то, что наибольшее значение имеют различия инфляции по ее темпам. Достаточно выделить в этой связи умеренную инфляцию и гиперинфляцию. Кратко опишите галопирующую инфляцию. Подобная классификация требует акцентирования внимания на показателях инфляции. Дайте им определение и приведите расчеты на примере любых статистических данных.

Далее рассмотрите два типа инфляции: инфляцию спроса и инфляцию издержек. Затем проанализируйте виды инфляции: по степени сбалансированности; с точки зрения предсказуемости.

Количественные изменения в темпах инфляции не столь важны, как те качественные изменения, к которым они могут привести с точки зрения последствий инфляции. Под последствиями понимают, прежде всего, влияние инфляции на производство. Поэтому в следующем разделе необходимо остановиться на последствиях инфляции, уделяя особое внимание экономическим и социальным вопросам.

Проблема антиинфляционной политики предполагает выяснение вопросов: что определяет необходимость такой политики, какие цели она может и должна преследовать и какие средства имеются в ее арсенале. Эти вопросы связаны с указанными выше вопросами о причинах инфляции и ее последствиях. Нужно помнить, что ответственность за инфляцию несёт, прежде всего, государство.

При написании работы использовать табличный, графический и аналитический методы изложения материала.

 

Литература

 

1.Самуэльсон П. Макроэкономика [Текст]- М., Диалектика. 2009.

2.Гальперин В. М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник [Текст] / Общая редакция Л.С. Тарасевича. Изд. 2-е, перераб. и доп. СПб: Изд-во СпбГУЭФ, 1997.

3. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс. [Текст] - М. 2011.

4.Сакс Дж. Д., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика: глобальный подход. [Текст] -М., 1996.

5.Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. [Текст]- М., 1993.

6.Журавлева Г. П. Макроэкономика. Учебное пособие [Текст] – М. Инфра. 2010.

7. Грязнова А. Г., Думная Н. Н. Макроэкономика. Теория и российская практика. [Текст]- М. Кнорус. 2011.

8. Агапова т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика. 9-е изд. [Текст]- М. Маркет ДС. 2009.

 

Задания

1. Фактические данные на конец X1X-начало XX века, как отмечает Н. Мэнкью, автор известного учебника «Макроэкономика», показывают, что высоким темпам инфляции не сопутствовали высокие значения номинальной ставки процента. Опровергают или нет эти факты известный эффект Фишера? Аргументируйте свой ответ.

2.Если номинальное предложение денег увеличилось на 7%, уровень цен увеличился на 5%, реальный выпуск увеличился на 4%, тот насколько изменилась скорость обращения денег?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.123 (0.019 с.)