Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет №38,39. Правозащитная деятельность юристов. Общая характеристика. Понятие и основные черты правозащитной деятельности юристов.

Поиск

Защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации представляет собой целостную конституционно обусловленную упорядоченную совокупность взаимодействующих звеньев правового механизма, деятельность которого направлена на защиту нарушенных прав и свобод лиц, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, и достижение в стране состояния их реальной защищенности.

 

Конституционная система защиты прав и свобод человека и гражданина, будучи интегративным феноменом, получает качественную определенность через функциональное единство своих элементов. К основным элементам данной системы относятся:

- правозащитные нормы,

- принципы защиты прав и свобод человека и гражданина,

- субъекты, осуществляющие правозащитную деятельность;

- правозащитная деятельность.

Правозащитную деятельность также можно рассматривать как относительно самостоятельную разновидность юридической деятельности по ряду причин. Во-первых, российское законодательство четко различает защиту прав и свобод человека и гражданина с одной стороны, а также их обеспечение, признание, соблюдение, охрану - с другой. Например, уже ст. 2 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность государства относительно «признания, соблюдения и защиты прав и свобод». Статья 18 Конституции гласит, что «права и свободы человека и гражданина … определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

И.В. Голованев выделяет следующие признаки, характеризующие правозащитную деятельность: а) она направлена на восстановление нарушенных прав и свобод граждан; б) в ней должны использоваться только правовые средства и способы защиты прав и интересов граждан; в) защищаются права граждан Российской Федерации, хотя законодательство допускает участие в общественно-политической жизни в России иностранных граждан и лиц без гражданства, и их права в таких случаях должны быть защищены в той же мере, что и права российских граждан. Аналогичной точки зрения придерживается и Д.И. Авдеев, который полагает, что правозащитную деятельность невозможно представить без восстановления нарушенных прав.

 

П.В. Анисимов полагает, что под правозащитной деятельностью следует понимать деятельность, осуществляемую компетентными, правомочными субъектами, которые в рамках правозащитного производства, посредством применения организационно-правозащитных и иных регулятивно-правозащитных средств, оказывают юридически результативное воздействие на общественные отношения, возникающие из факта реализации права человека на защиту.

 

В.В. Чуксина определяет правозащитную деятельность государства в широком смысле как законодательную и правоприменительную практику государства в области прав человека, отражающую специфические историко-культурные традиции и уровень социально-экономического развития страны. В узком смысле - это совокупность контрольных механизмов, представленных определенными организационными структурами (судом, правоохранительными органами, различными учреждениями по рассмотрению обращений граждан и др.), специализированных правозащитных институтов (комиссии по правам человека, омбудсмены) и процедур, определяющих методы, порядок рассмотрения, проверки, подготовки предложений и принятия решений по жалобам, заявлениям и иной информации о нарушениях прав человека, базирующихся на конституционных и отраслевых нормах внутреннего права государства.

 

Таким образом, правозащитная деятельность – это систематическая работа различных субъектов правозащитной структуры России (публичных - государственных и муниципальных органов - и непубличных - институтов гражданского общества), направленная на восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина. Она ориентируется на положительный результат – восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина, осуществляется определенными средствами, характерными для ее конкретных субъектов, и предполагает сам процесс. Содержание правозащитной деятельности составляет целесообразное положительное изменение ситуации с нарушениями прав человека и преобразование ее в интересах человека, общества и государства.

 

Билет № 40. Цели, задачи и принципы правозащитной деятельности.


Для этого они работают одновременно в трех направлениях:

1. Защита прав человека в конкретных случаях (эта помощь должна быть бесплатной для заявителя), общественные расследования фактов нарушений прав человека государственными органами.

2. Распространение информации о правах человека, правовое воспитание.

3. Анализ положения с правами человека.

ПО призваны решать следующие задачи:

1. Защищать права и свободы человека, закрепленные в Конституции и национальном законодательстве (включая международные договоры, согласие на обязательность которых дано парламентом).

2. Быть источником информации о правах человека для народа и органов власти, повышать уровень образованности в области прав человека, поощрять становление ценностей и развитие установок, способствующих уважению и осознанию прав человека.

3. Анализировать положение с правами человека в своей стране и ее отдельных регионах.

Для решения этих задач ПО необходимо выполнять следующие функции:

1.1. Рассмотрение заявлений физических и юридических лиц, либо их ассоциаций, о несоблюдении прав и свобод человека, закрепленных в Конституции, международном праве и национальном законодательстве.

1.2. Информирование подателя заявления о его правах и имеющихся возможностях их правовой защиты и содействие ему в доступе к этим средствам.

1.3. Осуществление посреднических функций для восстановления нарушенных прав и свобод с помощью согласительной процедуры (mediation).

1.4. Проведение общественных расследований фактов нарушений прав человека (как по заявлениям физических и юридических лиц, так и по собственной инициативе).

1.5. Направление заявлений (от имени заявителя либо от своего имени) компетентным органам для решения по сути вопроса.

1.6. Обращение от имени заявителя или от своего имени в суд и международные организации.

1.7. Участие в судебном процессе с целью защиты и восстановления нарушенных прав и свобод заявителя.

1.8. Принятие заключений по результатам проведенного общественного расследования.

1.9. Вынесение общественного порицания и общественного предупреждения органам и (или) лицам, чьи действия (бездействие) привели к нарушению прав и свобод человека.

1.10. Публикация своих заключений в СМИ.

Принципы деятельности ПО следующие.

ПО утверждают и защищают права человека независимо от его расы, пола, гражданства, этнического или социального происхождения, имущественного или другого положения, должности, рода и характера занятий, места проживания, языка, религии, политических и других убеждений.

2. Право на мотивированный отказ заявителю в удовлетворении его жалобы. Этот принцип означает, что ПО имеют определенную свободу усмотрения, они, в отличие от государства, которое обязано защищать права человека, принимают к рассмотрению жалобы, если полагают, что их усилия приведут к восстановлению нарушенных прав и свобод человека, помогут предотвратить незаконную деятельность либо бездействие государственных органов и должностных лиц или прекратят такую деятельность, или хотя бы будут способствовать привлечению внимания общества к этим нарушениям. При этом отказ должен быть тщательно мотивирован. Пожалуй, это самое трудное дело в работе ПО — отказать человеку, который просит помощи.

3. Открытость и гласность. Деятельность ПО должна быть открытой и прозрачной для общественности. На мой взгляд, была бы естественной подготовка годовых отчетов о деятельности организации, включающих, помимо содержательной части, подробный финансовый отчет с указанием источников финансирования и расходования полученных средств.

4. Ненасилие. Конечно, бывают времена (нацистская Германия, СССР в период 1917-1953 гг.), когда вооруженная борьба против государства оправдана, но это уже область деятельности, далекая от институционализированной защиты прав человека.

5. "Не навреди!". Этот принцип означает, что нужно действовать так, чтобы не ухудшить положение объекта (жертвы) нарушения прав человека. Он следует также из того, что главная цель правозащитной активности — минимизация уровня насилия в обществе.

6. Независимость от политической позиции. Для правозащитника принципиально, чтобы в общественной жизни были отражены и левые, и правые, т.е. все направления политической мысли и социальной активности. По-моему, правозащитные организации обязаны быть принципиально беспартийными и не должны поддерживать ту или иную партийную платформу в избирательных кампаниях, политический выбор должен оставаться делом личного выбора каждого члена правозащитной организации. На мой взгляд, члены правозащитных организаций не должны быть членами политических партий и депутатами парламента.

7. Независимость от общественного мнения. Общественное мнение может вполне поддерживать идеи, чуждые правам человека и угрожающие правам человека. Например, общественное мнение в подавляющем большинстве стран поддерживает смертную казнь, правозащитные же организации — борются за ее отмену.

8. Честность, максимальная достоверность и объективность информации. Этот принцип означает, во-первых, невозможность думать одно, а говорить другое и, во-вторых, работу по формуле английского суда: "говорить правду, всю правду и ничего, кроме правды". Здесь одно из основных отличий между правозащитной и политической деятельностью. Для политика, в лучшем случае, характерно говорить правду, но не всю. А ту информацию, которая может оказаться вредной для своей партии, можно и утаить. Известная формула "...но это наш сукин сын" для правозащитных организаций совершенно неприемлема. Они должны стремиться к объективности информации, даже если эта объективность не свидетельствует в их пользу.

9. Скромность. Этот принцип менее ясен и трудно поддается формализации. К сожалению, в последние годы развилось явление, которое можно было бы назвать “правозащитным туризмом”, когда людей, называющих себя правозащитниками, трудно услышать в родной стране; появились организации, именующие себя правозащитными, которые постоянно устраивают конференции с пышными банкетами — в нищей стране это, по-моему, недопустимо.

1 0. Независимость правозащитных организаций от государства. Поскольку ПО являются оппонентами государства, они должны быть максимально независимыми от него, прежде всего, в финансовом плане. На мой взгляд, правозащитные организации не должны субсидироваться за счет государства и не должны получать какие-либо специальные льготы, кроме установленных законом для всех негосударственных неприбыльных организаций. Однако независимость не должна переходить в конфронтацию. Меня смущает прокурорский по отношению к государству тон многих правозащитников, их стремление во всем обвинить власти. Источник нарушений прав человека — сам человек и те структуры, которые он создает. Но людям свойственно искать причины своих бед где угодно, кроме как в самих себе.

11. "Честное сотрудничество неединомышленников". Этот принцип взаимодействия правозащитных организаций с государством сформулировал в 1988 г. Сергей Ковалев. Во всем том, в чем я согласен с властью, я готов с ней честно сотрудничать, а когда она допускает ошибки, я буду противостоять ей, используя имеющиеся законные методы.

12. Учет интересов всех сторон, связанных с конфликтом, в том числе государственных органов. Это один из основных принципов в конфликтологии — отчетливое понимание того, что гармония в обществе наступает не тогда, когда интересы всех его членов совпадают (такое совпадение невозможно, ибо неприродно), а тогда, когда в одинаковой мере уважаются и учитываются интересы всех заинтересованных сторон.

13. Содействие государству в защите прав граждан. Заметим, что правозащитник не может не быть государственником, поскольку права человека подразумевают обязанности государства по их соблюдению. Как сказала известная американская правозащитница Кэтрин Фицпатрик, "без справедливых законов, независимых судов и профессиональных адвокатов борьба за права человека — это элементарная борьба за гласность: обнародование информации о преступлениях в надежде задеть совесть или, по крайней мере, вызвать обеспокоенность среди властных структур". Поэтому до тех пор, пока государство способно на диалог, правозащитные организации должны его вести. Характер диалога определяют сформулированные выше принципы “честного сотрудничества неединомышленников” и “учета интересов всех сторон”, а тема его — реальное соблюдение государством прав человека, приоритет которых провозглашен всеми посттоталитарными странами. Поэтому старая формула правозащиты в тоталитарный период — "защита прав граждан от организованного насилия, осуществляемого государством" — должна быть дополнена: "и содействие государству в обеспечении и защите прав граждан".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 2050; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.2.191 (0.013 с.)