Понятие адвокатуры, принципы ее организации и деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие адвокатуры, принципы ее организации и деятельности.



Кучерена А.Г.

К95 Адвокатура: Учебник. — М.: Юристъ, 2004. - 351 с.

ISBN 5-7975-0663-7 (в пер.)

 

В учебнике рассмотрена адвокатура как наука и учебная дисциплина, показана ее связь с другими правовыми науками и учебными дисциплинами. Прослеживается история становления и развития института адвокатуры в странах Европы и в России. Анализируются проблемы организации и деятельности российской адвокатуры на современном этапе, особенности оказания отдельных видов правовой помощи как гражданам, так н юридическим лицам.

Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов, юристов-практиков..

Автор А.Г. Кучерена — доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой адвокатуры и нотариата Московской государственной юридической академии.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Список сокращений.................................................................................................... 4

Введение.......................................................................................................................5

Глава 1. Наука об адвокатуре. Адвокатура как учебная дисциплина …………… 9

§ 1. Понятие адвокатуры, принципы ее организации

и деятельности........................................................................................................................ 9

§ 2. Предмет и метод науки об адвокатуре и учебной

дисциплины............................................................................................................................13

§ 3. Понятие и признаки адвокатской деятельности............................................. 24

§ 4. Взаимосвязь науки об адвокатуре и учебной дисциплины с другими юридическими науками и учебными дисциплинами.................................................................... 32

Глава 2. История становления и развития института адвокатуры....................... 41

§ 1. Предпосылки возникновения института адвокатуры. Становление и развитие адвокатуры в европейских государствах..................................................................... 41

§ 2. Этапы развития института адвокатуры в России........................................... 49

§ 3. Разработка и принятие Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»............................................................................ 69

Глава 3. Институт российской адвокатуры на современном этапе. Нормативно-правовое регулирование организации и деятельности адвокатуры.............................. 76

§ 1. Общая характеристика института современной российской

адвокатуры............................................................................................................................ 76

§ 2. Виды источников нормативно-правового регулирования

института адвокатуры.......................................................................................................... 79

§ 3. Характеристика основных источников правового регулирования адвокатуры и адвокатской деятельности в Российской Федерации.................................................... 87

§ 4. Перспективы развития законодательства об адвокатуре. …………………. 99

Глава 4. Организационно-правовые особенности адвокатской

деятельности. Вопросы оплаты труда адвокатов............................................................ 103

§ 1. Организационная структура адвокатуры в России. Органы

адвокатского самоуправления........................................................................................... 103

§ 2. Формы адвокатских образований................................................................... 112

§ 3. Общественные объединения адвокатов......................................................... 117

§4. Правовой статус адвоката................................................................................ 124

§ 5. Финансовые аспекты адвокатской деятельности......................................... 135

Глава 5. Адвокатская этика.................................................................................... 145

§ 1. Понятие, содержание и значение адвокатской этики....................................145

§ 2. Основные принципы адвокатской этики....................................................... 149

§ 3. Этические правила поведения адвоката в различных сферах

деятельности........................................................................................................................ 153

Глава 6. Особенности оказания отдельных видов правовой помощи.

Стадии ее оказания……………………………………………………………………… 165

§ 1. Принятие поручения об оказании юридической помощи. ………………... 165

§ 2. Консультирование граждан и юридических лиц.......................................... 171

§3. Изучение материалов дела............................................................................... 175

§ 4. Правовая позиция адвоката и оценка им позиции противной

стороны................................................................................................................................ 180

§ 5. Определение предмета доказывания............................................................. 184

§ 6. Участие в сборе и оценке доказательств....................................................... 188

§ 7. Подготовка и составление процессуальных документов............................ 192

§ 8. Общие требования к выступлению адвоката в судебных

прениях................................................................................................................................ 197

Глава 7. Правовое обслуживание адвокатом юридических лиц

(общие вопросы)................................................................................................................... 201

§ 1. Виды и основные проблемы правового обслуживания

юридических лиц................................................................................................................. 201

§ 2. Участие адвоката в переговорах..................................................................... 204

§ 3. Составление договоров, контрактов, соглашений, локальных

документов юридического лица........................................................................................ 210

§ 4. Взаимодействие адвоката как представителя юридического

лица с государственными органами.................................................................................. 214

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

1. Нормативные правовые акты

АПК — Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации

ГК РФ — Гражданский кодекс Российской Федерации

ГПК РФ — Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

НК РФ — Налоговый кодекс Российской Федерации

УК РФ — Уголовный кодекс Российской Федерации

УПК РФ — Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

ФЗ об адвокатской деятельности и адвокатуре — Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2101.

2. Официальные издания

Бюллетень ВС РФ — Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации

Вестник ВАС РФ — Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской федерации

ВКС РФ — Вестник Конституционного Суда Российской Феде-рации

САПП РФ — Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации

СЗ РФ — Собрание законодательства Российской Федерации

СП (СССР, РСФСР) — Собрание постановлений Правительства СССР, Собрание постановлений Совета Министров РСФСР

СУ — Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР

3. Государственные органы

ВАС РФ — Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

ВС РФ — Верховный Суд Российской Федерации

ВЦИК РСФСР — Всероссийский центральный исполнительный комитет РСФСР

КС РФ — Конституционный Суд Российской Федерации

Минфин России — Министерство финансов Российской Федерации

МНС РФ — Министерство Российской Федерации но налогам и сборам

НКЮ РСФСР — Народный комиссариат юстиции РСФСР ООН — Организация Объединенных Наций

СНК СССР — Совет народных комиссаров Союза Советских Социалистических республик


ВВЕДЕНИЕ.

Обеспечение охраны прав и законных интересов субъектов правовых отношений — важнейшая задача правового государства, определяющая развитие законодательства и правоприменительную практику, деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, негосударственных структур.

Важнейшая роль в решении этой задачи принадлежит адвокатуре, которая на протяжении всей истории существования выполняла свое главное предназначение — защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, тем самым, содействуя осуществлению правосудия, соблюдению требований законности.

Вместе с тем адвокатура как институт гражданского общества и органическая часть правоохранительной системы не может не зависеть от социальных, экономических и политических процессов, происходящих в стране. Они, как в зеркале, отражаются в построении и статусе адвокатуры.

Так, одним из признаков развития гражданского общества являются реально действующие гарантии независимости адвокатуры и адвоката от различных государственных и негосударственных органов, должностных и частных лиц. Только в относительно автономном от государства, свободно развивающемся обществе адвокат может эффективно выполнять роль профессионального представителя физического или юридического лица и защитника в судебном процессе.

Положение адвокатуры в правоохранительной системе и способы ее взаимодействия с государственными органами служат показателем реализации принципа разделения властей, воплощения в деятельности государственного аппарата системы сдержек и противовесов.

Для состояния правосудия важен механизм взаимодействия адвокатуры и судебной власти. Независимость последней ни в коей мере не ущемляется деятельностью адвокатов, цель которых — не давление на суд при принятии им решения, а обеспечение объективности и законности судопроизводства. В то же время свобода осуществления адвокатами защиты и представительства в рамках закона не должна подавляться авторитетом судебной власти.

Адвокатура должна принимать участие и в законотворческом процессе, особенно при разработке федеральных законов но вопросам адвокатской деятельности, ее организации, разграничения полномочий между органами корпоративного самоуправления и органами исполнительной власти.

Автор настоящего учебника ставит своей целью не только показать основы построения взаимоотношений адвокатуры с ветвями государственной власти, по и определить принципы, по которым должно строиться это взаимодействие.

Эффективность деятельности адвокатуры во многом зависит от ее правового обеспечения. Законодательство в этой сфере отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Поэтому важными аспектами проблемы являются достижение согласованности двух уровней правового регулирования, обеспечение приоритета федерального законодательства над правовыми актами субъектов Федерации.

Важен вопрос о месте и роли института адвокатуры в системе иных институтов гражданского общества. Степень доверия людей к адвокатам, частота обращения к ним граждан и организаций за юридической помощью, отношение общества к адвокатуре — важные показатели правовой культуры и уровня зрелости гражданского общества.

Итак, в настоящем учебнике адвокатура рассматривается не только как институтов рамках которого, оказывается правовая помощь гражданам и юридическим лицам, но и как многогранное правовое и общественное явление, находящееся в состоянии постоянного взаимодействия и взаимовлияния со всеми иными политическими, экономическими, правовыми, социальными, культурными факторами.

До недавнего времени в России действовала адвокатура, сформировавшаяся на базе Положения об адвокатуре 1980 г. и предшествовавших ему правовых актов. Адвокатура советского периода вполне соответствовала сложившейся при социализме системе общественных отношений: отсутствие зрелого гражданского общества, декларативный характер провозглашенных прав и свобод человека, незащищенность личности от нарушений ее законных прав и особенно со стороны государства.

Однако за годы реформ политическая и экономическая система страны существенно изменилась, как изменились и функции адвокатуры. Конституция Российской Федерация 1993 г. провозгласила, что нрава и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и условия применения законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, поставив законодательную и правоприменительную деятельность под контроль правосудия. Права и свободы человека и гражданина наконец действительно могут быть реализованы на практике. Это не может не влиять на роль и место адвокатуры, а также на круг ее задач по осуществлению защиты нрав и законных интересов граждан.

Претерпела кардинальную перестройку система законодательства, регулирующего права и свободы граждан и организаций.

Принятый в 1996 г. Уголовный кодекс Российской Федерации внес значительные изменения в систему деяний, признаваемых преступными, ввел новые составы преступлений, в том числе в таких специфических областях, как банковская деятельность, компьютерные технологии, интеллектуальная деятельность, экология и др.

В силу отсутствия сложившейся практики, сложности и противоречивости правового регулирования вновь возникающих общественных отношений нередко трудно отличить преступное посягательство от деяний, не представляющих явной общественной опасности. Граждане и организации в новых экономических условиях особенно уязвимы с правовой точки зрения, что предопределяет необходимость квалифицированной защиты их прав, которую может обеспечить адвокат. Недаром в последнее время наблюдается рост числа адвокатов, специализирующихся в сфере частного предпринимательства, на защите прав в сложных интеллектуальных и высокотехнологичных областях человеческой деятельности.

Признание и равная защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, провозглашение свободы экономической деятельности, поддержка государством конкуренции, единство экономического пространства коренным образом изменили гражданское законодательство, что нашло закрепление в трех частях Гражданского кодекса Российской Федерации, Трудовом кодексе Российской Федерации, иных законодательных актах. Все это Значительно расширило сферу деятельности адвокатов по защите экономических прав граждан и юридических лиц.

Принятие в 2001—2002 гг. новых процессуальных кодексов — У ПК, ГПК, АПК РФ существенно изменило процессуальный статус адвоката во всех видах судопроизводства, расширило его процессуальные права.

В этих условиях Положение 1980 г. становилось препятствием дальнейшему развитию адвокатуры. Отсутствие достаточного правового регулирования привело к созданию так называемых параллельных коллегий адвокатов, снижавших профессиональный и нравственный уровень кадрового состава адвокатуры. Принятие Федерального закона от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» призвано было покончить с организационной анархией, упорядочить вопросы комплектования состава адвокатских сообществ, поднять престиж адвокатуры как важного института гражданского общества, осуществляющего публично-правовые функции.

Проект закона подвергся серьезной критике со стороны как адвокатов, считавших, что закон ограничивает их права, чрезмерно расширяя полномочия Министерства юстиции, так и прокурорских и следственных работников, упрекавших законодателя в чрезмерном расширении полномочий адвоката. К чести законодателя следует отметить, что большая часть замечаний была учтена и наиболее одиозные положения, касающиеся полномочий Министерства юстиции, из проекта исключены.

Ныне адвокаты играют все более важную роль в обеспечении права на юридическую помощь, выступая активными участниками новых видов судопроизводства — конституционного и административного — и упрочивая свои позиции в уголовном и гражданском процессе. Профессиональное судебное представительство направлено не только на удовлетворение интереса частного лица, но и на обеспечение принципа состязательности судебного процесса, достижение истины, охрану прав граждан, что не может не быть принципиально важным для государства и общества в целом.

В деятельности адвокатуры сочетаются частный интерес конкретного лица, защиту прав которого осуществляет адвокат, и публичный интерес общества, направленный на соблюдение законности, прав и свобод граждан. Гражданское общество в лице адвокатуры способно наиболее эффективно контролировать соблюдение государством прав каждого конкретного гражданина и юридических лиц.

Однако пока рано говорить о Российской Федерации как о правовом государстве и об адвокатуре как полностью сформировавшемся, эффективном институте гражданского общества. Федеральный закон об адвокатской деятельности и адвокатуре и обновленное процессуальное законодательство внесли много новшеств в отношении адвокатуры, но они должны быть реализованы на практике. Для этого потребуются теоретическая проработка положений законодательства, а также совершенствование системы подготовки кадров адвокатуры. Несмотря на значительное число предназначенных для адвокатов научных работ и практических пособий, появившихся в последнее время, многие вопросы статуса и деятельности адвокатуры представляются недостаточно исследованными.

В настоящем учебнике анализируются теоретические, правовые и организационные проблемы, определяющие роль адвокатуры в системе публичной власти, вопросы осуществления защиты и судебного представительства прав и законных интересов граждан России на базе обновляющегося законодательства, практика его применения.

Учебная дисциплина «Адвокатура» уже длительное время преподается во многих высших учебных заведениях, однако в рамках узкого спецкурса, комплексного анализа всей системы правоохранительных органов или в составе отраслевых дисциплин, например, уголовного процесса. В результате внимание, уделяемое такому важнейшему механизму защиты прав, как адвокатская деятельность, нельзя признать достаточным.

Сегодня назрела необходимость в рассмотрении вопросов статуса, организации и функционирования адвокатуры в комплексе, в выделении и. их в относительно обособленную научную и учебную дисциплину.

Ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей определяет соотнесение правового статуса адвокатуры, закрепленного российским законодательством, с положениями таких международных правовых актов, как Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., с иными международными документами.

В учебнике впервые предпринимается попытка сформулировать и обосновать концепцию современного положения адвокатуры как важнейшего института гражданского общества, выполняющего публично-правовые функции на базе обновляемого законодательства.

Практические рекомендации, содержащиеся в учебном курсе, как представляется, способны обеспечить повышение научно-методиче ского уровня подготовки молодых специалистов. Не менее важными являются и теоретические аспекты работы, связанные с определением роли адвокатуры в системе публичной власти, с выработкой научно обоснованного подхода к анализу нормативно-правовой базы, регламентирующей правовое положение адвокатуры и адвокатской деятельности.

В предлагаемом учебном курсе мы придерживаемся традиционного деления его на Общую и Особенную части, посвятив каждой из них отдельную книгу. Отступлением от этого правила является включение в первую книгу главы, посвященной общим вопросам обслуживания юридических лиц, что вызвано актуальностью и новизной деятельности адвокатов в сфере частного предпринимательства и рыночных отношений.

Во второй книге будет рассмотрена деятельность адвоката в качестве профессионального судебного представителя и защитника в гражданском, арбитражном, административном, уголовном и конституционном судопроизводствах. Особое внимание должно быть уделено относительно новым видам процессуальной деятельности адвокатов — участию в разрешении дел судом присяжных и мировыми судьями.

Все большую популярность приобретает такой способ защиты субъективных прав граждан, как обращение в Европейский Суд по правам человека. Адвокат должен научиться использовать все представляемые ему законом возможности для эффективного выполнения возложенной на него правозащитной функции. Учебная и научно-методическая литература призвана помочь ему в этом.


ГЛАВА 1.

НАУКА ОБ АДВОКАТУРЕ. АДВОКАТУРА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА.

Адвокатура Древнего Рима

Первыми юристами в Риме были патроны, совмещавшие две профессии — юрисконсультов и адвокатов. Они не только защищали своих доверителей в суде, но и давали им юридические советы, в частности, при заключении сделок. Однако, когда патронат распался и изучение права сделалось достоянием всех желающих, развитие юриспруденции пошло двумя путями. Одни юристы, не обладавшие даром красноречия, занимались исключительно дачей юридических консультаций, другие представляли интересы сторон в судебном процессе. Первые назывались юрисконсультами или правоведами. Их деятельность, помимо консультирования но юридическим вопросам и участия при заключении сделок для соблюдения требуемых формальностей, состояла в поддержке на суде адвокатов, которые не всегда были основательно знакомы с правом. Консультации давались или на дому или на форуме — специально отведенном для этих целей месте. Впоследствии правительство построило там здание для юридических консультаций. При необходимости консультанты отправлялись со своими доверителями в суд и предоставляли адвокату юридические сведения, необходимые для данного дела, часто ораторам не известные. Нередко за консультациями обращались и сами судьи, чтобы принять решение по делу и сослаться при этом на авторитет ученого юриста. Юрисконсультами были по обыкновению патриции, причем их деятельность вознаграждалась доверителями исключительно на добровольных началах. Все это повышало авторитет профессии, ее представители пользовались особым почетом.

С течением времени юрисконсульты все больше отделялись от адвокатов, а с изданием Закона XII таблиц из простых советников превратились в толкователей права: основной их деятельностью стала интерпретация законов. С развитием общества возникли новые жизненные явления, на которые распространялось действие старого нрава. Такой дисбаланс требовал толкования законов, вследствие чего юрисконсульты еще в республиканский период превратились по существу в творцов права. Император Август официально признал за юристами эту роль. Более того, понимая важное значение упорядочения законов, он постановил, что мнения юристов, которые получат от него право их высказывать, будут иметь для судов силу закона. В случае, если несколько юристов расходились во мнениях, суд мог по своему усмотрению основывать решение на любом из них.

В отличие от юрисконсультов адвокаты продолжали заниматься судебной защитой. Они по-прежнему, до конца существования Республики, назывались патронами. Подобно тому, как в Греции адвокатура была тесно связана с ораторским искусством, патроны заботились не столько о приобретении юридических знаний, сколько о совершенствовании красноречия. Поэтому многие из них были круглыми невеждами в юриспруденции и за юридическими сведениями обращались к юрисконсультам и законникам прагматикам). По древнему римскому праву представительство разрешалось только в исключительных случаях, и патроны являлись на суд вместе с тяжущимися доверителями.

Адвокатами в то время назывались родственники и друзья тяжущегося, которые являлись в суд вместе с ним и давали ему советы или просто своим присутствием его поддерживали. С течением времени термин «адвокат» стал распространяться на лиц, которые помогали тяжущемуся в процессе, собирали документы, покрывали издержки, определяли средства защиты и сообщали о них патронам. Иногда адвокатами именовались даже обыкновенные свидетели, но это название продолжало употребляться преимущественно, по отношению к родным и друзьям тяжущегося, поддерживавшим его в суде. Такой обычай, аналогичный древнерусскому обычаю прибегать к помощи пособников, просуществовал до периода Империи. Кроме того, в римском судебном процессе участвовали хвалители, которые в качестве свидетелей характеризовали заслуги и достоинства подсудимого; замедлители, задача которых заключалась в том, чтобы произносить речь во время отдыха главного оратора. Однако совершенно ясно, что все эти разновидности юридической профессии не могут быть в полной мере отнесены к профессии адвоката, и только патроны были адвоката ми в прямом смысле этого слова.

В республиканский период адвокатура стала свободной профессией. Законодательная регламентация ее почти не коснулась, только практика и обычай вырабатывали некоторые правила, регулировавшие различные стороны этой профессиональной деятельности. Несмотря на отсутствие четкого порядка приема в адвокатуру, по свидетельству Плиния младшего, с древности существовал обычай, по которому молодые люди, желавшие посвятить себя адвокатуре, являлись первый раз на форум в сопровождении какого-либо покровительствовавшего им важного лица, например бывшего консула.

В период Империи профессия юриста, и особенно адвоката, получает корпоративное оформление, состав адвокатуры определяется специальными императорскими списками.

 

Советской адвокатуры.

Ликвидация адвокатуры была провозглашена первым законодательным актом о суде — Декретом о суде № 1, принятым 22 ноября 1917 г.1 Однако адвокаты на местах отказались подчиниться этому Декрету, объявив, что он исходит «от организации, не признаваемой за власть страной, не имеющей силу закона»1. Адвокатура Москвы приняла решение продолжать деятельность на началах, закрепленных для сословий присяжных поверенных и их помощников Судебными уставами 1864 г. и узаконениями, опубликованными в установленном порядке.

Ликвидировав институт адвокатуры, советская власть вместе с тем попыталась обеспечить каждому гражданину право иметь защитника своих интересов в суде. По Декрету о суде № 1, впредь до преобразования всего порядка судопроизводства, к выполнению функции защиты в уголовных делах и представительства в гражданских допускались «все неопороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими нравами» (ст. 3). Но Декрет не определял форму организации судебной защиты. Поиски наиболее приемлемой формы для нового, советского суда продолжались в течение первых пяти лет существования советской власти. «На протяжении всех пяти лет нашего революционного строительства, — писал по этому поводу член коллегии НКЮ РСФСР Я.Н. Брандербургский, — мы пи разу не собирались уничтожать защиту в судебном процессе. Мы только несколько раз меняли форму организации защиты.., мы прошли несколько этапов, исторически совершенно необходимых».

Инструкция Народного комиссариата юстиции революционного трибунала от 19 декабря 1917 г, предусматривала организацию при революционных трибуналах коллегий правозаступников, имеющих право выступать в судебном процессе, как обвинителями, так и защитниками. Этим документом разрешалось выполнять функции защиты также лицам, приглашаемым самим обвиняемым из числа граждан, пользующихся политическими правами. За 15 месяцев, прошедших после Октябрьской революции, вплоть до марта 1919 г. число адвокатов в Москве сократилось с 3000 до 100 человек. Защитников перестали допускать к участию в предварительном следствии; их участие в судебном разбирательстве стало выборочным, а не обязательным.

Провозглашенное в Декрете о суде № 1 и закрепленное в Инструкции НКЮ право приглашать любое лицо для осуществления защиты было весьма демократичным. Однако оно иногда использовалось для того, чтобы с судебной трибуны дискредитировать новый строй. Поэтому возникла настоятельная необходимость в более четкой регламентации института защиты.

Внесенный на рассмотрение СНК руководством Народного комиссариата юстиции проект Декрета о суде № 2 был далеко не совершенным и дважды обсуждался в январе 1918 г. на заседаниях Совета Народных Комиссаров. В.И. Ленин внес в проект существенные поправки, коренным образом изменив редакцию статей о коллегиях правозаступников.

Допуская участие в судебных прениях одного защитника из присутствующих на заседании граждан, Декрет о суде № 2 от 7 марта 1918 г. возложил основную задачу защиты на коллегии правозаступников. В Декрете говорится: «При Советах Рабочих, Солдатских, Крестьянских и Казачьих Депутатов создается коллегия лиц, посвящающих себя правозаступничеству, как в форме общественного обвинения, так и общественной защиты» (ст. 24). «В эти коллегии вступают лица, избираемые Советами Рабочих, Солдатских, Крестьянских и Казачьих депутатов. Только эти лица имеют право выступать в судах за плату» (ст. 25)2. По Декрету, вступление в коллегию по-прежнему не ограничивалось никакими цензами. Однако Советы не только избирали членов коллегии, но и имели право их отвода, что позволяло не допускать к защите лиц, враждебно настроенных по отношению к советской власти.

Поискам формы организации судебной защиты и представительства уделялось большое внимание на областных и губернских съездах деятелей юстиции, проходивших в середине 1918 г. Одни их участники высказывались за то, что коллегии должны состоять при Советах, другие — что при съездах судей, при трибуналах, но все участники полагали, что они необходимы. Не предлагалось устанавливать и какие-либо цензы для вступления в коллегию. Так, съезд сибирских, уральских и туркменских комиссаров юстиции признал возможным формировать коллегии «из лиц, желающих оказать помощь правосудию». Группа таких лиц организовала в 1918 г. в Москве кооперативную юридическую консультацию, Где велась книга учета и иная правовая документация. Доходы консультации за вычетом расходов на ее содержание делились поровну между членами коллегии.

Вопрос об организации защиты рассматривался и в ноябре 1918 г. на заседании ВЦИК при обсуждении проекта Положения о народном суде. Народный комиссар юстиции РСФСР Д.И. Курский в своем докладе отметил: «Человек, который попадает на суд, нуждается в защите, и для всех ясно, что это особенно необходимо в крупном деле, когда предъявляется обвинение со стороны государственной власти и когда обвиняемый лишен возможности сказать что-нибудь потому, что не имеет защитника. Если существует официальный обвинитель, то Нужно быть и защитнику».

В принятом ВЦИК Положении о народном суде от 30 ноября 1918 г.2 говорилось: «Для содействия суду в деле наиболее полного освещения всех обстоятельств, касающихся обвиняемого или интересов сторон, участвующих в гражданском процессе», при исполнительных уездных комитетах Советов рабочих и крестьянских депутатов и при исполнительных губернских комитетах Советов рабочих и крестьянских депутатов учреждаются коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе. Их члены избирались исполкомами «на общих со всеми должностными лицами Советской республики основаниях» и как должностные лица получали содержание по смете НКЮ.

Созданные коллегии защитников, обвинителей и представителей сторож в гражданском процессе сыграли определенную положительную роль в усилении правовых гарантий граждан в условиях советского правосудия: несмотря на то, что подбор кандидатов в них проводился под наблюдением отделов юстиции губернских исполкомов, в коллегии проходили опытные правозаступники, представители буржуазной адвокатуры. Именно поэтому на III Всероссийском съезде деятелей советской юстиции, в июне 1920 г., коллегии подвергались резкой критике, а некоторые из выступавших высказывались даже за упразднение защиты. Съезд принял постановление о ликвидации коллегий, существовавших по Положению 1918 г., и о создании при отделах юстиции кадров обвинителей и организации судебной защиты в порядке трудовой повинности.

Это решение нашло отражение в принятом ВЦИК 21 октября 1920 г. новом Положении о народном суде.

К защите, организуемой в порядке выполнения общественной повинности, привлекались все граждане, которые по своей профессии, образованию, партийному или служебному опыту были подготовлены к исполнению обязанностей защитников в суде.

Не устанавливая строгих организационных форм защиты, Инструкция НКЮ РСФСР в то же время закрепила обязательность участия, в процессе защитника, «когда допущен обвинитель и когда о назначении защитника просит обвиняемый, содержащийся под стражей», а также «если обвиняемый по своему умственному развитию или незнакомству с местными условиями действительно нуждается в защите». В качестве защитников при недостатке лиц, выполнявших эту функцию в порядке общественной повинности, могли привлекаться консультанты отделов юстиции, допускались также близкие родственники обвиняемого.

Однако кроме защиты в суде население нуждалось и в иных видах юридической помощи. Оказывать ее по назначению судебных органов было невозможно, и потому эта задача была возложена на отделы юстиции при губернских исполкомах и консультантов уездных бюро юстиции.

Подобная форма организации юридической помощи оказалась нежизнеспособной. Стремление властей обеспечить каждому советскому гражданину право на ее получение требовало учреждения специальной организации, способной действенно и всесторонне осуществлять такие функции. Эта задачу стала особенно актуальной по окончании гражданской войны, при переходе страны к мирному хозяйственному строительству. Расширение сферы хозяйственных отношений, естественно, должно было вызвать изменения в организации судебной защиты и судебного представительства.

После гражданской войны, с началом процесса стабилизации советского государства возникла объективная необходимость вернуться к кодификации законодательства. Кодификационные работы начала 20-х годов поставили на повестку дня вопрос о восстановлении основных институтов юстиции, таких как адвокатура и прокуратура. Их реставрация происходила практически параллельно, и после воссоздания прокуратуры в составе Верховного Суда фактически была восстановлена адвокатура, деятельность которой подробно регламентировалась в Положении о коллегии защитников, утвержденном НКЮ 5 июля 1922 г.

Коллегии защитников организовывались при губернских отделах юстиции, а впоследствии — при губернских судах. Их автономность выражалась в том, что только первый состав коллегии утверждался президиумом исполнительного губернского комитета по представлению отдела юстиции. В дальнейшем же прием в члены производился самой коллегией, которая была обязана лишь довести до сведения губернского исполкома данные о вновь принятых. Исполкому предоставлялось право отвода новых членов коллегии.

Органом управления коллегии являлся президиум, избиравшийся общим собранием ее членов. Президиум осуществлял прием в коллегию и имел право налагать дисциплинарные взыскания на защитников, наблюдал за исполнением ими обязанностей, назначал бесплатную защиту, распоряжался денежными фондами коллегии, организовывал юридические консультации населения. Коллегия защитников была общественной организацией. В ее состав не могли входить служащие государственных учреждений и работники предприятий, за исключением тех, кто занимал выборные должности, а также профессоров и преподавателей высших учебных заведений.

В годы революции было много юристов-практиков, не имеющих соответствующего университетского диплома, но являвшихся активными деятелями советского правосудия. В ходе доклада по проекту Положения об адвокатуре на сессии ВЦИК докладчик сообщил, что предложение о приеме в коллегию только лиц, имеющих университетский диплом, не встретило поддержки: «Диплом не мешает, — сказал он, — но практический стаж в два-три года стоит не меньше». Поэтому Положение не устанавливало образовательного ценза для вступления в члены коллегии.

Несмотря на принятие Положения об адвокатуре некоторые работники советского аппарата по-прежнему предвзято относились к институту правозащитников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.35 (0.074 с.)