Социальные аспекты развития Кировской области 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные аспекты развития Кировской области



Урванцева Т. В.,

доцент кафедры всеобщей истории ВятГГУ

Характерной особенностью социально-экономического развития современной России является межрегиональная дифференциация. Так, различие в уровне дохода на душу населения между регионами с высоким и низким уровнем развития достигает более 30 раз[i]. Кировская область, по оценке федеральных органов исполнительной власти, в 2003 году была отнесена к группе из 23 регионов с низким уровнем развития [ii].

Современное социальное развитие региона характеризуется рядом серьёзных трудностей и проблем.

  1. Неблагоприятная демографическая ситуация.

По состоянию на 1.10.2008. население области составляло 1,405 млн. человек[iii]. Городское население – 72%, сельское – 28%. Последние 20 лет демографическая ситуация характеризуется сокращением численности населения. С 1970 года по 2007 год население сократилось на 294,7 тыс. человек. Уровень рождаемости с 1987 года остаётся стабильно ниже суммарного коэффициента по РФ, который снизился с 1985 года на 33,3%[iv] и не обеспечивает даже замещения родителей детьми. В 2007 году по уровню рождаемости область занимала 57 место в РФ [v].

Одновременно растёт коэффициент смертности. По сравнению с 1980 годом он вырос на 42%. По числу самоубийств Кировская область вышла на четвёртое место в ПФО[vi]. Одновременно растёт миграционная убыль, которая в 2008 году составила 3881 человек, т. е. стала самой высокой в ПФО[vii].

Неблагоприятная демографическая ситуация сопровождается снижением уровня здоровья населения (особенно в трудоспособном возрасте). Среди причин смертности граждан трудоспособного возраста преобладают болезни социального характера. Так, по росту пьянства и алкоголизма область в настоящее время входит в российскую тройку лидеров[viii]. Наибольший рост пьянства и алкоголизма отмечается среди женщин. В возрастной группе 20-39 лет этот показатель по сравнению с 1989 годом вырос в 13,3 раза [ix].

Влияние на демографические процессы оказывает и экологическая ситуация. Для 40% населения области она связана с вынужденной необходимостью использовать воду низкого качества. На территории области сохраняются экологически опасные объекты: 8 могильников радиоактивных отходов в Кирово-Чепецком районе, Кильмезское захоронение ядохимикатов, а также захоронение фенол-формальдегидных смол в п. Совье Слободского района. Существенно возросла опасность вторичного загрязнения земель через объекты захоронения твёрдых отходов.

Проблема трудовых ресурсов.

На начало 2007 года в области насчитывалось 904 тыс. человек трудоспособного населения (64% от общего числа жителей области). В экономике занято 706 тыс. человек, из них в производственной сфере немногим более 300 тыс. человек[x]. 46 тыс. жителей Кировской области работают в других регионах[xi].

Как и по всей России, в области остро стоит вопрос с кадрами рабочих профессий. По оценке государственной службы занятости, по состоянию на 1.04.2008 г. из 13 402 вакансий – рабочие составили 10 666 (79,6%). В то же время из 5547 человек, выпущенных в 2007 году из образовательных учреждений области по рабочим профессиям, лишь 1141 трудоустроились на предприятиях области, остальные продолжили образование, призваны в армию или выехали за пределы области. Средний возраст рабочих составляет 47-50 лет. Это означает, что в ближайшие 5-10 лет проблема с рабочими кадрами будет обостряться. По оценке руководителей предприятий, только в машиностроении дополнительно потребуется не менее 5 тыс. человек[xii].

Проблема трудовых ресурсов в области обострилась в связи с мировым финансово-экономическим кризисом. По данным службы занятости населения, в начале 2009 года 160 предприятий области с численностью работающих 53 тыс. человек заявили о возможном сокращении 10% персонала[xiii]. По пессимистическому сценарию развития событий общая численность безработных в области может достигнуть 75 тыс. человек[xiv].

Чтобы не растерять ценные кадры, многие предприятия были вынуждены сокращать рабочую неделю и рабочий день. Ожидаются сокращения работников не только в промышленности, но и в сельском хозяйстве и бюджетной сфере. Потребность в кадрах пока сохраняется в системе ЖКХ и торговле.

  1. Низкий уровень оплаты труда и качества жизни населения.

Если средняя зарплата в РФ в IV квартале 2008 года составляла 17 226 рублей, то в Кировской области она не превышала 10 910 рублей[xv]. По уровню зарплаты область занимает лишь 65-е место из 83 субъектов РФ[xvi]. Соответственно число граждан, проживающих за чертой бедности, в 1,5 раза превышает российский уровень. Если в РФ численность бедных в 2008 году по официальным данным составила 14,7%, то в Кировской области – 22,2%[xvii]. Таким образом, около 300 тыс. жителей области живут на грани бедности. На селе соотношение зарплаты к прожиточному минимуму составляет 1,13[xviii]. Это свидетельствует о том, что подавляющее число сельских жителей живёт только на уровне черты бедности.

Низкий уровень жизни населения области сопровождается низкой покупательной способностью. По итогам января 2009 года цены на продовольствие в РФ по сравнению с январём прошлого года увеличились на 16,9%[xix]. Особенно резко взлетели цены на лекарства. В области цены на лекарства в марте 2009 года по сравнению с прошлым годом выросли на 43%[xx]. В то же время реальные доходы населения области за этот же период уменьшились на 5,5%. В условиях экономического кризиса падение потребления составило примерно 15%[xxi].

На этом неблагоприятном фоне увеличивается и социальное расслоение. Только в 2006 году число миллионеров в области выросло в 10 раз, и их численность составила 776 человек[xxii], а по итогам 2008 года число миллионеров выросло до 4 тыс. и даже появился 1 миллиардер.

4. Низкое качество жизни жителей области связано со слабым развитием социальной инфраструктуры. Это наиболее ярко проявляется в обеспечении населения области комфортным и благоустроенным жильём. Износ фондов ЖКХ области на 1.01.2008 года составил 66%, ветхое жильё – 6,1%, что выше в 1,5 раза, чем в среднем по России. По количеству зданий жилищный фонд области на 87% состоит из деревянных домов. Уровень благоустройства жилья не превышает 61%[xxiii].

Крайне низок в области уровень газификации жилья. Несмотря на значительные усилия руководства области, в 2008 году уровень газификации не превышал 29,3% (в том числе городов и посёлков городского типа – 39,5%, сельских поселений – 6,8%)[xxiv]. Не случайно по этому показателю в 2008 году Кировская область оказалась на последнем месте в ПФО.

Острой проблемой социальной инфраструктуры области остаётся и транспорт. В настоящее время в области 15 тыс. км дорог. Но по числу автомобильных дорог с твёрдым покрытием (на 1 тыс. км) область занимает 51 место в РФ[xxv]. Только 4 района из 39 имеют дороги с твёрдым покрытием и надёжную транспортную связь со всеми соседними районами.

Составной частью социальной инфраструктуры являются больницы, школы, детские сады, спортивные сооружения, библиотеки, музеи, дома культуры и т.д. Большинство из них было построено ещё в советское время, а ныне пришло в ветхое состояние. По оценке департамента социального развития области, 30% учреждений социальной сферы нуждается в капитальном ремонте [xxvi]. Из общего числа всех интернатов и приютов, имеющихся в области для престарелых, инвалидов и детей, 53% имеют низкую пожарную устойчивость, а у 16% вообще отсутствует пожарная сигнализация[xxvii].

Таким образом, за последнее 20-летие в социальной сфере области накопилось множество проблем, которые требуют их «прорывного» решения. Эту задачу призвана осуществить Стратегия социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года.

Основным результатом её реализации в социальной сфере должно стать повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение максимальной комфортности его проживания на основе бюджетной эффективности базовых секторов экономики и внедрения инновационных технологий.

Основные индикаторы развития социальной сферы области [xxviii]

 

Показатели 2007 год 2009 год 2011 год 2015 год 2020 год
Расходы консолидированного бюджета на финансирование социальной сферы, млрд. руб.   17,2   59,9%       57,1%   24,8   57,3%     59%     60%
На образование, млрд. руб. 7,3 8,8 11,9    
На здравоохранение, млрд. руб. 4,7 4,8 5,7    
На социальное обеспечение, млрд. руб.   4,2   6,2   7,3    
На культуру и искусство, млрд.руб.   0,9   1,2   1,4    
Инвестиции в основной капитал в общем объёме инвестиций, млрд. руб.   3,0   9,5%   2,6   5,7%   3,5   5%    
Рождаемость населения на 1 тыс. 10,6 11,8 12,2    
Смертность населения на 1 тыс. 16,8 16,7 16,4    

 

 

Таким образом, вложения в человеческий капитал увеличатся не менее чем в 6 раз. Чтобы эти планы не стали очередным «воздушным замком», необходимо подкрепить их не только созидательной работой жителей области, но и эффективной системой управления. Для этого, на наш взгляд, необходимо:

1. Существенно перестроить работу всего управленческого аппарата

области. Одного численного сокращения штата чиновников на 15%[xxix] явно недостаточно, нужна его кадровая чистка. Следует оставить только самых эффективных и «продуктивных» управленцев. В настоящее время в управлении социальными процессами нужны творческие работники, умеющие не только выполнять указания вышестоящего начальника, но и самостоятельно анализировать ситуацию, обладающие системным подходом, владеющие инновационными социальными технологиями, умеющие работать на перспективу.

2. Залогом устойчивого развития региона является вложение денег в человеческий капитал. Пока же местные власти сосредотачивают своё внимание лишь на финансовой стабилизации, а вопросы социальной устойчивости и социальной безопасности отходят на второй план. Интересы человека в итоге оказываются на периферии, что ведёт к росту социальной нестабильности и оттоку трудовых ресурсов из области.

3. Коммерционализация социальной сферы порой приносит больше вреда, чем пользы. Так, коммерционализация детского спорта и досуга привели к росту подростковой преступности, наркомании, алкоголизма, а коммерционализация общежитий сопровождается мощной волной протестов. Прежде чем осуществлять коммерционализацию той или иной отрасли социальной сферы, необходимо прогнозировать не только финансовые выгоды, но и её социальные последствия.

4. Опыт благополучных в социальном отношении скандинавских стран показывает, что соотношение доходов богатых и бедных не должно превышать пропорцию 1:7. В России же она зашкаливает за 1:27[xxx]. Нынешний ПМ стал не эффективным показателем, а методика его подсчёта устарела. В этой связи целесообразно перейти к нормативу МВПБ (минимального воспроизводственного потребительского бюджета), который на конец 2008 года составлял 10 тыс. рублей + 50% на каждого ребёнка. Нищенские детские пособия в размере 118 руб. уже не выдерживают никакой критики. Целесообразно установить ограничения на экономически необоснованный рост максимальной зарплаты банкиров, финансистов, управленцев. В условиях кризиса следовало бы заморозить цены на продовольственные товары, лекарства и тарифы по ЖКХ на докризисном уровне.

5. Для социальной сферы Кировской области (как в целом для России) характерно обилие социальных программ. В 2009 году в области их будет

29[xxxi]. В программах нередко отсутствуют критерии эффективности, растёт число просроченных целевых программ. В 2007 году с нарушениями срока было принято 13 программ [xxxii]. Это приводит к распылению финансовых средств и недофинансированию наиболее важных социальных программ. Целесообразно сократить число программ, обеспечив их 100% финансирование, не допуская нецелевого использования финансов.

6. В современных условиях крайне слаба ответственность бизнеса за состояние социальной сферы. Социальная хартия российского бизнеса, принятая в 2004 году, накладывает на бизнес лишь моральную ответственность, поэтому бизнес в лучшем случае «откупается от социалки» благотворительностью. Необходимо установить законодательную ответственность бизнеса за состояние социальной сферы.

7. Не научились эффективно работать в новых условиях и профсоюзы. Они крайне робко ставят перед администрациями предприятий социальные вопросы. Боясь потерять свои «теплые места», профбоссы предпочитают сдавать в аренду объекты профсоюзной собственности, нежели вести упорную борьбу за социальные права своих членов профсоюза.

8. Многие социальные права, провозглашённые Конституцией РФ, носят формальный характер или просто игнорируются (задержки зарплаты, невыплата пособий и компенсаций при увольнении и др.) Социальным стандартам необходимо придать ранг государственных гарантий, а прокурорский надзор должен носить упреждающий характер. В этой связи можно сослаться на авторитетное мнение председателя Конституционного суда РФ В. Зорькина: «По смыслу нашей Конституции социальная политика… это не произвольная по своей природе благотворительная деятельность, движимая нравственным чувством сострадания к социально не защищённым слоям. Это конституционно-правовая обязанность государства гарантировать и защищать социальные права в качестве основных и неотчуждаемых прав»[xxxiii].

 


Таблица – Показатели ИРЧП Кировской области в сравнении с РФ

Показатели Российская Федерация Кировская область
               
ВВП долл. ППС                
Индекс дохода 1,000 0,767 0,797 0,816 0,780 0,664 0,674 0,676
ОПЖ 65,9 65,3 65,3 66,6 66,6 63,9 64,2 65,8
Индекс долголетия 0,680 0,671 0,672 0,693 0,690 0,649 0,653 0,680
Грамотность 98,7 99,0 99,4 99,4 99,8 98,4 98,4 98,4
Доля учащихся (7-24 лет) 71,9 73,7 73,4 73,4 65,6 72,9 72,7 73,1
Индекс образования 0,900 0,906 0,907 0,907 0,890 0,899 0,898 0,900
ИРЧП 0,860 0,781 0,792 0,805 0,790 0,737 0,742 0,752
Место                

 

Итак, показатель ИРЧП Кировской области за 2006 год составил 0,752, что соответствует 64 месту среди российских регионов. На протяжении 2004 – 2006 годов отмечается положительная динамика в развитии ИРЧП области, которую обусловили в основном два фактора.

Первый – рост дохода, измеряемого душевым ВРП по паритету покупательной способности (ППС), который по сравнению с 2004 годом увеличился на 7,3%.

Второй фактор – рост ожидаемой продолжительности жизни на 4,8%. Это следствие возросших инвестиций в сферу здравоохранения, улучшения обеспеченности лекарствами и повышения доступности медицинских услуг.

Но за 3 года (2004-2006 гг.) Кировская область по показателю ИРЧП опустилась на 6 позиций – с 58 места на 64, так как компоненты ИРЧП, и прежде всего душевой ВРП, имеют низкие значения и незначительную положительную динамику по сравнению с остальными субъектами Российской Федерации.

Значение индекса развития человеческого потенциала за 2006 год (0,752) заметно сократилось по сравнению с 1999 годом (0,790). Это можно объяснить, снижением индекса дохода на 0,104 и ожидаемой продолжительности жизни – на 0,8 лет, а также возможными изменениями в методике расчёта.

В регионах с худшими показателями (индекс ниже 0.750) живет 6% населения России, это наиболее проблемная зона. Хотя индекс ИРЧП Кировской области чуть превышает это значение (0,752), следует отметить, что наш регион не может развиваться без федеральной помощи. В целом можно отметить, что только сочетание двух тенденций – экономического роста и позитивных социальных изменений в условиях и образе жизни населения – обеспечивает устойчивый и динамичный рост ИРЧП и, соответственно, качества жизни.

Список используемых источников

1. Кировская область в цифрах: краткий стат. сб. – Киров:Террит. орган Федер. Службы гос. Статистики по Киров. Обл., 2008. – 80 с.: ил. - ISBN 978-5-98214-027-2

2. Оценка уровня и качества жизни населения [Текст]/ Р. Кудрявцева// «Экономист». – 2001. - №11. – С.61-70.

3. http://atlas.socpol.ru/



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.46 (0.027 с.)