Метрологические основы отбора в спорте. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метрологические основы отбора в спорте.



Основные направления отбора: 1) отбор детей для занятий определённым видом спорта; 2) отбор спортсменов для комплектования команды; 3) отбор спортсменов в сборные команды. Прогнозирование – один из наиболее важных элементов отбора. Прогнозирование — один из наиболее важных элементов отбора и подготовки спортсменов. Чаще всего прогнозируют: 1) развитие методики тренировки в том или ином виде спорта; 2) высшие мировые достижения в них (такой прогноз проводится на один-два олимпийских цикла); 3) спортивную одаренность. Высшие мировые достижения прогнозируются обычно в видах спорта с объективно измеряемыми результатами. Для этого используют уравнение регрессии типа: y(t)=x(t)+z(t), (28) где y(t)—прогнозируемый результат; x(t)—неслучайная составляющая (временной тренд результатов), z(t)—случайная составляющая. Комплектование команды в каждом виде спорта должно проводиться с учетом его специфики, и прежде всего факторов, определяющих в нем результат. Так, например, в гребном спорте при комплектовании экипажей следует отдавать предпочтение спортсменам, способным выполнить тест, моделирующий греблю. В спортивных же играх критерий равенства показателей, характеризующих подготовленность спортсменов, имеет гораздо меньшее значение при комплектовании команды. Так, после тестирования кандидатов необходимо отбирать из них лучших по критериям технико-тактического мастерства. При этом стиль игры у некоторых спортсменов может различаться. Существует несколько методов отбора спортсменов в сборные команды. Первый — это проведение серии контрольных соревнований перед основным, к которому и комплектуется сборная команда. Время, в течение которого они проводятся, не должно превышать трех месяцев: этот срок для большинства спортсменов является пределом, в течение которого они могут показывать высокие результаты (или, как еще говорят в теории спорта, удерживать спортивную форму). Любая другая форма контроля рассматривается при этом как дополнительная (проведение различного рода обследований). В основе другого способа отбора лежит анализ динамики результатов обследований, проводимых через определенные интервалы времени. Информативность тестов при использовании этого метода определяется в ходе сопоставления данных спортсменов, попавших и не попавших в сборную команду.

Метод экспертных оценок.

Этот метод позволяет с помощью специально выбранной шкалы произвести требуемые измерения субъективными оценками специалистов-экспертов. Такие оценки – случайные величины, они могут быть обработаны некоторыми методами многомерного статистического анализа. Как правило, экспертное оценивание или экспертиза проводится в виде опроса или анкетирования группы экспертов. Методика групповой экспертизы включает в себя: 1) формулировку задач; 2) отбор и комплектование группы экспертов; 3) составление плана экспертизы; 4) проведение опроса экспертов; 5) анализ и обработку полученной информации. Подготовка экспертизы сводится в основном к составлению плана ее проведения. Наиболее важными его разделами являются подбор экспертов, организация их работы, формулировка вопросов, обработка результатов. Существует несколько способов проведения экспертизы. Наиболее простой из них — ранжирование, которое состоит в определении относительной значимости объектов экспертизы на основе их упорядочения. Обычно наиболее предпочтительному объекту приписывается наивысший (первый) ранг, наимение предпочтительному — последний ранг. Большее распространение получил метод непосредствен оценки объектов по шкале, когда эксперт помещает каждый объект в определенный оценочный интервал. Третий метод экспертизы: последовательное сравнение факторов. Сравнение объектов экспертизы с помощью этого метода проводится так: 1) вначале они ранжируются в порядке значимости; 2) наиболее важному объекту приписывается оценка, равная единице, а остальным (тоже в порядке значимости) — оценки меньше единицы — до нуля; 3) эксперты решают, будет ли оценка первого объекта пре восходить по значимости все остальные. Если да, то оценка «веса» этого объекта увеличивается еще больше; если нет, то тогда принимается решение уменьшить его оценку; 4) эта процедура повторяется до тех пор, пока не будут оценены все объекты. И наконец, четвертый метод — метод парного сравнения — основан на попарном сравнении всех факторов. При этом устанавливается в каждой сравниваемой паре объектов наиболее весомый (он оценивается баллом 1).

19. Контроль за гибкостью.

Способность выполнять движения с большой амплитудой называется гибкостью. Для измерения этого двигательного качества необходимо измерить амплитуду движений. Способы: механический, механоэлектрический, оптический, рентгенографический. В первом случае гибкость измеряют с помощью механического гониометра — угломера, к одной из ножек которого прикреплен транспортир. Ножки гониометра крепятся на продольных осях сегментов, образующих сустав. При выполнении движения (сгибания, разгибания, вращения и т. п.) изменяется угол между осями сегментов, и это изменение регистрируется гониометром. Если транспортир заменить потенциометрическим датчиком, получится электрогониометр. Измерения с его помощью дают возможность получить гониограмму. Этот метод контроля более точен; кроме того, он позволяет проследить за изменением суставных углов в различных фазах движения. Оптические методы измерения гибкости основаны на применении фото-, кино-, видерегистрации. На суставных точках тела спортсмена укрепляются датчики-маркеры; изменение их взаиморасположения фиксируется регистрирующей аппаратурой. Наиболее точным из оптических методов является стереоциклография, позволяющая регистрировать амплитуду движений в трехмерном пространстве. Рентгенографический метод позволяет определить теоретически допустимую амплитуду движения, рассчитав ее на основании рентгенологического анализа строения сустава. Различают два типа показателей гибкости: 1)при измерении активной гибкости тест выполняется только за счет активности мышц. 2) пассивная же гибкость определяется по той наибольшей амплитуде, которая может быть достигнута за счет внешней силы.

 

20. Текущий контроль.

Основная задача текущего контроля – сбор и анализ информации, необходимой для текущего планирования, определение величин повседневных колебаний в состоянии спортсмена, причина которых – разная степень восстановления после предшествующей тренировочной нагрузки, эмоциональное возбуждение и т.п. Текущий контроль проводится либо утром после сна, либо перед началом тренировочного занятия и по его результатам корректировать план занятия. Для этого вида контроля используются простейшие тесты. Информативность их определяется на основе сопоставления ежедневной динамики результатов в тестах со следующими критериями: 1) достижениями в комплексе тестов; 2) показателями выполняемой тренировочной нагрузки. Надежность тестов текущего контроля оказывается высокой, если дисперсия повторных измерений, проведенных в один из дней, будет намного меньше, чем дисперсия результатов ежедневных измерений.

 

21. Информативность тестов.

Информативным называется тест, по результатам которого можно судить о свойстве, измеряемом в ходе контроля. Если говорить об оценке подготовленности спортсмена, то наиболее информативным показателем является результат в соревновательном упражнении. Методы определения информативности: логический и эмпирический. Логический – цепочка рассуждений, в котором сопоставляют биомеханических, физиологических, психологических и др. характеристики и логически обосновывается информативность применения теста. Эмпирический – путь проведения прямого эксперимента доказывающего взаимосвязь между результатами соревновательного упр. или результатом теста. Сравнивают с тестом, информативность которого уже доказана. Сравнивают с суммой очков в батарее тестов. Для комплексного оценивания теста на основе множественного коэффициента корреляции, проводят факторный анализ – которые позволяют сделать оценки общих факторов создаваемых внешне, от которых зависят результаты однородных тестов. Использование информативного теста позволяет резко сократить количество тестов.

 

22. Контроль за уровнем развития выносливости.

Выносливость – это способность длительно выполнять упр. без снижения их эффективности. При измерении выносливости необходимо учитывать: 1) в разных проявлениях выносливости лежат разные механизмы энергообеспечения; 2) мощность и эффективность работы этих механизмов зависит от технико-тактического мастерства спортсменов; 3) проявление выносливости и волевых качеств взаимосвязано. Выносливость измеряется с помощью групп тестов: неспецифических (оценивают потенциальные возможности) и специфические (указывают на степень реализации потенциальных возможностей). Критерии измерения выносливости: время, объём и интенсивность выполнения заданий.

Стабильность тестов.

Стабильность тестовэто такая разновидность надёжности, которая проявляется в степени совпадения результатов тестирования, когда первое и последующие измерения разделены определённым временным интервалом. При этом повторное тестирование обычно называют ретестом. Стабильность свидетельствует о сохранении приобретённых качеств и навыков. Стабильность теста, прежде всего, зависит от содержания тренировочного процесса: при исключении силовых упр. На стабильность теста также влияет сложность теста и длительность временного интервала между тестом и ретестом.

 

24. Контроль за соревновательной деятельностью.

Соревновательная деятельность представляет собой организованное по определённым правилам соперничество с целью выявления и объективного сравнения спортивного мастерства. Основные направления обследования соревновательной деятельности: 1) определение общего числа и результативности технико-тактических действий; 2) определение эффективности и устойчивости спортивной техники; 3) контроль за спортивной тактикой; 4) измерение физиологических и биохимических реакций организма в условиях соревнований и непосредственно после их завершения; 5) контроль за психическим состоянием. Способы регистрации соревновательной деятельности: запись на видео, проговаривание на диктофон, стенографирование, запись действий спортсмена до старта, во время выполнения действий и по окончании выполнения действий.

 

 

25. Предмет спортивной метрологии.

СМ – это наука об измерениях в ФВиС. Это приложение общей метрологии, основной задачей которой является обеспечение точности и единства измерений. Общая метрология – это физическая величина. СМ включает педагогические, психологические, социальные, биологические показатели. Предметом СМ является комплексный контроль в ФВиС и использование иго результатов в планировании подготовки спортсменов. Комплексный контроль включает в себя не только физические показатели, но и педагогические, психологические, социологические и другие показатели. Виды контроля: этапный, текущий и оперативный.

 

 

26. Разновидность норм.

Нормой в СМ называется граничная величина результата теста, на основе которой производится классификация спортсменов. Есть официальные и неофициальные нормы. Виды норм: 1)сопоставительные нормы (устанавливаются после достижений людей, принадлежащих к одной и той же совокупности); 2)индивидуальные нормы (основаны на сравнении показателей одного и того же спортсмена в разных состояниях, Имеют значение для индивидуализации тренировки); 3) должные нормы (устанавливаются на основании требований, которые предъявляют человеку условия жизни, профессия и т.д.). Существуют возрастные нормы, а так же возрастные нормы с учётом биологического возраста и особенностей телосложения.

 

27. Понятия теории оценок.

Исключительно редко для оценки подготовленности спортсмена используют 1 тест. Как правило, комплексный контроль использует нескольких тестов. Один тест с помощью специальных методов не оценивается. Когда тестов много и в различных единицах, то сравнение их не возможно. Решить эту проблему можно представив результаты в виде оценок. Оцениванием называется унифицированная мера успеха, в каком либо задании, в тесте. Процесс состоит из стадий: 1) подбирается шкала с помощью, которой возможен перевод результата теста в оценки; 2) в соответствии с выбранной шкалой результаты теста переводятся в очки, баллы; 3) полученные очки сравниваются с нормами, и выводится итоговая оценка, которая характеризует уровень подготовленности спортсмена относительного других спортсменов. Основные задачи: 1) на основании результатов тестов сопоставить различные достижения в соревновательных упр., т.е. научно обоснованные разрядные нормы в разных видах спорта; 2) это позволяет достичь равенства в них разрядных норм; 3) классификация тестов по результатам конкретного спортсмена; 4) следует установить структуру тренированности каждого из спортсменов, подвергшихся тестированию. Простейший способ тестирования – ранжирование. Для перевода результатов оценки применяют специальные шкалы. Пропорциональная шкала, прогрессивная и регрессивная шкала, сигмовидная – теоретические виды шкал. Практические – стандартная, перцинтильлная, шкала ГЦОЛИВКа. Также проводится оценка комплекса тестов. 3-и способа: с помощью экспертной оценки по коэффициенту; на основании факторного анализа; коэффициентом корреляции между тестом и достижением в соревновании.

 

28. Содержание и организация этапного контроля.

Цель этапного контроля – получить информацию, на основании которой можно составить планы подготовки на период, этап или какой-то другой относительно длительный срок. Программа этапного контроля: 1-й блок- составляют общие для многих видов спорта не специфические тесты; Критериями физической работоспособности в таких тестах являются: 1) время, в течение которого спортсмен мог выполнять задание; 2) объем работы (он определяется как произведение средней мощности на время теста); 3) максимальное потребление кислорода. 2-й блок – это специфические тесты, структура которых должна соответствовать структуре соревновательного упражнения. Мера их информативности определяется по величине коэффициентов корреляции между результатами в соревнованиях и достижениями в тестах. По возможности применяются тренажеры. При организации этапного контроля следует на всех этапах подготовки использовать одни и те же тесты, для получения динамики показателей и проанализировать её.

 

 

29. Вероятность случайного события.

Под экспериментом (испытанием, опытом) мы будем понимать некоторую воспроизводимую совокупность условий, в которых наблюдается то или другое явление, фиксируется тот или другой результат. Заметим, что "опыт" не обязательно должен быть поставлен человеком; он может протекать независимо от него; при этом человек выступает в роли наблюдателя или фиксатора происходящего от него зависит только решение, что именно наблюдать и какие явления фиксировать. Если результат эксперимента варьируется при его повторении, говорят об опыте со случайным исходом. Именно такие опыты мы будем здесь рассматривать и добавление "со случайным исходом" для краткости опускать. Тот факт, что при повторении опыта его основные условия сохраняются, и, значит, мы вправе ожидать устойчивости частот, тоже не будет каждый раз оговаривать. Случайным событием (или, короче, просто событием) называется всякий факт, который в опыте со случайным исходом может произойти или не произойти. События мы будем обозначать большими буквами латинского алфавита. Для примера рассмотрим несколько событий: 1. Бросание монеты; событие A - появление герба; 2. Бросание трех монет; событие B - появление трех гербов; 3. Передача группы из n сигналов; событие C - искажение хотя бы одного из них; 4. Выстрел по мишени; событие D – попадание; 5. Вынимание наугад одной карты из колоды; событие Е - появление туза; 6. Тот же опыт, что в примере 5; событие F - появление карты червонной масти. Характеризуя вероятности событий числами, нужно установить какую-то единицу измерения. В качестве такой единицы естественно взять вероятность достоверного события, т.е. такого события, которое в результате опыта неизбежно должно произойти. Пример достоверного события - выпадение не более шести очков при бросании игральной кости. Другой пример достоверного события: "камень, брошенный вверх рукой, вернется на Землю, а не станет её искусственным спутником". Если приписать достоверному событию вероятность, равную единице, а невозможному - равную нулю, то все другие события - возможные, но не достоверные будут характеризоваться вероятностями, лежащими между нулем и единицей, составляющими какую то долю единицы. Таким образом, установлены единица измерения вероятности - вероятность достоверного события и диапазон вероятностей - числа от нуля до единицы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.018 с.)