Пригодность норм (релевалентность, репрезентетивность, современность). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пригодность норм (релевалентность, репрезентетивность, современность).



Типы шкал измерений

Существует 4 типа шкал: 1) шкала наименований - Здесь речь идет о группировке объектов, идентичных по определенному признаку, и о присвоении им обозначений. Не случайно, что другое название этой шкалы—номинальное. Обозначениями, присваиваемыми объектам, являются числа. Например, легкоатлеты-прыгуны в длину в этой шкале могут обозначаться номером 1, прыгуны в высоту — 2, прыгуны тройным — 3, прыгуны с шестом — 4. При номинальных измерениях вводимая символика означает, что объект 1 только отличается от объектов 2, 3 или 4. Однако насколько отличается и в чем именно, по этой шкале измерить нельзя; 2) шкала порядка - Если какие-то объекты обладают определенным качеством, то порядковые измерения позволяют ответить на вопрос о различиях в этом качестве. Но чаще всего шкала порядка используется там, где невозможны качественные измерения в принятой системе единиц. При использовании этой шкалы можно складывать и вычитать ранги или производить над ними какие-либо другие математические действия; 3) шкала интервалов - Измерения в этой шкале не только упорядочены по рангу, но и разделены определенными интервалами. В интервальной шкале установлены единицы измерения (градус, секунда, и т. д.). Измеряемому объекту здесь присваивается число, равное количеству единиц измерения, которое он содержит. Обработка результатов измерений в интервальной шкале позволяет определить «на сколько больше» один объект по сравнению с другим; 4) шкала отношений - В шкале отношений нулевая точка не произвольна, и, следовательно, в некоторый момент времени измеряемое качество может быть равно нулю. В связи с этим при оценке результатов измерений в этой шкале возможно определить «во сколько раз» один объект больше другого.

 

 

Пригодность норм (релевалентность, репрезентетивность, современность).

Нормы составляются для определенной группы людей и пригодны только для этой группы. Пригодность норм только для той совокупности, для которой они разработаны, называется релевантностью норм. Другая, характеристика норм — репрезентативность. Она отражает их пригодность для оценки всех людей из генеральной совокупности (например, для оценки физического состояния всех первоклассников города Москвы). Репрезентативными могут быть только нормы, полученные на типичном материале. Третья характеристика норм — их современность. Известно, что результаты в соревновательных упражнениях и тестах постоянно растут и пользоваться нормами, разработанными давно, не рекомендуется. Некоторые нормы, установленные много лет назад, воспринимаются сейчас как наивные, хотя в свое время они отражали действительную ситуацию, характеризующую средний уровень физического состояния человека.

5. Тесты (определение, требования к тестам).

Измерение или испытание, проводимое для определения состояния или способностей спортсмена, называется тестом. Требования: 1) должна быть определена цель применения любого теста; 2) следует разработать стандартизированную методику измерений результатов в тестах и процедуру тестирования; 3) необходимо определить их надежность и информативность; 4) должна быть разработана система оценок результатов в тестах; 5) необходимо указать вид контроля (оперативный, текущий или этапный). Процедура выполнения теста называется тестированием; результатом тестирования является численное значение, полученное в ходе измерений. В зависимости от цели все тесты подразделяются на несколько групп. В первую из них входят показатели, измеряемые в покое. К таким тестам относят показатели, физического развития (длина и масса тела, толщина жировых складок, объем мышечной и жировой ткани и т. д.), показатели, характеризующие функционирование основных систем организма (частоту сердечных сокращений, состав крови, мочи и т. п.). В эту же группу входят психические тесты. Вторая группа — это стандартные тесты, когда всем спортсменам предлагается выполнить одинаковое задание (например, бежать на тредбане со скоростью 5 м/с в течение 5 мин или в течение одной минуты подтянуться на перекладине 10 раз и т. д.). Третья группа — это тесты, при выполнении которых нужно показать максимально возможный двигательный результат, а измеряются значения различных функциональных систем (ЧСС, МПК и т. д.). Особенность таких тестов — высокий психологический настрой (мотивация) спортсмена на достижение предельных результатов. Следовательно, все, что регистрируется при их выполнении, зависит как минимум от двух факторов: 1) уровня развития измеряемого качества (например, выносливости или техники и т. д.) и 2) мотивации.

 

Квалиметрия.

Квалиметрия — это наука об измерении и количественной оценке качественных показателей. Измерение качества — это установление соответствия, между характеристиками таких показателей и требованиями к ним. При этом требования («эталон качества») не всегда могут быть выражены в однозначной и унифицированной для всех форме. Специалист, который оценивает выразительность движений спортсмена, мысленно сопоставляет то, что он видит, с тем, что он представляет как выразительность. На практике, однако, качество оценивается не по одному, а по нескольким признакам. При этом наивысшая обобщенная оценка не обязательно соответствует максимальным значениям по каждому признаку. В последние годы, например, резко повысился темп выполнения упражнений в художественной гимнастике. Не исключено, что он повысится еще больше, но тогда, возможно, ухудшатся другие характеристики упражнения. Поэтому при оценке необходимо учитывать взаимосвязь разных качественных признаков. Если по какому-то критерию качественная оценка максимальна, то по другим она вынужденно может такой не оказаться. Измерение некоторых качественных признаков может проводиться с помощью различных технических средств. Но для большинства из них такие способы оценки неэффективны. В этом случае целесообразно применять экспертные методы измерения и оценки.

 

7. Метрологическое обеспечение измерений в спорте и ФК.

Метрологическое обеспечение — это применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и точности измерений в физическом воспитании и спорте. Метрологическое обеспечение направлено на то, чтобы обеспечить единство и точность измерений. Единство измерений достигается тем, что их результаты должны быть представлены в узаконенных единицах и с известной вероятностью погрешностей. Основными единицами физических величин в СИ являются единицы длины — метр (м); массы — килограмм (кг); времени — секунда (с); силы электрического тока — ампер (А); термодинамической температуры — кельвин (К); силы света — кандела (кд); количества вещества — моль (моль). Дополнительные единицы СИ: радиан (рад) и стерадиан (ср) — для измерения плоского и телесного углов соответственно. Кроме того, в спортивно-педагогических измерениях используются следующие единицы измерений: силы — ньютон (Н); температуры — градусы Цельсия (°С), частоты — герц (Гц), давления — паскаль (Па), объема — литр, миллилитр (л, мл). Достаточно широко используются в практике внесистемные единицы. Например, мощность измеряется в лошадиных силах (л. с), энергия — в калориях, давление — в миллиметрах ртутного столба и т. д. В практике спорта широкое распространение получил такой показатель, как энерготраты (в ккал) при выполнении упражнений в единицу времени (мин): 1 ккал/мин=69,767 Вт = 426,85 кгм/мин=4,186 кДж/мин.

8. Применение шкал оценок в практике.

1) стандартная шкала - В основе ее лежит пропорциональная шкала, а свое название она получила потому, что масштабом в ней служит стандартное (среднеквадратическое) отклонение. Наиболее распространена Т-шкала. При ее использовании средний результат приравнивается к 50 очкам, а вся формула выглядит следующим образом: Т=50+10*(Хi – Х штрих)/ , где Т – оценка результата теста, Хi – показанный результат, Х штрих – средний результат, – стандартное отклонение. 2) перцентильная шкала - в основе этой шкалы лежит следующая операция: каждый спортсмен из группы получает за свой результат (в соревнованиях или в тесте) столько очков, сколько процентов спортсменов он опередил. Перцентильная шкала наиболее пригодна для оценки результатов больших групп спортсменов. В таких группах статистическое распределение результатов нормальное (или почти нормальное). Это значит, что очень высокие и низкие результаты показывают единицы из группы, а средние — большинство. Главное достоинство этой шкалы — простота, здесь не нужны формулы, а единственное, что нужно вычислить — какое количество результатов спортсменов укладывается в один перцентиль (или сколько перцентилей приходится на одного человека). Перцентиль— это интервал шкалы. 3) шкала ГЦОЛИФКа - в практике спорта тренеры постоянно сталкиваются еще с одной проблемой: оценка результатов периодического тестирования одного и того же спортсмена в разные периоды цикла или этапа подготовки. Для этой цели предложена шкала ГЦОЛИФКа, выраженная в формуле:

Оценка в баллах = 100Х(1 – луч рез – оценив результата)

луч рез – худший результат

Смысл такого подхода заключается в том, что результат теста рассматривается не как отвлеченная величина, а во взаимосвязи с лучшим и худшим результатами, показанными в этом тесте спортсменом. 4) оценка комплекса тестов - существует два основных варианта оценки результатов тестирования спортсменов по комплексу тестов. Первый заключается в выведении обобщенной оценки, которая информативно характеризует подготовленность спортсмена в соревнованиях. Это позволяет использовать ее для прогноза: рассчитывается уравнение регрессии, решив которое, можно предсказать результат в соревновании по сумме баллов за тестирование. Второй вариант оценки результатов комплексного контроля заключается в построении «профиля» спортсмена.

 

10. Контроль за величиной нагрузки.

Величина нагрузки определяется двумя способами: 1) через величину механической работы, выполненной спортсменом; 2) по показателям функциональных реакций организма на эту работу. При этом во втором случае важна не только интенсивность реакции, но и их длительность. В теории спорта величина нагрузки определяется как произведение ее объема на интенсивность. Основными показателями объема нагрузки являются: 1) количество тренировочных дней в микроцикле; 2) количество тренировочных занятий; 3) время, затраченное на тренировочную и соревновательную деятельность. Анализ критериев объема и интенсивности нагрузки показывает, что найти ее величину простым перемножением двух переменных нельзя. Действительно, умножив, например, время бега (объем) на его скорость (интенсивность), получим не величину нагрузки, а расстояние. Поэтому необходимо использовать другие показатели. Можно использовать и другие способы оценки величины нагрузки упражнений, например, по сумме сердечных сокращений, регистрируемых спорттестером во время их выполнения.

 

Контроль за ловкостью

В соответствии с положениями теории спорта высокий уровень развития ловкости предполагает, что спортсмен: 1) умеет выполнять координационно сложные движения; 2) выполняет их точно (точность в данном случае означает, что биомеханические характеристики этих движений близки к эта лонным); 3) быстрее других перестраивает свою деятельность при изменении внешних условий; 4) быстрее других осваивает новые движения. Анализ, однако, показывает, что умение выполнять координационно сложные движения и делать это точно характеризует техническое мастерство спортсмена. Умение быстро перестраивать свою деятельность при изменении ситуации измеряется временем сложной реакции (а это, как известно, одно из проявлений скоростных качеств). Таким образом, ловкость характеризуется обучаемостью, быстротой освоения действий, движений, приемов и т. п. Для того чтобы измерить это свойство моторики спортсмена, необходимо прежде всего иметь качественные критерии освоенности движений. Из него видно, что измерители ловкости — время освоения или количество повторений упражнения до его освоения.

 

 

Точность измерений

Виды: прямое – когда искомое значение величины находится непосредственно из опытных данных; косвенное – измерения, при которых искомое значение величины находится на основании зависимости между этой величиной и величинами подвергаемыми измерению. Никакое измерение нельзя выполнить точно, он всегда содержит в себе ошибку. Необходимо чтобы эта ошибка была разумно минимальна. Точно измерил – точно спланировал. В задачу измерения входит не только нахождение самой величины, но и оценка допущенных при этом погрешностей. При измерении возникают систематические и случайные ошибки, абсолютные и относительные ошибки. Различают четыре группы систематических ошибок: 1) ошибки, причина возникновения которых известна и величина которых может быть определена достаточно точно. 2) ошибки, причина возникновения которых известна, а величина нет. Такие ошибки зависят от класса точности измерительной аппаратуры. 3) ошибки, происхождение которых и величина неизвестны. 4) ошибки, связанные не столько с процессом измерения, сколько со свойствами объекта измерения. В некоторых случаях ошибки возникают по причинам, предсказать которые заранее попросту невозможно. Такие ошибки называются случайными. Выявляют и учитывают их с помощью математического аппарата теории вероятностей.

 

 

15.Контроль за телосложением.

Установлено что длина тела – информативный показатель в волейболе, гандболе, баскетболе, академической гребле + длина рук. В беговых видах л/а как относительная длина ноги. Получили широкое распространение показатели плотности тела и соотношение между жировой и мышечной массой. Информативным показателем является сумма измерений кожно-жировых складок: над трицепсом, над бицепсом, предплечья, под лопаткой, над подвздошной костью, на внутренней и внешней стороне бедра, на голени. В последние годы в практике контроля получили широкое распространение показатели, характеризующие: 1) плотность тела спортсменов и 2) соотношение между жировой и мышечной массой.

16. Содержание и организация оперативного контроля.

Основная задача – экспресс-оценка состояния, в котором находится спортсмен в момент или сразу по окончании упражнения. Сюда также входит срочная оценка техники упражнений и тактики. Этот вид контроля наиболее важный, т.к. по его результатам судят в соответствии реального срочного тренировочного эффекта запланированному. Надёжность тестов зависит от: 1) от точности воспроизведения величины нагрузки в повторных попытках; 2) от неизменности подготовленности спортсменов в разные этапы тестирования. Анализ показывает, что в оперативном контроле и планировании можно условно выделить три этапа. На первом основное внимание уделялось тому, что должен выполнить спортсмен на тренировочном занятии. Должный тренировочный эффект работы не указывался, но лучшие наши тренеры, конечно, предполагали, что если спортсмен полностью выполнит задание, то это приведет к достижению необходимого эффекта. Второй этап характерен тем, что наряду с описанием методики выполнения упражнений в конспектах стали появляться указания о должных нормах тренировочных эффектов. Ускорение научно-технического прогресса в спорте сказалось прежде всего на повышении.эффективности оперативного контроля и планирования нагрузок. Тренировочный процесс все более становится процессом управления срочными тренировочными эффектами. Этим и отличается третий этап развития методики оперативного контроля и планирования.

 

Метод экспертных оценок.

Этот метод позволяет с помощью специально выбранной шкалы произвести требуемые измерения субъективными оценками специалистов-экспертов. Такие оценки – случайные величины, они могут быть обработаны некоторыми методами многомерного статистического анализа. Как правило, экспертное оценивание или экспертиза проводится в виде опроса или анкетирования группы экспертов. Методика групповой экспертизы включает в себя: 1) формулировку задач; 2) отбор и комплектование группы экспертов; 3) составление плана экспертизы; 4) проведение опроса экспертов; 5) анализ и обработку полученной информации. Подготовка экспертизы сводится в основном к составлению плана ее проведения. Наиболее важными его разделами являются подбор экспертов, организация их работы, формулировка вопросов, обработка результатов. Существует несколько способов проведения экспертизы. Наиболее простой из них — ранжирование, которое состоит в определении относительной значимости объектов экспертизы на основе их упорядочения. Обычно наиболее предпочтительному объекту приписывается наивысший (первый) ранг, наимение предпочтительному — последний ранг. Большее распространение получил метод непосредствен оценки объектов по шкале, когда эксперт помещает каждый объект в определенный оценочный интервал. Третий метод экспертизы: последовательное сравнение факторов. Сравнение объектов экспертизы с помощью этого метода проводится так: 1) вначале они ранжируются в порядке значимости; 2) наиболее важному объекту приписывается оценка, равная единице, а остальным (тоже в порядке значимости) — оценки меньше единицы — до нуля; 3) эксперты решают, будет ли оценка первого объекта пре восходить по значимости все остальные. Если да, то оценка «веса» этого объекта увеличивается еще больше; если нет, то тогда принимается решение уменьшить его оценку; 4) эта процедура повторяется до тех пор, пока не будут оценены все объекты. И наконец, четвертый метод — метод парного сравнения — основан на попарном сравнении всех факторов. При этом устанавливается в каждой сравниваемой паре объектов наиболее весомый (он оценивается баллом 1).

19. Контроль за гибкостью.

Способность выполнять движения с большой амплитудой называется гибкостью. Для измерения этого двигательного качества необходимо измерить амплитуду движений. Способы: механический, механоэлектрический, оптический, рентгенографический. В первом случае гибкость измеряют с помощью механического гониометра — угломера, к одной из ножек которого прикреплен транспортир. Ножки гониометра крепятся на продольных осях сегментов, образующих сустав. При выполнении движения (сгибания, разгибания, вращения и т. п.) изменяется угол между осями сегментов, и это изменение регистрируется гониометром. Если транспортир заменить потенциометрическим датчиком, получится электрогониометр. Измерения с его помощью дают возможность получить гониограмму. Этот метод контроля более точен; кроме того, он позволяет проследить за изменением суставных углов в различных фазах движения. Оптические методы измерения гибкости основаны на применении фото-, кино-, видерегистрации. На суставных точках тела спортсмена укрепляются датчики-маркеры; изменение их взаиморасположения фиксируется регистрирующей аппаратурой. Наиболее точным из оптических методов является стереоциклография, позволяющая регистрировать амплитуду движений в трехмерном пространстве. Рентгенографический метод позволяет определить теоретически допустимую амплитуду движения, рассчитав ее на основании рентгенологического анализа строения сустава. Различают два типа показателей гибкости: 1)при измерении активной гибкости тест выполняется только за счет активности мышц. 2) пассивная же гибкость определяется по той наибольшей амплитуде, которая может быть достигнута за счет внешней силы.

 

20. Текущий контроль.

Основная задача текущего контроля – сбор и анализ информации, необходимой для текущего планирования, определение величин повседневных колебаний в состоянии спортсмена, причина которых – разная степень восстановления после предшествующей тренировочной нагрузки, эмоциональное возбуждение и т.п. Текущий контроль проводится либо утром после сна, либо перед началом тренировочного занятия и по его результатам корректировать план занятия. Для этого вида контроля используются простейшие тесты. Информативность их определяется на основе сопоставления ежедневной динамики результатов в тестах со следующими критериями: 1) достижениями в комплексе тестов; 2) показателями выполняемой тренировочной нагрузки. Надежность тестов текущего контроля оказывается высокой, если дисперсия повторных измерений, проведенных в один из дней, будет намного меньше, чем дисперсия результатов ежедневных измерений.

 

21. Информативность тестов.

Информативным называется тест, по результатам которого можно судить о свойстве, измеряемом в ходе контроля. Если говорить об оценке подготовленности спортсмена, то наиболее информативным показателем является результат в соревновательном упражнении. Методы определения информативности: логический и эмпирический. Логический – цепочка рассуждений, в котором сопоставляют биомеханических, физиологических, психологических и др. характеристики и логически обосновывается информативность применения теста. Эмпирический – путь проведения прямого эксперимента доказывающего взаимосвязь между результатами соревновательного упр. или результатом теста. Сравнивают с тестом, информативность которого уже доказана. Сравнивают с суммой очков в батарее тестов. Для комплексного оценивания теста на основе множественного коэффициента корреляции, проводят факторный анализ – которые позволяют сделать оценки общих факторов создаваемых внешне, от которых зависят результаты однородных тестов. Использование информативного теста позволяет резко сократить количество тестов.

 

22. Контроль за уровнем развития выносливости.

Выносливость – это способность длительно выполнять упр. без снижения их эффективности. При измерении выносливости необходимо учитывать: 1) в разных проявлениях выносливости лежат разные механизмы энергообеспечения; 2) мощность и эффективность работы этих механизмов зависит от технико-тактического мастерства спортсменов; 3) проявление выносливости и волевых качеств взаимосвязано. Выносливость измеряется с помощью групп тестов: неспецифических (оценивают потенциальные возможности) и специфические (указывают на степень реализации потенциальных возможностей). Критерии измерения выносливости: время, объём и интенсивность выполнения заданий.

Стабильность тестов.

Стабильность тестовэто такая разновидность надёжности, которая проявляется в степени совпадения результатов тестирования, когда первое и последующие измерения разделены определённым временным интервалом. При этом повторное тестирование обычно называют ретестом. Стабильность свидетельствует о сохранении приобретённых качеств и навыков. Стабильность теста, прежде всего, зависит от содержания тренировочного процесса: при исключении силовых упр. На стабильность теста также влияет сложность теста и длительность временного интервала между тестом и ретестом.

 

24. Контроль за соревновательной деятельностью.

Соревновательная деятельность представляет собой организованное по определённым правилам соперничество с целью выявления и объективного сравнения спортивного мастерства. Основные направления обследования соревновательной деятельности: 1) определение общего числа и результативности технико-тактических действий; 2) определение эффективности и устойчивости спортивной техники; 3) контроль за спортивной тактикой; 4) измерение физиологических и биохимических реакций организма в условиях соревнований и непосредственно после их завершения; 5) контроль за психическим состоянием. Способы регистрации соревновательной деятельности: запись на видео, проговаривание на диктофон, стенографирование, запись действий спортсмена до старта, во время выполнения действий и по окончании выполнения действий.

 

 

25. Предмет спортивной метрологии.

СМ – это наука об измерениях в ФВиС. Это приложение общей метрологии, основной задачей которой является обеспечение точности и единства измерений. Общая метрология – это физическая величина. СМ включает педагогические, психологические, социальные, биологические показатели. Предметом СМ является комплексный контроль в ФВиС и использование иго результатов в планировании подготовки спортсменов. Комплексный контроль включает в себя не только физические показатели, но и педагогические, психологические, социологические и другие показатели. Виды контроля: этапный, текущий и оперативный.

 

 

26. Разновидность норм.

Нормой в СМ называется граничная величина результата теста, на основе которой производится классификация спортсменов. Есть официальные и неофициальные нормы. Виды норм: 1)сопоставительные нормы (устанавливаются после достижений людей, принадлежащих к одной и той же совокупности); 2)индивидуальные нормы (основаны на сравнении показателей одного и того же спортсмена в разных состояниях, Имеют значение для индивидуализации тренировки); 3) должные нормы (устанавливаются на основании требований, которые предъявляют человеку условия жизни, профессия и т.д.). Существуют возрастные нормы, а так же возрастные нормы с учётом биологического возраста и особенностей телосложения.

 

27. Понятия теории оценок.

Исключительно редко для оценки подготовленности спортсмена используют 1 тест. Как правило, комплексный контроль использует нескольких тестов. Один тест с помощью специальных методов не оценивается. Когда тестов много и в различных единицах, то сравнение их не возможно. Решить эту проблему можно представив результаты в виде оценок. Оцениванием называется унифицированная мера успеха, в каком либо задании, в тесте. Процесс состоит из стадий: 1) подбирается шкала с помощью, которой возможен перевод результата теста в оценки; 2) в соответствии с выбранной шкалой результаты теста переводятся в очки, баллы; 3) полученные очки сравниваются с нормами, и выводится итоговая оценка, которая характеризует уровень подготовленности спортсмена относительного других спортсменов. Основные задачи: 1) на основании результатов тестов сопоставить различные достижения в соревновательных упр., т.е. научно обоснованные разрядные нормы в разных видах спорта; 2) это позволяет достичь равенства в них разрядных норм; 3) классификация тестов по результатам конкретного спортсмена; 4) следует установить структуру тренированности каждого из спортсменов, подвергшихся тестированию. Простейший способ тестирования – ранжирование. Для перевода результатов оценки применяют специальные шкалы. Пропорциональная шкала, прогрессивная и регрессивная шкала, сигмовидная – теоретические виды шкал. Практические – стандартная, перцинтильлная, шкала ГЦОЛИВКа. Также проводится оценка комплекса тестов. 3-и способа: с помощью экспертной оценки по коэффициенту; на основании факторного анализа; коэффициентом корреляции между тестом и достижением в соревновании.

 

28. Содержание и организация этапного контроля.

Цель этапного контроля – получить информацию, на основании которой можно составить планы подготовки на период, этап или какой-то другой относительно длительный срок. Программа этапного контроля: 1-й блок- составляют общие для многих видов спорта не специфические тесты; Критериями физической работоспособности в таких тестах являются: 1) время, в течение которого спортсмен мог выполнять задание; 2) объем работы (он определяется как произведение средней мощности на время теста); 3) максимальное потребление кислорода. 2-й блок – это специфические тесты, структура которых должна соответствовать структуре соревновательного упражнения. Мера их информативности определяется по величине коэффициентов корреляции между результатами в соревнованиях и достижениями в тестах. По возможности применяются тренажеры. При организации этапного контроля следует на всех этапах подготовки использовать одни и те же тесты, для получения динамики показателей и проанализировать её.

 

 

29. Вероятность случайного события.

Под экспериментом (испытанием, опытом) мы будем понимать некоторую воспроизводимую совокупность условий, в которых наблюдается то или другое явление, фиксируется тот или другой результат. Заметим, что "опыт" не обязательно должен быть поставлен человеком; он может протекать независимо от него; при этом человек выступает в роли наблюдателя или фиксатора происходящего от него зависит только решение, что именно наблюдать и какие явления фиксировать. Если результат эксперимента варьируется при его повторении, говорят об опыте со случайным исходом. Именно такие опыты мы будем здесь рассматривать и добавление "со случайным исходом" для краткости опускать. Тот факт, что при повторении опыта его основные условия сохраняются, и, значит, мы вправе ожидать устойчивости частот, тоже не будет каждый раз оговаривать. Случайным событием (или, короче, просто событием) называется всякий факт, который в опыте со случайным исходом может произойти или не произойти. События мы будем обозначать большими буквами латинского алфавита. Для примера рассмотрим несколько событий: 1. Бросание монеты; событие A - появление герба; 2. Бросание трех монет; событие B - появление трех гербов; 3. Передача группы из n сигналов; событие C - искажение хотя бы одного из них; 4. Выстрел по мишени; событие D – попадание; 5. Вынимание наугад одной карты из колоды; событие Е - появление туза; 6. Тот же опыт, что в примере 5; событие F - появление карты червонной масти. Характеризуя вероятности событий числами, нужно установить какую-то единицу измерения. В качестве такой единицы естественно взять вероятность достоверного события, т.е. такого события, которое в результате опыта неизбежно должно произойти. Пример достоверного события - выпадение не более шести очков при бросании игральной кости. Другой пример достоверного события: "камень, брошенный вверх рукой, вернется на Землю, а не станет её искусственным спутником". Если приписать достоверному событию вероятность, равную единице, а невозможному - равную нулю, то все другие события - возможные, но не достоверные будут характеризоваться вероятностями, лежащими между нулем и единицей, составляющими какую то долю единицы. Таким образом, установлены единица измерения вероятности - вероятность достоверного события и диапазон вероятностей - числа от нуля до единицы.

 

 

Типы шкал измерений

Существует 4 типа шкал: 1) шкала наименований - Здесь речь идет о группировке объектов, идентичных по определенному признаку, и о присвоении им обозначений. Не случайно, что другое название этой шкалы—номинальное. Обозначениями, присваиваемыми объектам, являются числа. Например, легкоатлеты-прыгуны в длину в этой шкале могут обозначаться номером 1, прыгуны в высоту — 2, прыгуны тройным — 3, прыгуны с шестом — 4. При номинальных измерениях вводимая символика означает, что объект 1 только отличается от объектов 2, 3 или 4. Однако насколько отличается и в чем именно, по этой шкале измерить нельзя; 2) шкала порядка - Если какие-то объекты обладают определенным качеством, то порядковые измерения позволяют ответить на вопрос о различиях в этом качестве. Но чаще всего шкала порядка используется там, где невозможны качественные измерения в принятой системе единиц. При использовании этой шкалы можно складывать и вычитать ранги или производить над ними какие-либо другие математические действия; 3) шкала интервалов - Измерения в этой шкале не только упорядочены по рангу, но и разделены определенными интервалами. В интервальной шкале установлены единицы измерения (градус, секунда, и т. д.). Измеряемому объекту здесь присваивается число, равное количеству единиц измерения, которое он содержит. Обработка результатов измерений в интервальной шкале позволяет определить «на сколько больше» один объект по сравнению с другим; 4) шкала отношений - В шкале отношений нулевая точка не произвольна, и, следовательно, в некоторый момент времени измеряемое качество может быть равно нулю. В связи с этим при оценке результатов измерений в этой шкале возможно определить «во сколько раз» один объект больше другого.

 

 

Пригодность норм (релевалентность, репрезентетивность, современность).

Нормы составляются для определенной группы людей и пригодны только для этой группы. Пригодность норм только для той совокупности, для которой они разработаны, называется релевантностью норм. Другая, характеристика норм — репрезентативность. Она отражает их пригодность для оценки всех людей из генеральной совокупности (например, для оценки физического состояния всех первоклассников города Москвы). Репрезентативными могут быть только нормы, полученные на типичном материале. Третья характеристика норм — их современность. Известно, что результаты в соревновательных упражнениях и тестах постоянно растут и пользоваться нормами, разработанными давно, не рекомендуется. Некоторые нормы, установленные много лет назад, воспринимаются сейчас как наивные, хотя в свое время они отражали действительную ситуацию, характеризующую средний уровень физического состояния человека.

5. Тесты (определение, требования к тестам).

Измерение или испытание, проводимое для определения состояния или способностей спортсмена, называется тестом. Требования: 1) должна быть определена цель применения любого теста; 2) следует разработать стандартизированную методику измерений результатов в тестах и процедуру тестирования; 3) необходимо определить их надежность и информативность; 4) должна быть разработана система оценок результатов в тестах; 5) необходимо указать вид контроля (оперативный, текущий или этапный). Процедура выполнения теста называется тестированием; результатом тестирования является численное значение, полученное в ходе измерений. В зависимости от цели все тесты подразделяются на несколько групп. В первую из них входят показатели, измеряемые в покое. К таким тестам относят показатели, физического развития (длина и масса тела, толщина жировых складок, объем мышечной и жировой ткани и т. д.), показатели, характеризующие функционирование основных систем организма (частоту сердечных сокращений, состав крови, мочи и т. п.). В эту же группу входят психические тесты. Вторая группа — это стандартные тесты, когда всем спортсменам предлагается выполнить одинаковое задание (например, бежать на тредбане со скоростью 5 м/с в течение 5 мин или в течение одной минуты подтянуться на перекладине 10 раз и т. д.). Третья группа — это тесты, при выполнении которых нужно показать максимально возможный двигательный результат, а измеряются значения различных функциональных систем (ЧСС, МПК и т. д.). Особенность таких тестов — высокий психологический настрой (мотивация) спортсмена на достижение предельных результатов. Следовательно, все, что регистрируется при их выполнении, зависит как минимум от двух факторов: 1) уровня развития измеряемого качества (например, выносливости или техники и т. д.) и 2) мотивации.

 

Квалиметрия.

Квалиметрия — это наука об измерении и количественной оценке качественных показателей. Измерение качества — это установление соответствия, между характеристиками таких показателей и требованиями к ним. При этом требования («эталон качества») не всегда могут быть выражены в однозначной и унифицированной для всех форме. Специалист, который оценивает выразительность движений спортсмена, мысленно сопоставляет то, что он видит, с тем, что он пред



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.213.128 (0.048 с.)