Вопрос 19. Муниципальный район, городской округ: понятие, особенности статуса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 19. Муниципальный район, городской округ: понятие, особенности статуса.



Муниципальный район — это несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов федерации.

Местное самоуправление в муниципальном районе осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера, а органы местного самоуправления муниципального района могут осуществлять отдельные государственные полномочия.

Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет средств субвенций, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты поселений.

Границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения указанных вопросов, а также с учетом транспортной доступности до его административного центра.

Вопросы местного значения муниципального района определены Законом 2003 г. об общих принципах организации местного самоуправления в 24 пунктах. Они, в частности, включают организацию охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией, выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств его бюджета и др.

Представительный орган муниципального района может формиро­ваться непосредственно населением (путем прямых выборов), а также путем делегированного представительства от поселений (он может со­стоять из глав поселений, входящих в его состав по должности, и депута­тов представительных органов, избираемых данными представительны­ми органами). Численность депутатов представительного органа муни­ципального района не может быть менее 15 человек.

Условия контракта для главы местной администрации, назначаемого на эту должность, утверждаются не только представительным ор­ганом муниципального района, но и законом субъекта Федерации (в части, касающейся осуществления отдельных государственных пол­номочий). Субъект Федерации участвует в формировании конкурсной комиссии, проводящей конкурс на замещение должности главы мест­ной администрации.

Закон 2003 г. об общих принципах организации местного самоуправления наделяет статусом городского округа ряд муниципальных образований (наукограды, закрытые административно-территориаль­ные образования и др.) и определяет порядок приобретения данного статуса для городских поселений.

Городской округ—это городское поселение, которое не входит в состав муниципального района. Перечень вопросов местного значения город­ского округа состоит из 32 пунктов, включая организацию охраны обще­ственного порядка муниципальной милицией.

Органы местного самоуправления городского округа могут наделяться отдельными государственными полномочиями.

В собственности городских округов могут находиться все виды иму­щества, которые согласно Закону 2003 г. об общих принципах организа­ции местного самоуправления могут находиться в собственности поселений и муниципальных районов.

Вопрос о минимальной численности депутатов представительного органа городского округа решается так же, как и для представительных органов поселений. На 1 января 2012 года — 517 городских округов

 

Вопрос 20. Особенности организации и осуществления местного самоуправления в городах федерального значения.

Города федерального значения, будучи субъектами Федерации, имеют собственную структуру органов государственной власти: представительный (законодательный) орган государственной власти города, ис­полнительный орган государственной власти города; вправе создавать свои уставные суды.

Москва, и Санкт-Петербург — не только субъекты Федерации, но и города. Согласно же Конституции РФ местное самоуправление осуществляется в городских и сельских поселениях (ст. 131).

Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по сути, закрепляет те же особенности, что и Закон 1995 г. Правда, он уже не допускает возможности формирования городских органов местного самоуправления, которая признавалась Законом 1995 г. Это означает, что местное самоуправление в городах федерального значения должно организовываться и осуществ­ляться только на внутригородских территориях.

Организация власти в г. Москве определяется в Уставе города.

До внесения изменений и дополнений 13 июля 2001 г. в Устав г. Москвы представительный и исполнительный органы власти города имели двойной статус, являясь органами городского (местного) самоуправления и органами государственной власти субъекта Федерации, что, строго говоря, не соответствовало ст. 12 Конституции РФ и ст. 14 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, не допускающим осуществление местного самоуправления органами государственной власти.

Действующий Устав г. Москвы не содержит положений о двойном статусе городских органов власти, четко различая органы государственной власти г. Москвы (субъекта Федерации) и органы местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти города (ст. 7).

На уровне административного округа осуществляется государственное управление.

Административные округа подразделяются на районы.

Районы — это территориальные единицы города, образуемые с уче­том исторических, географических, градостроительных особенностей соответствующих территорий, численности населения, социально-эко­номических характеристик, расположения транспортных коммуника­ций, наличия инженерной инфраструктуры, возможностей решения местных вопросов в интересах населения района.

Образование, преобразование и упразднение районов, присвоение им наименований, установление и изменение их границ осуществляются городской думой по представлению мэра.

Район Москвы может включать в себя микрорайоны. Всего в городе насчитывается 125 районов.

Внесенные в 2001 г. изменения в Устав г. Москвы и принятый в 2002 г. Закон города Москвы «Об организации местного самоуправления в городе Москве», а также постановление Правительства Москвы от 3 декабря 2002 г. «Об образовании территориальных органов исполни­тельной власти города Москвы — управ районов» заложили принципи­ально новые основы организации власти в районах г. Москвы.

Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», как уже отмечалось, установил особенности организации местного самоуправления на внут­ригородских территориях городов федерального значения.

Основная особенность, оказывающая определяющее влияние на специфику осуществления местного самоуправления на внутригородских территориях городов федерального значения, — это признаваемая Законом необходимость сохранения единства городского хозяйства. Это обусловливает то, что перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских образований определяются законами городов федерального значения.

При этом установленные федеральными законами источники доходов местных бюджетов, не отнесенные законами городов федерального значения к источникам доходов внутригородских муниципальных образований, зачисляются в бюджеты городов федерального значения.

В соответствии с положениями указанного федерального законодательства, Уставом города Москвы, Законом города Москвы от 6 ноября 2002 г. «Об организации местного самоуправления в городе Москве» (в ред. от 14 мая 2003 г.) местное самоуправление в Москве осуществляется в границах внутригородских муниципальных образований, создаваемых на территории районов города (включая районы г. Зеленограда).

К органам местного самоуправления внутригородского муниципального образования относятся:

1) представительный орган местного самоуправления — муниципальное собрание, избираемое жителями муниципального образования; численный состав представительного органа определяется уставом муни­ципального образования и не может быть менее 10 человек;

2) исполнительно-распорядительный орган — муниципалитет (местная администрация);

3) глава муниципального образования — руководитель муниципального образования, избираемый муниципальным собранием из своего состава или непосредственно населением (он может осуществлять полномочия председателя муниципального собрания, руководителя муниципалитета).

Возможно введение специальной должности руководителя муниципалитета. В этом случае руководитель муниципалитета назначается на свою должность.

Муниципальное собрание вправе создавать организационно и функционально независимый орган муниципального финансового контроля. Уставом муниципального образования может быть предусмотрено формирование иных органов местного самоуправления.

Особенности организации местного самоуправления в районах г. Москвы (на внутригородской территории) обусловлено также и тем, что в районах города наряду с органами местного самоуправления действуют территориальные органы исполнительной власти города — управы районов города.

Согласно Положению управа района — территориальный орган исполнительной власти, подведомственный Правительству Москвы. Оперативное руководство, координацию и контроль за деятельностью управы района осуществляет префект соответствующего административного округа в пределах своих полномочий.

В ведении управы района могут находиться государственные унитарные предприятия, организации. Управа является органом, уполномоченным на проведение государственного контроля (надзора) за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на подведомственной территории. Она осуществляет свои функции во взаимодействии с государственными органами власти, органами местного самоуправления.

В Санкт-Петербурге организация местного самоуправления осуществляется на тех же принципах, что и в Москве. Внутригородскими территориями в Санкт-Петербурге признаются муниципальные округа, а также города, поселки, входящие в состав территории Санкт-Петербурга. Всего на территории города сформировано 111 муниципальных образований, в границах которых осуществляется местное самоуправление в соответствии с федеральным законодательством.


 

Вопрос 21. Особенности организации и осуществления местного самоуправления в ЗАТО и на приграничных территориях.

Закрытым территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других мате­риалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

Органы местного самоуправления данного образования, помимо определяемых законодательством о местном самоуправлении, в соответствии с Законом РФ от 14 июля 1992 г. выполняют следующие функции:

а) координируют деятельность предприятий и (или) объектов, подразделений охраны, гражданской обороны и иных служб при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

б) разрабатывают схемы оповещения и эвакуации населения в случаях аварий на предприятиях и (или) объектах либо при их угрозе;

в) контролируют санитарно-эпидемиологическое, радиационное и экологическое состояние территории закрытого административно-территориального образования, за исключением режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон, которые подлежат ведению уполномоченных на то государственных контрольных и надзорных органов. Органы местного самоуправления информируются о результатах проверок;

г) вносят предложения в соответствующие органы государственного и военного управления о проведении инспекционных проверок по соблюдению особого режима административно-территориального образования;

д) участвуют в определении пропускного режима в закрытом административно-территориальном образовании, за исключением режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон;

е) по согласованию с органами федеральной службы безопасности имеют право давать разрешение на въезд граждан в закрытое административно-территориальное образование и выезд из него, за исключением режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон;

ж) выступают заказчиком на строительство и ремонт жилья, объектов социальной инфраструктуры, в том числе на основе долевого участия юридических лиц, расположенных на его территории, и др.

Земли закрытого административно-территориального образования находятся в ведении органов местного самоуправления данного образования, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности. В федеральной собственности находятся земли, занимаемые предприятиями (объектами), по роду деятельности которых и были созданы административно-территориальные образования. Эти земли передаются в постоянное (бессрочное) пользование этим предприятиям (объектам).

Приграничная территория Российской Федерации включает в себя пограничную зону, российскую часть вод пограничных рек, озер и иных водоемов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, где устанавливается пограничный режим, пункты пропуска через Государственную границу РФ, а также территории административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий и других территорий, прилегающих к государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, побережью моря или пунктам пропуска.

Особенности организации и осуществления местного самоуправления на приграничных территориях проявляются в следующем:

во-первых, в том, что органы местного самоуправления, муниципальные учреждения и предприятия, физические и юридические лица действуют в особых условиях, которые предполагают установление определенных ограничений. Устанавливаемый указанным Законом пограничный режим служит исключительно интересам создания необходимых условий охраны Государственной границы. Он включает правила въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне. При этом всякое ограничение граждан в их правах и свободах допускается только на основаниях и в по­рядке, предусмотренных законом.

Свои особенности имеет хозяйственная, промысловая и иная деятельность, связанная с пользованием землями, лесами, недрами, вода­ми, проведением массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пределах пятикилометровой полосы вдоль Государственной границы (в определенных случаях требуется разрешение на проведение работ, мероприятий, в других — необходимо уведомить по­граничные органы). Исходя из характера отношений РФ с сопредельным государством на отдельных участках Государственной границы пограничная зона может не устанавливаться;

во-вторых, органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на приграничных территориях, обладают полномочиями в сфере защиты Государственной границы. Они:

а) предоставляют в соответствии с законодательством земельные участки для нужд защиты Государственной границы, осуществляют контроль за использованием земли и соблюдением на этих участках законодательства об охране окружающей природной среды;

б) оказывают помощь пограничным органам, другим государственным структурам, осуществляющим различные виды контроля на Государственной границе, исполняют их законные предписания, предоставляют необходимую для их деятельности информацию;

в) создают условия для участия граждан на добровольных началах в защите, Государственной границы в пределах приграничной территории (порядок привлечения граждан к защите Государственной границы в составе общественных объединений, добровольных народных дружин, в качестве внештатных сотрудников пограничных органов и в иных формах определяется Правительством РФ).

Уставом муниципального образования, расположенного полностью или частично на приграничной территории, может быть предусмотрено назначение должностного лица местного самоуправления по пограничным вопросам;

в-третьих, органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на приграничной территории, участвуют в приграничном сотрудничестве

К основным задачам приграничного сотрудничества, которые определены в Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 9 февраля 2001 г., относятся, в частности, развитие и укрепление хозяйственных, культурных и гуманитарных связей между приграничными территория­ми Российской Федерации и сопредельных государств; упрощение взаимного общения заинтересованных органов власти, деловых кругов и групп населения, в том числе этнических общностей, разделенных государственными границами, поддержка соотечественников, проживаю­щих в сопредельных государствах; совместное создание и эффективное развитие экономической и социальной инфраструктуры на приграничных территориях и др.

Органы местного самоуправления, участвуя в решении указанных задач приграничного сотрудничества, осуществляют в установленном порядке внешнеэкономические связи с местными органами власти, организациями сопредельных государств, заключают с иностранными партнерами соглашения (гражданско-правовые договоры) о приграничном сотрудничестве.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 2110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.023 с.)