Вопрос 22. Общая характеристика организации и осуществления местного самоуправления в городах – наукоградах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 22. Общая характеристика организации и осуществления местного самоуправления в городах – наукоградах.



Федеральный закон 2003 г. устанавливает, что наукограды являются по своему статусу городскими округами; особенности осуществления местного самоуправления в наукоградах устанавливаются федеральным законом.

Эти особенности регулируются Федеральным законом от 7 апреля 1999 г. «О статусе наукограда Российской Федерации» (в ред. от 22 августа 2004 г.).

Наукоград — муниципальное образование, имеющее высокий научно-технический потенциал с градообразующим научно-производственным комплексом.

Наукоград - муниципальное образование с градообразующим научно-производственным комплексом, представляющим совокупность орга­низаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновацион­ную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подго­товку кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники.

Научно-производственный комплекс наукограда - совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направле­ниями развития науки, технологий и техники РФ.

Научно-производственный комплекс муниципального образования, претендующего на присвоение статуса наукограда, должен быть градообразующим и отвечать следующим критериям:

= численность работающих в организациях научно-производственного комплекса составляет не менее 15% численности работающих на территории данного муниципального образования;

= объем научно-технической продукции (соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации) в стоимостном выражении составляет не менее 50% общего объема продукции всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории данного муниципального образования, или стоимость основных фондов комплекса, фактически используемых при производстве на­учно-технической продукции, составляет не менее 50% стоимости фактически используемых основных фондов всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования, за исклю­чением жилищно-коммунальной и социальной сферы.

Установление и изменение границ наукограда осуществляются в порядке, определенном законом субъекта Федерации.

Статус наукограда присваивается муниципальному образованию Правительством РФ с установлением срока этого статуса.

Предложение о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда вносится в Министерство образования и науки главой муниципального образования по согласованию с органами государственной власти субъекта РФ и включает в себя ряд документов, в частности решение представительного органа муниципального образования, согласованное с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Федерации, о целесообразности развития муниципального образования как наукограда; программу комплексного социально-экономического развития муниципального образования, включающую характеристику научно-технического (инновационного) потенциала организаций, входящих в состав научно-производственного комплекса, стратегию его эффективного использования и др.

Орган местного самоуправления несет ответственность за достоверность предоставленной информации в соответствии с законодательством.

Министерство образования и науки РФ в трехмесячный срок рассматривает представленные документы и в случае положительного заключения межведомственной комиссии по научно-инновационной политике подготавливает проект постановления Правительства РФ.

При присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Правительство утверждает приоритетные для данного наукограда направления научной, научно-технической, инновационной деятельности. Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда не изменяет формы собственности и организационно-правовые формы организации научно-производственного комплекса наукограда.

Статус наукограда по истечении срока, установленного Правительством, может быть сохранен муниципальному образованию. Закон устанавливает также основания и порядок досрочного прекращения статуса наукограда. При этом в случае досрочного прекращения статуса наукограда либо в случае отказа в сохранении статуса наукограда городское поселение, имевшее такой статус, сохраняет статус городского округа.

Закон предусматривает государственную поддержку наукограда. Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда является основанием для финансирования из федерального бюджета в виде субвенций дополнительных расходов наукоградов. Данные субвенции, а также расходы, осуществляемые за счет этих субвенций, не учитываются при распределении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации.

Орган местного самоуправления наукограда в двухнедельный срок после принятия федерального закона о федеральном бюджете представляет в Министерство образования и науки РФ перечень мероприятий по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуре наукоградов. Органы местного самоуправления ежеквартально представляют федеральным органам отчет об использовании субвенций; они несут ответственность за целевое использование данных субвенций. В случае нецелевого использования субвенции подлежат возврату в федеральный бюджет.

Муниципальное образование, имеющее статус наукограда, должно способствовать развитию международного научного и научно-технического сотрудничества организаций научно-производственного комплекса, используя свое право осуществлять международные и внешне­экономические связи в соответствии с федеральными законами.

 

Вопрос 23. Межмуниципальное сотрудничество. Понятие, цели, формы.

Многие местные вопросы муниципальные образования могут более эффективно решать совместными усилиями. Сотрудничество между муниципальными образованиями может осуществляться также для совместной защиты общих интересов перед органами государственной власти, обмена опытом работы и т.п. Оно может принимать формы союзов, ассоциаций, хозяйственных обществ и др.

В Европейской хартии местного самоуправления (ст. 10) указано, что право органов местного самоуправления вступать в ассоциацию для защиты и достижения общих интересов, а также в международную ассоциацию органов местного самоуправления должно быть признано в каждом государстве. Возможность объединения муниципальных образований в союзы и ассоциации предусмотрена законодательством большинства зарубежных стран. Такие союзы существуют уже много лет и накопили значительный опыт работы.

Закон № 131-ФЗ не раскрывает содержание понятия «межмуниципальное сотрудничество». Вместе с тем из его положений следует, что такое сотрудничество осуществляется в целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных образований, советов муниципальных образований субъекта РФ для выражения и защиты их общих интересов: представления указанных интересов в органах государственной власти; взаимодействия с международными организациями и юридическими лицами, а также в целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов муниципальных образований для решения вопросов местного значения.

Исходя из анализа положений Закона № 131-ФЗ и правоприменительной практики, в межмуниципальном сотрудничестве можно выделить три основные формы: ассоциативные, договорные и организационно-хозяйственные.

Для реализации целей межмуниципального сотрудничества в рамках ассоциативной формы в каждом субъекте РФ предусматривается образование советов муниципальных образований. Помимо этого может быть образовано единое общероссийское объединение муниципальных образований. Такие объединения созданы как на уровне субъектов Федерации, так и на федеральном уровне. Кроме того, с учетом особенностей территориальной и организационной основы муниципальных образований на добровольной основе могут быть образованы иные объединения муниципалитетов. Такими являются, например, межрегиональные объединения муниципальных образований (Ассоциация сибирских и дальневосточных городов, Ассоциация городов юга России и т. д.).

Согласно ч. 4 ст. 8 Закона № 131-ФЗ в целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов муниципальных образований для решения вопросов местного значения органы местного самоуправления могут заключать договоры и соглашения. Такая форма межмуниципального сотрудничества называется договорной.

Указанная форма сотрудничества находит применение в разных сферах общественных отношений, возникающих на межмуниципальном уровне: культурный обмен, обмен опытом, информационный обмен, создание совместных совещательных органов без образования юридического лица

Действующее российское законодательство предусматривает еще один способ взаимодействия муниципальных образований — межмуниципальное хозяйственное сотрудничество, реализуемое путем создания юридических лиц совместно несколькими муниципальными образованиями. Закон № 131-ФЗ предусматривает, что для реализации экономических целей межмуниципального сотрудничества могут быть учреждены хозяйственные общества и другие межмуниципальные организации в соответствии с федеральными законами и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований (закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, автономные некоммерческие организации и фонды). При этом указанные организации не могут наделяться полномочиями органов местного самоуправления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.22 (0.005 с.)