Методика расследования дорожно-транспортных происшествий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика расследования дорожно-транспортных происшествий.



задача № 1

13 ноября 2002 г. в 13 ч. 15 мин. на 20 км Рязанского шоссе водитель гр. Михайловский Е.Я., управляя автомашиной «Жигу­ли» ВАЗ-2106, государственный номер Л-19-45МО, совершил на­езд на пешехода гр. Леонтьеву П.К., 68 лет, которая от полу­ченных повреждений скончалась.

До момента выезда на место происшествия следователь Сидоркин Н.И. получил от дежурного ГАИ ГУВД информацию о том, что после наезда на пешехода автомашина выехала на обочину и передней частью ударилась о дерево, в результате чего водитель гр. Михайловский Е.Я. получил телесные повреж­дения, однако отказался ехать в больницу и находится на месте происшествия.

задание

1. По фабуле составьте план расследования.

2. Вынесите постановление о назначении экспертизы.

 

задача № 2

10 ноября 2002 г. е 18 ч. 35 мин. на ул. Чернышевского около д. 17 автомашиной ЗИЛ-130, государственный номер 17-84 МНК под управлением водителя Подгайного Л.Н. совершен наезд на пешехода гр. Жабина И.К., 52 лет, который получил телесные повреждения и был доставлен в больницу № 12.

Опрашивая находившегося на месте происшествия водите­ля гр. Подгайного Л.Н. об обстоятельствах наезда на пешехода, следователь Иванов П.П. обратил внимание на слабый запах ал­коголя, исходивший от водителя.

задание

1. Какое решение должно быть принято следователем в свя­зи с этим обстоятельством?

2. С какими документами водителя необходимо ознакомить­ся следователю перед его допросом?

3. Какие обстоятельства необходимо выяснить на допросе
водителя и потерпевшего?

 

 

задача № 3

 

23 октября 2002 г. гр. Репина Л. Р. остановила легковую ав­томашину на 40 км автодороги, чтобы добраться до п. Березки. Водитель автомашины нарушил правила безопасности дорожно­го движения, в результате чего автомашина наехала на столбы ограждения дороги, а находившаяся в кабине автомашины гр. Ре­пина Л. Р. получила повреждения. Водитель бросил машину и с места происшествия скрылся. Гр. Репина Л. Р. ударилась головой о приборный щиток и была доставлена в больницу машиной ско­рой помощи в бессознательном состоянии. Объективно у нее об­наружено следующее: в правой лобно-теменной области - при­пухлость мягких тканей на участке 6x8 см и кровоподтек сине­вато-багрового цвета. На обзорных рентгенограммах черепа ко­стной патологии не обнаружено. На следующий день потерпев­шая сообщила следователю Михайлову М.Д., что может описать водителя «Ауди-300», с которым она ехала по автодороге. Ос­тавшаяся на месте происшествия автомашина «Ауди-300» и территория места происшествия были осмотрены следственно-оперативной группой. На рулевом колесе автомашины были обна­ружены два следа пальцев рук. Установить владельца автомаши­ны по номеру не удалось.

задание

1. Охарактеризуйте следственную ситуацию.

2. Составьте план проведения первоначальных следствен­ных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

3. Вынесите постановления о назначении экспертиз.

 

задача № 4

В 20 ч. 14 ноября 2002 г. в районе Мировой ул. иномарка «Мер-седес-300» задела другую иномарку, «Вольво-500». Водитель «Мерседеса-300» гр. Оноприев А.А. решил скрыться с места до­рожно-транспортного происшествия и прибавил скорость. Води­тель гр. Петровский ММ. не растерялся, догнал его в районе гостиницы «Солнышко» на ул. Новичкова и дважды выстрелил в воздух из карабина «Сайгак». Гр. Оноприеву А.А. пришлось оста­новиться. Жители окрестных домов вызвали сотрудников мили­ции. Прибывший на место наряд вневедомственной охраны ОВД «Московское» задержал стрелявшего и доставил всех участников происшествия в районный отдел милиции.

задание

1. Оцените следственную ситуацию.

2. Составьте план проведения первоначальных следствен­ных действий и других мероприятий.

 

 

3. Методические рекомендации по организации учебной аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

3.1. Методика написания рефератов и подготовки докладов

Реферат представляет собой письменное индивидуальное или коллективное сообщение на определенную тему, включающее обзор соответствующих нормативных, литературных и других источников и (или) краткое изложение монографии, книги, статьи, научного исследования.

Доклад представляет собой устное публичное сообщение на определенную тему, включающее обзор соответствующих нормативных, литературных и других источников и (или) краткое изложение монографии, книги, статьи, научного исследования.

Реферат и доклад является сокращенным устным или письменным пересказом содержания нормативно-правовых актов, документов правоприменительной практики, содержащих фактические сведения, в совокупности с общими научными представлениями и выводами по выбранной проблематики.

Написание рефератов и подготовка докладов практикуется в учебном процессе в целях приобретения студентом необходимых профессиональных навыков и подготовки, развития умения и навыков самостоятельного научного поиска: исследования и изучения нормативных правовых актов, судебных решений, изучения литературы по выбранной теме, анализа различных источников и точек зрения, обобщения материалов, выделения главного, формулирования выводов и т.п. С помощью докладов и рефератов студент глубже постигает наиболее сложные проблемы курса учится логично, последовательно и лаконично излагать материал, свои мысли, правильно оформлять работу, докладывать результаты своей работы публично.

Подготовка рефератов и докладов позволяет способствует формированию правовой культуры у будущего специалиста, закреплению у него юридических знаний, развитию умения самостоятельно анализировать разнообразные общественно-политические явления современности, вести дискуссию.

Процесс написания реферата включает:

1. Выбор темы и составление примерного права;

2. Подбор и изучение нормативных правовых актов, правоприменительных актов и иных официальных материалов;

3. Подбор и изучение специальной литературы;

4. Написание текста работы и е оформление;

5. Устное изложение реферата (по желанию студента).

Процесс подготовки доклада включает:

1. Выбор темы и составление примерного права;

2. Подбор и изучение нормативных правовых актов, правоприменительных актов и иных официальных материалов;

3. Подбор и изучение специальной литературы;

4. Подготовка текста устного доклада;

5. Устное публичное изложение реферата.

Рефераты и доклады подготавливаются по наиболее актуальным темам. Темы рефератов и докладов должны охватывать и дискуссионные вопросы курса, которые отражают передовые научные идеи, обобщают тенденции юридической практики, учитывают изменения в текущем законодательстве. В них на основе тщательного анализа и обобщения научного материала сопоставляются различные точки зрения, взгляды авторов и определяется собственная позиция студента с изложением соответствующих аргументов.

Рекомендованная в рабочей программе курса тематика рефератов и докладов является примерной, поэтому по желанию студента может быть выбрана иная тема, которая должна быть предварительно согласована с научным руководителем.

Работу над докладом или рефератом следует начинать с общего ознакомления с выбранной темой через прочтение учебника, учебного пособия, конспектов лекций. Затем следует приступить к изучению нормативных правовых актов, судебных решений и иных материалов правоприменительных органов. После этого следует изучать литературные и иные источники, рекомендуемые преподавателем. При этом перечень рекомендуемых источников не обязывает студента строго следовать им, студент может использовать и иные источники по собственной инициативе, если они являются актуальными и позволяют наиболее полно и объективно отражать материал реферата или доклада. Самостоятельно студент подбирает источники информации с использованием библиографии библиотек, электронные ресурсы. Следует уделить особое внимание литературе по выбранной проблематике публикуемой в специальных юридических периодических журналах, таких как Государство и право, Журнал российского права, Правоведение, Конституционное и муниципальное право, Черные дыры в Российском законодательстве и другие.

В процессе изучения нормативных правовых актов и специальной литературы рекомендуется делать выписки, последовательно и постепенно группируя и накапливая информацию, теоретический и практический материал.

План реферата или доклада должен быть составлен таким образом, чтобы раскрывалась выбранная тема.

Реферат или доклад, как правило, состоит из введения, основного материала, заключения. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, ее научная и практическая значимость, цели и задачи поставленные студентом. Основной материал содержит информацию, раскрывающую суть избранной проблемы и пути ее решения, а также различные взгляды на нее. В заключении формируются выводы, оценки, предложения, которые должны содержать личную правовую позицию студента по рассмотренной им теме.

Изложение материала реферата или доклада должно быть кратким, точным, логичным, последовательно. Необходимо использовать термины, свойственные теории государства и права, науке конституционного права, избегать непривычных или двусмысленных понятий и категорий, сложных грамматических оборотов. Термины, отдельные слова и словосочетания могут быть сокращены по тексту, но смысл сокращений должен быть ясен и понятен из контекста.

В текст рефератам или доклада можно включать схемы и таблицы, которые помогают раскрыть содержание и суть выбранной для исследования проблемы, а также систематизировать полученные студентом в процессе исследования знания.

Объем реферата от 5 до 10 машинописных страниц формата А4. Реферат может быть подготовлен в рукописном виде, позволяющим его прочтение.

На титульном листе студент указывает название вуза, кафедры, полное наименование темы реферата, свою фамилию, инициалы, форму обучения, номер группы, а также фамилию, инициалы, ученую степень, звание научного руководителя, а в самом конце - дату написания работы и личную подпись.

Особое внимание следует уделить оформление научно-справочного аппарата и прежде всего подстрочных сносок, которые делаются постранично внизу основного текста. Сноска на нормативный правовой акт должна содержать полное и точное название акта, дату его принятия и дату последних изменений или редакции акта, номер, официальный источник публикации, с указанием названия, года издания, номера, статьи. Сноска на иной источник должна быть полной: с указанием фамилии и инициалов автора, названия книги, места и года ее издания, страницы, с которой взята цитата или соответствующе положение. Для статей из журналов и сборников следует указывать фамилию, инициалы автора, название статьи, затем название журнала или сборника с указанием года издания, номера (или выпуска), страниц. При ссылки на газету указываются название, год, дата.

Сноски следует оформлять в соответствии с требованиями, предусмотренными для оформления библиографического списка, установленными действующим законодательством.

Объем доклада до 4 машинописных страниц формата А4. Доклад в устной форме должен занимать не более 10 минут аудиторного времени. Способ фиксации материала для доклада определяется студентом самостоятельно.

Текст реферата или доклада после его окончательной подготовки и оформления подлежит тщательной проверке студентом. Ошибки и описки как в тексте, так и в цитатах и в научно-справочном аппарате отрицательно сказываются на оценке.

Срок подготовки реферата или доклада определяется научным руководителем, но не может быть менее 7 календарных дней.

Содержание доклада обязательно устно освещается студентом на семинаре, научной конференции. Содержание реферата может освещаться студентом на семинаре устно по его желанию.

Докладчик должен освоить основные нормативные предписания и дополнительную литературу и эффективно донести ее до слушателей доклада, которые могут фиксировать главные идеи доклада. Студент в течение 7-10 минут в устной форме кратко излагает основные положения своей работы. После доклада автор отвечает на вопросы, затем выступают оппоненты с указанием на слабые и сильные стороны доклада. Докладчику предоставляется возможность аргументировать свою позицию по указанным оппонентами «недостаткам» доклада. На основе обсуждения студенту выставляется оценка.

Методические указания по выполнению курсовых и дипломных работ (приложение №1).

Методические указания по выполнению контрольных работ студентами заочного отделения.

Контрольная работа представляет собой один вариант, со­стоящий из трёх заданий. Задания составлены в со­ответствии с действующей программой по криминалистике и спе­цификой правоохранительной деятельности ОВД, что и определи­ло их содержание.

К выполнению контрольной работы студенты должны при­ступить после ознакомления с заданиями и изучения литературы, рекомендованной ко всем темам, а перед выполнением практиче­ской части контрольного задания - также изучить литературу, спи­сок которой приведен к каждому лабораторному заданию.

Изучаемый материал рекомендуется увязывать с практиче­ской деятельностью прокуратуры и органов внутренних дел по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений. При подготовке практических заданий студенты могут использовать материалы, полученные в процессе расследования конкретных преступлений. Однако эти материалы должны быть оформлены в соответствии с методическими указаниями по выполнению кон­трольного практического задания.

При подготовке практических заданий рекомендуется исполь­зовать имеющиеся по месту жительства кабинеты криминалистики при органах прокуратуры, криминалистические экспертные лабо­ратории отделов внутренних дел.

Для разрешения вопросов, которые могут возникнуть в связи с выполнением контрольной работы, студенты могут обратиться к преподавателям криминалистики.

При оформлении названной работы рекомендуется использо­вать соответствующие бланки процессуальных документов. Фотоснимки и схемы следует наклеивать на отдельные листы либо на соответствующие бланки (фототаблицы).

Вопросы эксперту необходимо сформулировать в виде фраг­мента постановления о назначении судебной экспертизы. Здесь же следует указать предметы и документы, предоставляемые в распоряжение эксперта (экспертного учреждения).

Одной из основных целей контрольной работы является углубленное изучение студентами вопросов теории криминалистической так­тики, приобретение навыков практического применения научно-технических средств в раскрытии и расследовании преступле­ний и ознакомление с материалами следственной практики.

Поэтому перед выполнением учебного следственного дейст­вия студент должен ознакомиться с общими положениями кри­миналистической тактики, с соответствующими нормами уго­ловно-процессуального закона, изучить тактические рекоменда­ции, изложенные в учебной и иной специальной литературе, указанной ниже, в том числе для каждого варианта задания.

Учебное следственное действие должно быть проведено в инсценированной студентом обстановке, отражать требования уголовно-процессуального закона и соответствовать тактиче­ским рекомендациям криминалистики, либо может быть взято из практики деятельности органов внутренних дел РФ и других правоохранительных органов.

Говоря о типовых криминалистических версиях, чаще всего выдвигаемых на первоначальном этапе расследования преступле­ний указанного вида, следует назвать их и указать на характер связи между видом преступления, типичной следственной ситуа­цией и типовыми криминалистическими версиями. Затем надлежит перечислить версии, которые могут быть выведены на основе информации, содержащейся в конкретной фабуле преступного дея­ния.

Планирование, объективированное в плане расследования преступления, указанного в задании по фабуле, должно отражать содержание выдвинутых криминалистических версий: в план сле­дует включить, во-первых, мероприятия, одинаково необходимые. Для проверки всех выдвинутых версий, во-вторых, особенные дей­ствия, спланированные в целях проверки каждой из следственных версий, возникающих в начале расследования.

Необходимо перечислить первоначальные, в том числе неот­ложные, а также последующие следственные действия при рассле­довании преступления, названного в конкретной фабуле.

Таким образом, содержание письменной работы должно сви­детельствовать об усвоении обучаемым теоретических положений криминалистической методики, а также умении применять на практике полученные знания. Как видно из структуры задания, при работе над ним по любому варианту необходимо тщательно осве­тить один из теоретических вопросов, который затем в более кон­кретном виде отражается в задании по фабуле определенного дея­ния.

В процессе выполнения контрольной работы по криминали­стической технике необходимо изучить нормативно-правовые акты и специальную литературу, рекомендованные ко всем заданиям.

Задания по контрольным работам для студентов

Заочной формы обучения

1 вариант (А-И)

1. Изучив соответствующую криминалистическую литературу, опишите способы обнаружения и фиксации потожировых следов рук, обработанных порошками и окрашенных парами йода.

2. Напишите постановление о назначении баллистической судебной экспертизы, исходя из следующей фабулы:

При осмотре места происшествия обнаружена пистолетная гильза. У задержанного подозреваемого в совершении преступления изъят пистолет Макарова.

3.Составьте форму версионного плана расследования преступления (несколько версий по делу).

 

2 вариант (К-П)

1.Изучив соответствующую криминалистическую литературу, раскройте понятие тактического приема и классификацию тактических приемов.

2. Напишите постановление о назначении дактилоскопической судебной экспертизы, исходя из следующей фабулы:

При осмотре места квартирной кражи обнаружены потожировые следы на шкафу с одеждой, холодильнике, на ручке входной двери. Задержаны подозреваемые Иванов и Березкин.

3.Составьте форму плана расследования многоэпизодного преступления (исходя из наличия вневерсионных, общеверсионных и версионных вопросов)

3 вариант (Р-Я)

1.Изучив соответствующую криминалистическую литературу, опишите принципы методики расследования преступлений и структуру частной методики расследования преступлений.

2.По месту своего жительства выберите участок местности (условное место обнаружения трупа с признаками насильственной смерти). Определите место нахождения трупа; обнаруженных следов ног, возможно оставленных преступником; выброшенного ножа со следами крови.

Исходя из этого напишите фрагменты описательной части протокола осмотра места происшествия по этим трем объектам и составьте схематический план места происшествия с использованием обязательных реквизитов (заголовок, подписи, ориентировка по сторонам света, измерения, обозначения(описание).

3.Опишите следы на гильзе, образовавшихся при выстреле из самозаряжающегося оружия.

 

Примечание: Переписывание контрольных работ не допускается. Работы выполняются по вариантам, в соответствии с первой буквой фамилии студента, указанной в скобках. Оформление контрольной работы по общим правилам.

 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Кемеровский государственный университет

Юридический факультет



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 886; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.90.25 (0.044 с.)