В. Приемлемость определенных принципов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В. Приемлемость определенных принципов



 

Среди Имамов были и такие, кто создавал целый ряд противоречивых принципов, на которых они основывали некоторые из своих Фатв. В результате и такие Фатвы, и такие принципы становились источниками разногласий между учеными. Напрмер, большинство правоведов признавало законность Иджмы представителей поколений, пришедших после Сахаба, но Имам Аш-Шафи'и поставил их под вопрос, а Имам Ахмад Ибн Ханбал напрочь отверг их. Аналогично, принятие Имамом Маликом обычаев жителей Медины в качестве источника права не было признано большинством ученых. А принципы Истихсан Абу Ханифы и Истисла Малика были отвергнуты Имамом Аш-Шафи'и как слишком оторванные от Корана, Сунны и Иджмы. То есть, по его мнению, они слишком сильно полагались на человеческую логику. Однако Имаму Аш-Шафи'и думалось, что точка зрения Сахаба должна приниматься в расчет в правовых вопросах, в то время как другие считали, что это было лишь рассуждение с их стороны и поэтому оно не имеет законной силы для последующих поколений.("Асбаб Ихтипаф Аль Фукаха", стр. 126—138. См. также: "Раф' аль Малям 'ан аль 'Аимма апь 'Алям", стр. 11—49)

 

Г. МЕТОДЫ КИЙЯСА

 

Различные подходы, которых правоведы придерживались применяя Кийяс, были, возможно самым большим источником разногласий между ними. Одни из них сузили сферу действия Кийяса, установив целый ряд предварительных условий его использования, другие же расширили ее. Поскольку этот принцип основывался на субъективном мнении в большей степени, чем любой другой, не существовало постоянных, долговечных, жестких и


неизменных правил для его наполнения, и таким образом в его отношении возник широкий спектр раз-ногласий.(«Аль Мадхал", стр. 209—210)

 

 

Резюме раздела

 

1. Различающиеся между собой мнения возникали от различий в толковании, которые сами по себе происходили от смысловых различий слов (многозначность, буквальный и переносный смысл) и грамматических конструкций (как, например, со словами Кур, Ламе и Иля).

 

2. Относительно применения Хадисов, различие в Фатвах определялось степенью доступности Хадисов, их достоверностью, условиями, устанавливаемыми для их принятия, а также методами разрешения контекстуальных противоречий.

 

3. Некоторые Имамы сформулировали определенный ряд второстепенных принципов права и на их основе составляли Фатвы. И принципы, и Фатвы подобного рода отвергались другими Имамами (как в случае Истихсана и Иджмы жителей Медины).

 

4. Второстепенный принцип Кийяс в целом принимался, но правила, регламентирующие его дедуктивный процесс, у разных Имамов были разными, что в итоге привело к различию в Фатвах, вырабатываемых ими по аналогичным вопросам.

 

ПЯТЫЙ ЭТАП: КОНСОЛИДАЦИЯ

 

Этот этап охватывает период между 950г. н.э. и. разграблением Багдада (1258г. н.э.). Он совпадает с периодом от начала упадка династии Аббасидов до ее окончательного краха. Дебаты соперничающих группировок, называвшиеся Муназарат, продолжали процветать под покровительством Халифов династии Аббасидов, и некоторые из этих дебатов нашли отражение в книгах. С течением времени дух соперничества, порождаемый, главным образом, этими дебатами, овладел и широкими массами. Фракционность Мазхабов стала проявляться повсеместно, они окончательно вступили на путь раскольничества. Количество Мазхабов резко сократилось, а структура и деятельность тех четырех, которые выжили, стали гораздо более систематизированными. Ученые в каждом из Мазхабов были обязаны основывать свои Иджтихады исключительно на фундаментальных принципах (Усуль) своего же Мазхаба. В этот период собрание Фикха приобрело еще более очерченные формы и использовалось как фактор дальнейшего соперничества между Мазхабами ("Аль-Мадхал", стр. 147—157)

 

Четыре Мазхаба

 

На этом этапе количество Мазхабов (школ Исламской правовой мысли) сократилось до четырех: три более значительных и один менее значительный. Иными словами, Мазхабы великих Имамов, таких, как Аль-Ауза'и, Суфьян Ат-Таури, Ибн Абу Лейла, Абу Таур и Аль-Лайт Ибн Сад, прекратили свое существование. Остались лишь Мазхабы Абу Ханифы, Малика, Аш-Ша-фи'и и Ахмада Ибн Ханбала. С течением времени эти школы права заняли столь доминирующее положение, что рядовые люди скоро забыли обо всех остальных школах, существовавших когда-то. Каждая из этих школ вскоре вступила на собственный путь и их последователи стали именовать себя по названиям своих Мазхабов. Например, Аль-Хусейна Ибн Масуда Аль Багхави, автора классического Фикха, "Шарх ас-Сунна", обычно называли Аль - Хусейном Ибн Масудом Аль Багхави Аш-Шафи'и, — по названию Мазхаба Ша-фи'итов.


На этом этапе ученые каждого из Мазхабов занимались анализом всех Фатв, дедуцированных учеными, основавшими их Мазхабы, определяли основопопагающие принципы, лежащие в основе выведенных ими Фатв, а также приводили их в систему. Они также практиковали Иджтихад в ограниченных пределах по тем проблемам, которые не были известны их основателям. Однако занятие на этом поприще вскоре исчерпало себя в силу повсеместного распространения гипотетического Фикха, как внутри, так и вне дворцовых дебатов. Независимый Иджтихад был отброшен за ненадобностью в пользу Иджтихада, основанного на установленных принципах какого-либо конкретного Мазхаба. В качестве новой формы рассуждения вошел в обиход Иджтихад Мазхаби, который основывался на выведении Фатв по вновь возникавшим вопросам в соответствии с принципами, заложенными основателями отдельных Мазхабов. Таким образом, ученые этого периода иногда отличались от основателей своих Мазхабов с точки зрения Фуру' (дополнительных источников и принципов}, но очень редко — с точки зрения Усуль (основополагающих источников и принципов).

 

Ученые Мазхабов использовали также принцип Тарджи, предполагавший предпочтение одних мнений ученых конкретного Мазхаба, другим мнениям по той же проблеме внутри того же Мазхаба. Различие взглядов по одному и тому же вопросу внутри конкретной школы права возникало тогда, когда ученые-основатели, а также их ученики изменяли свои предыдущие позиции. Обе точки зрения (как предыдущие, так и измененные), фиксировались документально и передавались последующим поколениям как разные мнения в Мазхабе. Расхождение мнений возникало также и по причине различий в толкованиях фраз, высказанных учеными предшествующих поколений данного Мазхаба. В каждом Мазхабе ученые этого периода консолидации отсеивали слабые и вымышленные суждения, которые приписывались основателям их Мазхабов. Они также классифицировали повествования, в которых сообщались мнения основателей, в зависимости от их точности. Этот процесс проверки и подтверждения на достоверность, а также классификации назывался Тасхи.

 

Подобная детальная и систематизированная трактовка Фикха в каждом из Мазхабов в огромной мере облегчила процесс выработки Фатв в этих Мазхабах. Однако, как и в случае систематизированной трактовки источников Исламского права в предшествующий период, очень явные различия, допущенные учеными в каждом из Мазхабов этого периода, повлекли за собой также и отрицательный эффект, т.е. они способствовали дальнейшему углублению фракционности Мазхабов.

 

Собрание Фикха

 

На этом отрезке времени правления Аббасидов книги Фикха стали писаться в определенном формате. Этот формат стал единым для всех (стандартным) и используется до сих пор. Различные вопросы группировались под общими заголовками, объединяемыми

 

в соответствии с главами, каждая из которых представляла один из основных разделов Шариата. Даже порядок глав стал единым для всех. Авторы начинали свои книги Фикха с четырех столпов, следующих после Имана (веры), поскольку Иман затрагивался в книгах по Исламской теологии. Коснувшись законов и вопросов, относящихся к таким понятиям, как Тахара (очищение) и Салят (молитва), Саум (пост), Закят (обязательное пожертвование

 

в пользу бедных) и Хадж (паломничество), они переходили к таким вопросам, как Ника

 

(брак) и Талак (развод), затем — к Бай (деловые операции) и после этого к Адаб (этикет). Касаясь каждого из этих вопросов, ученый любого Мазхаба упоминал различные доказательства, используемые всеми Мазхабами, после чего заканчивал, методологически доказывая правильность позиции своего собственного Мазхаба, и в то же время отвергая доводы всех остальных Мазхабов.


Примечание редакции:

 

Следует отметить, что подобные заключения встречаются не в каждой книге, посвященной Фикху, а только в некоторых больших научных трудах.

 

Резюме раздела

 

1. Большинство Мазхабов, возникших в предшествующие периоды, прекратили существование и остались лишь четыре из них.

 

2. Мазхабы окончательно сформировались методологически и организационно.

 

3. Иджтихад, не укладывавшийся в рамки собственных Мазхабов, был отброшен и его место занял Иджтихад Мазхаби (т.е. Иджтихад конкретных Мазхабов).

 

4. Возникла такая область правоведения, как сравнительный Фикх, использовавшийся главным образом для доказательства превосходства одного Мазхаба над другим и способствовавший дальнейшему углублению их фракционности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.009 с.)