Реализация всеобщей справедливости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реализация всеобщей справедливости



 

Исламское законодательство считает всех людей равными, когда речь идет об обязанности подчиняться Божественным законам, а также об ответственности за их нарушение. Упомянутые в Коране законы имеют всеобщий характер, без разграничения между отдельными группами людей:

 

"... Аллах приказывает вам справедливость, благодеяние и дары близким... " (Коран: Сура 16, Аят 90)

 

"Аллах, поистине, повелевает вам возвращать доверенное имущество владельцам его, и когда вы судите среди людей, то судить по справедливости... "

 

(Коран: Сура 4, Аят 58)

 

"О вы, которые уверовали! Будьте стойкими пред Аллахом, исповедниками по справедливости. Пусть не навлекает на вас ненависть к людям греха до того, что вы нарушите справедливость. Будьте справедливы, это — ближе к богобоязненности, и бойтесь Аллаха, поистине, Аллах сведущ в том, что вы делаете!"

 

(Коран: Сура 5, Аят 8)

 

Из истории известно, что во время Пророка Мухаммада (с) одна женщина из знатного племени Макзум совершила кражу драгоценностей и призналась в преступлении, когда дело было представлено Пророку (с). Ее соплеменники хотели избежать позора от применения к ней наказания, установленного Кораном за подобные преступления, и поэтому они попросили Усаму Ибн Зайда, который был близок к Пророку (с), ходатайствовать за нее. Когда Усама подошел к Пророку (с), тот очень рассердился и сказал: "И ты смеешь ходатайствовать против применения наказания, которое установлено Аллахом?". Затем он созвал людей и провѐл проповедь, в ходе которой сказал следующее: "Люди до вас были уничтожены, ибо они оставляли безнаказанными знатных, когда те крали, но применяли установленное Аллахом наказание к слабым, когда те крали. Клянусь Аллахом, что если бы моя дочь Фатима чтонибудь украла, я бы ампутировал ей руку" (Собщено Аишей и собрано Аль Бухари, Муслимом ["Сахих Муслим", англ. перевод, т. 3, стр. 909—910, № 4187) и Абу Даудом ("Сунан Абу Дауд", англ. перевод, т. 3, стр. 1218, №

4360))

 

 

Источники Исламского права


 

Исламское право на этапе основания брало свое начало из Откровения в виде Корана или Сунны. Термин Сунна означает высказывания или действия Пророка Мухаммада (с), а


также высказывания и действия других людей в его присутствии, не вызвавшие неодобрения с его стороны. Сунна считается вторым видом Откровения, что явствует из следующих Аятов Корана:

 

"И говорит он не по пристрастию. Это — только Откровение которое ниспосыла ется"

 

(Коран: Сура 53, Аят 3—4)

 

Пророку (с) была поручена работа по донесению окончательного Послания Бога человечеству:

 

"О Посланник! Передай, что низведено тебе от твоего Господа... " (Коран: Сура 5, Аят 67)

 

Ему также было вменено в обязанность разъяснение человечеству цели Бога, заложенной в Его Послании:

 

"... И послали мы тебе напоминание, чтобы ты разъяснил людям, что им ниспослано, — может быть, они подумают!"

 

(Коран: Сура 16, Аят 44)

 

Иногда Пророк (с) разъяснял цель текстов Корана, делая то или иное заявление, иногда — совершая какое-либо действие, а иногда — посредством и первого, и второго. К примеру, Коран велел верующим совершать регулярную Салят (обязательную пятикратную ежедневную молитву), не указывая, как именно ее следует совершать. Поэтому Пророк (с) совершил молитву вместе со своими последователями, а затем сказал им: "Молитесь так, как вы видели, как молюсь я"(Собрано Аль Бухари ("Сахих Аль Бухари" на арабском и английком языках, т. 1, стр. 345, № 604)). В другой раз, когда он молился, к нему пришел один человек и поприветствовал его, а он в ответ поднял правую руку(Собрано Абу Даудом ("Сунан Абу Дауд", англ. перевод, т. 1 стр. 236, № 927 и подтверждено на достоверность в "Сахих Сунан Аби Дауд", т. 1, стр. 174, № 820). Его жена Аиша сообщила, что совершая Суджуд (прикосновение лбом земли) в процессе Салят, он держал пятки вместе.(Собрано Аль Байхаки, Аль Хакимом и Ибн Хузаймой и подтверждено на достоверность Мустафой Аль Адхами в "Сахих Ибн Хузайма" (Бейрут: Аль Мактаб аль Ислами, 1е изд., 1978), т. 1, стр. 328, № 654, а также Аль Албани в "Сифа Сапях анНаби" (Бейрут: Аль Мактаб аль Ислами, 14е изд. 1987), стр. 109) А однажды, проходя мимо Ибн Масуда, когда тот молился положив левую руку на правую, Пророк (с) поменял их местами, положив правую руку на левую (Собрано Абу Даудом {"Сунан Абу Дауд", англ. перевод, т. 1, стр. 194, № 754, и подтверждено на достоверность в "Сахих Сунан Аби Дауд", т. 1, стр. 144, № 686).Сообщаются и такие сказанные им слова: "Если кто из вас совершает Суджуд, пускай он не становится на колени как это делает верблюд. Пускай он сначала положит руки (на землю) перед тем, как стать на колени". (Собрано Абу Даудом ("Сунан Абу Дауд", англ. перевод, т. 1, стр. 215, № 839, и подтверждено на достоверность в "Сахих Сунан Аби Дауд", т. 1, стр. 158, № 746)

 

Таким образом, Сунна стала наглядной иллюстрацией Корана, разъясняющей его общие положения и конкретизирующей содержание и смысл его целей. Следовательно, все, что есть в Сунне, затрагивается и в Коране, как посредством намека (как то, что подразумевается), так и в конкретной форме. Фраза Корана, содержащая обращение, может быть настолько общей, что она включает в себя всю Сунну, как, например, следующий Аят:

 

"... И что даровал вам Посланник, то берите, а что он вам запретил, от того удержитесь...

"


(Коран: Сура 59, Аят 7)

 

В Коране могут даваться общие формулировки законов, конкретизация которых оставлена Сунне. Следовательно, в Сунне могут разъясняться методологические, причинные или географические аспекты, конкретные требования, либо положения, которые не могут быть выведены логическим путем. Яркий пример последних — запрещенные продукты питания помимо тех, которые упомянуты в Коране. В отношении Пророка (с) Аллах говорит следующее:

 

"... разрешает им блага и запрещает им мерзости...

 

(Коран: Сура 7, Аят 157)

 

Вот что рассказал Анас Ибн Малик: "В день битвы при Хайбаре пришел один посетитель и сказал: "О Посланник Аллаха, уже едят ослов". Затем пришел еще один и сказал:

 

"О Посланник Аллаха, ослов уничтожают". Посланник Аллаха (с)послал Абу Тальха, чтобы тот объявил: Аллах и Его Посланник запретили вам употреблять в пищу плоть одомашненных ослов, ибо это плохо (и нечисто)".(Собрано Муслимом ["Сахих Муслим", англ. перевод, т. 3, стр. 1072, № 4778))

 

Или же могут указываться общие принципы, из которых Пророки может выводить Фатвы. Такие Фатвы подтверждаются Аллахом, если они верны, или исправляются Аллахом, если они неверны. В числе подтвержденных Фатв, выведенных таким образом, — Фатва о браке с женщиной и ее тетей по материнской или отцовской линии. Коран запрещает брак с женщиной и ее дочерью, а также брак одновременно с двумя сестрами, и говорит следующее:

 

"... И разрешено вам в том, что за этим... " (Коран: Сура 4, Аят 24)

 

Однако Абу Хурайра сообщил следующие слова Посланника Аллаха (с): "Пускай никто не объединяет в браке женщину и сестру ее отца, или женщину и сестру ее матери".(Собрано Аль Бухари ("Сахих Аль Бухари" на арабском и английском языках, т. 7, стр. 34, № 45), Муслимом ("Сахих Муслим", англ. перевод, т. 2, стр. 79—10, № 3268) и Абу Даудом ("Сунан Абу Дауд", англ. перевод, т. 2, стр. 551, № 2061)) Возможно, эта Фатва была выведена по той же причине, что и запрет на общий брак с женщиной и ее дочерью или с двумя сестрами. Ибо среди повествований, передающих высказывание Пророка (с) на этот счет, содержится такое дополнительное разъяснение: "Если вы это сделаете, вы разрушите семейные узы". То есть святость уз между сестрами, либо между матерью и дочерью, будет нарушена из-за того же соперничества между несколькими женами в полигамном браке, из-за которого семейные узы могут нарушаться между женщиной и ее тетей.

 

Среди примеров Фатв, выведенных таким образом, но в дальнейшем исправленных Аллахом, — Фатва о разводе, — Зихар. Хавла Бинт Талаба рассказала следующее: "Мой муж Аус Ибн АсСамит сказал: "Ты для меня что спина моей матери. А посему я пришла к Посланнику Аллаха (с) пожаловаться на моего мужа. Однако Посланник Аллаха (с) не согласился со мной и сказал: "Побойся Аллаха. Он твой двоюродный брат". Я продолжала жаловаться до тех пор, пока не был ниспослан Аят:

 

"Услышал Аллах слова той, которая препиралась с тобой о своем муже и жаловалась Аллаху, а Аллах слышал вашу беседу: ведь Аллах — слышащий, видящий! Те из вас, которые своих жен называют хребтом своих матарей, — они им не матери, ведь матери — только те, которые родили их, — те говорят, конечно, неприятную речь и извращение. А ведь Аллах — извиняющий и прощающий!"

 

(Коран: Сура 58, Аяты 1—2)

(Собрано Абу Даудом ("Сунан Абу Дауд", англ. перевод, т. 2, стр. 598, № 2208) и


подтверждено на достоверность в "Сахих Сунан Аби Дауд", т. 1, стр. 417—418)

 

Пророк (с) ранее утвердил Зихар как одну из форм развода и сказал Хавле принять развод с мужем, но Аллах объявил ее незаконной.

 

Существует также еще одна категория неподтвержденных Фатв, выведенных подобным образом, что свидетельствует о том, что Сунна охватывает лишь подтвержденные религиозные Фатвы и исключает личные привычки и обычаи Пророка (с), следовать которым он своих последователей не обязывал. Рафи Ибн Хадидж сообщил о том, что Посланник Аллаха (с)прибыл в Медину и увидел, что люди там прививают финиковые пальмы. Он спросил их, что они делают, и они сообщили ему, что искусственно опыляют эти деревья. После чего он сказал: "Может, лучше вам этого не делать". Когда они отказались от подобной практики, урожай с финиковых пальм упал. Они сообщили ему об этом, и он сказал: "Я человек. А посему, когда я наказываю вам делать чтото, относящееся к вере, принимайте это, но когда я приказываю вам что-то из своего собственного мнения, не забывайте, что я человек". Анас сообщил, что он добавил следующее: "Вы имеете лучшие знания (как что сделать) в делах этого мира (мирских делах)".(Сообщено Рафи Ибн Хадиджа и Анасом и собрано Муслимом ["Сахих Муслим", англ. перевод, т. 4, стр. 1259, №

 

5832))

 

Пророк (с) далее сообщил своим последователям, что даже в том случае, когда споры и конфликты будут представляться на его судебное разбирательство, он может непреднамеренно вынести по ним неверное решение, ибо о некоторых вещах он может судить на основании собственных мнений, основанных на имеющейся у него информации. Умм Салама сообщила следующие слова Посланника Аллаха (с): "Я только человек, а вы приносите мне (на мой суд) свои споры. Возможно, некоторые из вас более красноречивы в своей мольбе, чем иные, и я сужу в их пользу сообразно тому, что слышу от них. А посему, чего бы я ни решил в чью-то пользу из того, что принадлежит его брату, пускай он не берет от этого ничего, ибо я только лишь жаловал ему частицу Ада" (Собрано Абу Даудом ("Сунан Абу Дауд", англ. перевод, т. 3,стр. 1016, № 3576) и подтверждено на достоверность в "Сахих Сунан Аби Дауд", т. 2, стр. 684, № 3058)

 

Подобные решения, основанные на личном рассуждении, для сподвижников Пророка (с) явились школой по методологии применения Шариата. Она научила их тому, что судья не несет ответственности, если он делает ошибку по причине тех факторов, которые ему неподвластны. Делая акцент на этом важном моменте, Пророк (с) также сказал: "Тот, кто вынесет решение при помощи рассуждения (Иджтихад), и оно окажется правильным, получит двойное вознаграждение, а тот, кто сделает это и ошибется, получит одно вознаграждение"(Сообщено Амром Ибн Аль Асом и собрано Аль Бухари ("Сахих АльБухари" на арабском и английском языках, т. 9, стр. 330, № 450) и Абу Даудом ("Сунан Абу Дауд", англ. перевод, т. 3, стр. 1013— 1014, № 3567)). Однако подобные решения должны основываться на знании, ибо

 

Посланник Аллаха (с) сказал и такое: "Есть судьи троякого рода: один, который отправится в Рай, и два, которые отправятся в Ад. Тот один, кто в Раю, — это человек, который знает Истину и судит сообразно ей. Тот человек, который знает Истину и несправедлив в своем суждении, будет в Аду. А еще в Ад отправится и человек без знаний, который судит для людей" (сообщено Бурайдой и собрано Абу Даудом ("Сунан Абу Дауд", англ. перевод, т. 3, стр. 1013. № 3566) и подтверждено на достоверность в "Сахих Сунан Абу Дауд", т. 2, стр. 682, № 3051). Пророк (с) также содействовал тому, чтобы его сподвижники сами делали Фатвы, таким образом готовя себя к практическому применению Шариата после его смерти.

 

Али Ибн Аби Талиб рассказал следующее: "Посланник Аллаха (с) направил меня в Йемен судьей, и я спросил: "О Посланник Аллаха! Ты посылаешь меня, а я молод и у меня нет знания как судить?" Он ответил: "Аллах направит твое сердце и будет прочно держать твой


язык (привязанным к Истине). Когда пред тобой будут сидеть две стороны, ведущие тяжбу, не выноси решения пока не выслушаешь другую сторону, точно так же, как ты выслушал первую, ибо так ты лучше разберешься в том, как вынести верное решение" (Собрано Абу Даудом ["Сунан Абу Дауд", англ. перевод, т. 3,стр. 1016, № 3576) и подтверждено на достоверность в "Сахих Сунан Аби Дауд", т. 2, стр. 684, № 3057)

 

Со слов Абу Сайда Аль Худри передается следующее повествование: "Племя Курайзах сдалось на том условии, что судить их будет ни кто иной, как Сад Ибн Муаз, а посему Посланник Аллаха (с) послал за ним. Когда Сад приблизился к Масджид верхом на осле, Посланник Аллаха (с) сказал Ансарам: "Встаньте, чтобы принять вашего вождя". А Саду он сказал: "Эти люди сдались на твой суд". Сад сказал: "Казните их воинов и возьмите их женщин и детей пленниками". Услышав это, Пророк (с) сказал: "Ты вынес приговор сообразно приговору Аллаха". Собрано Муслимом ("Сахих Муслим", англ. перевод, т. 3, стр. 966, № 4368)

 

Процесс вынесения решений и юридических заключений применительно к новым жизненным обстоятельствам с помощью рассуждения, а также сами эти решения обозначаются термином Иджтихад. Как было показано, и Пророк (с), и его сподвижники практиковали Иджтихад на этом этапе развития Исламского права. Однако, следует отметить, что Иджтихады Пророка (с), появившиеся в этот период, не считаются независимым источником права, ибо их законность зависела от подтверждения в Божественном Откровении (т.е. они обретали силу закона только после их подтверждения в Божественном Откровении). Таким образом, Иджтихады Пророка (с) по сути являлись средством обучения сподвижников методам Иджтихада, а Иджтихады Сахаба на этом раннем этапе имели одну основную цель — поупражняться в этом деле.

 

 

Резюме раздела

 

1. Исламское право раннего периода состояло из законов Шариата, которые были ниспосланы Откровением, записаны в Коране и воплощены в Сунне.

 

Они, главным образом, касаются идеологических основ Ислама, Имана (Веры в Аллаха), а также социально-экономических законов, необходимых для организации зарождающегося Мусульманского государства.

 

2. Главной сутью и целью Исламского законодательства, содержащегося в Коране, являлось реформирование людей и общества, поэтому благотворные человеческие обычаи и традиции, в том числе и существовавшие до прихода Ислама, были признаны и включены в систему Божественного законодательства.

 

3. Для достижения цели реформирования законодательство, закрепленное в Коране, включило в себя такие принципы:

 

а) Устранение трудностей б) Сокращение количества религиозных обязанностей

 

в) Реализация общественного благосостояния г) Реализация всеобщей справедливости.

 

4. Этот период знаменовал начало эволюции Фикха и именно в этот период Пророком (с) были заложены основы науки выведения правовых норм из Корана и Сунны.

 

5. Можно сказать, что в этот период оформился первый Мазхаб (школа правовой мысли), так как Пророк (с) наставлял и обучал Сахаба по предмету Иджтихад.


 


 

ВТОРОЙ ЭТАП: УСТАНОВЛЕНИЕ

 

Этот этап приходится на эпоху Праведных Халифов (Праведные Халифы: Абу Бакр, 'Умар, Усман и Али были четырьмя ближайшими сподвижниками Пророка(c), руководившими Мусульманским государством после смерти Пророка(c)) и выдающихся Сахаба (сподвижников Пророка(c)). По времени он длится от Халифата Абу Бакра (632—634гг. н.э.) до смерти четвертого Халифа — Али (661г. н.э.). Границы Исламского государства стремительно расширялись в течение первых двадцати лет этого этапа и включили Сирию, Иорданию, Египет, Ирак и Персию. Таким образом, перед Мусульманами неожиданно предстали совершенно новые системы, культуры, а также нравы, в отношении которых законы Шариата ничего конкретного не оговаривали. В целях разрешения многочисленных новых проблем Праведные Халифы в огромной мере полагались на решения, принятые на основе Иджмы (всеобщего согласия), а также на Иджтихаде, которому их обучил Пророк(c), пока они были с ним после его переселения в Медину. В процессе широкомасштабного использования Иджмы и Иджтихада эти Халифы установили процедуры, которые позже стали составлять основу Фикха (разумеется, вместе с теми базовыми положениями, которые были заложены в Коране и Сунне).

 

В этом разделе мы подробно рассмотрим порядок решения новых жизненных проблем, который был выведен Праведными Халифами на основе законов, установленных Кораном и Сунной, а также общий подход, использовавшийся отдельными Сахаба, для того, чтобы делать юридические выводы (т.е. давать заключения по различным вопросам, возникающим в жизни Мусульманского сообщества). Мы также попытаемся показать, почему этот период был относительно свободен от фракционности, характерной для более поздних этапов развития, и отметим определенные черты Фикха этого периода, некоторые из которых сильно отличаются от тенденций, возникших в дальнейшем.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.051 с.)