Истихсан (предпочтение в правовом отношении) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Истихсан (предпочтение в правовом отношении)



 

Этот принцип предполагает предпочтения мнения, вытекающего из конкретной потребности практики, мнению, основанному на методе Кийяс. Данный принцип, обозначаемый различными терминами (например, Истихсан), использовался учеными большинства школ правовой мысли. Одно из применений принципа Истихсан — толкование смысла договора на производство и продажу какого-либо предмета. Согласно Кийясу, основанному на изречении Пророка (c)— "Кто берется продавать пищу, пускай этого не делает до тех пор, пока не имеет ее в своем владении" (Сообщено Ибн 'Умаром и собрано Маликом ("Муатта Имама Малика", англ. перевод, стр. 296, № 1324), договоры подобного вида считались недействительными (не имеющими законной силы), ибо вещь, являющаяся предметом продажи, на момент заключения договора не существовала. Однако учитывая, что подобные договоры признаются всеми людьми и потребность в них очевидна, эта Фатва, выведенная на основе Кийяса, была признана необязательной, а договоры подобного плана разрешены на основании принципа превосходства (Истихсан).

 

Урф (обычай)

 

Местные обычаи принимались в качестве источника Исламского права в конкретном регионе, если только они не противоречили принципам Исламского закона. Примером тому являются местные обычаи вступления в брак и порядок передачи брачного дара (Махр) женихом невестве. По Исламскому праву Махр должен согласовываться как часть брачного контракта, но время его уплаты точно не устанавливается. Обычаем египтян, а также некоторых других народов предусматривается, что одна его часть, называемая Мукаддам, должна уплачиваться перед брачной церемонией, а оставшаяся часть, называемая Муаххар, уплачивается лишь в случае смерти или развода, в зависимости от того, что наступит раньше (Мухаммад Мустафа Шалаби, "Усуль аль-Фикх аль-Ислами" (Бейрут, Ливан: Дар ан-Нахда аль-Арабийя, 1978), 2-е изд, т. 1, стр. 314).

 

Другой пример Урф — это обычаи при аренде или найме. Исламский закон не требует уплаты соответствующей цены до тех пор, пока не осуществлена полная доставка


продаваемой вещи. Однако по установившемуся обычаю арендная плата взимается перед тем, как арендуемое место или предмет поступают в пользование арендатора или нанимателя на оговоренный срок.

 

* * *

 

Хотя подобный процесс структуризации и классификации по большей части был тенденцией позитивной, и все же, вместе с возобладавшими тенденциями к фракционности, он способствовал еще большему увеличению разрыва между Мазхабами. Таким образом мы можем видеть, как незначительные различия в терминологии, которой обозначается один и тот же принцип, становятся источниками трений и противостояния. Например, Мазхаб Маликитов считал принцип Истихсан Мазхаба Ханафитов неприемлемым, хотя фактически применял этот же принцип, но под другим названием — Масаали Мурсала. Мазхаб же Шафи'итов отверг оба эти термина и применял аналогичный принцип, называя его Истисхаб.

 

Резюме раздела

 

1. В рассматриваемый период Фикх окончательно оформился как самостоятельная Исламская наука.

 

2. Многие Мазхабы, возникшие в последней части периода Умайядов, достигли расцвета, а также возросло количество центров науки по всей территории государства Аббасидов благодаря покровительству со стороны государства.

 

3. Впервые за все время были предприняты и успешно завершены широкомасштабные работы по составлению и систематизации сборников Фикха разных Мазхабов.

 

4. Фикх был систематизирован и разделен по двум направлениям: Усуль (основные источники) и Фуру' (дополнительные источники). При этом основные источники Исламского права были четко определены и степень их значимости установлена.

 

5. К концу этого периода Сунна во всей своей целостности также была собрана и записана в книгах Хадисов.

 

6. В первой половине данного этапа развития Мазхабы под руководством своих основателей продолжали широко практиковать взаимный обмен мнениями. Но с приходом второго поколения, т.е. их учеников, появилась тенденция к непреклонности, жесткости, косности и отказу от той гибкости, которая была присуща периоду великих Имамов и существовала среди ученых, живших в еще более раний период.

 

МАЗХАБЫ — ШКОЛЫ ИСЛАМСКОЙ

ПРАВОВОЙ МЫСЛИ

 

В предыдущих главах мы увидели эволюцию Мазхаба (Общая совокупность Фата, составленных учеными и их учениками, а также Фаге, составленных всеми учеными, которые придерживались их подхода) в историческом контексте общего развития Фикха. В эру Пророчества основы Фикха закладывались в Иджтихадах (нормах, выводимых при помощи рассуждения) Пророка Мухаммада (с), а также в Иджтихадах его сподвижников, Сахаба. На этом этапе Божественное Откровение в виде Корана и Сунны Пророка (c)


составляло единственный источник Исламского права. Иными словами, существовала одна-единственная школа правовой мысли (Мазхаб) — школа самого Пророка (c).

 

На последующем этапе, т.е. в период правления Праведных Халифов, возник принцип Иджмы (единоласного решения), а Иджтихад стал самостоятельным принципом Фикха под названием Кийяс. Мазхабом этого периода фактически являлся Мазхаб каждого из Праведных Халифов, ибо окончательное слово в решении правовых вопросов оставалось за ним. Тем не менее, все решения в правовой сфере подлежали изменению на основании зафиксированных высказываний или обычаев Пророка (c), т.е. Хадисов. Поэтому для разночтений, косности или фракционности не оставалось места.

 

Ранний период правления династии Умайядов был отмечен разделением ученых Фикха на два основных Мазхаба с точки зрения Иджтихада: Ахль ар-Ра'и и Ахль аль-Хадис. Во время поворота от Халифата к монархии, когда Халиф-король уже не являлся руководителем Мазхаба, из этих двух школ мысли возник целый ряд новых. Поскольку ученые и их ученики рассеялись по всему государству Умайядов, возросло количество их личных Иджтихадов ввиду необходимости решения вопросов на местах. Следует, однако, отметить, что и в период Умайядов, и в период первых Аббасидов ученики Фикха часто и свободно меняли своих учителей, обмениваясь мнениями по вопросам права. В результате этого поддерживалась и сохранялась гибкость во взглядах, присущая предшествующим периодам.

 

В главах седьмой и восьмой будет показано, что во второй половине периода династии Аббасидов Фикх был формализован и систематизирован. Количество Мазхабов пошло на спад и различия между ними стали более ярко выраженными в силу предпочтения государством одних Мазхабов другим, а также вследствие усиления соперничества внутри самих Мазхабов, провоцируемого дворцовыми дебатами. После окончания Халифата Аббасидов и упадка Иджтихада, вылившегося в его прекращение, количество Мазхабов сократилось до четырех, которые полностью отдалились друг от друга и прониклись взаимным антагонизмом, часто представляя собой взаимно противоборствующие группы. Различия между ними стали непреодолимыми в умах их приверженцев, а фанатизм и фракционность Мазхабов расцвели буйным цветом. Поскольку практическая применимость Шариата везде и всегда в огромной мере зависела от принципа Иджтихад, утрата этого жизненно важного принципа неизбежно приводила к застою и упадку Фикха.

 

В последующих двух главах мы более пристально рассмотрим хронологию Мазхабов, уделив должное внимание их основателям, формированию и основным принципам. Затем мы рассмотрим основные причины тех различий, которые возникли между ними.

 

МАЗХАБ ХАНАФИТОВ

 

Основатель: Имам Абу Ханифа(702—767гг.н.э.)

 

Этот Мазхаб называется по имени основавшего его ученого, Абу Ханифы, настоящее имя которого было Нуман Ибн Табит. Он родился в 702г. н.э. в Куфе (Ирак). Его отец был торговцем шелком, персом по происхождению, принявшим Ислам в период правления Хуляфа Рашидун (Праведных Халифов). Абу Ханифа начинал изучать философию и диалектику, известные как Ильм Аль-Калям, но, освоив различные дисциплины в этой области, он оставил ее и стал глубоко изучать Хадисы и Фикх. Своим главным учителем он избрал Хаммада Ибн Заида, который относился к числу величайших ученых своего времени в науке Хадисов. Абу Ханифа учился у него в течение восемнадцати лет. В это время он освоил науку преподавания, но продолжал оставаться учеником Хаммада до самой смерти последнего в 742г. н.э. После этого, будучи в возрасте сорока лет, он занял должность


преподавателя и стал самым выдающимся ученым в Куфе. В этом качестве он, очевидно, был ценной находкой для Халифов из династии Умайядов того времени. Они предложили ему должность Кадия (судьи) Куфы, но он отказался принять этот пост несмотря на то, что был избит за свой отказ Эмиром Куфы, Язидом Ибн 'Умаром. Во время правления Аббасидов он точно так же отказался от королевского назначения и в результате был посажен в Багдадскую тюрьму Халифом Абу Джафаром Аль-Мансуром (правил в 754— 775гг. н.э.). Он пребывал в заключении до самой своей смерти в 767г. н.э. Абу Ханифу относят к числу Табиун второго поколения (учеников сподвижников Пророка (c)), ибо он встречался с некоторыми Сахаба и из их уст слышал несколько Хадисов.("Аль Мадхап",

 

стр. 171—172)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.115 (0.014 с.)