Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование Мазхаба Ханафитов

Поиск

 

Имам Абу Ханифа основывал свой метод преподавания на принципе Шуры (т.е. коллективного обсуждения, совещания). Он знакомил своих учеников с какой-либо правовой проблемой как предметом для обсуждения, а также приказывал им письменно фиксировать принимаемые решения во всех случаях, когда они достигали единой точки зрения. В силу подобного интерактивного подхода к выведению Фатв мы можем сказать, что Мазхаб Ханафитов явился продуктом усилий учеников Абу Ханифы не в меньшей степени, чем его собственных усилий. Они также вели дебаты по гипотетическим (предполагаемым) проблемам и вырабатывали решения, руководствуясь таким принципом, как подготовка к проблеме, т.е. готовность встретиться с проблемой еще до того, как она возникнет. Из-за склонности к гипотетическому Фикху, когда обсуждение часто начиналось с вопроса "А что было бы, если бы случилось вот так?", они обрели известность как "Чтоесльщики", или Ахль ар-Ра'и ("Люди мнения", "Люди рассуждения "}.

 

Источники права, используемые Мазхабом Ханафитов

 

Первые специалисты-правоведы этого Мазхаба выводили правовые нормы из следующих источников, перечисляемых здесь в порядке их важности:

 

1. Коран

 

Они считали Коран изначальным, первостепенным и неоспоримым источником Исламского права и использовали его не иначе, как для оценки точности других источников. Исходя из этого, любой другой источник, который противоречил Корану, считался неточным.

 

2. Сунна

 

К Сунне обращались как ко второму важнейшему источнику Исламского права, но с некоторыми оговорками относительно ее использования. Они придерживались мнения, что если какой-либо Хадис используется как доказательство с правовой точки зрения, то одного, такого условия, как его точность (достоверность) — Сахих, будет недостаточно, а он еще должен быть широко известным — Машхур. Это условие было заложено как гарантия против вымышленных Хадисов, которые были широко распространены в том районе, где поселились на жительство лишь немногие из выдающихся Сахаба (Али и Ибн Масуд).

 

3. Иджмы сподвижников Пророка (с)

 

Третьим по важности источником Исламского права было единогласное мнение Сахаба по любому правовому вопросу, не оговоренному в Коране или в Сунне. Это значит, что при выведении Исламских норм точки зрения сподвижников Пророка (c) предпочитались личным мнениям самого Абу Ханифы и его учеников. Мазхаб Ханафитов также признавал


Иджмы Мусульманских ученых любого времени имеющими силу и обязательными для Мусульман.

 

4. Индивидуальные мнения сподвижников Пророка (с)

 

Если Сахаба имели разные мнения по конкретному правовому вопросу и впоследствии Иджмы по нему не достигалось, Абу Ханифа выбирал то мнение, которое виделось наиболее подходящим для данного случая. Устанавливая это в качестве одного из важнейших принципов своего Мазхаба, Абу Ханифа считал более весомыми мнения Сахаба, чем свои собственные. (Мухаммад Юсуф Муса, "Тарих аль-Фикх аль Ислами" (Каир: Дар аль Китаб аль Араби, 1955), т. 3, стр. 62) Однако выбирая одну из различных точек зрения, он все-таки прибегал к собственным рассуждениям в ограниченном смысле.

 

5. Кийяс (дедукция по аналогии)

 

Абу Ханифа не чувствовал себя обязанным соглашаться с выводами учеников Сахаба (Табиун) в тех областях, где четкое доказательство отсутствовало во всех вышеупомянутых источниках. Он считал себя равным табиунам и формулировал свой собственный Иджтихад на основе принципов Кийяса, установленных им самим и его учениками.

 

6. Истихсан (предпочтение)

 

Термин Истихсан означает предпочтение одного доказательства другому в силу того, что первое видится более подходящим для конкретной ситуации, даже если предпочитаемое доказательство будет технически слабее, чем то, которому его предпочли. Один из возможных примеров — предпочтение какого-либо Хадиса, имеющего конкретный смысл, другому, имеющему общий смысл, или же даже предпочтение нормы, более подходящей для конкретной ситуации, той, которая была выведена методом Кийяс.

 

7. Урф (местный обычай)

 

Местным обычаям придавалась более значительная правовая весомость там, где Исламом не предписывалось никаких обязательных правил. Именно благодаря практическому применению этого принципа различные обычаи, встречающиеся во всем многообразии культур внутри Исламского мира вошли в правовые системы различных стран и стали ошибочно считаться Исламскими.("Аль Мадхал", стр. 175—186)

 

Основные ученики Мазхаба Ханафитов

 

Самыми знаменитыми из учеников Абу Ханифы были Зуфар Ибн Аль-Хундайл, Абу Юсуф и Мухаммад Ибн Аль Хасан.

 

Зуфар Ибн Аль Хундайл (732—774гг. н.э.)

 

Зуфар был одним из тех, кто последовал примеру Абу Ханифы и отказался принять назначение на пост Кадия, несмотря на то, что ему делалось много привлекательных и заманчивых предложений. Он предпочитал преподавать, чем и занимался до самой своей смерти в молодом возрасте 42 лет в Басре.

 

Абу Юсуф Якуб Ибн Ибрахим (735—795гг. н.э.)

 

Абу Юсуф родился в бедной семье в Куфе. Он широко изучал Хадисы до тех пор, пока не стал заметным ученым в науке Хадисов, а затем девять лет изучал Фикх в Куфе у Имама Ибн Аби Лайла (ум. в 765г. н.э.), отец которого был знаменитым Сахаби из Медины. Позже


Абу Юсуф учился у Абу Ханифы в течение девяти лет, а когда Абу Ханифа умер, он отправился в Медину и некоторое время учился у Имама Малика.

 

Абу Юсуф назначался главным государственным судьей Халифами Аббасидов: Аль Мади (775—785гг. н.э.), Аль Хади (785—786гг. н.э.) и Харуном Ар-Рашидом (786—809гг. н.э.). Будучи главным судьей, он назначал судей в различные города и все его протеже были последователями Мазхаба Ханафитов. Это явилось одним из факторов содействия распространению этой школы мысли по всей Мусульманской империи.(Уалиаллах Ад-Дахлауи "Аль Инсааф фи Баян Асбааб аль Ихтилаф" (Бейрут, Ливан: Дар ан-Нафаис, 2-е

 

изд., 1978), стр. 39)

 

Мухаммад Ибн Аль-Хасан Аш-Шайбани (749—805гг. н.э.)

 

Имам Мухаммад родился в Уасите, но вырос в Куфе. Как и у Абу Юсуфа, его первые исследования касались Хадисов. Некоторое время он учился у Абу Ханифы до смерти последнего, затем продолжил учебу у Абу Юсуфа и позже отправился в Медину, где в течение трех лет учился у Имама Малика. В этот период он стал одним из основных рассказчиков Хадисов по книге Малика "Аль-Муатта". Имам Шафи'и был одним из многих, кто впоследствии учился у Мухаммада Ибн Аль Хасана в Багдаде.

 

Мухаммад Ибн Аль-Хасан принял также назначение на пост Кадия в период правления Халифа Харуна Ар-Рашида, но вскоре отказался от него, поскольку этот пост требовал множества компромиссов (уступок), и вернулся на должность преподавателя в Багдад.

 

Последователи Мазхаба Ханафитов

 

Те, кто сейчас является последователями Мазхаба Ханафитов, большей частью проживают в Индии, Афганистане, Пакистане, Ираке, Сирии, Турции, Гайане, Тринидаде, Суринаме и частью — в Египте. Его последователями также является большинство Мусульманского населения, проживающего на территории бывшего СССР. Когда правители Оттоманского государства в девятнадцатом веке н.э. привели Исламское право в соответствие с Мазхабом Ханафитов и сделали его государственным законом, этот Мазхаб должен был изучить любой ученый, стремившийся занять пост судьи. В результате во второй половине девятнадцатого века Мазхаб Ханафитов распространился по всему Оттоманскому Исламскому государству.

 

МАЗХАБ АУЗАИ

 

Основатель: Имам Аль-Ауза'и(708—774гг.н.э.)

 

Этот Мазхаб называется по имени сирийского ученого Абдур-Рахмана Ибн Аль-Ауза'и, который родился в Баль Беке в 708г. н.э. Он получил известность как один из крупных ученых в области Хадисов восьмого века н.э. и был противником чрезмерного использования Кийяса и других форм рассуждения в тех случаях, когда имелись четкие тексты Корана или Сунны. Имам Ауза'и прожил большую часть жизни в Бейруте, где и умер в 774г. н.э. Основанный им Мазхаб стал распространенным не только в Сирии, но и в Иордании, Палестине и Ливане, а также в Испании.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.221.112 (0.009 с.)