Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характерные черты Фикха периода УмайядовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Тенденция, характерная для ученых и их учеников в Исламской империи этого периода — деление на две основные группы. Одна группа ученых склонялась к тому, чтобы в собственных выводах не выходить за рамки существовавших и доступных для пользования текстов, а другая группа предпочитала широкое использование дедуктивного мышления и Иджтихада. Первая группа избегала давать Фатвы по тому или иному вопросу при отсутствии соответствующих четких текстов из Корана или Хадисов, относящихся к данному вопросу. В своей позиции они основывались на Аяте Корана:
"И не следуй за тем, о чем у тебя нет знания... " (Коран: Сура 17, Аят 36)
Законы, цели которых были определены Аллахом и Его Пророком (c), использовались для выводов по аналогии, (Получение ответа на тот или иной вопрос посредством логического рассуждения, основанного на аналогиях (т.е. подобных случаях)) а те, которые не были определены, не использовались. Из-за такой позиции ученых этой школы мысли стали называть Ахль аль-Хадис ("Люди Хадисов"). Центром ученых Ахль аль Хадис была Медина, а Фикх Мединской школы по большей части имел практическую направленность и основывался на реальных проблемах.
Другой группе ученых думалось, что всевозможные законы, ниспосланные Аллахом, имели под собой определенные причины, независимо от того, были они определены Аллахом и Его Пророком (с) или же нет. В тех случаях, когда причины для того или иного закона не были конкретно определены, эти ученые использовали собственные способности рационального суждения для того, чтобы найти возможные причины. Затем они применяли этот закон для других случаев, возникших при сходных обстоятельствах. Их подход основывался на практике некоторых ведущих Сахаба, использовавших дедуктивный метод для нахождения первопричин некоторых Божественных Законов. Из-за того, что эта группа выступала за широкое применение метода дедуктивного рассуждения, они обрели известность как Ахль ар-Ра'и ("Рассуждающие люди", "Люди рассуждения", "Люди мнения). Центром ученых Ахль ар-Ра'и была Куфа в Ираке. Фикх в Куфе развивался на базе гипотез. Изобретались проблемы и рассматривались в различных ситуативных контекстах, затем вырабатывались предполагаемые (гипотетические) решения, которые записывались. В процессе обсуждения они часто использовали фразу: "А что, если бы это было так?" и поэтому получили также прозвище "Чтоесльщики". Следует отметить, что эти два направления были всего лишь продолжением тех, которые впервые возникли еще в среде Сахаба.
Причины различий
Различные подходы ученых Ахль аль-Хадис и Ахль ар-Ра'и можно отнести на определенные политические факторы, связанные с различными типами социокультурной среды в тех двух географических регионах, в которых процветали эти две школы мысли. Со времен последнего Праведного Халифа, Али Ибн Аби Талиба, столица Исламского государства переносилась сначала в Ирак, затем в Сирию. Поэтому Хиджаз (Западное побережье Аравийского полуострова, включая Мекку и Медину) практически оказался в стороне от общественных волнений и наплыва иностранных культур и идей, т.е. всего того, что обычно происходит в столице государства. По причине изоляции от центра жизнь в Хиджазе продолжала оставаться мирной и спокойной. Хиджаз был еще и родным домом Пророка(c) и местом рождения Исламского государства. Следовательно, этот регион изобиловал Хадисами, а также богатством правовых норм, Фатв, выведенных первыми тремя Халифами — Абу Бакром, 'Умаром и Усманом. Ирак же, наоборот, был для Мусульман землей новой и незнакомой. Когда туда была перенесена столица Исламского государства, она стала настоящей "плавильной печью" для различных культур, порождавшей огромное количество ситуаций и событий, выходивших за рамки опыта Мусульманских ученых того времени. Далее, ввиду небольшого количества проживавших Сахаба, Хадисы там не были в таком же изобилии, как это было в Хиджазе. Ирак стал местом рождения вымышленных Хадисов, а также благодатной почвой для большинства отступнических сект. Не будучи уверены в правдивости цитируемых Хадисов, ученые Ирака в целом полагались на Хадисы в меньшей степени, чем ученые Хиджаза. Те немногие Хадисы, которые ученые Ирака считали точными, принимались только в случае, если они отвечали определенным очень жестким условиям. Естественным результатом такого хода развития было то, что Иракская школа правовой мысли и ее ученые больше полагались на личное рассуждение и логику, чем на передаваемую из уст в уста Сунну Пророка(c).("Аль Мадхал", стр. 126—127) Составление сборников Фикха
В период Четырех Праведных Халифорв (632— 661гг. н.э.) не существовало единого сборника правовых норм, Фатв, ранее выведенных сподвижниками Пророка(c). Мусульманское государство стремительно расширялось, и все в нем пребывало в состоянии постоянного изменения. Практика цитирования Хадисов только началась, а первая группа Мусульман, которые сформировали сердцевину государства, только приступила к исполнению неведомой ранее задачи — руководству Мусульманским народом. Таким образом, для составления собрания из различных решений и мнений сподвижников Пророка(c) не было ни времени, ни возможности. Сами Сахаба старались рассматривать свою деятельность по Иджтихаду не как непогрешимую истину, обязательную для всего Мусульманского сообщества, а просто как мнения, применимые для их собственного периода времени и их условий.
Первые попытки собрания Фатв стали предприниматься именно в период правления Умайядов. С изменением формы правления от Халифата к монархии в этот период все больше и больше новых решений шло вразрез с решениями и мнениями сподвижников Пророка(c). Те, кто учился у Сахаба в различных центрах Исламской мысли, поняли, что если не предпринять совместных и согласованных усилий по сохранению Фатв предшествующего периода, последующие поколения Мусульман не смогут воспользоваться вкладом Сахаба. Исходя из этого, первые ученые Хиджаза собрали различные Фатвы Абдуллы Ибн Аббаса, Абдуллы Ибн 'Умара и Аиши Бинт Аби Бакр (3-я жена пророка(с)). Точно так же поступили и ученые Ирака, которые собрали нормы Абдуллы Ибн Масуда, а также нормы Али Ибн Аби Талиба. К сожалению, ни один из этих первых сборников не дошел до нас в первоначальной форме. Сейчас они известны только по ссылкам на них в книгах последующих поколений ученых. Однако, огромное количество Фатв, содержащихся в оригинальных собраниях, было сохранено в форме повествований в книгах Хадисов, в исторических книгах, а также в книгах Фикха более поздних периодов.
Резюме раздела
1. Первые попытки составления сборников Фикха бы ли предприняты в период Умайядов.
2. Ученые Фикха этого периода следовали двум основным направлениям при составлении Фатв: направлению, родоначальниками которого были Ахпь аль-Хадис ("Люди Хадисов"), и направлению, родоначальниками которого были Ахпь ар-Ра'и ("Люди рассуждения", "Люди мнения"). С рассеянием ученых по разным регионам заметно возросло количество индивидуальных Иджтихадов. В итоге это привело к количественной эволюции Мазхабов.
3. И принцип Иджмы, и принцип совещательного управления (Шура) были утрачены в силу того, что ученые стремились держаться подальше от вырождающегося двора Умайядов.
4. Чтобы сберечь основные принципы Ислама в условиях отхода Умайядов от Сунны, жившие в разных местах ученые взяли за основу повествования Хадисов и собрали Фатвы, выведенные наиболее выдающимися специалистами в этой области из числа сподвижников Пророка(c).
5. В этот период царили общественные беспорядки и волнения, а также появились на свет нескольких религиозных сект и политических группировок.
6. На этом этапе впервые возникло такое явление, как сочинение вымышленных Хадисов. Поэтому ученые увидели потребность в собрании и критическом анализе Хадисов.
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП: РАСЦВЕТ
Этот этап длится от примерно 750г. до 950г. н.э. и охватывает восхождение династии Аббасидов, основанной Халифом Абуль Аббасом (правившим в 750— 754гг.),(Аббасиды были потомками Аль Аббаса, дяди Пророка Мухаммада (c)) ее упрочение и начало ее упадка. Именно в этот период Фикх оформился в самостоятельную Исламскую науку. Исламская научная среда активно поддерживалась Халифом и процветала вследствие того, что дискуссии и обмен мнениями по противоречивым вопросам обрели широкомасштабный характер; количество Мазхабов приумножилось; составлялись различные сборники Хадисов и Фикха; переводы на арабский язык научных, философских и теологических трудов оказывали влияние на Исламскую мысль. К концу этого периода Фикх четко разделился на две секции: основополагающие принципы (Усуль) и второстепенные принципы научных, философских и теологических трудов (Фуру'); были определены источники Исламского права и возникли различия между основными Мазхабами, в результате чего они стали четко отличаться друг от друга.("Аль Мадхал", стр. 128)
Развитие Фикха
В развитии Фикха этого периода прослеживаются две основные тенденции, касающиеся эволюции Мазхабов.
Первая возникла в период Великих Имамов,основателей ведущих Мазхабов,и ихосновных учеников. Хотя эти Мазхабы стали быстро разделяться между собой, они продолжали традицию гибкого подхода при выведении и принятии правовых норм, Фатв, присущую предшествующим периодам.
Вторая тенденция была отмечена в период,последовавший за смертью крупных ученых,принадлежавших к разным Мазхабам. Она знаменует собой начало жесткого подхода при выведении и принятии Фатв. Такой подход являлся основной отличительной чертой Мазхабов и, следовательно, Фикха последующих поколений.
Период Великих Имамов
На развитии Фикха в период Великих Имамов (750—850гг. н.э.) и их выдающихся учеников сказались следующие факторы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.110.38 (0.009 с.) |