Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика лесных земель учебного объекта лесоустройстваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Таблица 9 Распределение покрытых лесной растительностью земель по типам леса
Кроме того, после табл. 9 и краткого анализа ее данных следует привести полное описание приводимых типов леса. При этом допустима как текстовая форма описания, так и табличная. Данные табл. 10 характеризуют распределение площади не покрытых лесной растительностью земель учебного объекта лесоустройства по типам лесорастительных условий, так как эти земли подлежат лесовосстановлению и важна характеристика эдафических условий. Таблица 10 Распределение площади не покрытых лесной растительностью земель учебного объекта лесоустройства по типам лесорастительных условий, га
Контролем правильности составления табл. 8...10 служат показатели предшествующих таблиц и результаты предыдущих расчетов. Составлением этих таблиц и анализом их данных завершается характеристика структуры, породного состава и состояния лесного фонда в учебном объекте лесоустройства. Для этого в пояснительной записке курсового проекта по лесоустройству [20], начиная с табл. 8 и далее для всех таблиц проекта, пишется краткий сравнительный анализ данных таблиц, полученных в ходе выполнения лабораторных работ. Этот текст должен содержать ссылки на анализируемую таблицу, располагаться после таблицы, а при острой необходимости заполнения пустых мест на странице – до нее. Эта необходимость возникает, если таблица не умещается на частично заполненной странице, ее переносят на следующую страницу, чтобы не разрывать, а образовавшийся пробел заполняется анализом данных этой и, возможно, следующей таблицы. Лабораторная работа № 5 Тема: « Основы организации освоения лесов». Цель – с учетом существующих правовых положений и нормативных актов, определяющих целевое назначение лесов и разрешенные виды их использования, произвести организационное деление земель и насаждений учебного объекта на хозяйственные части и хозяйственные секции соответственно. Это позволит системно проводить дальнейшие проектные действия и достоверно осуществить разработку необходимого комплекса мероприятий по освоению лесов учебного объекта лесоустройства на предстоящий ревизионный период по хозяйствам (хвойное, твердолиственное, мягколиственное и др.). Исходный материал: данные «Таблицы классов возраста…» с расчетом средних таксационных показателей насаждений по преобладающим породам, таксационные описания кварталов учебного лесного участка, собранная на производственной практике информация для раздела 2.1 курсового проекта по лесоустройству и раздел 3.1 программы пояснительной записки этого проекта [20], данные прил. 1 настоящих методических указаний. Порядок выполнения Для выполнения данной лабораторной работы необходимо знать два теоретических положения лесоустройства о целевом назначении лесов. 1. Виды целевого назначения лесов. В России до 1 января 2007 г. все леса по народнохозяйственному значению (по назначению) делились на три группы: I, II и III. Лесной кодекс Российской Федерации определил новую формулировку их целевого назначения: защитные, эксплуатационные и резервные леса. Студенты проходят производственную практику в лесничествах, лесопарках, леса которых могут иметь разное целевое назначение. Чаще всего они относятся к защитным лесам (бывшая I группа). Защитные леса выделяются на землях лесного фонда и землях других категорий в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и других полезных функций лесов с одновременным использованием, совместимым с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. Это леса, основным назначением которых является выполнение комплекса прижизненных полезных природных функций (экологических, экономических и социальных). К эксплуатационным лесам относятся леса, предназначенные для освоения в целях обеспечения устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов. К резервным лесам относятся леса, в которых в течение предстоящих двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины. Проектирование эксплуатационных, защитных и резервных лесов в пределах лесничества, лесопарка осуществляется при лесоустройстве на основании анализа состояния и использования лесов, перспектив их освоения в различных целях, развития особо охраняемых природных территорий с учетом документов территориального планирования. При этом проектирование эксплуатационных лесов осуществляется после проектирования защитных и резервных лесов. 2. Категории защитных лесов. Согласно «Лесному кодексу Российской Федерации» [4] и «Лесоустроительной инструкции» [5], в соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением защитных лесов, их местоположением и выполняемыми функциями, они разделяются на 16 категорий защитных лесов, объединенных в 4 группы, которые являются основанием для установления особого порядка и режима освоения лесов в каждой из них: 1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; 2) леса, расположенные в водоохранных зонах; 3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов: а) леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; б) защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; в) зеленые зоны, лесопарки; г) городские леса; д) леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов; 4) ценные леса: а) государственные защитные лесные полосы; б) противоэрозионные леса; в) леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах; г) леса, имеющие научное или историческое значение; д) орехово-промысловые зоны; е) лесные плодовые насаждения; ж) ленточные боры. з) запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов; и) нерестоохранные полосы лесов. В ходе выполнения данной лабораторной работы сначала необходимо на основе информации раздела 2.1 курсового проекта по лесоустройству кратко описать (перечислить) виды целевого назначения лесов всего производственного лесничества (лесхоза), включая категории защитных лесов. Указать запроектированное лесоустройством назначение лесов в кварталах выбранного для учебной работы лесного участка. После этого, если исходный материал собран применительно к защитным или резервным лесам, леса выбранных кварталов условно, в учебных целях переводим в эксплуатационные. Это выполняется в целях реализации единого методического подхода к учебному лесоустроительному проектированию мероприятий по освоению лесов и, главное, для обеспечения возможности научиться проектировать промышленную заготовку древесины, которая в виде сплошных рубок может осуществляться только в эксплуатационных лесах. 3. Хозяйственная часть – это обособленная организационно-хозяйственная единица, представленная целостной территорией лесничества (лесопарка), выделяемая лесоустройством в пределах лесов одного вида целевого назначения, одной или нескольких категорий защитных лесов, включающая совокупность лесных насаждений и других категорий земель, объединенных общностью целей, направления, уровня интенсивности освоения лесов [19]. Обязательность выделения такой единицы проектирования предусматривает теория лесоустройства, но в современных отраслевых нормативно-правовых актах и утвержденных методиках совершенно не упоминается необходимость ее образования. Однако отсутствие хозчастей накапливает противоречия в лесном законодательстве и в организации освоения лесов, поэтому студент должен знать о назначении хозчастей и уметь правильно их проектировать, не дожидаясь, когда будут устранены противоречия в лесном законодательстве. Проектант с учетом положений, приведенных в пп. 1, 2, 3 образует одну хозяйственную часть – «эксплуатационную». 4. Хозяйственная секция – совокупность лесных насаждений и не покрытых лесной растительностью лесных земель, хотя и разобщенных территориально, но объединенных в целое единством целей, формы хозяйства, оборота рубки, однородностью лесоводственно-технических расчетов и системы проектируемых мероприятий [19]. Организуется при лесоустроительном проектировании по методу классов возраста. Основанием для образования хозяйственных секций могут быть: – древесная порода (хвойная, твердо- или мягколиственная) и ее биоэкологические свойства (быстро-, умеренно- или медленнорастущая, светолюбивая или теневыносливая); – происхождение насаждений (естественное семенное, порослевое или искусственное – лесные культуры); – лесоводственно-техническая форма хозяйства (высоко-, средне- или низкоствольная; крупно-, средне- или мелкотоварная); – продуктивность насаждений (высоко-, средне-, низко- или непродуктивные); – класс бонитета (высоко-, средне- или низкобонитетные); – рельеф и местоположение на местности (горные, равнинные, пойменные, нагорные, байрачные леса и т.д.); – тип лесорастительных условий (сухие, свежие, влажные), тип леса; – способ рубки; – целевое назначение и выполняемые функции; – возраст рубки (возраст спелости) и продолжительность класса возраста (20, 10, 5 лет или 1 год); – доля насаждений той или иной древесной породы в общей площади покрытых лесной растительностью земель. Проектант в своем учебном объекте лесоустройства образует 3…4 хозяйственные секции. В одну секцию могут объединяться насаждения нескольких древесных пород с близкими лесоводственно-биологическими свойствами и обязательно с одинаковой продолжительностью класса возраста. Если среди насаждений одной преобладающей породы встречаются участки разного происхождения (семенного, порослевого, искусственного), то организуются две хозяйственные секции. Наиболее характерны такие случаи в дубравах. В дубовых насаждениях семенного естественного и искусственного происхождения организуется высокоствольная хозяйственная секция с продолжительностью класса возраста 20 лет. Дубовые насаждения порослевого происхождения образуют дубовую низкоствольную хозяйственную секцию с продолжительностью класса возраста 10 лет. Различить их можно в таксационном описании по продолжительности класса возраста (20 или 10 лет). В пределах одной преобладающей породы при необходимости возможна организация хозяйственных секций не только по происхождению, но и при наличии существенных различий по продуктивности, по бонитетам и типам леса. Так, например, в отдельные хозсекции включаются дубравы нагорные, дубравы пойменные, дубравы байрачные, дубравы временного типа (на бедных супесчаных и песчаных почвах). Каждой хозяйственной секции дается определенное название, как правило, при наличии одной породы по ее названию. При разном происхождении, различиях по продуктивности, типам леса в пределах одной породы наименование может быть расширено с учетом упомянутых особенностей: дубовая высокоствольная или низкоствольная, дубовая высшей продуктивности или низшей продуктивности, дубовая нагорная, дубовая пойменная, дубовая временная и т. д. При включении в одну хозяйственную секцию нескольких близких по свойствам преобладающих пород ей дается обобщенное наименование. Например, хвойная при наличии сосны, ели, лиственницы и др. или мягколиственная, состоящая из насаждений березы, осины, липы и др. Насаждения, образующие отдельную хозяйственную секцию, должны занимать значительную площадь – не менее 10 % от площади покрытых лесной растительностью земель объекта лесоустройства. Для каждой хозсекции указывается ее назначение, направление освоения лесов. Хозяйственная секция является первичной хозяйственной расчетной единицей для проектирования всех мероприятий по освоению лесов при методе лесоустройства по классам возраста. Основным источником необходимой информации для образования хозяйственных секций является табл. 8. Количество и наименование образуемых в учебном лесном участке хозяйственных секций согласовывается с преподавателем. Характеристика образованных хозяйственных секций приводится в табл. 11. Полученные сводные данные по каждой образованной проектантом хозяйственной секции анализируются, и по ним дается общее заключение. 5. Целевые породы. Для каждой хозяйственной секции устанавливается целевая древесная порода, на которую ориентируются все мероприятия по выращиванию леса. Как правило, такой древесной породой является та порода, которая в данных лесорастительных условиях обеспечивает наиболее эффективное выполнение полезных функций и получение к возрасту рубки максимального запаса древесины высокого качества. Целевая порода может быть в пределах хозяйственной секции не одна. Однако, применительно к учебному объекту лесоустройства, в курсовом проекте выбирается в качестве целевой только одна древесная порода, насаждения которой преобладают в соответствующей хозяйственной секции или имеют наибольшую площадь и запас в старших классах возраста.
Лабораторная работа № 6
Тема: «Использование лесов в целях заготовки древесины – проектирование сплошных рубок в спелых и перестойных лесных насаждениях». Цель – для каждой хозяйственной секции определить оптимальные возрасты рубки и установить возрастную структуру насаждений, определить ресурсные возможности эксплуатационного фонда, выполнить согласно действующим инструктивным требованиям многовариантные расчеты ежегодного размера сплошных рубок в спелых и перестойных насаждениях, обосновать выбор одной расчетной лесосеки по каждой хозяйственной секции, имеющей эксплуатационный фонд. Таблица 11 Характеристика хозяйственных секций учебного объекта лесоустройства
Исходные материалы: возрасты рубок лесных насаждений (прил. 1) и возрасты спелости лесных насаждений, состоящих из видов (пород) деревьев, заготовка древесины которых не допускается (прил. 2); данные по характеристике хозяйственных секций (табл. 11). Порядок выполнения Возраст рубки Возраст рубки – это возраст лесного насаждения, в котором древостой в наибольшей степени отвечает предъявляемым требованиям в соответствии с целевым назначением лесов и может быть назначен в рубку. Это возраст спелых насаждений и поэтому устанавливается при лесоустройстве по возрасту спелости в рамках продолжительности одного класса возраста (20, 10 или 5 лет). Проектант устанавливает возраст рубки для каждой хозяйственной секции по преобладающей или целевой породе, пользуясь нормативными данными прил. 1 – фрагмент «Возрасты рубок лесных насаждений». Эти возрасты рубок установлены приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) № 37 от 19 февраля 2008 г. Они приводятся по лесорастительным зонам, лесным районам, субъектам РФ, муниципальным районам и иным административным территориальным образованиям с учетом видов целевого назначения лесов для основных лесообразующих пород и групп их продуктивности. Для лесных насаждений, состоящих из видов (пород) деревьев, заготовка древесины которых не допускается, вместо возраста рубок определяются возрасты спелости согласно прил. 2 с целью распределения этих лесных насаждений по группам возраста. Состояние древостоев, когда они в наибольшей степени удовлетворяют ту или иную потребность лесопользователя в древесине или других полезных свойствах, носит название спелости. Для каждой породы деревьев конкретный возрастной период, равный одному классу возраста, в течение которого в максимальной степени проявляются эти полезные свойства леса, называется возрастом спелости. Различают естественную, возобновительную, количественную и техническую спелости. Особое внимание следует обратить на насаждения быстрорастущих пород с продолжительностью класса возраста в 5 лет. Если для них нет нужной информации в прил. 1 и 2, то устанавливаются следующие возрасты рубок (спелости): для тополя – 31…35 лет (VII класс возраста), для ветлы – 25…30 лет (VI класс), для акации белой, гледичии – 21…25 лет (V класс).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 640; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.74.41 (0.012 с.) |