Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В. А. Бугаёв М. Т. Сериков А. Н. Водолажский А. Д. Лозовой↑ Стр 1 из 14Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В. А. Бугаёв М. Т. Сериков А. Н. Водолажский А. Д. Лозовой Лесоустройство Лабораторный практикум
Воронеж 2010 УДК 630*524.4 Л50
Печатается по решению учебно-методического совета ГОУ ВПО «ВГЛТА» (протокол № 4 от 11 декабря 2009 г.)
Рецензенты: кафедра землеустройства и ландшафтного проектирования ВГАУ; главный инженер филиала ФГУП «Рослесинфорг»,
Л50 Лесоустройство [Текст]: лабораторный практикум / В. А. Бугаёв,
ISBN 978-5-7994-0376-8 (в обл.)
В лабораторном практикуме кратко изложены основные теоретические положения, методология и методики проектирования комплекса мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов с учетом требований современного лесного Предназначен для студентов специальности 250201 – Лесное хозяйство.
Табл. 37. Библиогр.: 22 наим.
УДК 630*524.4
© Бугаёв В. А., Сериков М. Т., Водолажский, А. Н., Лозовой А. Д., 2010 ISBN 978-5-7994-0376-8 © ГОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия», 2010 Введение
Цикл специальных дисциплин, осваиваемых студентами в лесных вузах России по специальности 250201 – Лесное хозяйство, представлен довольно обширным перечнем и включает таксацию леса, лесоводство, лесные культуры, селекцию, лесоустройство, лесоуправление и т.д. Ведущее место в нем занимает лесоустройство, так как знание теории и практики лесоустроительного проектирования освоения лесов является одним из главных профессиональных требований эффективного управления лесами, лесным фондом и лесными экосистемами разного уровня. Лесоустройство как комплексная учебная дисциплина осваивается на завершающем этапе подготовки будущего специалиста. Это вполне естественно, так как к этому времени обучения студенты осваивают многие базисные для лесоустройства дисциплины. Лесоустройство преподается на 4 курсе в течение двух семестров. Изучение полного курса обеспечивается четырьмя видами учебных занятий: лекциями, лабораторными работами, курсовым проектированием и самостоятельной работой студентов. В настоящем лабораторном практикуме кратко изложены основные теоретические положения, методология и методики проектирования комплекса мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов с учетом требований современного лесного законодательства, а также нормативы и алгоритмы практических действий специалиста, актуальные для разработки «Лесохозяйственного регламента», «Проекта освоения лесов» на примере учебного объекта лесоустройства. Главная цель выполнения лабораторных работ и курсового проектирования по лесоустройству – закрепить и углубить полученные студентом теоретические знания, помочь освоить технологию проектирования, развить творческую самостоятельность при выработке проектных решений, привить практические навыки по их экологическому и технико-экономическому обоснованию, квалифицированно выполнить инженерные расчеты по устойчивому освоению лесов. На лабораторных занятиях студенты освоят приемы и методы формирования банка и баз данных о лесном фонде, методику лесоустроительных расчетов, обоснуют размеры разрешенных видов использования лесов и систему мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, оценят динамику их состава, состояния и выполнят прогноз на 10-летний ревизионный период. В лабораторном практикуме дается описание требований к выполнению лабораторных работ и их оформлению. Лабораторная работа № 1 Тема: «Оценка качества и комплектности исходного материала. Составление «Ведомости поквартальных итогов распределения площади лесного фонда по категориям земель». Цель работы –проверить качество и объем исходного материала, его соответствие нормативным требованиям и пригодность для дальнейшего использования при проектировании, составить первичный для будущих расчетов документ «Ведомость поквартальных итогов распределения площади лесного фонда по категориям земель» (далее по тексту сокращенно – «Ведомость поквартальных итогов…»). Исходный материал: таксационные описания кварталов, выкопировка кварталов с планшета. Порядок выполнения 1. Проверка наличия исходного материала. Исходный материал, собранный для лесоустроительного проектирования каждым студентом самостоятельно, должен состоять из следующих частей: – информации в виде текста и таблиц, характеризующей территорию и леса лесничества (лесхоза), природные и эколого-экономические условия; – таксационных описаний кварталов (от 3 до 5…7) с подробными повыдельными характеристиками лесных (покрытых и не покрытых лесной растительностью земель) и нелесных земель (всего не менее 120…150 выделов); – выкопировки выбранных для проектирования кварталов с планшета. 2. Оценка качества исходного материала осуществляется исходя из следующих общих нормативных требований. 2.1. Информационно-текстовая часть для будущего проектирования должна содержать все необходимые сведения в соответствии с требованиями программы «Пояснительной записки» курсового проекта по лесоустройству (см. [20]). 2.2. Таксационные описания. Аккуратность исполнения. Проверка корректности таксационных показателей насаждений лесотаксационного выдела, уточнение итоговых данных по каждому кварталу: – сумма площадей и запасов всех выделов должна совпадать с общей площадью квартала и общим запасом насаждений, указанными на обложке таксационных описаний и на выкопировке с планшетов, где указана только площадь; – площади категорий земель лесного фонда, указанные на обложке таксационных описаний, должны соответствовать внутреннему повыдельному распределению, для чего имеет смысл проверить площади каждой категории земель методом выборки и суммирования площадей соответствующих выделов. 2.3. Планшет. Качество копии. Соответствие внутриквартальной информации таксационным описаниям. Скопированный планшет не должен содержать условных обозначений выполненных хозяйственных мероприятий. В случае ксерокопирования планшета на полученной копии корректирующей жидкостью («штрихом») убрать эти отметки и выполнить повторную копию. После самостоятельной проверки исходного материала и предъявления его преподавателю, который должен дать разрешение на дальнейшее выполнение лабораторных работ, составляется «Ведомость поквартальных итогов…» на учебный объект лесоустройства. Сведения выбираются с лицевой стороны «Таксационного описания» каждого квартала и записываются в бланке этой ведомости отдельной строкой. В последней строке «Итого» подводятся вертикальные итоги по каждой категории земель. Проверка заполнения: сумма площадей категорий земель более мелкого ранга должна соответствовать площади категории, в которую они входят. Такое поранговое суммирование итогов площадей категорий земель в конечном итоге должно дать общую площадь квартала. Данные, характеризующие площади по категориям земель, приводятся с точностью до 0,1 га. В итоге для последующего проектирования будет получена базовая информация об учебном объекте лесоустройства, характеризующая распределение площади лесного фонда по категориям земель. Содержание «Ведомости поквартальных итогов…» и пример составления показаны в табл. 1. Таблица 1 Ведомость поквартальных итогов распределения площади лесного фонда по категориям земель, га
Примечание. Наименование и структура категорий земель в табл. 1 приведены в соответствии с п. 82, 83, 84 действующей «Лесоустроительной инструкции» [5]. Лабораторная работа № 2 Тема: «Составление «Таблицы распределения площади земель лесного фонда и запасов насаждений по преобладающим породам, классам возраста, бонитетов и полноте». Цель работы – получить необходимые сведения о составе, продуктивности, возрастной и качественной структуре земель лесного фонда объекта лесоустройства. Исходный материал: таксационные описания кварталов объекта лесоустройства. Порядок выполнения «Таблица распределения площади земель лесного фонда и запасов насаждений по преобладающим породам, классам возраста, бонитетов и полноте» (далее по тексту сокращенно – «Таблица классов возраста…») является главным сводным документом проведенной инвентаризации лесного фонда. На основе систематизированных данных этой таблицы дается подробная лесоводственно-таксационная характеристика лесов объекта лесоустройства, а в дальнейшем производятся соответствующие технические расчеты, обосновываются и принимаются все проектные решения на предстоящий 10-летний ревизионный период. «Таблица классов возраста…» выполняется на специальных бланках по преобладающим в лесных насаждениях древесным породам с учетом их происхождения, а в пределах породы – по классам бонитета и классам возраста. Прежде чем приступить к составлению таблицы необходимо последовательно просмотреть таксационные описания всех кварталов и установить преобладающие в насаждениях породы, их происхождение и классы бонитета. Преобладающая порода в формуле состава насаждений обозначена первой. Именно по преобладающей породе каждый таксационный выдел и его характеристики (номер, площадь, полнота, запас) фиксируются в дальнейшем в «Таблице классов возраста…». При просмотре и сопоставлении сведений в таксационных описаниях необходимо учитывать следующие особенности. Во-первых, лесные культуры хвойных и твердолиственных древесных пород следует рассматривать отдельно от насаждений естественного происхождения. Во-вторых, для насаждений твердолиственных пород также формируются отдельные блоки по происхождению насаждений – семенные и порослевые (или высокоствольные и низкоствольные соответственно). В тех случаях, когда лесоустройство проводилось на почвенно-типологической основе, возможна группировка в пределах породы по типам леса, если наблюдается их согласованность с классами бонитета. Иногда возникают ситуации, когда насаждения одной породы, например, в дубравах, представлены разными экотопами (дубравы нагорные, байрачные или пойменные). В этих случаях каждый из экотопов оформляется в «Таблице классов возраста…» самостоятельно с соответствующей дифференциацией по классам бонитета. В сложных по форме многоярусных насаждениях распределение выдела производится по главному (господствующему) ярусу. В случаях, когда происхождение насаждений в таксационных описаниях выдела установить затруднительно, следует учитывать продолжительность классов возраста. Она составляет для лесных насаждений: – хвойных пород естественного происхождения и лесных культур – 20 лет; – твердолиственных пород естественного семенного происхождения и лесных культур – 20 лет; – твердолиственных пород вегетативного (порослевого) происхождения – 10 лет; – мягколиственных пород – 10 лет независимо от их происхождения (семенные, порослевые или лесные культуры); – быстрорастущих мягколиственных пород – 5 лет; – кустарников – 1 год. Таким образом, при необходимости происхождение того или иного насаждения можно достоверно установить по преобладающей породе и соответствующей ей продолжительности класса возраста, сопоставив возраст насаждения (15, 45 или 90 лет) с номером класса возраста (I, II, III и т.д.). После того как будет получено общее представление об имеющемся разнообразии насаждений по их происхождению, преобладающим породам, классам бонитета и возраста, приступают к составлению самой таблицы. «Таблица классов возраста…» формируется отдельно для насаждений каждой преобладающей породы, в пределах породы – по их происхождению, в пределах происхождения – по классам бонитета, начиная с высшего. В «Таблицу классов возраста…» заносятся данные из таксационных описаний только для участков лесных земель, покрытых и не покрытых лесной растительностью. Выборка осуществляется последовательно по каждому кварталу, согласно изложенным выше требованиям и форме табл. 2. Каждый таксационный выдел учитывается только один раз в блоке той или иной преобладающей породы соответствующего происхождения (семенное, порослевое или лесные культуры) и соответствующим классом бонитета (от высшего к низшему) и классом возраста (от I до VII и выше). Насаждения VIII класса и старше учитываются в колонке «VII и выше». После выборки выделов из таксационного описания квартала, имеющего наименьший порядковый номер, и разноски сведений о них по первой преобладающей породе, происхождению и классу бонитета подводится вертикальный итог площадей и запасов по этому кварталу. Кроме того, все заполненные строки по кварталу, включая итоговую строку, суммируются горизонтально и в последних колонках получают площади категорий лесных земель и сумму запасов лесных насаждений. При суммировании горизонтальных и вертикальных итогов по кварталу должны получиться одинаковые числа, что служит подтверждением правильности заполнения «Таблицы…». Такую проверку следует осуществлять для всех итогов, которые будут упоминаться ниже. Затем делается аналогичная выборка, подведение итогов и проверка по этой же породе, происхождению и классу бонитета из таксационного описания следующего квартала и так далее по всем остальным кварталам. После завершения выборки по одному классу бонитета, например, по сосне естественного происхождения I класса бонитета, подводят итоги по данному классу бонитета, суммируя итоговые строки кварталов. Чтобы не перепутать с рабочими строками, итоговую строку по кварталу следует отчеркнуть сверху через обе страницы бланка, например, карандашом или фломастером. Итоги по классу бонитета следует отчеркнуть другим цветом. Далее приступают к выборке выделов насаждений этой же породы, того же происхождения, но уже следующего, более низкого – II класса бонитета. Затем процедура выборки повторяется, например, для сосны III класса бонитета и т. д., если такие объекты есть в лесном фонде. Завершив выборку по всем классам бонитета, подводят итоги по преобладающей древесной породе и отчеркивают их третьим цветом. Далее, отступив 6 строк и оставив их пока не заполненными для последующих вычислений, производятся аналогичные действия для насаждений остальных преобладающих пород с обязательным подведением итогов соответственно по каждому кварталу, классу бонитета и каждой породе с соблюдением принятого цветового обозначения. В самой последней нижней строке таблицы классов возраста записываются итоги распределения площадей и запасов в целом для объекта лесоустройства, которые отчеркивают четвертым, например, красным цветом. Пример заполнения «Таблицы распределения площади земель лесного фонда и запасов насаждений по классам возраста, бонитетов и полноте» приводится в табл. 2. Окончательная проверка правильности составления «Таблицы…» проводится следующим образом: полученные итоговые данные по объекту в целом сравниваются с аналогичными итогами категорий земель в «Ведомости поквартальных итогов распределения площади лесного фонда по категориям земель». Они должны полностью совпадать. В случае расхождения полученных данных осуществляется тщательная проверка правильности разноски выделов путем суммирования их площади в соответствующих итоговых строках и столбцах таблицы. Однако часто бывает проще составить таблицу вновь, чем найти ошибку. Поэтому при ее составлении не следует отвлекаться, надо тщательно отмечать в таксационных описаниях уже «разнесённый» выдел, выполнить таблицу без перерыва, «на одном дыхании». Таблица 2 Распределение площади земель лесного фонда и запасов насаждений по преобладающим породам, классам возраста, бонитетов и полноте
Примечание. Для сокращения размеров таблицы специально пропущены IV, V, VI классы возраста. Правильное выполнение «Таблицы…» дает возможность получить системное представление о категориях лесных земель объекта лесоустройства и произрастающих насаждениях в отношении преобладающих древесных пород, продуктивности и др., а также провести необходимые последующие расчеты.
Лабораторная работа № 3 Тема: «Расчет средних значений основных таксационных признаков лесных насаждений по преобладающим породам». Цель работы –получить средние значения основных таксационных признаков лесных насаждений по преобладающим древесным породам учебного объекта лесоустройства. Исходный материал: данные «Таблицы классов возраста…». Порядок выполнения В данной лабораторной работе производятся расчеты средних величин следующих основных таксационных признаков насаждений: возраста, класса бонитета, относительной полноты, запаса на 1 га, общего среднего прироста и среднего прироста на 1 га. Расчеты ведутся для каждой древесной породы, выделенной в «Таблице классов возраста…», а если было произведено разделение по происхождению или экотипам, то и для каждого из них. Результаты вычислений (формула, подстановка, результат) записываются в «Таблице классов возраста…» после каждой древесной породы в шести незаполненных строках. Средний возраст насаждений Средний возраст насаждений каждой породы рассчитывается как средневзвешенная величина по формуле:
Аср = ,
где Аср – средний возраст насаждений, лет; АI, AII, … AVII – срединное значение возраста I, II, III, … VII классов возраста, лет; SI, SII, SIII … SVII – площадь насаждений I, II, III, … VII классов возраста, га; S общ. пл. – общая покрытая лесной растительностью площадь данной породы, га. Насаждения хвойных и твердолиственных древесных пород семенного и искусственного происхождения имеют одинаковую продолжительность класса возраста, равную 20 годам. Поэтому для таких насаждений срединное значение (или середина) классов возраста будет соответственно равно: AI = 10 лет, АII = 30 лет, AIII = 50, … AVII = 130 лет. Для насаждений мягколиственных древесных пород, независимо от их происхождения, и твердолиственных пород порослевого происхождения продолжительность класса возраста установлена равной 10 годам, поэтому срединное значение I, II, III, IV и т.д. классов возраста будет соответственно равно 5, 15, 25, 35 лет и т. д., а для пород с 5 летней продолжительностью класса возраста – 3, 8, 13, 18 лет и т. д. Пример. Порода – сосна обыкновенная (см. итоговую строку по породе в таблице 2). Аср = = = = =55 лет.
Полученный результат округляется с точностью до 1 года. Средняя полнота насаждений Средняя полнота (Рср) определяется для насаждений каждой породы как средневзвешенная величина по формуле:
Рср = , где 0,3; 0,4 … 1,0 – цифровые значения величин относительной полноты; S0,3 , S0,4 … S1,0 – площадь насаждений, имеющих полноту, равную соответственно 0,3; 0,4; … 1,0. Определению среднего значения этого показателя предшествует дополнительная работа по группировке материала в пределах каждой древесной породы по классам возраста и значениям полноты. С этой целью составляется вспомогательная таблица, в которую из «Таблицы классов возраста…» выбираются данные, суммируются по каждому из значений полноты в пределах каждого класса и рассчитываются средние ее значения. Пример расчета средней полноты показан в табл. 3. Таблица 3 Распределение площади покрытых лесной растительностью земель по преобладающим породам и полноте, га
В приведенном примере среднее значение относительной полноты для насаждений сосны равно: Рср = = = = = 0,85. Среднее значение относительной полноты вычисляется с точностью 0,01. Средний запас насаждений Запас насаждения на корню оценивается только по стволовой массе в м3. Средний на 1 га запас лесных насаждений (Мср) рассчитывается отдельно по каждой породе по следующей формуле: Мср = , где – общий запас насаждений данной породы, м3. Значение общего запаса по породе выписывается из итоговой строки «Таблицы классов возраста» (колонка 48).
Мср = = 256 м3/га Точность определения среднего на 1 га запаса насаждений – 1 м3/га. Лабораторная работа № 4
Тема: «Характеристика лесов учебного объекта лесоустройства». Цель – обобщить имеющиеся сведения и таксационные характеристики о лесах учебного объекта лесоустройства. Исходный материал: данные «Ведомости поквартальных итогов…» и «Таблицы классов возраста…» с расчетом значений средних таксационных показателей, раздел 2.3 программы пояснительной записки курсового проекта по лесоустройству [20]. Порядок выполнения Важно сгруппировать сведения, характеризующие лесной фонд учебного объекта лесоустройства таким образом, чтобы иметь как можно больше подробной информации о нем. Вначале составляется таблица, характеризующая распределение лесного фонда учебного объекта лесоустройства по категориям земель (табл. 5). Она составляется по итоговым данным «Ведомости поквартальных итогов…», характеризующим категории земель объекта. В составляемой таблице общая площадь учебного объекта лесоустройства принимается за 100 %, а доли других категорий земель определяются относительно этого показателя. Точность расчетов – 0,1 %. Однако приведенные в табл. 5 данные дают представление только о распределении и структуре земель лесного фонда. Вместе с тем основу хозяйственной деятельности лесничества составляют покрытые лесной растительностью земли, представленные насаждениями разных пород, различающимися по происхождению, возрасту, полноте, продуктивности и товарности. Поэтому необходимо знать сложившуюся породную, качественную и возрастную структуру насаждений на этих землях. Эти данные имеются в «Таблице классов возраста…». Таблица 5 Распределение площади лесного фонда по категориям земель
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 539; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.195.45 (0.015 с.) |