Исторические аспекты развития психологии как науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторические аспекты развития психологии как науки



(В этом разделе тестовые вопросы выделенные курсивом не будут выноситься на тестирование)

 

1. Душу человека как разновидность материи, как телесное образование, состоящее из различных атомов, трактовал:

б) Демокрит;

2. Душу как нечто божественное, отличающееся от тела, существующее у человека прежде, чем вступить в соединние с его телом, представлял:

а) Платон;

3. Впервые положение о неотделимости души от тела выдвинул:

г) Аристотель.

4. Уже в период античности душа как смешение четырех элементов пред­ставлялась:

в) Эмпедоклом;

5. В период античности Алкмеон рассматривал:

а) головной мозг как орган души;

6. Впервые представления об ассоциациях были сформулированы:

б) Аристотелем;

 

7. Попытка осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефи­лософских, умозрительных позиций была предпринята в рамках психологии:

б) сознания;

8. Автором трактата «О душе» является:

в) Аристотель;

9. Как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и нежи­выми предметами, душа понималась:

а) представителями анимизма;

10. Что особого духовного начала нет, оно всегда одно из проявлений протя­женной субстанции (материи), считал:

г) Б.Спиноза.

11. Утверждение о том, что психика присуща только человеку, принадлежит представителям:

а) антропопсихизма;

12. Основателем антропопсихизма является:

г) Р. Декарт.

13. Психологические идеи первоначально зародились:

г) в русле античной философии.

14. По Р. Декарту, концепция человека:

 

б) дуалистична;

15. Отечественная психологическая школа:

а) выросла из культурно-исторической концепции развития психики;

16. Функционалистический подход начала XX в.:

в) стремится понять функции и роль сознания в выживании чело­века;

17. Впервые концепция бессознательного психического была сформулиро­вана:

в) Г. Лейбницем;

18. Ближайшим предшественником бихевиоризма был:

в) Э. Торндайк;

19. Основателем бихевиоризма считается:

а) Дж. Уотсон;

20. Дата рождения бихевиоризма:

в) 1913 г.;

21. Психология представляет собой объективную экспериментальную от­расль естественных наук с точки зрения парадигмы:

б) бихевиоризма;

22. Основные положения когнитивного бихевиоризма сформулировал:

г) Э. Толмен.

23. Бихевиористы опирались в своих положениях на учение:

а) И.П. Павлова;

 

24. Программу изучения психики с точки зрения целостных структур выд­
винул:

г) В. Кёлер.

25. Направление в психологии, изучающее проблемы развития личности, ее активности, самоактуализации и самосовершенствования, свободы вы­бора и стремления к высшим ценностям, что проявляется в стремлении к справедливости, красоте и истине, известно как:

г) гуманистическая психология.

26. Душу как пассивную, но способную к восприятию среды сравнивал с чистой доской, на которой ничего не написано:

г) Дж. Локк.

27. Автором знаменитой фразы «Я мыслю —значит, я существую» является:

в) Р. Декарт;

28. Теорию, объясняющую поведение человека на основе механической мо­дели, создал:

в) Р. Декарт;

29. Основы детерминистской (причинностной) концепции поведения чело­века заложил:

в) Р. Декарт;

30. Основоположником отечественной научной психологии считается:

в) И.М. Сеченов;

31. Направление в советской психологии 20-х-начала 30-х гг. XX в., тракту­ющее психологию как науку о поведении живых существ, в том числе и человека, оформилось как:

б) реактология;

32. Основателем первого в России психологического института является:

б) Г.И. Челпанов;

33. Психологический институт в России был создан:

в) в 1912 г.;

34. Реактология была основана:

б) К.Н. Корниловым;

II. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Структура познавательной деятельности

1.Пространственно-временные характеристики объективного мира отражают процессы:

а) познавательные;

2.Общей чертой значительного числа современных структурных теорий познавательных процессов не является пред-ставление о существовании:

г)информационных фильтров.

3.Проблема операционного состава и структуры стала центральной в контексте исследования познавательных процессов:

в) в 60-е гг. XX в.;

4. Центральной категорией психологии познавательных процессов является категория:

в) образа;

5. Целостность образа не детерминирована:

г) кибернетически.

6. Получение первичных образов обеспечивают:

а) сенсорно-перцептивные процессы;

7. Когнитивный стиль по отношению к познавательной деятельности является:

а) способом;

12 Познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведениюв проблемных ситуациях, —это:

б) интеллект;

13.Сквозным психическим процессом считается:

б) внимание;

14. В отличие от других познавательных процессов особого содержания не имеет:

г) внимание.

15. Серьезные разногласия в психологической науке вызывают природа и сущность:

г) внимания.

16.Отражение актуальной реальности и обеспечение адаптации к ней осуществляет:

б) восприятие;

17.Трансформацию информации во времени, воспроизведение прошлого в настоящем осуществляет:

б) память;

18. Одну из первых моделей интеллекта предложил:

а) Ч. Спирмен;

19.В западной психологии наиболее распространено понимание интеллекта как адаптации к наличным обстоятельствам жизни;

а) биопсихической;.

20.Интеллект в ряде психологических концепций не отождествляется:

г) с перцепцией.

33.Шкалы интеллекта IQ соответствуют измерению на уровне:

в) интервальном;

34.Критерием оценки развития интеллекта не является(ются):

г) скорость протекания нервных процессов.

35.Идея количественного определения интеллектуального развития детей с

помощью тестов принадлежит:

г) А. Бине.

36.Термин «коэффициент интеллектуальности» ввел:

в) В. Штерн;

37.Попытка изучения продуктивных творческих составляющих интеллекта была предпринята представителями психологии:

в) гештальтпсихологии;

 

Ощущение.

1.Одним из основоположников психофизики является:

в) Г. Фехнер;

2. Особую остроту психофизическая проблема приобрела:

б) в XVII в.;

3. Принцип специфической энергии органов чувств выделил:

в) И. Мюллер;

5. Г. Гельмгольц является автором:

б) теории местоположения;

 

7. Философско-психологический смысл гипотезы А.Н.Леонтьева состоит в том, что в ней сделана попытка такого понимания природы ощущений, как:

б) объективистский;

16. Предел чувствительности каждого органа чувств, за которым не может произойти их возбуждение, называется порогом:

б) физиологическим;

18. Способность к восприятию изменений раздражителя или к различению близких раздражителей называется:

б) дифференциальной чувствительностью;

19. Интервал времени от момента подачи сигнала до момента его возникновения называется:

г) латентным периодом реакции.

20. Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение,—это порог ощущений:

а) нижний абсолютный;

21. Максимальная величина раздражителя, которую способен адекватнс

воспринимать анализатор, называется порогом ощущений:

г) верхним абсолютным.

22. Минимальное значение изменения интенсивности сигнала, вызывающее ощущение, — это:

б) дифференциальный порог;

23. Минимальное различие между двумя интенсивностями раздражителя, вызывающее замечаемое различие интенсивности ощущения, называется:

б) порогом различения;

24. Ощущения, возникающие вследствие резкого возрастания их нижних абсолютных порогов, оказываются более или менее ослабленными:

б) при гипостезии;

25. Более или менее элементарные кожные ощущения, возникающие без всякого внешнего раздражителя, — это:

г) перестазия.

26. То, что величина разностного порога чувствительности относительна, доказал:

а) Э. Вебер;

31. Сенсорная недостаточность, которая может привести к потере ориентации, известна как:

а) депривация;

32. В условиях сенсорной депривации;

г) активизируется процесс воображения.

33. Психофизиологическая закономерность ощущений, не приводящая к изменению чувствительности, — это:

г) монотонность.

34. Изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям известно как:

в) адаптация;

35. Дезадаптация может проявиться как:

г) явное понижение чувствительности под влиянием слабого раздражителя.

36. Сенсибилизация не может быть вызвана:

г) привыканием.

37. Совокупность научных взглядов на качественно разнородное влияние одних и тех же раздражителей на различные органы чувств и в то же время на вызов различными, разнокачественными раздражителями сходных, однотипных ощущений в одних и тех же органах чувств называется:

а) концепцией специфической энергии органов чувств;

38. Сенсорная депривация не характеризуется таким показателем изменения чувствительности, как:

г) равномерность.

39. Повышение чувствительности одних органов чувств при одновременном воздействии раздражителей на другие органы чувств проявляется как:

б) сенсибилизация;

40. Качественная характеристика ощущений, указывающая на их принадлежность к определенным органам чувств (зрительным, слуховым, тактильным и др.), известна как:

г) модальность.

41. Сенсорная адаптация состоит в таких характеристиках восприимчивости рецепторов, подвергающихся длительному раздражению, как:

б) уменьшение;

42. Психическое явление, заключающееся в том, что амплитуда изменения ощущения, вызванного раздражителем полярного воздействия на противоположное, кажется большей, чем его физическая основа, называется эффектом:

б) контраста

43. Основанием выделения зрительных, слуховых, обонятельных и других разновидностей ощущений является:

б) модальность раздражителя;

45. Ощущения, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела, называются:

а) экстерорецептивными;

46. Рецепторы, специализирующиеся на отражении воздействий из внутренней среды организма, называются:

б) интерорецепторами;

47. К экстерорецептивным относятся ощущения:

а) зрительные;

48. Термин «интерорецепторы» предложен:

б) Ч. Шеррингтоном;

49. Новый вид чувствительности, обусловленный переносом качеств одной модальности на другую, —это:

а) синестезия;

50. Такие качественные характеристики ощущений, как цвет в зрении, тон и тембр в слухе и т. п., относятся к характеристикам:

а) модальностиым;

51. Силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора определяется:

б) интенсивность ощущений;

52. К основным свойствам ощущений не относится:

г) объем.

Восприятие

(В этом разделе тестовые вопросы выделенные курсивом не будут выноситься на тестирование)

 

I. Восприятие часто принято называть:

в) перцепцией;

2. Последовательное применение принципа деятельности в изучении вос

приятия характерно для исследований:

в) А. В. Запорожца;

3. Впервые понятие перцептивных действий было выдвинуто в психологии:

б) отечественной;

4. Автором концепции бессознательных умозаключений является:

г) Дж. Гибсон.

5. Восприятие есть процесс (результат) построения образа объекта в перцептивном пространстве субъекта:

а) при его непосредственном взаимодействии с этим объектом;

6. По отношению к образам ощущения и восприятия образы представлений:

б) вторичны;

7. Процесс восприятия представляет собой быструю смену менее конкретного, более общего восприятия предмета, явления более частным, конкретным, дифференцированным согласно закону:

в) перцепции;

8. Совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия,—это:

б) перцептивная система;

9. Произвольное внимание:

а) опосредовано социально выработанными способами поведения;

10. Основным критерием классификации восприятия на восприятие пространства, времени, движения выступает:

в) форма существования материи;

11. Основанием классификации восприятия на восприятие художественное, математическое, техническое, музыкальное и др. является:

г) вид деятельности.

12. Основанием разделения восприятия на произвольное и непроизвольное служит:

г) целенаправленность характера деятельности субъекта.

13. Вид восприятия, складывающийся на основе тактильного и двигательного ощущений, — это:

г) осязание.

14. Субсенсорное восприятие —это одно из проявлений:

а) бессознательного;

15. Бинокулярное зрение составляет основу видения окружающего мира:

в) стереоскопического;

16. Ошибочные восприятия реальных вещей или явлений называются:

в) иллюзией;

17. Иллюзии восприятия не обусловлены:

г) темпераментом воспринимающего.

18. То, что из двух предметов равного веса, но разных размеров меньший кажется тяжелее, называется иллюзией:

а) Шарпантье;

19. Пример рисунка, который воспринимается то как ваза, то как два чело

веческих профиля, иллюстрирует закон:

б) фигуры и фона;

20. Образы, возникающие у человека без наличия внешних воздействий на

органы чувств, называются:

б) галлюцинациями;

21. Псевдогаллюцинации отличаются от истинных галлюцинаций тем, что они:

в) не проецируются вовне;

22. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека и от особенностей его личности называется:

в) апперцепцией;

23. Термин «апперцепция» предложил:

в) Г. Лейбниц;

24. По отношению к восприятию феномен относительной независимости параметров фигуры от изменений ее фона известен как:

б) константность;

25. Свойство восприятия, характеризующееся восприятием тесно связанных с мышлением и пониманием сущности предметов, называется:

б) осмысленностью;

26. Константность восприятия —это свойство:

б) приобретенное;

27. В способности человека узнавать предмет по его неполному или ошибочному изображению проявляется такое свойство восприятия, как:

а) целостность;

28. Концентрация внимания предопределяется:

а) функционированием доминанты;

29. Структурные единицы процесса восприятия у человека, обеспечивающие сознательное выделение и преобразова-ние сенсорной информации, что приводит к построению адекватного предметному миру и задачам деятельности образа,— это:

г) перцептивные действия.

30. Реакция внимания не связана со стимулом (событием, объектом), с точки зрения его:

г) однообразности.

31. Отбор информации, поступающей в мозг из окружающей среды, не зависит:

г) от задатков.

32. Свойство человека, проявляющееся как способность замечать в воспринимаемом малоизвестные, но существенные детали, характеризует:

в) наблюдательность;

33. Априорное наличие в психике человека установки придавать воспринимаемым предметам, явлениям законченную, «хорошую» форму постулирует закон:

в) прегнантности;

34. Психика реагирует не на отдельные раздражители, а на их соотношение согласно закону:

а) транспозиции;

35. Стимул или объект привлекает тем большее внимание, чем он:

в) интенсивнее;

36. Время, насыщенное в прошлом переживаниями, деятельностью, вспоминается как:

а) более продолжительное;

37. Основной закон восприятия времени «Всякий раз, когда мы обращаемсвое внимание на течение времени, оно ка-жется длиннее» сформулировал:

а) В. Вундт;

38. Способ исследования слуховых восприятий при разновременном восприятии сигнала каждым ухом в отдельности называется методом:

г) дихотомической стимуляции.

39. Способ исследования восприятия времени при выполнении испытуемым какого-либо задания с заранее заданным сроком завершения принято называть методом:

в) продуцирования;

40. Термин «социальная перцепция» для обозначения факта социальной обусловленности восприятия ввел(а):

б) Дж. Брунер;

41. То, что каждый из элементов внешности связывается с конкретным психологическим свойством личности, характерно для такого способа интерпретации личности по внешности, как:

а) аналитический;

42. Понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним называется:

б) идентификацией;

 

Память

 

1. Первым в истории европейской культуры произведением по психологии памяти был:

а) трактат Аристотеля;

2. Блоковая модель переработки информации разрабатывалась в рамках:

г) когнитивной психологии.

3. Нейропсихологические проблемы памяти в отечественной науке изучал:

б) А.Р. Лурия;

4. Последовательное применение принципа деятельности в изучении процессов памяти характерно для исследований:

в) П.И. Зинченко;

5. Сторонником ассоциативного направления в психологии памяти был(а):

б) Г. Эббингауз;

6. В отличие от других представителей гештальтпсихологии подчеркивал роль потребностей и намерений субъекта в процессах памяти:

г) К. Левин.

7. Направление в психологии, которое в качестве первичных факторов памяти выдвигает некоторые целостные психологические структуры, не сводимые к сумме составляющих ее частей, известно как:

б) ассоциативная теория памяти;

8. Пионером в экспериментальном изучении смысловой памяти был:

в) Э. Мейман;

9. Истинное искусство памяти есть искусство внимания по словам:

а) Д. Нормана;

10. В результате усовершенствования метода свободных ассоциаций новый вид ассоциативного эксперимента —метод навязанных ассоциаций —был введен:

г) В. Вундтом.

11. Новый метод изучения памяти (метод угадывания) был введен:

в) Г. Мюллером и А. Пельцекером;

12. Репрезентация информации в сенсорном регистре — это:

а) след сенсорного воздействия;

13. Память о своей памяти называется:

б) метапамятью;

14. Основанием разделения памяти на двигательную, эмоциональную, образную и вербальную является:

б) предмет отражения;

15. Опосредованная и непосредственная память различаются:

б) по использованию вспомогательных средств в процессе запоминания;

16. Генетически первичной считается память:

а) двигательная;

17. Высшим видом памяти считается память:

г) вербальная.

18. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется памятью:

б) логической;

19. Вид памяти, при котором особенно хорошо человек запоминает наглядные образы, цвет, лица и т. п., —это память:

б) наглядно-образная;

20. Вид памяти, при котором прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства, известен как память:

в) эмоциональная;

21. Тип зрительной памяти, долго сохраняющей яркий образ со всеми деталями воспринятого,— это память:

а) эйдетическая;

22. Память, основанная на повторении материала без его осмысления, называется:

г) механической.

23. Сенсорная память:

г) действует на уровне рецепторов.

24. В течение четверти секунды функционирует память:

а) сенсорная;

25. Вид памяти, включающий процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, перерабатываемой в ходе выполнения действия и необходимой только для достижения цели данного действия, называется памятью:

а) оперативной;

26. Оперативную память как вариант кратковременной памяти под определенным углом зрения рассматривает:

г) М.С. Роговин.

28. Основной характеристикой оперативной памяти является:

г) лабильность.

30. Структура долговременной памяти:

а) ассоциативна;

31. Ранней генетической формой памяти является запоминание:

а) непроизвольное;

32. Отношение непосредственного и опосредованного запоминания в процессе развития изучал:

в) А.Н. Леонтьев;

34. Для продуктивности непроизвольного запоминания важно то место, которое занимает в деятельности данный материал, как показали исследования:

а) ГШ. Зинченко;

35. Автором метода заучивания (метода последовательных воспроизведений) является:

в) Г. Эббингауз;

36. Количество воспроизведенных или узнанных элементов ряда в абсолютных числах или в процентах к общему объему предъявленного стимульного материала называется коэффициентом:

а) запоминания;

37. Количество повторений, которое требуется для первого безошибочного воспроизведения всех элементов ряда в любом порядке, служит показателем:

в) запоминания;

38. Прочность запоминания не зависит:

г) от объема памяти.

39. Индивидуальные особенности памяти не выражаются в таких ее свойствах, как:

г) интенсивность.

40. Установлено, что материал запоминается лучше в том случае, если он:

б) входит в содержание основной цели деятельности;

41. Что объем памяти не зависит от количества информации в отдельном символе, а определяется длиной ряда предъявленных символов, показал:

б) Дж. Миллер;

42. Значение структурирования материала для запоминания подчеркивали представители:

б) гештальтпсихологии;

43. Характеристики запоминания того или иного материала не определяются:

г) тендерными различиями субъектов.

48. Основанием разделения памяти на непроизвольную и произвольную является:

г) вид деятельности.

49. Емкость долговременной памяти и длительность хранения информациине зависят:

г) от объема кратковременной памяти.

50. Объем хранящейся информации в кратковременной памяти:

а) 7 +2;

51. «Ввод» информации в долговременную память осуществляется через:

в) проговаривание;

52. Связи между психическими явлениями, при которых актуализация одного из них влечет за собой появление другого, называются:

б) ассоциациями;

53. Понятие «ассоциация» в научную терминологию ввел:

г) Дж. Локк.

57. К факторам забывания относится(ятся):

г) тендерные особенности субъекта.

58. То, что незавершенные действия запоминаются лучше, выражает эффект:

в) Б.В. Зейгарник;

59. Выбор объективных средств контроля влияния повторения на прочность ассоциаций представляет главную проблему при изучении памяти для:

а) Г. Эббингауза;

60. В редком опыте по изучению памяти исследователь имеет дело:

г) с тендерными различиями субъектов.

61. Г. Эббингауз не изучал влияние на запоминание:

г) характера деятельности.

62. От процесса запоминания зависит(ят) в сохранении материала:

г) полнота, точность и прочность.

63. Критерием сохранения информации в памяти является(ются):

г) воспроизведение и узнавание.

64. На сохранение и последующее воспроизведение информации не влияет:

г) скорость проговаривания материала при заучивании.

65. Автором теории забывания как следствия постепенного угасания следов памяти является:

в) Г. Эббингауз;

66. Взаимодействие вновь воспринятой информации с ранее известной может приводить к повышению числа ошибок при запоминании в результате:

б) интерференции следов памяти;

67. Явление самопроизвольного улучшения показателей запоминания по прошествии определенного времени после окончания заучивания называется:

а) реминисценцией;

74. Фиксация количества элементов, правильно воспроизведенных после каждого предъявления, позволяет построить график:

а) заучивания;

75. Представление о том, что забывание является естественным следствием постепенного угасания следов, не разделя-ется:

г) Р. Аткинсоном.

76. Автором(ами) теории о забывании как результате тормозящего влияния со стороны побочных, интерферирующих воздействий являются:

а) Г. Мюллер, А. Пельцекер;

77. Забывание обычно протекает как процесс:

б) непроизвольный;

78. Темп забывания материала не зависит:

г) от наличия у субъекта мотивов к забыванию.

79. График зависимости забывания логически однородной информации с момента ее полного усвоения называется кривой:

а) забывания Эббингауза;

80. Повторное возбуждение (оживление) следов ранее образованных нервных связей такими раздражителями, кото-рые прямо или косвенно связаны с тем, что воспроизводится, является физиологической основой процесса:

в) воспроизведения;

81. Реконструкция при воспроизведении не проявляется:

г) в воспроизведении, максимально близком к заученному материалу.

82. Узнавание —это воспроизведение:

б) вторичное;

83. Укажите, какое из данных утверждений относительно индивидуальных особенностей памяти неверно. Эти особен-ности:

г) не обеспечиваются физиологическим субстратом.

85. Опознание воспринимаемого объекта, как уже известного по прошлому опыту,— это:

б) узнавание;

86. Наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем его воспроизведения в памяти, фиксируется как:

в) представление;

87. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений и требующее усилий и старания, —это:

а) припоминание;

88. Кривая забывания Эббингауза имеет вид зависимости:

а) монотонно убывающей;

 

Внимание

 

1. Сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или

переживании обеспечивает:

в) внимание;

2. Внимание —это направленность сознания на определенный предмет, который при этом представляется ясно и от-четливо. Эта направленность:

а) избирательная;

3. Представители когнитивной психологии не рассматривают внимание как:

г) особый вид деятельности.

5. Проблема внимания была впервые разработана в рамках:

а) психологии сознания;

7. Традиционно связывают внимание с понятием доминанты, активации и ориентировочной реакции представители направления исследований:

б) нейрофизиологического;

8. Понятие «доминанта» в научный оборот было введено:

в) А.А. Ухтомским;

9. Во внимании линию натурального и линию культурного развития выделял:

а) Л.С. Выготский;

11. С.Л. Рубинштейн трактовал внимание как:

б) активность личности;

12. Внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности предложил трактовать:

г) Н.Ф. Добрынин.

13. В теории внимания П.Я. Гальперин рассматривает внимание как:

а) продукт развития внешней, предметной и развернутой деятельности контроля во внутреннюю форму;

14. Понятие «ориентировочный рефлекс» введено в научный словарь:

в) И.П. Павловым;

15. Внимание является важной стороной ориентировочно-исследовательской деятельности в теории:

в) П.Я. Гальперина;

16. Основанием классификации внимания на зрительное и слуховое выступает:

а) ведущий анализатор;

17. Критерием классификации внимания на сенсорно-перцептивное, интеллектуальное, двигательное служит:

б) предмет отражения;

18. Сосредоточение внимания на объекте в силу каких-то его особенностей называется вниманием:

а) непроизвольным;

19. Л.С. Выготский приравнивал непроизвольное внимание:

а) к непосредственному;

20. Понятие «предвнимание» предложено:

в) У. Найссером;

21. Термины «непроизвольное внимание» и «пассивное внимание»:

а) являются синонимами;

22. Условием возникновения непроизвольного внимания не является:

г) усталость человека.

23. Непосредственно под воздействием раздражителей, действующих в данный момент и вызывающих оптимальное возбуждение в определенныхучастках коры головного мозга, возникает внимание:

а) непроизвольное;

24. Произвольное внимание не обусловлено:

г) контрастностью внешних воздействий.

25. Причиной возникновения произвольного внимания к любому объектуявляется:

б) постановка цели деятельности;

26. Ориентировочный рефлекс рассматривается как объективный, врожденный признак внимания:

а) непроизвольного;

27. Значения параметров внимания— это индикатор:

г) состояния, степени утомления и уровня бодрствования человека.

28. К показателям внимания, не выявленным в экспериментально-психологических исследованиях, относится:

г) скорость.

29. О возможности субъекта направлять и сосредоточивать внимание на нескольких независимых переменных одно-временно свидетельствует такой показатель внимания, как:

б) распределение;

30. Степень сосредоточенности сознания на объекте —это такой показатель внимания, как:

б) концентрация;

31. Временные параметры длительности психической активности без отклонения от исходного качественного уровня являются такой характеристикой внимания, как:

в) устойчивость;

32. В. Вундт установил, что объем внимания составляют:

в) 6 простых впечатлений;

33. Комплексной характеристикой внимания является показатель его:

в) успешности;

34. Интенсивность и концентрация внимания являются такой характеристикой внимания, как:

а) уровень;

35. Характеристикой интенсивности внимания является ее:

б) степень;

37. ЧИСЛОМ объектов или их элементов, одновременно воспринимаемых с одинаковой степенью ясности и отчетливо-сти, оценивается такой показатель внимания, как:

г) объем.

38. Скорость переключения внимания зависит от:

г) гендерных особенностей субъекта.

39. Степень переключения внимания не определяется:

г) характером деятельности.

40. Привлечению внимания способствует(ют):

г) отношение раздражителей к потребностям, интенсивность и контрастность раздражителей.

41. Всякое изменение оптимального темпа предъявления звуковых стимулов влияет на объем слухового внимания, а именно ведет к его:

в) уменьшению;

42. Объем слухового внимания:

г) зависит от утомляемости субъекта.

 

43. То, что избирательность внимания может осуществляться не только на основе физических параметров, но и на ос-нове семантических характеристик, показали эксперименты:

б) А. Трейсмана;

44. Параметр объема внимания имеет смысл:

б) пространственно-временной;

45. Параметры распределения и перераспределения внимания содержат смысл:

в) операционально-регуляторный;

46. Понятия «восприятие» и «константность» находятся в некотором соотношении. Какое понятие по аналогии нахо-дится в том же соотношении с понятием «внимание»:

а) предметность;

 

Мышление

1. Сущность процесса мышления состоит в установлении таких связей и отношений между предметами и явлениями, как:

в) причинно-следственные;

2. Мышление как процесс решения задач характеризуется в смысле:

б) узком;

3. Первая теория, описывающая процесс мышления, была предложена в рамках:

а) ассоциативной психологии;

4. Представителем ассоциативной психологии мышления является:

в) Г. Эббингауз;

5. Мышление как усмотрение (постижение) в отраженных формах реальных тенденций и возможностей отражаемого, которые определяются именно целостностью ситуации, трактуется представителями:

в) гештальтпсихологии;

6. Мышление не является особым процессом и сводится к простому соче

танию образов памяти согласно:

в) ассоциативной эмпирической психологии;

7. Мышление рассматривается как процесс формирования связей между стимулом и реакцией, становления практиче-ских умений и навыков, связанных с решением задач:

а) в бихевиоризме;

8. Внимание к бессознательным формам мышления и зависимости изучения мышления от мотивов и потребностей че-ловека привлек(ла):

б) психоанализ;

9. Мышление рассматривается как прижизненно формирующаяся способность к решению разнообразных задач и це-лесообразному преобразованию действительности:

г) в деятельностной теории мышления.

10. Автором культурно-исторической теории мышления признан:

г) Л.С. Выготский.

11. Основанием классификации мышления на наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое являет-ся:

б) предмет отражения;

12. Теоретическое и эмпирическое мышление различают:

б) по характеру обобщений;

13. Конвергентное и дивергентное мышление выделил:

б) Дж. Гилфорд;

14. Автором различения продуктивного и репродуктивного мышления является:

б) Г. Зельц;

15. В отечественной психологии разделение продуктивного и репродуктивного мышления проводил(а):

в) З.И. Калмыкова;

16. Вид мышления, опирающегося на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами, называется мышлением:

а) наглядно-действенным;

17. Непосредственная связь с восприятием окружающей действительности

является отличительной особенностью мышления:

б) наглядно-образного;

18. Наглядно-образное мышление ярко проявляется в возрасте:

б) 4-6 лет;

19. Считается доказанным, что наиболее поздним продуктом исторического развития мышления является мышление:

в) словесно-логическое;

20. Теоретическое и практическое мышление различают:

а) по типу решаемых задач;

21.B том, что мышление развертывается в условиях жесткого дефицита времени, заключается одна из важных особенно-стей мышления:

б) практического;

22. Практическое мышление направлено:

а) на разрешение конкретных задач;

23. Свернутый, в основном бессознательный по сути акт одномоментного «охватывания» структуры ситуации или за-дачи представляет собой мышление:

а) интуитивное;

24. Синонимом термина «репродуктивное» является термин:

в) воспроизводящее;

25. Единственным в настоящее время лауреатом Нобелевской премии среди психологов является:

б) Г. Саймон;

27. Длительность первой фазы решения задачи (гак называемое предрешение задачи), заканчивающейся формулированием гипотез, выбором подходящих средств и способов, не зависит:

г) от особенностей вегетативной системы человека.

28. Метод поиска, который со значительной вероятностью позволяет отбирать наиболее удачные способы решения задач, называется:

а) эвристикой;

29. Относительно устойчивая структура умственных способностей—это:

в) интеллект;

30. Мгновенное осознание решения некоторых проблем —это:

в) инсайт;

31. Предположение, проект решения задач проявляется как:

г) гипотеза.'

32. Центральной особенностью допонятийного мышления является:

б) эгоцентризм;

33. Такие признаки, как временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы) и уровень протека-ния (осознанность или неосознанность), являются основными характеристиками мышления:

б) интуитивного и аналитического;

34. В склонности к интуитивным, глобальным оценкам без осуществления детального анализа проблем проявляется стиль мышления:

б) идеалистический;

35. На систематическое и всестороннее рассмотрение вопроса или проблемы ориентирован стиль мышления:

г) аналитический.

36. Выделение одной какой-либо стороны, свойства с отвлечением от остальных называется:

г) абстрагированием.

37. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам известно как:

в) обобщение;

38. Группировка предметов по сходству основных признаков, присущих всем предметам данного вида, характеризует-ся как:

в) классификация;

39. Расчленение сложного объекта на составляющие его части или характеристики — это:

а) анализ;

40. Определяет(ют) свободу выбора задач и их решений такое(ие) качество) ума, как:

а) самостоятельность;.

41. Широта мышления —это его:

г) качество.

42. Глубина мышления —это его:

г) качество.

43. В умении проникать в сущность сложных явлений, процессов выражается такое качество мышления, как:

б) глубина;

44. Умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей, ха-рактеризуется такое качество мышления, как:

в) самостоятельность;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 2383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.36.10 (0.327 с.)