Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Калькулирование себестоимости продукции. Виды калькуляций
Совокупность приемов учета затрат на производство и расчетных процедур исчисления себестоимости продукта называется калькулированием. Результатом калькулирования является калькуляция, т.е. расчет затрат предприятия, падающих на единицу произведенной продукции (работ, услуг). Объекты калькулирования — это виды продуктов, полуфабрикатов, работ и услуг, имеющих потребительскую стоимость, для которых необходимо рассчитать себестоимость. Для различных целей предприятие может разрабатывать различные виды калькуляций себестоимости продукции. Вид калькуляции определяется назначением, способом составления и временем, на которое она рассчитана. Калькуляции можно разделить на предварительные (плановые, сметные, проектные, нормативные) и последующие (отчетные, хозрасчетные). Предварительную калькуляцию составляют до наступления периода изготовления продукции, последующая — характеризует фактические затраты на изделие. Плановую калькуляцию устанавливают на основании средних прогрессивных норм расхода сырья и материалов, трудоемкости изготовления, затрат на обслуживание и управление. Она определяет предельный уровень затрат на продукцию, допустимый в соответствующем плановом периоде при запланированном объеме производства. Сметная калькуляция – частный случай плановой, но составляется на продукцию, не предусмотренную планом. На основе сметной калькуляции определяют цену, которую согласуют с заказчиком. Проектную калькуляцию используют для сравнительной характеристики проектируемых вариантов развития производства и рассчитывают по экономическим элементам на основе укрупненных норм. Нормативную калькуляцию рассчитывают на основе действующих в плановый период на предприятии норм и нормативов, применяют для организации учета фактических затрат на изделие Зф с выявлением отклонений: Зф = Зн ± Откл ± Изм, где Зн — затраты нормативные; Откл — сумма отклонений за период; Изм — сумма изменений затрат при изменении норм за период. В отличие от плановой, нормативная калькуляция охватывает больший круг калькуляционных единиц (на деталь, узел, изделие). Отчетная калькуляция – это расчет фактической себестоимости по той же структуре затрат, что принята в плановой калькуляции, а также расходов и потерь, не предусмотренных в ней. Периодичность составления равняется году, а при организации оперативного учета и контроля по отклонениям отчетную калькуляцию составляют по мере необходимости.
Хозрасчетная калькуляция – разновидность отчетной, используемая для оценки соблюдения предельных затрат цеха (участка). Ее рассчитывают только по прямым расходам и используют при расчете технологической (участковой) себестоимости. Для калькулирования необходимо четкое деление всех расходов на прямые и косвенные. Прямые расходы непосредственно относятся на изделие. Косвенные собираются по производственным цехам, а затем распределяются по изделиям по заранее установленной норме (ставке) списания. Норматив (ставка) списания косвенных расходов определяется распределением общей суммы этих расходов по смете пропорционально выбранной базе. Способы отнесения затрат на продукт Можно выделить пять основных способов калькулирования: • прямой расчет; • суммирование затрат; • исключение затрат; • распределение затрат; • нормативный. Прямой расчет заключается в определении затрат по калькуляционному объекту и делении их на число калькуляционных единиц по статьям себестоимости или элементам. Этот способ универсален, он применяется в сочетании с другими (кроме классического суммирования затрат) для исчисления себестоимости калькуляционной единицы. Его даже можно исключить из классификации, так как в сочетании с прочими способами он предполагается как сам собой разумеющийся. Суммирование затрат состоит в том, что себестоимость калькуляционного объекта и единицы определяют суммированием затрат, локализованных по временным периодам, отдельными частями продукта, процессам, переделам. Классическим примером применения этого способа является исчисление себестоимости единичного продукта при позаказном методе калькулирования. Сумма затрат по заказу при изготовлении одного изделия, выполнении одной работы или услуги и составляет себестоимость единицы продукции (работы, услуги).
Исключение затрат применяют для размежевания затрат на основную и побочную продукцию, получаемую в одном процессе, когда локализация соответствующих затрат в аналитическом учете невозможна. К распределению затрат прибегают при исчислении себестоимости продукции комплексного производства (например, перегонки нефти), при получении нескольких продуктов в ходе одного процесса, а также при организации аналитического учета по группам однородных изделий. Нормативный способ калькуляции сводится к алгебраическому суммированию нормативной себестоимости с отклонениями от норм и их изменениями, учтенными по объектам калькулирования.
Методы калькулирования По характеристике калькуляционных объектов различают методы калькулирования как совокупность способов учета затрат на производство по объекту и исчисления себестоимости калькуляционных единиц. Выделяют три основных метода: позаказный индивидуального калькулирования, попередельный (попроцессный) и подетальный при массовом продуктовом калькулировании. Принципиальная особенность позаказного метода состоит в индивидуализации учета затрат и расчета себестоимости в соответствии с открытыми заказами. Калькуляцию полученного продукта составляют после полного завершения работ по заказу, независимо от длительности его выполнения. Метод применяется в единичном и мелкосерийном производстве, в строительстве. Попередельный метод используется при производстве массовой продукции, получаемой путем последовательной переработки сырья и материалов в полуфабрикаты, а из них — в готовый продукт. Переделом называют часть технологического процесса (совокупность производственных операций), завершающуюся получением законченного полуфабриката, который может быть реализован другим предприятиям или направлен на следующий передел. Попередельный метод применяют в металлургической, химической, текстильной промышленности, литейном производстве. Наиболее широко используется попроцессный метод. Он позволяет определить себестоимость массовой продукции, приходящуюся на одну или несколько технологических стадий (процессов), в которых не образуется полуфабрикатов. Суть попроцессного метода состоит в том, что расходы следуют за продуктом по технологической цепочке, т.е. по завершении любой операции накапливаются затраты, сумму которых можно соотнести со средней стандартной или нормативной. Распределение затрат между выпуском и незавершенным производством, а также между несколькими видами продуктов производится на любой стадии производственного процесса. В крупносерийном и особенно в массовом машиностроительном производстве наиболее широко используется подетальный метод, предполагающий калькулирование себестоимости изделия как суммы себестоимостей отдельных деталей, составляющих это изделие. Он является точным, но и трудоемким. Бюджетирование затрат Бюджетирование затрат – построение на предприятии системы бюджетного планирования, контроля и анализа затрат и финансовых ресурсов. Внедрение бюджетирования ресурсов обеспечивает целый ряд преимуществ: • планирование бюджетов структурных подразделений дает более точные предполагаемые объемы и структуру затрат;
• утверждение месячных (квартальных, годовых) бюджетов предоставляет структурным подразделениям большую самостоятельность в расходовании фонда оплаты труда, что повышает материальную заинтересованность работников в успешном выполнении плановых заданий; • упрощение системы контроля бюджетных средств позволяет сократить непроизводительные расходы рабочего времени экономических служб предприятия; • вводится более строгий режим экономии затрат и финансовых ресурсов предприятия, что особенно важно для выхода из экономического кризиса. Система бюджетирования охватывает на предприятии как производственные подразделения, так и функциональные службы (отделы) и подразделения непромышленной группы. Для производственных подразделений основного производства, деятельность которых зависит от объема производства и реализации продукции (работ, услуг) предприятия, есть смысл устанавливать бюджеты затрат на выполнение отдельных договоров (проектов). Утверждение общего бюджета затрат таким подразделениям оправдывает себя при стабильных условиях производства и реализации, каковые на практике наблюдаются достаточно редко. В условиях стабильности объемов производства и реализации продукции производственным подразделениям основного производства лучше всего устанавливать расчетный норматив затрат на единицу объема производства продукции (работ, услуг). Деятельность производственных подразделений вспомогательного производства носит более сложный и противоречивый характер, чем функционирование подразделений основного производства. Перед бюджетированием затрат на их деятельность необходимо определить состав этой деятельности. Например, ремонтно-механический цех может изготавливать запасные части для ремонта собственного оборудования, спецоснастку и специнструмент для цехов основного производства (при отсутствии инструментального цеха), осуществлять капитальный ремонт и модернизацию оборудования, привлекаться к изготовлению продукции цехов основного производства, оказывать услуги промышленного характера при ведении капитального строительства хозяйственным способом, выполнять отдельные заказы для работников предприятия. Понятно, что при такой сложной по составу деятельности установление общего бюджета затрат цеху практически невозможно. Целесообразно рассчитывать затраты по каждому виду деятельности, на основании определения норматива затрат на выполнение отдельных работ (заказов). Аналогичные трудности возникают при бюджетировании затрат ремонтно-строительного, транспортного и других цехов вспомогательного производства. Наиболее оправданно бюджетирование затрат подразделений функционального управления, как в целом на предприятии, так и в его производственных цехах. В целях организации системы управления затратами через механизм их бюджетирования следует создать на предприятии сквозную систему из функциональных бюджетов: • фонда оплаты труда; • материальных затрат; • потребления энергии; • амортизации; • прочих расходов.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.35.77 (0.013 с.) |