Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Я-концепция в различных психологических теориях.

Поиск

Я-концепция в трудах зарубежных ученых

По мнению Р. Бернса, Я-концепция представляет собой динамическую совокупность свойственных каждой личности установок, направленных на саму личность и включающую в себя убеждения, оценки и тенденцию поведения. Формирование Я-концепции происходит в процессе социальных контактов индивида и играет троякую роль: способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий. Я-концепция действует как своеобразный внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации, его ожидания (представление о том, что в будущем может произойти), а значит, и его поведение. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.

К. Роджерс определяет Я-концепцию как интеграцию
Я-образов личности, возникающих в процессе взаимодействия с окружающей средой, которые отражают как социальные, реальные роли личности, так и предполагаемые, идеальные. Поэтому Я-концепция включает в себя реальный и идеальный Я-образы.

Реальная и идеальная Я-концепции не только могут не совпадать, но и в большинстве случаев обязательно различаются. Расхождение между ними может приводить как к негативным, так и к позитивным последствиям. С одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным «Я» может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной Я-концепции является источником совершенствования личности и стремления к развитию. Можно сказать, что многое определяется мерой этого рассогласования, а также интерпретацией его личностью.

Э.Г. Эриксон связывает формирование целостного представления о себе с развитием «эго-идентичности» в случае положительного прохождения кризиса на пятой стадии жизненного цикла (подростковый возраст). В отрочестве и юности происходит интегрирование многочисленных знаний о себе и Я-образов в личную идентичность, которая представляет осознание своего прошлого, будущего и понимание того, «кто я есть и куда иду». Чувство идентичности «эго»- есть накопленная уверенность в том, что внутренняя тождественность и непрерывность, подготовленная прошлым индивидуума, сочетается с тождественностью и непрерывностью значения индивидуума для других, выявляемого в реальной перспективе его социальной «карьеры».

Я-концепция в трудах отечественных ученых

Изучением структуры Я-концепции и содержания ее функциональных элементов занимались многие известные отечественные психологи: Климов Е.А., Коломинский Я.Л., Кон И.С., Леонтьев Д.А., Орлов Ю.М., Пантелеев С.Р., Реан А.А., Столин В.В. и др.

По мнению И.С. Кона, некое структурное единство личности, связанное со всеми другими ее аспектами, можно определить понятием «Я». «Я» включает в себя:

– представление личности о своем теле и внешности;

– осознание своей особенности, индивидуальности, непохожести на других;

– социальное, мировоззренческое самоопределение;

– формирование жизненных планов;

– самореализацию и самосовершенствование.

Оно состоит из множества Я-образов личности, оставаясь при этом целостным и тождественным личности, и имеет следующую структуру, включающую в себя: реальное «Я», идеальное «Я», целостное «Я» и динамическое «Я».

Реальное «Я» является отражением реальных качеств и свойств личности.

Идеальное «Я» включает в себя социальные нормы и образцы, усвоенные личностью, уклонение от которых снижает ее самоуважение.

Целостное «Я» личности влияет на приспособление к среде, ее познание, самореализацию и творческую активность, выбор психологических защит.

Динамическое «Я» определяется социальным положением человека.

Понимание «Я» И. С. Кон связывает с рассмотрением системы установок человека относительно собственной личности. Представляя собой иерархическую систему, «Я» включает в себя:

– «элементарные установки», формирующиеся на основе витальных потребностей в простейших ситуациях и проявляющиеся как готовность к действию;

– систему социальных установок, формирующихся на базе оценки отдельных социальных объектов и ситуаций;

– базовые социальные установки, определяющие общую направленность активности личности;

– систему ценностных ориентаций, определяющую цели личности и средства их достижения, обусловленные социальными условиями жизни данного индивида.

В процессе развития личности ее «Я» обогащается различными новыми качествами, преломляющимися в системе самооценок и в сознании своей индивидуальности. При этом Я-образ постоянно соотносится с окружающими и включает множество социальных характеристик.

Ю.М. Орлов понимает Я-концепцию как относительно жесткую структуру, которая частично осознается (косвенно, через поведение), а частично существует в бессознательной форме. Ее возникновение обусловлено стремлением к эффективной жизни и деятельности. Она дает нашему поведению относительно жесткий стержень и ориентирует его. А через понимание и осознание своих поступков личность постигает свою Я-концепцию.

Согласно его точке зрения, Я-концепция – это представление о «Я» (как бы формальное «Я»), отражающее осознание своей индивидуальности, и действующее (истинное) «Я», которое управляет поведением. Именно действующее «Я» осуществляет сравнение концепции с реальным поведением и реагирует на это или удовлетворением, или страданием, стремясь при этом избавиться от страданий и испытывать радость.

Поведение личности, соответствующее чертам ее Я-концепции, сопровождается чувством «удовлетворения собственного достоинства», а отклонение от них – чувством вины, иногда угрызениями совести, стыдом и раскаянием. Действия, получающие одобрение, эмоционально подкрепляются чувством достоинства и самоуважения. Самоуважение, в свою очередь, подразумевает положительное отношение к себе, принятие себя, устойчивость Я-образов и мнений о себе, согласованность реального и идеального «Я». Однако не всегда неудовлетворенность собой снижает самоуважение личности. Такое рассогласование может являться и пусковым механизмом самосовершенствования личности.

В последнее время также проводится много исследований изучения Я-концепции личности. Осознавая важность и огромную роль этой концепции, современные исследователи все больше уделяют внимание процессу ее формирования и развития (Петрова С.М., Шильштейн Е.С., и др.). По мнению Реана А.А, в настоящее время, как и три десятилетия назад, когда это понятие было введено в лексику российских специалистов, по-прежнему существуют различные точки зрения на то, что представляет собой Я-концепция личности и как она влияет на различные сферы деятельности человека. С одной стороны, это дает возможность использовать ключевые идеи для выявления сущностной характеристики Я-концепции, а с другой – затрудняет понимание научных текстов и позволяет ученым проявлять свободу при толковании ее структурных компонентов.

С точки зрения С.М. Петровой, Я-концепция личности – это вершина, константный компонент, итоговый продукт самосознания, результат познания и оценки человеком самого себя и других. Ее составляющими являются знание о себе и самоотношение, на основе которых формируется реальный Я-образ, идеальный Я-образ, реальный образ человека вообще, идеальный образ человека вообще и совокупность социально-психологических качеств и мотивационных установок.

По мнению А.М. Иваницкого, традиционный подход к рассмотрению Я-концепции как переноса на себя результатов общения с окружающими и создания устойчивой системы взглядов на свои способности, наклонности и возможности является одноплановым. С его точки зрения, здесь необходимо говорить о базисном, биологическом «Я» (представленном в виде «глубинных чувствований», связанных с первичным ощущением своего тела и воли), которое является «мозговым фундаментом» концептуального «Я».

В соответствии с этим чувство «Я», определяющее внутренний мир человека, возникает в мозге на подсознательном уровне вследствие актуализации долговременной памяти в результате действия внешнего сигнала или при мышлении с активацией оперативной памяти. Оно проявляется в ощущениях, определяя их эмоциональную окраску, и отношении субъекта к воспринятому сигналу. Такая связь «Я» с памятью, по мнению А. М. Иваницкого, очевидна, так как «Я» представляет собой совокупность воспоминаний о своих впечатлениях, мыслях, поступках в прошлом и реакции на них окружающих. При этом память обусловливает постоянство и тождество «Я».

Данное понимание «Я» как хранящейся в памяти и распределенной в мозге динамической системе снимает вопрос о локализации «Я».

Е. С. Шильштейн, анализируя специфику «Я» и ее уровневую организацию, формулирует представление о «Я», как о вертикально организованной части психического опыта, являющей собой единый континуум, разворачивающийся от глубинного самоощущения до вербализованных, концептуализированных представлений о себе. Различные слои «Я» выполняют определенную функцию: глубинные – организуют самоощущение; более осознанные – систему установок, влияющую на поведение человека; «вербализованные», «концептуализированные» слои определяют суждение человека о себе. При этом «Я» играет структурирующую и организующую роль в системе субъективного опыта личности.

В результате своих исследований Е.С. Шильштейн приходит к выводу, что можно говорить о двойственной природе «Я»: позитивной и проблемной. Изначально «Я» переживается как ценность и связано с идеальным «Я», т.е. на начальном этапе является эталоном позитивной оценки и глубинного самопринятия личности. Впоследствии, по мере накопления опыта и расширения социального взаимодействия (т.е. с увеличением степени осознанности и вербализованности системы «Я»), базовая позитивность «Я» уменьшается и возникает проблемное, неблагополучное «Я», которое стремится к компенсации своей неполноценности и проявляется в снижении самооценки и негативном самоотношении. По мнению автора, появление проблемного «Я» происходит в юношеском возрасте. Оно определяет изменения личности в направлении компенсации проблемного состояния, и, по-видимому, именно этот аспект «Я» претерпевает наибольшие изменения в процессе личностного роста.

Таким образом, первый ценностный аспект «Я» является прочной основой для личностного роста, а второй – «инстанцией развития». Функция «Я» при этом заключается в связывании ценностного и проблемного измерений личности.

РАЗДЕЛ III. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА.

Планы проведения семинарских занятий.

Занятие 1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 493; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.214.226 (0.012 с.)