Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Я-концепция в различных психологических теориях.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Я-концепция в трудах зарубежных ученых По мнению Р. Бернса, Я-концепция представляет собой динамическую совокупность свойственных каждой личности установок, направленных на саму личность и включающую в себя убеждения, оценки и тенденцию поведения. Формирование Я-концепции происходит в процессе социальных контактов индивида и играет троякую роль: способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий. Я-концепция действует как своеобразный внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации, его ожидания (представление о том, что в будущем может произойти), а значит, и его поведение. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе. К. Роджерс определяет Я-концепцию как интеграцию Реальная и идеальная Я-концепции не только могут не совпадать, но и в большинстве случаев обязательно различаются. Расхождение между ними может приводить как к негативным, так и к позитивным последствиям. С одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным «Я» может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной Я-концепции является источником совершенствования личности и стремления к развитию. Можно сказать, что многое определяется мерой этого рассогласования, а также интерпретацией его личностью. Э.Г. Эриксон связывает формирование целостного представления о себе с развитием «эго-идентичности» в случае положительного прохождения кризиса на пятой стадии жизненного цикла (подростковый возраст). В отрочестве и юности происходит интегрирование многочисленных знаний о себе и Я-образов в личную идентичность, которая представляет осознание своего прошлого, будущего и понимание того, «кто я есть и куда иду». Чувство идентичности «эго»- есть накопленная уверенность в том, что внутренняя тождественность и непрерывность, подготовленная прошлым индивидуума, сочетается с тождественностью и непрерывностью значения индивидуума для других, выявляемого в реальной перспективе его социальной «карьеры». Я-концепция в трудах отечественных ученых Изучением структуры Я-концепции и содержания ее функциональных элементов занимались многие известные отечественные психологи: Климов Е.А., Коломинский Я.Л., Кон И.С., Леонтьев Д.А., Орлов Ю.М., Пантелеев С.Р., Реан А.А., Столин В.В. и др. По мнению И.С. Кона, некое структурное единство личности, связанное со всеми другими ее аспектами, можно определить понятием «Я». «Я» включает в себя: – представление личности о своем теле и внешности; – осознание своей особенности, индивидуальности, непохожести на других; – социальное, мировоззренческое самоопределение; – формирование жизненных планов; – самореализацию и самосовершенствование. Оно состоит из множества Я-образов личности, оставаясь при этом целостным и тождественным личности, и имеет следующую структуру, включающую в себя: реальное «Я», идеальное «Я», целостное «Я» и динамическое «Я». Реальное «Я» является отражением реальных качеств и свойств личности. Идеальное «Я» включает в себя социальные нормы и образцы, усвоенные личностью, уклонение от которых снижает ее самоуважение. Целостное «Я» личности влияет на приспособление к среде, ее познание, самореализацию и творческую активность, выбор психологических защит. Динамическое «Я» определяется социальным положением человека. Понимание «Я» И. С. Кон связывает с рассмотрением системы установок человека относительно собственной личности. Представляя собой иерархическую систему, «Я» включает в себя: – «элементарные установки», формирующиеся на основе витальных потребностей в простейших ситуациях и проявляющиеся как готовность к действию; – систему социальных установок, формирующихся на базе оценки отдельных социальных объектов и ситуаций; – базовые социальные установки, определяющие общую направленность активности личности; – систему ценностных ориентаций, определяющую цели личности и средства их достижения, обусловленные социальными условиями жизни данного индивида. В процессе развития личности ее «Я» обогащается различными новыми качествами, преломляющимися в системе самооценок и в сознании своей индивидуальности. При этом Я-образ постоянно соотносится с окружающими и включает множество социальных характеристик. Ю.М. Орлов понимает Я-концепцию как относительно жесткую структуру, которая частично осознается (косвенно, через поведение), а частично существует в бессознательной форме. Ее возникновение обусловлено стремлением к эффективной жизни и деятельности. Она дает нашему поведению относительно жесткий стержень и ориентирует его. А через понимание и осознание своих поступков личность постигает свою Я-концепцию. Согласно его точке зрения, Я-концепция – это представление о «Я» (как бы формальное «Я»), отражающее осознание своей индивидуальности, и действующее (истинное) «Я», которое управляет поведением. Именно действующее «Я» осуществляет сравнение концепции с реальным поведением и реагирует на это или удовлетворением, или страданием, стремясь при этом избавиться от страданий и испытывать радость. Поведение личности, соответствующее чертам ее Я-концепции, сопровождается чувством «удовлетворения собственного достоинства», а отклонение от них – чувством вины, иногда угрызениями совести, стыдом и раскаянием. Действия, получающие одобрение, эмоционально подкрепляются чувством достоинства и самоуважения. Самоуважение, в свою очередь, подразумевает положительное отношение к себе, принятие себя, устойчивость Я-образов и мнений о себе, согласованность реального и идеального «Я». Однако не всегда неудовлетворенность собой снижает самоуважение личности. Такое рассогласование может являться и пусковым механизмом самосовершенствования личности. В последнее время также проводится много исследований изучения Я-концепции личности. Осознавая важность и огромную роль этой концепции, современные исследователи все больше уделяют внимание процессу ее формирования и развития (Петрова С.М., Шильштейн Е.С., и др.). По мнению Реана А.А, в настоящее время, как и три десятилетия назад, когда это понятие было введено в лексику российских специалистов, по-прежнему существуют различные точки зрения на то, что представляет собой Я-концепция личности и как она влияет на различные сферы деятельности человека. С одной стороны, это дает возможность использовать ключевые идеи для выявления сущностной характеристики Я-концепции, а с другой – затрудняет понимание научных текстов и позволяет ученым проявлять свободу при толковании ее структурных компонентов. С точки зрения С.М. Петровой, Я-концепция личности – это вершина, константный компонент, итоговый продукт самосознания, результат познания и оценки человеком самого себя и других. Ее составляющими являются знание о себе и самоотношение, на основе которых формируется реальный Я-образ, идеальный Я-образ, реальный образ человека вообще, идеальный образ человека вообще и совокупность социально-психологических качеств и мотивационных установок. По мнению А.М. Иваницкого, традиционный подход к рассмотрению Я-концепции как переноса на себя результатов общения с окружающими и создания устойчивой системы взглядов на свои способности, наклонности и возможности является одноплановым. С его точки зрения, здесь необходимо говорить о базисном, биологическом «Я» (представленном в виде «глубинных чувствований», связанных с первичным ощущением своего тела и воли), которое является «мозговым фундаментом» концептуального «Я». В соответствии с этим чувство «Я», определяющее внутренний мир человека, возникает в мозге на подсознательном уровне вследствие актуализации долговременной памяти в результате действия внешнего сигнала или при мышлении с активацией оперативной памяти. Оно проявляется в ощущениях, определяя их эмоциональную окраску, и отношении субъекта к воспринятому сигналу. Такая связь «Я» с памятью, по мнению А. М. Иваницкого, очевидна, так как «Я» представляет собой совокупность воспоминаний о своих впечатлениях, мыслях, поступках в прошлом и реакции на них окружающих. При этом память обусловливает постоянство и тождество «Я». Данное понимание «Я» как хранящейся в памяти и распределенной в мозге динамической системе снимает вопрос о локализации «Я». Е. С. Шильштейн, анализируя специфику «Я» и ее уровневую организацию, формулирует представление о «Я», как о вертикально организованной части психического опыта, являющей собой единый континуум, разворачивающийся от глубинного самоощущения до вербализованных, концептуализированных представлений о себе. Различные слои «Я» выполняют определенную функцию: глубинные – организуют самоощущение; более осознанные – систему установок, влияющую на поведение человека; «вербализованные», «концептуализированные» слои определяют суждение человека о себе. При этом «Я» играет структурирующую и организующую роль в системе субъективного опыта личности. В результате своих исследований Е.С. Шильштейн приходит к выводу, что можно говорить о двойственной природе «Я»: позитивной и проблемной. Изначально «Я» переживается как ценность и связано с идеальным «Я», т.е. на начальном этапе является эталоном позитивной оценки и глубинного самопринятия личности. Впоследствии, по мере накопления опыта и расширения социального взаимодействия (т.е. с увеличением степени осознанности и вербализованности системы «Я»), базовая позитивность «Я» уменьшается и возникает проблемное, неблагополучное «Я», которое стремится к компенсации своей неполноценности и проявляется в снижении самооценки и негативном самоотношении. По мнению автора, появление проблемного «Я» происходит в юношеском возрасте. Оно определяет изменения личности в направлении компенсации проблемного состояния, и, по-видимому, именно этот аспект «Я» претерпевает наибольшие изменения в процессе личностного роста. Таким образом, первый ценностный аспект «Я» является прочной основой для личностного роста, а второй – «инстанцией развития». Функция «Я» при этом заключается в связывании ценностного и проблемного измерений личности. РАЗДЕЛ III. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ Планы проведения семинарских занятий. Занятие 1.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 493; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.214.226 (0.012 с.) |