Психология как наука о поведении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология как наука о поведении



А. Систематическое изменение личности

Практическое применение выводов о личности.

В большем или меньшем масштабе нам постоянно приходится иметь дело с индивидами в новых положениях. Зная частичные реакции индивидов и то, как они функционировали в целом при прошлых положениях, мы имеем возможность сделать законные выводы о том, как они будут действовать при столкновении с новым положением. Изучение личности в той или иной форме существенно для каждого вида общественной жизни. Все мы ежедневно в своей жизни сталкиваемся с проблемами личности. Мы становимся лицом к лицу с серьезными проблемами личности, когда нам приходится высказать суждение по поводу выбора нашим ребенком товарища для игр, избрать компаньона на всю жизнь в предприятие или для университетской работы, приступить к изучению и новой тренировке какого-либо индивида, личность которого больна или извращена. При менее серьезных обстоятельствах мы сталкиваемся с этой проблемой, когда помещаем двух людей вместе за обедом, или составляем список гостей для партии бриджа, или даже сводя вместе двух наших близких друзей. Умные хозяйки очень хорошо понимают общественную сторону проблемы, но они скажут вам, что их успех вызывается не каким-либо особым вдохновением с их стороны, а тем обстоятельством, что они изучают интимные подробности жизни их друзей и хорошо о них осведомлены.

Путаница в представлении о личности.

Хотя каждый согласился бы с тем, что факторы, которые мы сейчас обсудили, составляют часть изучения личности, все же многие считали бы, что такой простой способ рассмотрения личности не выражает всей истины. Они утверждали бы, что она включает все эти стороны, но кроме того и еще “нечто”. Если спросят, что такое это самое “нечто”, то никакого прямого ответа не будет дано. Вместо рабочего определения термина будут применены разные качественные прилагательные: “я подразумеваю, что его личность подавляющая и покоряющая”, “что в нем есть что-то магнетическое”, “что он увлекателен или обворожителен”, “внушает внимание или почтение”, “его личность напоминает собою комнату”. Такой способ понятен. Преобладают два элемента. Не вдаваясь в них слишком глубоко, мы можем сначала коротко установить, что такой тип описания построен на основе детских и юношеских реакций на авторитет. Во время детства и юношества отец, а также врач, представитель культа и т. д. представляют авторитет. Когда они говорят, должно быть быстрое и молчаливое послушание. Ребенок ввергается в эмоциональное состояние и бежит исполнять приказание. Такая наклонность реагировать на авторитет никогда не теряется вполне и вновь и вновь появляется в наших реакциях по отношению к некоторым индивидам в наших деловых и общественных кругах. Поэтому в дальнейшей жизни те ораторы и компаньоны, которые вновь возбуждают следы реакции на старое авторитетное положение, являются такими индивидами, которых мы определили бы как сильные личности.

Второй элемент, лежащий в основе суждений о личности в таком популярном смысле, – это половой или эмоциональный, причем пол понимается здесь не в популярном смысле, а в современном, психопатологическом. Если этот элемент является наиболее сильным, т. е. если оратор или компаньон (стимул) вызывает такие наклонности к положительным реакциям, то популярная характеристика облекается в несколько отличные слова. Мужчина или женщина – личности “привлекательные”, “обаятельные” или “захватывающие”.

Дружба начинается почти мгновенно, преимущественно на основе этого элемента. Следует напомнить, что, придерживаясь современного толкования, этот род реактивной наклонности возбуждается не только лицами другого пола, но и того же самого пола. Автор, проделав статистический анализ факторов, участвующих в возникновении дружбы, нашел, что на первом месте оказался элемент правдивости, а на втором верности. Это, конечно, условно правильный ответ, и полученное распределение элементов таково, как его можно было бы ожидать в пестрой массе.

Если опросный лист опрашивал о других важных элементах, то видное место занимали такие, как симпатия, духовное родство и т. п. Обычно отвечали положительно на следующий вопрос: “решаете ли вы сейчас же, как только сталкиваетесь с данным лицом, что имеется основа для дружбы?” Величайшие затруднения испытывали те, которые пытались произвести анализ. До того в жизни им не приходилось выражать этот фактор в словах. Мы сталкиваемся с тем же затруднением при попытке ответить на вопрос, почему мужчины любят своих жен, а женщины – мужей или родители – своих детей. Выдвигаются причины из области условностей. Более глубокие причины лежат ниже уровня организованных слов, в неразгаданных (невыраженных словами) эмоционально инстинктивных и принадлежащих ранним навыкам склонностях. Это и есть причина, почему так трудно добиться того, чтобы люди разумно высказали, что они подразумевают под личностью.

Сочинения, которые мы имеем из рук многих научных писателей о “Я”, о личности и характере дают немногим лучшую основу для работы. Почти всякий психолог и медицинский писатель имеет на фоне своей ранней тренировки известные религиозные или метафизические предпосылки. Он не находит способа вплести их в недвусмысленное научное обсуждение инстинкта, эмоции и навыка.

Поэтому он выдвигает их в заключительном обсуждении “Я” и личности, где задачи обыкновенно не так отчетливо разработаны и поставлены. Опять-таки в сочинениях ученых мы также встречаем ранние реакции на авторитет. Это сказывается в нежелании допустить, что индивид имеет внутри себя все факторы, определяющие действие. Считают необходимым ввести для обоснования “Я” или личности, если не открыто, то хотя бы скрытым образом, какое-то ядро, какую-то сердцевину или сущность, которые не поддаются анализу, которые не могут быть выражены посредством ясных факторов наследственных и приобретенных реакций и их объединений. Это через всю историю философии иллюстрирует “дух” Беркли (Berkley), “сознание” и “Я” современных писателей психологов и “бессознательной” фрейдистских мистиков.

Представление о личности в науке о поведении и в здравом смысле.

По-видимому, мы опять дошли до такого пункта в психологии, когда прогресс может быть достигнут наиболее быстро тем, что мы отбросим все эти туманные представления о личности и начнем с предпосылок, которые доставят нам полезные и практические результаты, укладывающиеся в обычные понятия научного языка. Будем подразумевать под термином “личность” все то, чем обладает индивид (в действительности или в потенции), и его возможности (действительные или потенциальные) в отношении реакций. Под тем, чем он обладает, мы подразумеваем, во-первых, общую массу его oрганизованных навыков, социализированные и урегулированные инстинкты, социализированные и умеренные эмоции и сочетания и взаимоотношения этих последних и, во-вторых, высокие коэффициенты как пластичности (способности образования новых навыков и видоизменения старых), так и способности удержания (готовность установления навыков функционировать после периода непользования ими). Рассматриваемый с другой точки зрения актив его – это та часть снаряжения индивида, которая служит его приспособлению и равновесию в настоящей среде и также потенциальные или возможные факторы, которые подготовили бы его подъем для того, чтобы справиться с изменившейся средой. Выражаясь подробнее, мы подразумеваем, что можем перечислить причины его настоящей неприспособленности в таких терминах, как “недостаточность навыков”, “отсутствие общественных инстинктов” (инстинкт, не измененный навыком), “бурность эмоции” или “недостаток или отсутствие эмоций”, и что мы можем заключить, что с его настоящим снаряжением и пластичностью индивид не в состоянии достигнуть удовлетворительного приспособления ни к настоящей обстановке ни, может быть, к какой-нибудь другой.

В том случае, когда его потенциальный актив достаточен, мы можем перечислить и начать запечатление тех факторов, которые будут пригодны для его приспособления.

Этот способ рассматривания личности требует как будто нормы для приспособленности и как будто предполагает, что такая норма действительно существует. Норма, которой мы пользуемся в настоящее время, носит практический характер и основана на здравом смысле. На практике мы в нашей обыденной жизни берем индивидов, с которыми знакомы, и отмечаем существенные факторы, на основании которых они могут занимать то место, которое занимают в социальной и общественной жизни. Чем лучше мы подготовлены, тем точнее мы можем отметить эти факторы. Вопрос о том, будем ли мы когда-либо иметь научные и точные нормы, может не занимать нас в настоящий момент.

 

Словарь персоналий

 

Абульханова-Славская К.А.

Ксения Александровна Абульханова-Cлавская (р. 1932), доктор философских наук, профессор, заведующая лабораторией психологии личности Института психологии РАН. Окончила отделение психологии МГУ. Научную деятельность начала под руководством С. Л. Рубинштейна. В своих работах Абульханова-Славская развивает многие концепции С. Л. Рубинштейна, последовательно разрабатывает теоретические концепции личности как субъекта жизненного пути и субъекта деятельности.

Основные труды: «Мысль в действии» (1968); «О субъекте психической деятельности» (1973); «Диалектика человеческой жизни» (1977); «Деятельность и психология личности» (1980); «Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна» (1989) (в соавторстве с А. В. Брушлинским); «Стратегия жизни» (1991).

Адлер А.

Альфред Адлер (1870-1937)- австрийский психолог, представитель аналитического направления в психологии. Создал научную школу "индивидуальной психологии".

Адлер опубликовал множество статей и монографий, а также посвятил огромную часть своего времени лекционным турам по Европе и Соединенным Штатам. В 1927 году Адлер был штатным преподавателем Колумбийского университета. В 1928 году преподавал в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке, а годом позже вернулся туда к преподавательской работе и к демонстрации клинических исследований. Адлер покинул Вену навсегда в 1932 году в связи с ростом нацистских настроений. Он обосновался в Соединенных Штатах и возглавил кафедру медицинской психологии Лонг-Айлендского медицинского колледжа. Адлер умер в Шотландии в 1937 году, в возрасте 67 лет, во время лекционного тура по Европе. В своем учении Адлер отстаивал принципы внутреннего единства психической жизни личности, отмечал отсутствие жесткой границы и антагонизма между сознанием и бессознательным. В объяснении человеческого поведения опирался на понимание конечной цели, к которой стремится человек, подчиняя все свои психические проявления.

Ананьев Б.Г.

Борис Герасимович Ананьев (1907-1972) – доктор психологических наук, профессор. После окончания Горского педагогического института во Владикавказе (1928) поступил в аспирантуру Института по изучению мозга (Ленинград), в 1930 г. стал его научным сотрудником. С этим научным учреждением, созданным В. М. Бехтеревым, связано становление Б. Г. Ананьева как ученого. Исследования лаборатории воспитания, проводимые под руководством и по программе Б. Г. Ананьева в 1933-1936 гг., заложили основу его концепции личности. В 1939 г. защитил докторскую диссертацию «Формирование научной психологии в СССР». В годы Великой Отечественной войны он был начальником психопатологической лаборатории эвакогоспиталя. Весь послевоенный период жизни и деятельности Ананьева был связан с Ленинградским университетом, где он руководил сначала кафедрой и отделением, а затем и факультетом психологии. В середине 1950-х гг. психология личности становится центральной в научной работе кафедры психологии ЛГУ. С 1951 г. по 1960 г. Борис Герасимович возглавлял Институт АПН РСФСР. Он был членом президиума общества психологов, членом редколлегии журнала «Вопросы психологии». С 1967 г. и до конца своей жизни ученый был деканом факультета психологии ЛГУ. Ананьевым проведены масштабные исследования по истории психологии, психологии познания, воли, характера, онтопсихологии, педагогической психологии, половому диморфизму. Его перу принадлежит более 160 работ по теории и истории психологической науки, педагогической, возрастной, медицинской психологии.

Братусь Б. С.

Борис Сергеевич Братусь (род. в 1945 г.) – доктор психологических наук, профессор МГУ, зав. лабораторией Психологического института РАО.

В 1968 г. Б. С. Братусь окончил факультет психологии МГУ. Кандидатская диссертация на тему «Психологический анализ одного из видов патологии личности» была защищена им также в 1968 г. Докторскую диссертацию он посвятил изучению аномалий развития личности. Основные области исследования: патопсихология, психология личности, философия психологии. Автор более 150 публикаций.

Келли Дж.А.

Джорж Александр Келли (1905-1966), американский психолог.

В возрасте 50 лет Келли опубликовал свой основной двухтомный труд «Психология личностных конструктов, том 1. «Теория личности» и «Психология личностных конструктов, том 2. Клинический диагноз и психотерапия».

Автор концепции "личностных конструктов", согласно которой организация психических процессов личности определяется тем, как она предвосхищает ("конструирует") будущие события. Человек трактовался К. как наследователь, постоянно строящий свой образ реальности посредством индивидуальной системы категориальных шкал – личностных конструктов, и выдвигающий, исходя из этого образа, гипотезы о будущих событиях. Келли разработал методический принцип "репертуарных решеток", с помощью которого были созданы методики диагностики особенностей индивидуального конструирования реальности, нашедшие применение в разных областях психологии.

Кон И.С.

Игорь Семенович Кон (род. в 1928 г.) – доктор философских наук, профессор. Окончил исторический факультет Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена (1947). В 1950 г. защитил две кандидатские диссертации – по истории и по философии. В 1959 г. защитил докторскую диссертацию по философии. В 1956-1968 гг. преподавал на философском факультете ЛГУ. В 1968-1972 гг. работал в Институте конкретных социальных исследований АН СССР. В 1968 г. создал сектор истории социологии в этом институте. В 1972 г. перешел на работу в Институт этнографии АН СССР. Основные направления исследований: социология личности, психология личности, возрастная психология, сексология.

Лазурский А.Ф.

Александр Федорович Лазурский (1874 -1917) -психолог, педагог, врач-психиатр, ближайший ученик и помощник В. М. Бехтерева, основоположник дифференциальной психологии в России. Совместно с А. П. Нечаевым создал одну из первых психологических лабораторий в Петербурге. На протяжении многих лет возглавлял психологическую лабораторию в Психоневрологическом институте Бехтерева. После окончания в 1897 г. Военно-Медицинской академии со степенью лекаря «с отличием» Лазурский остается в клинике нервных и душевных болезней. Научную деятельность он совмещает с лечебной практикой, работая в доме призрения душевнобольных в Санкт-Петербурге, в школе для детей с нервно-психическими отклонениями. В 1900 г. защитил диссертацию на степень доктора медицины. Наличие многих опубликованных работ и успешная защита диссертации, где в качестве оппонентов выступали И. П. Павлов и В. М. Бехтерев, определили победу Лазурского в конкурсе кандидатов на поездку за границу. В начале XX в. ученый посещает Психологический институт В. Вундта, лабораторию экспериментальной психологии Э. Крепелина и там же практикуется. Наряду с традиционными для той поры научными проблемами Лазурского интересовало изучение не отдельных психических процессов, а целостной личности. А. Ф. Лазурского по праву считают основоположником психологии индивидуальности.

Леонтьев А.Н.

Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) – психолог, доктор психологических наук, профессор, автор деятельностного подхода в психологии. Окончил факультет общественных наук Московского университета (1924). Своим обращением к психологии Леонтьев обязан Г. И. Челпанову, читавшеу на отделении философии общий курс психологии. По его инициативе были написаны первые научные работы Леонтьева. По окончании университета Леонтьев стал сотрудником Института психологии при МГУ или, точнее, аспирантом, ибо был оставлен «для подготовки к профессорской деятельности». Здесь происходит встреча Леонтьева с Л. С. Выготским и А. Р. Лурией. В конце 20-х гг. в качестве сотрудника Л. С. Выготского он проводил иследования в области познавательных процессов на основе идей культурно-исторической концепции. Переехав в Харьков, Леонтьев объединил вокруг себя группу молодых исследователей (Л. И. Божович, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца, П. И. Зинченко и др.), приступив к разработке проблемы деятельности в психологии (1931-1932). Вернувшись в Москву, в 1934-1940 гг. Леонтьев выполнил экспериментальные исследования генезиса чувствительности у человека. Они вошли в его докторскую диссертацию «Развитие психики» (1940).

С 1945 г. Леонтьев заведовал отделом детской психологии Института психологии в Москве, с 1963 г. – отделением психологии философского факультета, а с 1966 был деканом психологического факультета МГУ и зав. кафедрой общей психологии этого факультета.

Исследования Леонтьева касаются многих проблем психологической науки: проблемы возникновения и развития психики в филогенезе, проблемы возникновения сознания в антропогенезе, структуры деятельности, структуры сознания, методологии и др.

Леонтьев Д.А.

Дмитрий Алексеевич Леонтьев – доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ, директор института экзистенциальной психологии и жизнетворчества. Основные направления научной деятельности: психология личности, методологические аспекты деятельностного подхода в психологии.

Опубликовал более 300 работ. Специалист в области психологии личности, личностной психодиагностики. Создал и возглавил издательство «Смысл» в 1990 г.

Маслоу А.Х.

Абрахам Харольд Маслоу (1908-1970), американский психолог. В 1930 году Маслоу получил степень бакалавра, а в 1934 году, в возрасте 26 лет, получил степень доктора. После получения ученой степени Маслоу возвратился в Нью-Йорк для работы с Эдвардом Торндайком, известным психологом Колумбийского университета. Через полтора года Маслоу получил место преподавателя в Бруклинском колледже, где и проработал 14 лет. В 1951 году Маслоу пригласили во вновь открытый Университет Брандеса, под Бостоном. Маслоу принял предложение и остался там до 1968 года. Он заведовал кафедрой первого психологического факультета и своей деятельностью способствовал развитию всего университета.

Выдвинул концепцию целостного подхода к человеку и анализа его высших сущностных проявлений – любви, творчества, духовных ценностей и др. Согласно Маслоу эти особенности, существуя в виде врожденных потенций, актуализируются под влиянием социальных условий. М. создал иерархическую модель мотивации ("Мотивация и личность", 1954), в соответствии с которой утверждал, что высшие потребности могут направлять поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его низшие потребности.


Олпорт Г.В.

Гордон Виллард Оллпорт (1897-1967), американский психолог. Инициатор разработки системного подхода к изучению личности. Согласно теории О., личность представляет собой развивающуюся и открытую систему, ядро которой составляет человеческое "Я". Особенностью этой системы является стремление личности к реализации своего жизненного потенциала и самоактуализации. О. полагал, что системный подход в психологии позволит преодолеть ограниченность как механического воззрения на человека, свойственного бихевиоризму и кибернетике, так и теорий, объясняющих специфику поведения личности скрытыми в глубинах ее внутреннего мира бестелесными актами. Считал, что личность в своих проявлениях в большей степени следует социальным, чем биологическим мотивам, и на этом основании подверг экспериментальному изучению иерархию культурных ценностей, на которые ориентируются различные типы людей. Выдвинул положение о том, что мотивы, возникающие на биологической почве, в дальнейшем могут стать независимыми от нее и функционировать самостоятельно (принцип функциональной анатомии).

Петровский А.В.

Артур Владимирович Петровский (1924-2006) – крупнейший ученый-психолог, доктор психологических наук, действительный член Российской академии образования, заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии правительства РФ в области образования.
С 1972 по 1991 г. А.В. Петровский заведовал лабораторией психологии личности НИИ обшей и педагогической психологии АПН СССР. С 1991 г. был назначен президентом-организатором Российской академии образования, в 1992 был избран ее президентом и по 1997 г. работал в данной должности.

A.В. Петровским внесен значительный вклад в разработку проблем истории психологии, теоретической психологии, психологии
личности, социальной и педагогической психологии. Книги Петровского переведены на иностранные языки.

Платонов К.К.

Платонов Константин Константинович (1906-1984) – доктор медицинских наук, доктор психологических наук, профессор.
С 1925 г. сотрудник психотехнической лаборатории Южных железных дорог, в 1932-1934 гг. зав. психофизиологической лабораторией Горьковского автомобильного завода, затем Челябинского тракторного завода. В 1935-1959 гг. занимался авиационной психологией.
С 1960 г. был сотрудником сектора психологии Института философии АН СССР, затем – сотрудником Института психологии АН СССР. Платонов – автор книг по психологии способностей, психологии личности. Большое внимание он уделял популяризации психологии. Его книга «Занимательная психология» переведена на 18 языков. Константин Константинович внес огромный вклад в становление российской психологической науки.

В последние годы своей жизни Платонов работал научным сотрудником Института психологии АН СССР.

Своими исследованиями Платонов внес существенный вклад в становление отечественной психологии труда и авиационной психологии, психологии личности, теоретической психологии, психодиагностики.

Рубинштейн С.Л.

Рубинштейн Сергей Леонидович (1889–1960) – российский психолог, философ, методолог психологии, один из создателей деятельностного подхода. Образование получил в Германии. С 1917 г. Рубинштейн – доктор философии Марбурского университета.
В 1919 г., по возвращении на родину, избран приват-доцентом Новороссийского университета. В 1930 г. был приглашен для заведования кафедрой психологии в Ленинградском педагогическом институте.
В 1942 г. был переведен в Москву, где возглавил Институт психологии при Московском государственном университете. В1945 г. Рубинштейн создал Сектор психологии в Институте философии АН СССР –первую психологическую лабораторию в Академии наук СССР.

За труд «Основы общей психологии» был удостоен Сталинской премии. Был одним из основателей журнала «Вопросы психологии» и Общества психологов СССР. Впервые психология стала дисциплиной, представленной под руководством С.Л. Рубинштейна в высшем научном учреждении страны, где успешно развернулись как теоретические, так и эмпирические работы в различных отраслях психологии.

Рожжерс К.Р.

Карл Рэнсон Роджерс (1902-1987), американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии. Фундаментальным компонентом структуры личности считал Я-концепцию, формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей (прежде всего социальной) средой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его поведения. Рассогласование между Я-концепцией и представлением об идеальном "Я", а также нарушение соответствия между непосредственным, реальным опытом и Я-концепцией (в частности, фрустрация, свойственная личности потребность в позитивном отношении к себе и самоуважении) вызывают попытки ограждения Я-концепции от угрозы дезорганизации путем ввода в действие механизмов психологической защиты, проявляющейся в виде либо перцептивного искажения (или селективности восприятия) опыта, либо его игнорирования, что, однако, не обеспечивает полной гармонизации личности, а в ряде случаев приводит к ее серьезной психической дезадаптации. Важнейшая характеристика психологически зрелой, "полностью функционирующей" личности – ее открытость для опыта, соответствие которого Я-концепции обеспечивается гибкостью, непрерывным изменением, совершенствованием человеческого Я. Разработанная Р. система психотерапии, центрированной на клиенте, призвана обеспечить устранение диссонанса между реальным опытом и Я-концепцией, способствуя достижению их соответствия.
Доверительная обстановка беседы с психотерапевтом, эмпатия и искреннее выражение позитивного отношения к клиенту ослабляют, а в дальнейшем нивелируют защитные механизмы, отгораживающие личность от реальности. Тем самым достигается возможность формирования у клиента "внутреннего локуса оценки", лежащего в основе самостоятельного осмысления и реконструкции им собственной Я-концепции в соответсвии с реальным жизненным опытом ("Центрированная на клиенте терапия", 1954).

Скиннер Б.Ф.

Беррес Федерик Скиннер (р. 1904), американский психолог, представитель современного бихевиоризма. Выступил против необихевиоризма, считая, что психология должна ограничиться описанием внешне наблюдаемых закономерных связей между стимулами, реакциями и подкреплением этих реакций. Выдвинул концепцию "оперантного" (от "операция") научения, согласно которой организм приобретает новые реакции благодаря тому, что сам подкрепляет их, и только после этого внешний стимул вызывает реакции. Первоначально С. изучил оперантное поведение на животных, предложив ряд оригинальных методик и приборов ("Поведение организмов", 1938). Исходя из идеи об идентичности механизмов поведения животных и человека, С. распространил свою концепцию на усвоение речи, психотерапию и обучение в школе, став инициатором программированного обучения, в трактовке которого С. сильны элементы механицизма. Скинер выступил с утопическими проектами переустройства общества на основе оперантного бихевиоризма об управлении человеческим поведением, что вызвало резкую критику этих идей со стороны прогрессивных ученых в разных странах, в том числе в США.

Фрейд З.

Зигмунд Фрейд (1856-1939), австрийский психолог, создатель психоанализа. Начав свои исследования как физиолог и врач-невропатолог, пришел к выводу, что источником многих заболеваний являются неосознаваемые больными комплексы, которые будучи вытесненными из сознания, вызывают патологические симптомы (расстройства движения, восприятий, памяти, эмоциональной сферы и др.). На этом основании решающую роль в организации поведения придавал бессознательному ядру психической жизни, образуемому мощными влечениями, прежде всего – сексуальными (либидо). Выдвинул основные положения психоанализа или концепции личности и техники лечения нервно-психических расстройств. Применяя гипноз, используя методику расшифровки свободных ассоциаций, сновидений и трансфера, пришел к выводу, что избавление от некогда пережитых в детстве травм путем их осознания дает положительный врачебный эффект. Продолжая практику психотерапевта, Ф. обратился от исследования индивидуального поведения к истории человеческой культуры, полагая, что и в ней (мифах, памятниках литературы и искусства) воплощены сексуальные комплексы ("Тотем и табу", 1913; "Психология масс и анализ человеческого Я", 1921). В структуре личности Ф. выделял три взаимодействующих компонента: Оно, Я и Сверх-Я, выступая против теорий, отождествлявших личность с ее сознанием и самосознанием или с ее психофизиологическими особенностями. В поздний период творчества Ф. сосредоточился на социально-культурных проблемах ("Будущее одной иллюзии", 1927; "Цивилизация и недовольные ею", 1929; "Моисей и монотеизм", 1939).


ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Аверин В.А. Психология личности. – Учебное пособие.2-е издание.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.-191 с..

2. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, 2001.

3. Батаршев А.В. Психология личности и общения. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. М., 2003.

4. Бирюкевич Е.А. Теории личности: Пособие для студентов высших учебн. заведений, Брест, 2001.

5. Белановская О.В. Психология личности: Учеб. пособие / О.В. Белановская; Науч.ред. Ю.Н. Карандашев, Т.В.Сенько- Мн.: БГПУ им. М. Танка.2001.-226 с.

6. Гусева Т.И. Психология личности. Конспект лекций.- Ростов н/Д: «Феникс»,2004.-160 с.

7. Ермаков П.Н., Лабунская В.А. Психология личности. / Под.ред Ермакова П.Н, ЭКСМО; 2008.

8. Карпинский К.В. Психология жизненного пути личности. Гродно, 2002.

9. Козубовский В.М. Общая психология: личность: Учебн. пособие / В.М. Козубовский. – Мн.: Амолфея, 2005.448 с.

10. Лоуренс Первин, Оливер Джон. Психология личности: Теория и исследования / Пер. с англ. под ред. В.С. Магуна. – М.: Аспект Пресс, 2001.

11. Мананикова Е.Н. Психология личности. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. М., 2008.

12. Мадди, Сальвадоре П. Теории личности: Сравнительный анализ. М., 2002.

13. Мироненко И.А. Современные теории в психологии личности. СПб.,2003.

14. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Г.Ростов-на Дону, издательство «Феникс»,1996. 512 с.

15. Психология личности. Сборник статей / Сост. А.Б. Орлов. М., 2003.

16. Психология личности в трудах зарубежных психологов. / Сост. Реан А.А. Питер, 2000.

17. Психология личности. Хрестоматия в 2 ч. / Под ред. Райгородского Д.Я. Т.1., Т.2. Самара, 2002.

18. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. Составитель Л.В. Куликов. СПб.: Питер, 2002.

19. Реан А.А. Психология личности: социализация, поведение, общение. – СПб.: 2004.

20. Слотина Т.В.Психология личности: Учебное пособие.-СПб.: Питер.2008.

21. Талайко С.В. Психология личности: курс лекций6 учеб.-метод. Пособие /С.В.Талайко.- Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2006.-198 с.

22. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Хрест. по психол. личности / Ред. сост. Райгородский Д.Я. Самара, 1996.

23. Холл, Кэлвин С., Линдсей Гарднер. Теории личности. Уч. пособ. М., 1999.

24. Хьелл Ларри А. Теории личности: Основные положения, исследования и примеры. М., 2003.

Дополнительная литература:

25. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни – М.: "Мысль", 1991.

26. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. – М. – Воронеж, 1996.

27. Андриенко Е.В. Социальная психология./ Под. ред. В.А. Сластенина.- М.:Издательский центр «Академия», 200.-264 с.

28. Баландип Р.К. 100 великих гениев. М.Вече.,2004.-480 с.

29. Баррон Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя // Вопросы пси хологии. – 1990. – № 2. – с.153-159.

30. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под.ред Д.И.Фельдштейна; -3-е изд.-М.: Московский психолого-социальный институт,Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.-352 с.

31. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологич. журнал. 1991. Т.12. №6, с.3, с.10.

32. Бубер М. Проблемы человека //Бубер М. Я и Ты. – М.: Высш. шк., 1993. – С. 75-160.

33. Великие люди./К.В.Рыжов, Г.Д. Покоморева, Т.Ю, Кравченко. М.: ООО»Изд-во Астрель».2004.-830 с

34. Весна Е.Б. Понятия «личность» и «индивидуальность» в понятийном пространстве, описывающем человека // Мир психологии, 1999, №4 (20), с. 279-294.

35. Вер Герхард. Карл Густав Юнг сам свидетельствует о себе и о своей жизни. Челябинск, 1998.

36. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования.- М.: 2005 – 352 с.

37. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: Методология и теория проблемы. – М.: Смысл, 1993.

38. Дружинин В. Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. – М.: ПЕР СЕ; СПб.: ИМАТОН-М, 2000.

39. Карпара Дж., Сервон Д. Психология личности. –СПб., 2003. –640с.

40. Карпинский К.В. Человек как субъект жизни: Монография./
К.В. Карпинский.-гродно: ГрГУ,2002.

41. Келли Дж. А. Теория личности: Психология личных конструктов. Речь, М., 2000.

42. Клонингер С. Теории личности: познание человека. –СПБ., 2003.

43. КовалевА.Г. Психология личности, изд.3,перераб. и доп. М., «Просвещение»,1969.

44. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М., 1990.

45. Личность: определение и описание //Вопросы психологии. 1992, №3-4.

46. Мамардашвили М. Философия и личности /Человек 5/94. с.7-19.

47. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования. М., 1998.

48. Мотивация и личность. 3-е изд. / Абрахам Маслоу. СПб.: Питер, 2003.

49. Общая психология и психология личности / под ред. А.А. Реана. – – М.: ACT: ACT МОСКВА; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009.

50. Орлов А.Б. Карл Роджерс и современный гуманизм // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1990. № 2. С.55-58.

51. Петровский В.А. Личность в психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996.

52. Практикум по психологии личности. / О.П. Елисеев. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2003.

53. Психология. Учебник для экономических вузов/ Под общ.ред.Дружинина.-СПБ.:Питер, 2000.

54. Психология личности и образ жизни / Под ред. Шороховой Е.В. М., 1987.

55. Роджерс,К.Р. Становление личности: Взгляд на психотерапию / Роджерс К.Р.; Пер.с англ.Злотник М. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

56. Свенцицкий А.Л.Социальная психология: Учебник.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.-336 с.

57. Семке В. Я. Основы персонологии. – Москва: Академический Проект: Профессиональная психотерапевтическая лига, 2001.

58. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995.

59. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972. С.78-125, 129-170.

60. Старовойтенко Е.Б. Психология личности в парадигме жизненных отношений: учеб. пособие для студ. и аспирантов высш. учеб. заведений, обучающихся по спец. "Психология" / Гос. ун-т; Высшая школа экономики. – Москва: Академический проект: Трикста, 2004.

61. Утлик Э. П.Психология личности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.П.Утлик. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

62. Феррис Пол. Зигмунд Фрейд / Пер. с англ. Е.А. Мартинкевич. Мн., 2001.

63. Фром Эрик. Величие и ограниченность теории Фрейда. М., 2000.

64. Фрейд З. Психология бессознательного. Новосибирск, 1997.

65. Фрейд,З. Основной инстинкт / Сост.,предисл.и отв.ред. Гуревич П.С. – М.: Олимп; АСТ,1997.

66. Фрейд З. Я и Оно: [cочинения]: [пер. с нем.]. – Москва: Харьков: ЭКСМО-Пресс: Фолио,2001.

67. Фрейджер Р. Аналитическая и индивидуальная психология. Карл Юнг и Альфред Адлер. – Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.

68. Фрейджер Р. Психоаналитические теории личности. Зигмунд Фрейд и постфрейдисты. – Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.

69. Фрейджер Р. Психология личностных конструктов и когнитивная психология. Дж. Келли и А. Бек. – Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.

70. Фрейджер Р. Радикальный бихевиоризм. Б.Скиннер. – Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК,2007.

71. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб. Питер Пресс, 2005.

72. Хьелл Л.А. Теории личности. Основные положения, исследования и применение: [монография]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по напр. и спец. психологии. – 3-е междунар. изд. – Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2006.



 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.105.173 (0.1 с.)