Для того чтобы действие таинств было спасительным для принимающего Таинства, необходимы его: 1. Вера в таинство; 2. Искреннее желание принять таинство. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для того чтобы действие таинств было спасительным для принимающего Таинства, необходимы его: 1. Вера в таинство; 2. Искреннее желание принять таинство.



Таинства, совершенные вне православной Церкви, могут быть действительны, но не действенны, то есть без благодати.

(6). Вещества, употребляющиеся при совершении таинств, и их символика.

ВЕЩЕСТВА ТАИНСТВ -природные элементы, используемые при совершении таинств и иных священнодействий. В. т., получают освящение через установленные Церковью молитвы, к-рые возносятся Богу священнослужителем от лица общины, затем преподаются верным и служат знаком духовного действия, происходящего в таинстве; тем самым В. т. представляют собой символы Божественной реальности в доступной для человеческого восприятия форме. К числу наиболее важных В. т. относятся хлеб и вино, вода, елей и миро.

Хлеб и вино используются в первую очередь в таинстве Евхаристии. Во время Тайной вечери, накануне Своих Крестных страданий, Господь Иисус Христос благословил хлеб и чашу с вином, указав на них как на Свои Тело и Кровь и заповедав всем верующим вкушать и пить их в Его воспоминание. Хлеб, мука для к-рого получается из мн. зерен, символизирует евхаристическое единство Церкви. Правосл. Церковь использует для таинства Евхаристии только пшеничный и квасной хлеб. Добавление соли в евхаристический хлеб упоминается уже в раннехрист. источниках, но последовательно применяется только в традиции правосл. Церкви.

Вино, к-рое в обычной жизни является символом радости и пира, при использовании в таинстве символизирует полноту новой жизни во Христе и радость Духа, общение с Богом и брачный пир в Царстве небесном. Однако вино своим видом напоминает кровь, и поэтому оно также указывает на Крест Христов. Использование вина в Евхаристии говорит верным о единстве со Спасителем, Который сравнил Себя и учеников с ветвью и гроздями виноградной лозы. Церковь с самого начала использовала за богослужением только чистое беспримесное виноградное вино, растворенное водой. Как и хлеб, вино используется в Евхаристии и в чине благословения хлебов; в совр. практике правосл. Церкви вино обычно добавляют в елей в таинстве Елеосвящения. Вино также используется в правосл. чине таинства Брака: новобрачные вкушают из общей чаши с вином, символизирующей радость брачного пира и единства супругов.

Вода имеет центральное значение в таинстве Крещения. Основные символы очищение и омовение. Поэтому вода и используется для совершения таинства вступления в Церковь, где она символизирует очищение от грехов и погружение (греч. Крещение, т. е. погружение) в смерть Христову, чтобы совоскреснуть с Господом. Вода освящается не только в Крещении, но и в малом и великом водоосвящениях; св. вода широко используется для окропления домов и различных предметов с целью их благословения, для вкушения и помазания с целью освящения повседневной жизни и получения исцеления. При освящении храма новосозданный престол омывают специально освященной водой, что является его символическим Крещением.

При Крещении используются также елей, т. е. оливковое масло, и миро - благовонное масло, сваренное из елея, вина и различных ароматических веществ. Помазание елеем символизирует невидимое помазание человека Божественной благодатью, а также привитие нового христианина к маслине-Христу. При Крещении елеем помазывают крещаемого, а также воду в купели. Сходную символику имеет и св. миро, но его благоухание более явно указывает на помазание даром Св. Духа, поэтому миро (к-рое в отличие от др. В. т. освящается только патриархами или по их поручению епископами) употребляется при помазании новокрещеного (являя печать Св. Духа -. Помазание св. миром также входит в чины принятия нек-рых инославных; им помазываются при поставлении правосл. цари. Также миро используют при освящении храмов, иногда икон.

Кроме своей основной символики елей, будучи лекарственным средством, указывает и на исцеляющую милость Божию. В связи с этим он входит в чины, связанные с врачеванием, - в первую очередь в чин таинства Елеосвящения). Как и хлеб с вином, елей употребляется в чине благословения хлебов. Вместе с елеем в последнем чине благословляется пшеница и используется и в чине Елеосвящения. Наряду с восковыми свечами елей в древности был основным средством освещения и до сих пор используется в храмах в качестве лампадного масла. Во время праздничной всенощной настоятель помазывает прихожан елеем, взятым из лампады, горящей у иконы празднуемого святого - это помазание символизирует благословение, к-рое святой невидимо преподает верующим. Елей должен представлять собой чистое оливковое масло; тем не менее в РПЦ за неимением оливкового часто используют масла иных растений (напр., подсолнечное). Эта практика, хотя и отчасти оправданная, нарушает библейскую символику елея и не соответствует церковной традиции, поэтому следует стремиться употреблять за богослужением именно оливковое масло.

Кроме хлеба, вина, воды, елея и мира в широком смысле слова к В. т. можно причислить ладан, представляющий собой благовонную смолу и используемый при каждении; воскомастих и розовую воду, используемые в чине освящения храма; воск, из к-рого изготовляются свечи. С раннехрист. времен Церковь благословляла и освящала первые плоды различных фруктов (напр., указания о благословении первых плодов есть уже в «Апостольском предании», памятнике III в.), и подобные чины совершаются в правосл. Церкви на нек-рые праздники. В ранней Церкви бытовала также традиция давать новокрещеным молоко и мед как символы достижения в таинстве земли.

(7). Католическое учение о «тайносовершительной формуле» и православное отношение к нему.

У католиков нет литургии Василия Великого и Иоанна Златоустого. Они совершают мессу, которая имеет совершенно иной текст. Текст мессы очень древний, он не имеет строгого авторства, восходит он к первым векам.

Есть у католиков такая канонизированная догма о том, что для совершения Таинства существуют необходимые и достаточные моменты. Необходимо, чтобы Таинство было совершено правильно поставленным священником, чтобы были произнесены правильные слова, которые догматизируются, эти слова у католиков называются сакраментальной или тайносовершительной формулой. Если все соответствует порядку, то Таинство совершилось. Если же какое-либо из этих условий не соблюдено, то Таинство уже не совершилось. Следовательно, Католики считают, что для совершения таинства необходимо правильное произнесение сакраментальной, или тайносовершительной, формулы и это слова Госпдни: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за Вы ломимое во оставление грехов. Пийти от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов». Слова евангельские, слова Христа — они и являются тайноразрешительной формулой.
Когда священник произносит эти слова, он благословляет Святые Дары, и в этот момент происходит, как они говорят, пресуществление Святых Даров. Пресуществление, то есть меняется их сущность. У них есть учение о субстанции и... Была сущность хлеба и вина, а стала сущность Тела и Крови Христовых, произошло пресуществление.
Но на Востоке у святых отцов мы не находим такого термина и такого грубого понимания таинства. Ища правильный термин, русское богословие нашло другое слово — преложение Святых Даров.
Термин «преложение» оказывается здесь более подходящим. Что значит «преложение»? Это значит, что здесь происходит некая тайна. Прелагаются хлеб и вино в Тело и Кровь Христовы.

Католик исчитают,что таинства совершает священник, православные – что таинства совершае Бог,через священника.

(8) Смысл и значение таинства Крещения. Установление таинства Христом. Апостол Павел о Крещении.Крещение (греч. - погружение) есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Так как Крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то это Таинство не повторяется.

 

Цель совершения Таинства. Плодом Крещения человека должно быть то, что он перестает жить для себя и начинает жить для Христа и других людей, обретая в этом полноту жизни. Необходимым условием принятия этого великого Таинства взрослым человеком является твердая вера и покаяние во всех грехах, совершенных до Крещения. Этим Таинством крещаемый вводится в Церковь и становится ее членом. Человек, ставший христианином, должен духовно переродиться.

Самое Таинство Крещения состоит из освящения воды и елея, помазания освященным елеем и главного священнодействия – троекратного погружения крещаемого в воду со словами: «Крещается раб Божий (его имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь».

Освященный елей, которым во время Таинства помазуется сперва вода, а потом крещаемый, есть знак исцеления и здоровья, примирения и мира. Свечи изображают свет правой веры, кадило – благоухание Святого Духа, белые одежды новокрещеного – освобожденную от власти греха и сатаны новую жизнь, или душу христианина, которую он должен хранить незапятнанной, наконец, нательный крест – крестное последование Христу и знак веры в Его победу.

Собственно же Таинство Крещения было установлено Христом перед Его Вознесением, когда Он сказал ученикам: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28; 19, 20). Иисус Христос, приняв крещение от Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в водах Иорданских, чтобы исполнить всякую правду (Мф. 3; 15), тем самым освятил его. Вообще, все существующие в Церкви Таинства установлены непосредственно Христом, но в Евангелии Он ясно говорит только о трех важнейших: Крещении, Причащении и Покаянии. Из слов Господа, сказанных им в ночной беседе Никодиму, ясно, что Таинство Крещения имеет исключительное значение для человека: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3; 5-7).

Вера- это главное условие действенности таинства ("кто будет веровать и крестится, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет" – Мк. 16:16)

Раскрывая благодатное значение Крещения, Апостолы в своих посланиях указывают, что мы в нем «освящаемся», «омываемся», «очищаемся», «оправдываемся»; что в Крещении «умираем для греха, чтобы ходить в обновленной жизни», «спогребаемся Христу» и – воскресаем в Нем. «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова (то есть Крещением с произнесением установленных слов, – Еф. 5, 25-26). «Омылись… освятились… оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6, 11). «Итак мы погреблисъ с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6, 4). Крещение названо «банею возрождения» (Тит. 3, 5). Что касается стороны субъективной, относящейся к душевному настроению самого крещаемого, то ее указывает Апостол Петр, называя Крещение «обещаниемБогу доброй совести» (1 Пет. 3, 21). Через Крещение вместе с тем происходит присоединение к Церкви.

(9). Ветхозаветные прообразы Крещения. Отличие христианского Крещения от языческих мистерий, иудейских омовений и Иоаннова крещения.

. Прообразом этого таинства в Ветхом Завете служил обряд обрезания, который стал обязательным со времен Авраама, но существовал еще до Авраама у многих народов мира. Первым плодом этого обряда являлось включение ребенка в ветхозаветную Церковь.

Второй прообраз таинства крещения в Ветхом Завете – это Ноев ковчег (1 Пет. 3, 18-21). Вместе с тем это образ Церкви, в которую человек входит через крещение. В волнах всемирного потопа погибло все человечество, кроме тех, кто вошел в ковчег. Грех был уничтожен вместе с грешниками, так как в то время еще не было Церкви Христовой и возрождающего действия ее, которое могло бы исцелить душу человека.

Еще один ветхозаветный прообраз крещения – прохождение израильтян через Чермное (Красное) море. Сам Моисей – прообраз Христа в смысле пророческого служения. Через Моисея дан Ветхий Завет, через Христа – Новый Завет. Израильтяне вышли из Египта вместе со своими семьями, они прошли по дну расступившегося моря, держа на руках своих детей и младенцев, следовательно, в событиях, имеющих прообразовательный смысл, участвовали младенцы.

В ритуальном сознании ветхозаветного Израиля вода наделялась довольно широким спектром значений. Для библейского мира вода – это прежде всего источник и сила жизни. Земля без нее – всего лишь бесплодная пустыня, царство голода и жажды, где и человек и зверь обречены на смерть. Но вода может быть и стихией смерти, как, например, опустошительный потоп, обрушивающийся на землю и уничтожающий все живое. И, наконец, при отправлении культовых действий, как, впрочем, и в быту, вода служит для омовения людей и предметов и очищения их от грязи повседневности. Таким образом, вода – то живительная, то разрушительная, но всегда очистительная – самым тесным образом связана с жизнью и историей человека.

С религиозной точки зрения вода очень много значила для Израиля. Она символизировала живительную силу Бога, Источника всякой жизни. Она была знаком Его дружбы (когда Бог в изобилии дает Израилю воду, Он предстает как источник спасения, дружбы, благоволения). Вода – это и символ очищения, происходящего через омовение: она предстает и как средство достижения ритуальной чистоты, необходимой для совершения важнейших обрядов, и как символ наступления мессианской эры.

Еще у евреев слово «крещение» используется для обозначения различных иудейских омовений, связанных со служением в скинии и храме. Например, когда Аарону и его сыновьям вручалось священство, Моисей омыл их водой. При исполнении своих обязанностей в скинии священники также должны были омывать свои руки и ноги.

Есть в Ветхом Завете и некоторые события, связанные с водой, ставшие затем знаками-символами в Священной истории:

– Дух Божий, носящийся над первозданными водами (Быт. 1. 2);

– вода, пробившаяся через скалу и утолившая жажду Израиля (Исх. 17. 1-7)

Первое упоминание о крещении в Новом Завете связано с именем Иоанна Крестителя.

Для осмысления крещения Иоаннова необходимо понять важность служения Предтечи Христа.

На протяжении 470 лет народ Израиля жил без своего царя. И хотя небольшая группа людей все еще ждала Мессию, большинство иудеев были равнодушны к Господу и Его законам. В то время их помыслы были устремлены не на освобождение от рабства греха, а на независимость от Римской империи, которая управляла страной.Господь Иисус Христос должен был явиться как Царь Иудейский. Но Он не мог управлять народом, который оставался в греховном состоянии. Поэтому Иоанн Креститель был послан вперед, чтобы приготовить путь Господу, призывая народ иудейский к покаянию.

Иоанн призывал народ покаяться, чтобы получить прощение грехов, а затем публично засвидетельствовать свое покаяние крещением.

Но задача Иоанна этим не ограничивалась. Его цель была слушавших его иудеев «сотворить достойные плоды покаяния, провозглашало изменение образа жизни.Иоанн призывал крестившихся «веровать в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса»

Иоанново крещение в чем-то похоже на христианское крещение. Во-первых, оно включает в себя сначала внутреннее переживание, а уже затем внешнее свидетельствующее действие. Во-вторых, это было крещение водою.

Однако мы должны понимать, что проповедуемое Иоанном крещение не было христианским.Из всего сказанного следует» что крещение Иоанново было подготовительным и временным. Оно должно было подготовить народ Израиля к приходу Христа. Те израильтяне, которые каялись, крестились у Иоанна и становились его учениками. Временность данного крещения состояла в том, что оно совершалось только в период от начала служения Иоанна до дня Пятидесятницы, когда на смену ему пришло христианское крещение.

(10). Совершение Крещения в апостольскую эпоху (по книге Деяний и Дидахи). Обязательные условия, при которых совершалось Крещение.

На первых порах Церкви Христовой при обилии благодатных даров не было строгой последовательности в совершении Крещения, не было и большой продолжительности в подготовке лиц, принимающих это Таинство. Так, апостол Филипп, посланный ангелом, окрестил евнуха царицы Кандакии (Деян. 8, 38). Апостол Павел, после чудесного явления ангела в темнице, тотчас же крестил уверовавшего в Спасителя темничного стража и его семью (Деян. 16, 33). Апостол Петр неотложно крестил сотника Корнилия и его домочадцев (Деян. 10, 47).

Но такой исключительный характер существования Церкви Христовой не мог быть продолжительным и потребовал от иерархов Церкви необходимость ввести определенный порядок в подготовке к Таинству Крещения и в совершении его чинопоследования.

Мужи апостольские (I – нач. II вв.) совершали крещение с апостольской простотой. В последование Крещения при них входило: 1) оглашение (наставление в истинах веры); 2) покаяние с отречением от прежних заблуждений и грехов; 3)устное исповедание веры во Христа и 4) само духовное рождение при погружении в воду Крещения с произнесением слов: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа».

В конце II и в III веках в чин Крещения вводится ряд новых действий: чтение заклинательных молитв перед Крещением, отречение от сатаны, сочетание Христу, освящение воды перед погружением крещаемого и помазание всего тела елеем. В это же время входит в обычай облачать новокрещенного в белые одежды и надевание (возложение) креста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.140.151 (0.019 с.)