Таинство Евхаристии, или Таинство Причастия



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Таинство Евхаристии, или Таинство Причастия



 

О нем много говорится в Евангелии от Иоанна:

 

 

...

Отцы ваши ели хлеб в пустыне и умерли. Я – Хлеб Истинный, который сходит с небес (Ин. 6: 49). Хлеб же, который Я дам, есть Плоть моя (Ин. 6: 51). Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие (Ин. 6: 55). Ядущий Мою Плоть, и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6: 54).

 

Порой Причастие рассматривается людьми как некая магическая «таблетка». Если человек заболел, ему советуют: «Надо причаститься!» И больной причащается во здравие тела, вот только ко Христу это не имеет никакого отношения. В Причастии, как ни в каком другом Таинстве, присутствует Сам Христос. Как? Вот это действительно тайна!Тем не менее человек об этом размышляет, и размышляет много.

Неоднократно люди начинали сомневаться в том, что принимают действительно Тело и Кровь Христовы. Сомнения подобного рода свойственны, прежде всего, протестантам. Лютер говорил, что «в Дарах», «через Дары», «с Дарами» даются Тело и Кровь Христовы, что уже ослабляет, хотя еще не вполне упраздняет слова Господни. А вот уже Цвингли, с которым дискутировал Лютер, полагал, что хлеб есть образ, или символ, или знак Тела Христова, а вино есть образ Крови Христовой. На этом настаивают многие протестантские течения. Символ фактически упраздняет присутствие в Таинстве Евхаристии Самого Живого Христа. О Христе при этом надо только думать, вспоминать о Нем.

Церковь никогда не принимала это учение. В «Житиях святых» описывается немало случаев, когда тот или иной монах-подвижник начинал сомневаться в реальном присутствии Христа. И тогда, по молитве братии, этот монах, подходя к чаше, видел реальные Тело и Кровь Христовы. В «Служебнике» написано, что, если во время служения Литургии Святые Дары принимают вид Плоти и Крови, то молитвы надо повторять до тех пор, пока Они не примут вид хлеба и вина. Такие случаи бывали и в наше время. Происходило ли это из-за болезненного воображения священника или реально, судить трудно, но такого происходить не должно.

Другой протестантский учитель, Иоганн Кальвин, говорил, что в Причастии человек верой принимает Христа. Если нет веры, значит, человек ест хлеб и пьет вино, но отнюдь не причащается. Это учение Православная Церковь тоже никогда не принимала, исповедуя, что в Причастии реально и действительно присутствует Христос, вне зависимости от того, с верою или без веры причащается человек. От веры зависит другое – причащаешься ли ты во спасение или в суд и осуждение.

Святые отцы позволяли себе размышлять, каким образом хлеб и вино становятся Телом и Кровью. В «Догматическом богословии» митрополита Макария присутствует термин – «пресуществление». Это значит, что хлеб и вино пресуществляются в Тело и Кровь Христовы, а от изначальных продуктов остаются только вид, вкус, цвет и запах. Такое учение в XVIII–XIX веках вошло в большинство православных пособий. Впрочем, в XX столетии некоторые богословы подвергли его критике.

Другое объяснение предлагает святой Ириней Лионский. Как во Христе человеческая природа соединена с природой

Божественной, так и в Святых Дарах есть хлеб, и есть Тело, есть вино, и есть Кровь. Святой Ириней пишет об этом так: «Земной хлеб, через призывание на него Бога, уже не есть обыкновенный хлеб, но Евхаристия, состоящая из земного и небесного…»

Рассуждать о том, каким образом хлеб становится Телом Христовым, – занятие опасное. Это неподвластно человеческому разумению и логическому анализу. Для нас непреложной истиной остается одно – таинственным, ни человекам, ни ангелам непостижимым образом сей хлеб есть истинное Тело Христа, и сие вино есть Его истинная Кровь. Это – суть, сердцевина нашей веры. Лютер говорил, что в Дарах, присутствует Христос, а мы говорим, что это и есть Сам Христос. Когда Христос говорил:

 

 

...

Будете есть Плоть Мою, и пить Кровь Мою …, многие сомневались: Какие странные слова! Кто может это слушать? (Ин. 6: 60). И Многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним (Ин. 6: 66).

 

То есть этого они вместить не могли. Священник Менно Симонс, стоя с чашей и произнося слова: «Сие есть Тело Мое, и Сия есть Кровь Моя…», усомнился: «Как этот хлеб и это вино может быть Телом и Кровью Спасителя?»

Со временем червь сомнения все больше точил его, и через десять лет он порвал с Церковью, став основателем одного из протестантских движений. Как Земля вращается вокруг своей оси, так и Таинство Евхаристии – самая суть христианской веры. Здесь проверяется, остаемся ли мы с Господом или отходим от Него.

 

Таинство Венчания

 

Казалось бы, при чем здесь Христос? Есть жених, есть невеста, люди полюбили друг друга и решили жить вместе, создать семью и растить детей. Может быть, дело в том, что Христос благословляет нашу совместную жизнь? Согласны ли мы с таким пониманием? Церковь подходит к этому вопросу гораздо глубже. Апостол Павел пишет:

 

 

...

Посему оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут двое – одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви (Еф. 5: 31).

 

С одной стороны – человек, который оставит отца и мать и прилепится к жене, с другой стороны – Христос и Церковь. Церковь всегда исповедовала брак как Таинство. Брак принимается ею как таинственное соединение двоих в одну плоть и сопоставляется с Христом и Церковью. Католики говорят так: Таинство Брака совершают муж и жена, а Церковь освящает это Таинство священнической молитвой. Православные считают, что Таинство Брака совершает священник. Православная Церковь отвергает невенчанный брак, приравнивая его к блуду. Апостол Павел говорит, что верующая жена может жить с неверующим мужем и наоборот. Впрочем, случалось и так, что некоторые священники советовали таким людям разводиться: «Ты живешь в блуде! Выбирай – или Христос, или муж!» – и разваливали семьи. Однако и невенчанный брак обязательно должен был быть законным. Сейчас часто можно услышать: «Зачем регистрация? Это же формальность!» Но власть, по слову апостола Павла, есть не формальность, а Божие установление (Рим. 13: 2). И в этом смысле языческий брак тоже представляет собой Таинство. В этом браке рождаются такие же дети.

Что же тогда происходит при венчании? Церковному браку присуще новое духовное качество, создается «домашняя Церковь». Апостол говорит жене, что она должна слушаться мужа, как Господа. А мужу велит «возлюбить жену, как Господь возлюбил Церковь». Христианское Таинство возводит обычный, земной брак, который тоже не лишен значения Таинства, на иной уровень. Там – просто муж, просто жена, просто дети, а здесь – Церковь. Отныне, с момента венчания, Господь будет говорить с женой устами мужа, а муж именно через жену будет выполнять основную христианскую заповедь – заповедь любви. Отныне он будет любить ее, как Христос возлюбил Церковь. Господь отдал за нее Свою жизнь, пролил за нее Свою кровь, чтобы освятить ее, очистив банею водною (Еф. 5: 26). И жена в муже находит Христа.

Таинство Венчания невидимо совершает Христос, а видимо – священник. Митрополит Сурожский Антоний (Блум; 1914–2003) проводил беседы о Таинстве с женихами и невестами. Если они не воспринимали его слов, он советовал им подождать. Для него важно было, чтобы жених с невестой были внутренне готовы это новое качество Христа и Церкви привнести в свои взаимоотношения. Без этого получается лишь формальное, обрядовое действо. От себя добавим: ситуация, о которой говорит митрополит Антоний, становится возможной потому, что в Таинстве Крещения крещаемые и не думают о сочетании со Христом, а значит, и во Христе сочетаться в супружестве не могут. Для уверовавших в Господа брак без Христа, без Таинства Венчания невозможен.

 

Таинство Елеосвящения

 

Мы называем его Соборованием. Это Таинство предназначено, прежде всего, для больных. Ученики Христовы многих больных мазали маслом, и исцеляли (Мк. 6: 13). Апостол Иаков пишет:

 

 

...

Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. 5: 14).

 

Приходит исцеление телесной болезни, очищение от грехов. Каким образом присутствует Христос в этом Таинстве? Здесь Он – Врач душ и телес. В Новом Завете часто описывается, как Христос исцеляет больных. Для нас это действо совершается через Соборование. В этом Таинстве Христос-Чудотворец реально присутствует, реально действует и реально исцеляет.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.80.173.217 (0.016 с.)