Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Таинство Священства (Рукоположение)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Епископ возлагает руки и возводит человека в сан дьякона или в сан пресвитера. Собор епископов возлагает руки и возводит инока в сан епископа. Когда говорят: «священство», имеют в виду и епископов, и пресвитеров, и дьяконов. Каким образом в Таинстве Рукоположения присутствует Христос? Во-первых, Он его установил, избрав учеников. Мы уже вспоминали пасхальную вечерю, когда Господь, дунув на апостолов, сказал им: «Примите Духа Святого. Кому простите, – простится, на ком оставите, – останется» (Ин. 20: 22). Можно сказать, что именно тогда Он дал им Дар Священства, который они, получив, передавали дальше через возложение рук. Как воспринимает протестант своего пастора (пресвитера)? Как проповедника, наставника, руководителя общины. Протестанты возлагают руки, но этому возложению они не придают значения Таинства. Это действие ординации, через которое человек принимает должность. При этом молится, чтобы Господь благословил его служение. Но Таинства и апостольского преемства рукоположения у протестантов нет. Существует две точки зрения на священство. Согласно одной из них, священник – наместник Христа. Что говорит и делает священник, то говорит и делает через него Сам Господь. Иногда ему даже не обязательно молиться, достаточно лишь произнести слова Христовы. Другая точка зрения: священник – ученик Христа, который имеет благодать священнодействия и учительства. Какая точка зрения нам ближе? Во время Литургии православный священник молится о сошествии Святого Духа на Дары, просит о том, чтобы Дух освятил их, претворив в Тело и Кровь Христовы. В литургике [124] эта молитва называется «Эпиклезис». Католический священник об этом не молится. Он просто произносит установительные слова: «Сие есть Тело Мое, Сия есть Кровь Моя». Католики утверждают, что Христос присутствует в Церкви в виде Святых Даров и в виде Папы Римского. В Православной Церкви отношение к священству гораздо тоньше, деликатнее. Священник имеет харизму – благодать, но не может говорить, как Господь. Священник может сказать: «Христос нас учил…» Он преподает Христа в Таинстве, а не совершает его вместо Христа. Это очень важный момент. На Востоке это ученик Христов, имеющий благодать совершать священнодействия, учить, наставлять, управлять народом Божиим, но никоим образом не действующий, как Христос. Хотя нечто подобное у нас тоже присутствует. Например, когда верующие целуют руку священника, они целуют руку Христа. На службе стелют коврики Христу, но наступают на них батюшки. То есть Восток тоже не вполне чужд такому «викариатству». Следует иметь внутреннюю чуткость, чтобы вовремя остановиться, поскольку всякая мысль, доведенная до логического конца, превращается в абсурд. Ведь в конечном счете, «викарий Христа» – это антихрист. Слово «антихрист» переводится на русский язык «вместо Христа», то есть тот, кто действует вместо Него. Протестанты впадают в другую крайность. Священник – просто ученый брат, которого выбрали и поставили во главе общины. Православное понимание священства – это благодать Христова для совершения Таинств, в которых действительно, благодатно, незримо, таинственно и никакому уму непостижимо присутствует, действует и живет Сам Христос.
Христос в иконографии
Иконография – одно из величайших достояний и сокровищ христианства, особенно христианства восточного, поскольку на Западе икона всегда играла меньшую роль. Иконография – это свидетельство о Христе, о Боге воплотившемся. Для начала остановимся на вопросе об основах иконопочитания. Протестанты фактически обвиняют нас в грехе идолопоклонства, нарушающем вторую заповедь. Однако иконопочитание нигде не запрещается Богом, запрещается идолослужение. Идол – некое тварное существо или вещество, почитаемое за Бога. Икона же таковой не является, она заповедана Богом тому самому Моисею, которому Бог запретил делать изображения и поклоняться им. В двадцатой главе книги «Исход» Господь запрещает, а в двадцать пятой Он же повелевает Моисею сделать изображения херувимов. Эти золотые херувимы находятся на крышке Ковчега Завета и изображаются на завесе Храма, перед которым совершается поклонение Богу. Иконопочитание было изначально установлено Самим Богом. Поскольку до Иисуса Христа рай пустовал, ничьи души еще не шли в Царство Небесное, то не могло и быть изображений святых. Поскольку «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1: 18), Его изображать запрещалось, и изображений Бога не было. В ветхозаветные времена изображали только Ангелов. В Новом Завете в рай вводятся праведники и покаявшиеся грешники. Первый обитатель рая – покаявшийся на кресте разбойник, получивший обетование от Спасителя: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23: 43). Поэтому в христианстве появляются изображения праведников, то есть святых угодников Божиих. Попытки изображать Бога в виде старца, появившиеся в христианстве в Средневековье, являются прямым нарушением заповеди Божией. Неоднократно это запрещали и православные Соборы, но, несмотря на запреты, эти изображения, к великому сожалению, пишутся и сегодня. В основе Нового Завета лежит тайна христианской веры: «И Слово стало Плотью, и обитало с нами, и мы видели славу Его, как славу Единородного от Отца» (Ин. 1: 14). Мы понимаем, что речь идет о Христе. Поскольку люди Его видели, мы Его и изображаем. VII Вселенский собор, установивший догмат иконопочитания, ссылается именно на это: Бога мы не изображаем, Его изобразить невозможно; но Бог воплотился, и в воплощении мы Его и изображаем. Христианская икона – это икона Иисуса Христа. В течение сотни лет шел спор с иконоборцами о том, можно ли изображать Христа, почитать этот образ и поклоняться ему. К тому же имеет место еще и не догматическое, а психологическое явление, которое я назвал бы неким «перекосом». Сейчас у нас больше всего икон Божией Матери [125], причем не в каждом доме есть икона Спасителя. Я как-то подошел к одному православному киоску, там были иконы пятидесяти разных видов, из них – ни одной иконы Христа. В этом проявляется налет язычества, многобожия, которое таким странным образом все-таки просачивается и к нам. Вероучительно ничего ошибочного нет, все иконы «правильные», но Господа нет. Нет Того, во имя Кого и ради Кого и возникла икона. В каждом храме и в каждом доме должна быть икона Христа. Остальные иконы – Божией Матери, ангелов, святых должны как бы окружать Его. Не случайно именно в православной среде мог возникнуть сектантский «Богородичный Центр», где почитание Божией Матери обрело черты еретической неуемности. Итак, основная икона христианства – это образ Христа, образ Воплощенного Бога. Откуда взялись христианские иконы? Предание свидетельствует о древнейшей из них – о Нерукотворном Спасе. Известна история, которая произошла при земной жизни Спасителя. Господь проповедует в Иудее. Из Эдессы, где царствовал Авгарь, приходит художник Анания, получивший повеление царя пригласить Христа в Эдессу. Если же Он не согласится, то следовало хотя бы запечатлеть Его образ. Художник предпринимает несколько попыток изобразить Христа, но у него ничего не получается. Тогда Господь, видя это, подзывает его, просит воду, омывает Свой лик и промокает его платом. На плате сохраняется Его образ. Этот плат художник и принес в Эдессу. Там он примерно сто лет провисел над вратами при входе в город. Потом, в середине II столетия, во время кровавых гонений на христиан, язычники хотели уничтожить этот образ, и верующие замуровали его. Значительно позже, в 545 году, когда империя уже приняла христианство, сохранившийся образ был извлечен. Он хранился в Эдессе вплоть до 944 года, когда был перенесен в Константинополь. В честь этого события появился праздник, который мы называем Третьим Спасом – праздник Нерукотворного образа Спасителя, который мы отмечаем на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы, 29 августа. В 1204 году, во время четвертого крестового похода, крестоносцы разграбили Константинополь, и Нерукотворный Лик исчез. С тех пор никто не знает, где он находится, но бесчисленное количество списков с него дошли до наших времен. Теперь это – один из самых распространенных образов Спасителя. Поразмыслим о том, почему Анания не смог нарисовать Христа. А удалось ли это кому-нибудь после него? Исключим иконографию. Например, «Христос в пустыне» И.Н. Крамского или «Христос перед Пилатом» Н.Н. Ге. Согласитесь, что Крамской скорее изобразил интеллигента XIX столетия, пребывающего в мучительных раздумьях о смысле происходящего. Виктор Васнецов сам признался, что у него образ Христа не получился. Когда он посмотрел на иконы Рублева, то отрекся от всего, что нарисовал. В каком фильме, какому артисту удалось создать образ Христа по-настоящему? Всякая человеческая попытка изобразить или «сыграть» Спасителя заведомо бесплодна. Почему? Передать портретное сходство может любой профессиональный художник. Но когда мы смотрим на портрет человека, нам не так важна точная передача внешнего сходства, как сходство внутреннее. А во Христе, как говорит апостол Павел, «обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2: 9). Поэтому, сколько бы ни изображали Христа самые лучшие художники, мы все равно видим, что перед нами – не Христос, Он таким не был. Во всем этом проглядывает человеческое, то, что в иконографии как раз и отсекается. Иконописец в известном смысле должен возненавидеть живопись и отойти от нее, должен отказаться от портретизма, от того, чем безуспешно занимался Анания. Икона – это не прозрение художника, а дар Небес. Иконописные образы Христа могут быть очень непохожими друг на друга, хотя не было же у Христа разных лиц! Семитские черты на иконах Христос потерял уже давно. На наших иконах перед нами предстает русский человек, на африканских – Его лицу присущи негроидные черты, в Китае – черты азиатские, на греческих иконах явно изображен грек. И это никого не смущает, ведь главное – это внутреннее сходство. Иконография принципиально отличается от художественного творчества. Здесь не художник изображает Христа, а Христос является человеку. Поэтому перспектива в иконографии там не прямая, а обратная, изображение не объемное, а плоскостное. Все технические приемы иконографии направлены на то, чтобы полностью отойти от попыток земного изображения Иисуса и дать возможность Спасителю явиться нам. То же самое можно сказать обо всем церковном искусстве, например о церковном пении. Таково же отличие колядок от рождественских стихир: колядки – искусство Анании, мы в нашей радости и торжестве славим Иисуса. А в стихирах – звуки Небес, которые услышал святой и донес до нас. Икона Божественна, в ней нет авторских эмоций, которые присутствуют в изображениях святых, Христа и Богоматери того же Васнецова или, например, Рафаэля. Они не подходят для молитвы. В одном из итальянских монастырей я увидел иконы, в частности нашу – Владимирскую, копии рублевских, а также древние армянские и даже египетские. Я не удержался и спросил: «А где же традиционная итальянская религиозная живопись?» Приор [126] ответил вопросом на вопрос: «А разве перед ними можно молиться?» Действительно, «Мадонна» Рафаэля – это гениальное изображение материнства, но не Богоматеринства. Икона Нерукотворного Спаса не была широко известна в раннехристианские времена. Учителя Церкви первых трех веков об этом образе не писали, тем более что он уже был замурован. Иконы святого апостола Луки тоже не были распространены. В те времена иконы как таковые при богослужении почти отсутствовали. Зато в римских катакомбах было много символики, которая дошла до нас. Искусство катакомб – интереснейшая страница церковной истории. Катакомбные изображения – это не иконы, а духовные символы. Здесь нет Боговоплощения, но присутствует шифр, кодировка, расшифровывая которую мы видим Христа. Какими были тогда изображения? Разными, например, изображался агнец. Согласитесь, перед изображением ягненка не будешь молиться, не станешь и прикладываться к нему. Это – лишь символ Христа. Другой символ – образ Доброго Пастыря, несущего на плечах овцу. Этот образ привлек внимание многих художников. Он также не подходит для молитвы, хотя и символизирует Господа. Часто изображался Ноев ковчег, прообразовывавший Церковь. Не гнушались ранние христиане даже языческой мифологией: один из их излюбленных образов – Орфей, который настолько проникновенно играл на свирели, что его заслушивались дикие звери. Орфей напоминал первым христианам Христа. Свирель – учение Христово, а хищные звери – звероподобные люди с пороками, грехами и страстями. Учение Христово и Божия благодать укрощают зверообразный нрав греховного человека. Встречалось изображение виноградной лозы, которая до сих пор украшает Царские врата. Иногда ее можно увидеть на обложке Библии, потому что Христос сказал о Себе: Я есмь Истинная Виноградная Лоза (Ин. 15:1). Изображение рыбы является шифром в прямом смысле слова. Если взять первые буквы греческих слов «Иисус Христос Сын Божий Спаситель», получается XΘΥΣ (ΙΗΣΟΥΣ ΧΡΙΣΤΟΣ ΥΙΟΣ ΤΟΥ ΘΕΟΥ ΣΩΤΗΡΟΣ). Слово «Ихтис» по-русски означает – «Рыба». Сохранились изображения Богоматери с Младенцем на коленях, обычно в окружении волхвов, относящиеся ко II–IV векам. Так в изображениях появляется сюжет. Со II столетия в катакомбах встречаются изображения Христа и самарянки. Это – уже не символика, а иллюстрация евангельских сюжетов. Кроме древнехристианских символов существовало, конечно же, и распятие. В основном кресты были без Христа, их форма была различной, поэтому споры о том, какой крест «правильный»: четырехконечный, шестиконечный или восьмиконечный, – догматического значения не имеют. Впервые крест с изображением Христа появляется в V веке – на дверях храма святой Сабины в Риме. Вплоть до XIX столетия Христос на Кресте – всегда живой и торжествующий, не провисающий на руках. И сейчас в католических храмах распятый Христос – непременный атрибут, в то время как икон может почти и не быть. В X веке Христос впервые изображается на кресте мертвым; со временем этот образ становится практически повсеместным. Появилась некая фигуральность, неодухотворенность изображения. На древних изображениях ноги Христа прибиты к кресту двумя гвоздями, и только с XIII столетия на Западе появляются изображения, на которых они скрещены и пробиты одним гвоздем. Почитание креста не отрицали и иконоборцы времен Вселенских соборов. Крест – это символ христианства, это сила Божия, которая дается христианам, это средоточие всей нашей веры. На изображениях Христа, как и на изображениях святых, лик окружен нимбом, означающим свет, исходящий от Господа. Кстати, на некоторых древних изображениях встречаются объемные нимбы, напоминающие скафандры. Впоследствии от такого подхода отказались и остановились на плоском изображении. Нимб Христа всегда отличается от нимба Богородицы и всех святых: он крестчатый. В кресте обычно пишется по-гречески οων, что соответствует русскому слову «Сущий» и еврейскому непроизносимому Имени Божию – Яхве, то есть священной тетраграмме. Это – исповедание того, что Господь явился в мир во плоти, что во Христе мы имеем Того Самого Бога, Невидимого и Непостижимого, Который открывался Моисею и древним пророкам. Русское народное сознание перетолковало буквы «омикрон», «омега» и «ню» как «Он Отец наш», причем над омегой иногда действительно ставят букву «т», которой там быть не должно. А теперь перечислим некоторые иконографические изображения Христа. Изображать Его можно далеко не как угодно. В XVIII и XIX веках художники вдоволь повольничали в этой области! Они творили что хотели, и все это осталось в храмах нам в наследие. Господствующие архитектурные стили – барокко и ампир, а изображения – академическая западная живопись в не лучших своих проявлениях. Однако даже эта живопись сохраняла отголоски подлинно иконографических образцов. Отметим некоторые из них, тем более что все они раскрывают нам Христа. Распространенный тип изображений Христа – Господь-Вседержитель, или, по-гречески, Пантократор. Этот образ появился в Византии уже в IV–VI столетиях, в то самое время, когда и начали писать иконы. Христос изображается как Царь, Судья. Иногда Он восседает на троне, иногда стоит в рост. Позже появляются поясные изображения, которые и становятся самыми часто встречающимися: Господь изображен по пояс, Его правая рука благословляет, а левая держит свиток или, в более поздних изображениях, книгу. Обычно это Евангелие с какими-нибудь основополагающими изречениями Иисуса Христа:
... Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и я успокою вас (Мф. 11: 28) или Заповедь новую даю вам, да любите друг друга (Ин. 13: 34).
Спас в Силах. Собственно, это – разновидность Пантократора. Христос изображается восседающим на троне, вокруг Него – небесная слава: серафимы, херувимы и престолы, иногда еще и офанимы, то есть высшие небесные чины. По бокам располагаются четыре апокалиптических символа: человек, лев, телец и орел летящий, означающие четырех евангелистов и, соответственно, Христа как Сына Человеческого, Христа как Льва – Царя, Христа как Тельца – жертву и Христа как Орла летящего – Божественную природу Спасителя. Спас в Силах появляется достаточно поздно. Такие изображения, известные с XV века, помещаются в середине деисусного чина. По сторонам от Него – Пресвятая Богородица, святой Иоанн Креститель и другие святые, молитвенно приклоненные к Нему. Изображение Спаса в силах наиболее традиционно для горнего места в алтаре, которое находится за престолом, в центре нашего внимания. Другой тип изображения – это Царь Царей. Апостол Павел пишет, что Христос есть Царь царствующих (1 Тим. 6: 15). В псалме 44 описываются Царица, представшая одесную Царя, – очень поэтичное изображение, напоминающее Песнь Песней Соломона. Впервые такое изображение встречается в XIV веке в Сербии и оттуда в XV столетии переходит на Русь. Это – вариант деисусной композиции. Христос изображается в виде царя, а Пресвятая Богородица по правую сторону от Него – в виде Царицы. Слева от Христа в наиболее древних изображениях мы встречаем царя Давида и ветхозаветных пророков. Позже Давида заменяют Иоанном Предтечей. Богородица изображается как Невеста Христова, а Иоанн Креститель – как друг Жениха, который привел Невесту ко Христу. Спас Ярое Око – наше, российское изображение, встречающееся в Новгороде. Христу здесь присущ пронзительный, как стрела, взгляд. Я знаю только одного батюшку, который заказал такую икону на горнее место, да и то впоследствии, кажется, пожалел об этом. Это очень душеполезная икона, но стоять долго нелегко, потому что все мы хотим милости, а здесь человека пронзает насквозь взгляд, как «пламень огненный», о чем говорится в Апокалипсисе. Другой тип – Спас Всемилостивый. Мне близко ярославское письмо. Князь Андрей Боголюбский с этим образом шел на волжских болгар [127] и победил их. С этим образом было связано знамение, после чего установили праздник Спаса Всемилостивого, это и есть Первый Спас. Ничего слащавого в этом образе нет, а есть именно Божественная милость, перед ним можно молиться бесконечно. Существует своеобразный образ Спас Златые Власы. Лик Спасителя иконографически типичен, но Его волосы на этой иконе – пшеничного цвета. Я не встречал богословского обоснования этому феномену, но можно поразмышлять. Во-первых, золото – это символ царского достоинства, во-вторых, Христос – сын Давидов, а Давид, как известно, был белокур – редкое явление для ветхозаветных евреев. Еще пшеничный цвет напоминает нам о том, что Христос – Хлеб Истинный, Божественный Злак, произросший от долин земных. Великий Архиерей. Это изображение иногда располагается на дьяконских вратах на иконостасе и восходит к псалму 109, где пророчески говорится: Ты священник вовек по чину Мелхиседека (Пс. 109: 4). Апостол Павел воспроизводит эти слова в главе 5 Послания к Евреям. Там говорится, что Христос как Архиерей Великий прошел с Кровью Своей через Небеса к Отцу. Архиерей обычно приносил в жертву агнца, брал чашу крови и с ней входил в Святая Святых, окропляя ею Ковчег Завета. Христос же – и Архиерей, и Агнец, Он со Своей Кровью входит в Святая Святых и предстоит перед Отцом как Священник. Священник приносит жертву перед Богом и ходатайствует за тех, о ком принесена жертва. Христос, как Архиерей, стоит перед Богом и ходатайствует за нас, являясь при этом Жертвой. На этом образе Христос предстает в полном архиерейском облачении. Изображение Великого Совета Ангел основано на словах пророка Исаии: «Ибо Младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» [128] (Ис. 9: 6). Ангел – это вестник; Великий Совет – это Предвечный Совет Божий о нашем спасении. Он изображен Рублевым на иконе «Троица»: Троица, Чаша, глава Тельца в чаше. Христос – Вестник, Он пришел к нам сообщить радостную весть. На иконе Христос изображается в виде архангела с крыльями. Иногда это изображение встречается самостоятельно, а иногда – в композиции «Сотворение мира» или в композиции «И почил Бог в день седьмой», обычно на фресках. Еще одно изображение – Эммануил. Основанием являются слова пророка Исаии:
... Се Дева примет во чреве и родит Сына и нарекут имя Ему: Эммануил (Ис. 7: 14).
Эти слова воспроизводятся в Евангелии в Новом Завете [129]. На русский язык имя переводится как «С нами Бог». Христос здесь изображается в виде Отрока и встречается в разных вариациях. Изображение входит в образ Богоматери «Знамение»: Богородица молитвенно воздевает руки, а на фоне материнской утробы изображается Младенец или Отрок. Иногда Христа окружает сонм семи архангелов – Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Варахиил и Иегудиил. Вспоминаются пророчества Исаии и Михея, в которых говорится о том, что Мальчик, Отрок, будет пасти овец среди львов, будет брать в руки змея и аспида. Художники любят изображать Спасителя в виде Мальчика в окружении львов, змей и других диких зверей. Спас Недреманное Око. Это изображение основывается на сравнении Христа со львом. Еще праотец Иаков, благословляя своего четвертого сына, Иуду, и предрекая рождение от него Мессии, говорит о Льве от колена Иуды [130]. Изображение окрашено средневековым сознанием. Люди тогда думали, что львы могут спать с открытыми глазами, а Христос – Лев от колена Иуды, уснул плотью, но не Божеством. Христос изображается юным на ложе, над Ним склонились Богоматерь и Ангелы. Сон Христа, Льва от колена Иудина, – смертный сон за грех мира. Но не спит, не умирает Божество тридневно Погребенного! Другое значение образа Спас Недреманное Око – непрестанная забота Бога о человеке: Не дремлет и не спит хранящий Израиля (Пс. 120: 4). Этот сюжет появляется в византийской и древнерусской иконографии на рубеже XIV–XV веков. Второй ряд иконостаса после Местного – Праздничный. На иконах этого ряда от Рождества до Вознесения изображены сюжеты из жизни Господа Иисуса Христа. Это – Евангелие в красках. Видевший Меня видел Отца (Ин. 14: 9), – изрекло воплотившееся Слово. Мы безмолвно стоим у Его образа. Предвечный входит во время, Незримый явлен нашему взору. Трепещет дух наш. Смыкается око, и от созерцания Его образа мы вступаем «во мрак, где Бог» (Исх. 20:21).
Христос и антихристы
Христос и антихристы – тема в наше время животрепещущая! Мне бы хотелось обратить внимание не столько на апокалиптический, сколько на евангельский и исторический аспекты. Кто такие антихристы, откуда они берутся? Господь обращается к иудеям:
... Я пришел во Имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете (Ин. 5: 43).
Что значит во имя свое? Человека, делающего что-либо во имя свое, называют самозванцем. Такого самозванца, говорит Христос, вы и примете. Причем самозванец этот даже не будет прикрываться Именем Отца Небесного. Господь предупреждает:
... Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: вот, [Он] в пустыне, – не выходите; вот, [Он] в потаенных комнатах, – не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого (Мф. 24: 23–27).
Великий вторник Страстной седмицы, осталось совсем немного времени до Голгофы, и Господь беседует на Елеонской горе со Своими учениками, провозвещая им будущее. Восстанут лжехристы и лжепророки… Лжепророк – явление более-менее понятное всем – человек, имеющий в себе необычного духа (но не Божия) и с помощью этого духа что-то вещающий, но кто такие лжехристы? Апостол Иоанн, слышавший Самого Спасителя, говорил:
... Всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет, и теперь есть уже в мире (1 Ин. 4: 2–3).
Иоанн Богослов ставит своего рода диагноз: антихрист – это дух, не исповедующий Иисуса Христа, пришедшего во плоти. Уже тогда, в I столетии, об антихристе говорилось в настоящем времени, хотя говорилось и о том антихристе, который грядет. Дух антихриста был всегда, есть он и сегодня. Немало людей не исповедуют Иисуса Христа, пришедшего во плоти. Что означает слово «антихрист» в переводе на русский язык? Греческое слово «анти» – имеет два значения. Основное значение – «вместо», то есть замена одного другим, подлог, подмена. Другое значение этого слова сформировалось еще у греков, а затем перешло и в другие языки. Это «противодействие», то есть «против». В данном случае слово «антихрист» означает «вместо Христа». Против Спасителя выступали древние римляне, иудеи, язычники, иногда приверженцы других религий, наконец, коммунисты. Но если вникнуть в эти явления, то окажется, что эти выступления никогда не были направлены против Самого Христа. Всякий, кто идет против Господа, обречен на то, чтобы предложить кого-то (или что-то) вместо Него. Это и есть антихристианство, о котором Иоанн Богослов говорил: Дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире. Быть антихристом – значит выдавать себя за Христа. Что же это за человек (или явление), который предлагает себя вместо Него? Иными словами, как можно дойти до такой жизни, чтобы предложить себя вместо Христа? Размышляя об этом, выделим четыре причины. Первая – это умопомешательство в прямом смысле слова. Такое действительно случается. Люди с глубоким повреждением психики нередко выдают себя за кого-то, например, за Юлия Цезаря или Наполеона. Разумеется, больные люди достойны сожаления, но не только сожаления. Конечно, существуют повреждения мозга, но почему это повреждение привело именно к такому результату, предопределило именно такое самоощущение? В психиатрии есть термин «мания величия». Но ведь начинается эта «мания» задолго до поступления в психиатрическую клинику. Помешательство может случиться и у умного человека, который проявляет себя как талантливый лидер. Вторая причина – самовнушение. Трудно сказать, как люди доходят до такого, но в любом случае когда-то, где-то человек позволил себе перейти некую грань, и это всегда граница между правдой и ложью. Сам сатана назван лжецом и отцом лжи. Когда-то человек солгал сам себе, хотя бы в том, что он талантлив, умен, силен или красив. Причем сделал это так: «Я умнее того», «Я лучше того», наконец – «Я святее того»! Третья причина – одержимость нечистым духом (беснование). Если первая причина, можно сказать, психиатрическая, а вторая – нравственно-психологическая, то третья уже относится к области демонологии. Такой человек тоже может быть и умен, и талантлив и способен вполне адекватно вести себя во всех остальных жизненных ситуациях. Такие люди встречаются даже среди прихожан. Это может быть очень преданный и верный христианин, но Бог попустил пребывание в нем нечистого духа, который определенным образом себя проявляет. В таком случае антихрист-лжехристос оказывается вестником, посланником нечистого духа, то есть самого дьявола. Можно указать и четвертую причину – обыкновенный обман и шарлатанство. Человек прекрасно осознает, что он не тот, за кого себя выдает, но при этом с какой-то целью продолжает играть свою роль. Это – аферист, обманщик, шарлатан. Совершим краткий исторический экскурс. Когда мы говорим об антихристе, то подразумеваем, что его явление произойдет в будущем. Есть известные опасения, касающиеся принятия «печати антихриста». Это опасение возникло еще двадцать веков назад. Зачастую мы уверены в исключительности текущего момента, в экстраординарности событий, происходящих «здесь и сейчас», в грандиозности того, что должно, по нашему мнению, случиться завтра или по крайней мере при нашей жизни. Вот почему полезно знать историю. Она предостерегает и удерживает нас от некоторых порывов, которым мы бываем подвержены. История антихристов, тех, кто пришел «вместо» Христа, начинается вместе с Христом. Не все знают, что в те времена Христос был не один. Как и в наше время, многие выдавали себя за Него. Упоминания, содержащиеся в «Деяниях апостольских», находят свое подтверждение в летописи Иосифа Флавия. Вот что в книге Деяний говорится об Иуде Галилеянине или, как его называли иначе, Гавлоните:
... Во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались (Деян. 5: 37).
Иосиф Флавий пишет о нем в книге «Иудейская война»: «Дальше в Сепфоресе в Галилее Иуда, сын того Иезекии, который некогда во главе разбойничьей шайки разорял страну, но был побежден царем Иродом, поднял на ноги довольно многочисленную толпу, ворвался в царские арсеналы, вооружил своих людей, и нападал на тех, которые стремились к господству». Таков был человек, выдававший себя за Мессию. Он погиб, а его восстание закончилось ничем. Иуда Галилеянин поднял войну против переписи: «Смотрите, иудеи, римский император хочет нас переписать, словно мы – вещи!» Но именно благодаря участию Иосифа и Марии в переписи Иисус родился в Вифлееме, где ему и положено было родиться согласно библейским пророчествам. О Февде в книге «Деяний святых апостолов» сказано:
... …явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли (Деян. 5: 36).
Вот что об этом пишет Иосиф Флавий в книге «Иудейские древности»: «Некий Февда, обманщик, уговорил большую массу народа забрать с собой все имущество и идти за ним к реке Иордан. Он выдавал себя за пророка и уверял, что прикажет реке расступиться и без труда пропустить их. Этими словами он многих ввел в заблуждение. Однако Фаб, наместник, не допустил их безумия. Он послал против них отряд конницы, которая неожиданно нагрянула на них. Многих из них перебили, многих захватили живьем. Остервенев, воины отрубили самому Февде голову и повезли ее в Иерусалим». Еще один уроженец Самарии, воспитывавшийся в Александрии, живший при Христе, но с Ним не общавшийся, – Симон Волхв. Уже после того, как Господь вознесся на Небо, Симон возвращается в Святую Землю:
... Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого (Деян. 8: 9).
В это время по Самарии ходил дьякон Филипп, один из семидесяти апостолов. Он проповедовал, крестил и изгонял бесов из одержимых. Потом приходят апостолы Петр и Иоанн, возлагают руки, и Дух Святой сходит на уверовавших. Увидев это, Симон ощутил силу, большую, чем у него, и захотел эту силу получить, предложив апостолу Петру деньги,
... говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом. Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу (Деян. 8: 19–22).
Однако Симон не покаялся и продолжал выдавать себя за «силу Божию».
... Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия (Деян. 8: 10).
Вместе с ним была некая женщина по имени Селена, которая называла себя «Премудростью Божией». Симон и Селена путешествовали по Империи, смущая людей. История эта бесславно завершилась в Риме. Симон в присутствии императора Нерона обещает вознестись на небо. Тогда в Риме проповедовал апостол Петр. Симон действительно оторвался от земли и летал по воздуху. Апостол Петр горячо молился, чтобы Господь посрамил это бесовское действо, и властью имени Христова прогнал нечистого духа. Симон Волхв упал с высоты на землю, разбился и умер в мучениях. Так закончилась грандиозная афера Симона Волхва – чародея, который совершил много удивительных чудес, многих соблазнил и смутил. Далее история антихристианства шествует разными путями. Один из них – антихристианство иудейское. Народ иудейский не принял Иисуса из Назарета как истинного Христа. Обетование о том, что Христос придет, – стержень всей иудейской веры, ее суть. Часто говорят о том, что иудейская вера – это закон. Но вовсе не законничество является ее фундаментом. Сердцем иудейской веры является ожидание Мессии. С этим ожиданием жил Авраам, жил Моисей, эти ожидания поддерживали в иудейском народе древние библейские пророки, и, поскольку Иисус из Назарета не был принят как Мессия, с этим ожиданием иудеи прожили еще двадцать веков. Сегодняшний иудаизм – это вера в Христа, но не в Того Христа, о Котором говорится в «Символе Веры», а в Христа Мессию, который должен прийти, при котором должны исполниться все обетования пророков, который должен установить на земле Царство Божие. Не нужно утрировать иудейские представления о мессианстве. Часто говорят, что иудеи мечтают о своем иудейском царстве, стремятся господствовать над остальными народами. Но истинная основа их чаяний – установление Царства Божия. Израильский народ – первенец Божий, и все другие народы должны прийти к Мессии и уверовать через Него в Бога. В этом иудаизм почти полностью соответствует христианской вере. Мессию ждали и во времена Иисуса Христа. В Новом Завете мы несколько раз встречаем выражение: Он был из чающих утешения Израилева. Так сказано, например, об Анне, о Симоне, о Симеоне Богоприимце. Это напряженное ожидание – и есть суть иудаизма. Свою новую форму оно приобрело после того, как народ отверг Христа. За это иудеи лишились Иерусалима, лишились своего Храма (поскольку назначение ветхозаветного храма было исполнено), лишились своей земли. В 70 году, после того, как римские императоры Тит и Веспасиан разорили Иерусалим, иудеи оказались рассеяны по всему миру, и ожидание Мессии приобрело для них новый, особый смысл. Оно превратилось в мечту о возвращении на родину, о восстановлении своей государственности, о возрождении поруганной Святой Земли. Когда чего-то очень хочется, когда чего-то с нетерпением ждешь, то чаемое, как правило, приходит, и долго его ждать не приходится. Поэтому иудейские «мессии» появлялись не раз. Начало II столетия ознаменовалось появлением Симона Бар-Кохбы (Сына Звезды), в Талмуде называемого Бар-Козибой (Сыном Лжи). Отношение к
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.38.120 (0.018 с.) |