Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чинопоследование Литургии оглашенных. Происхождение изменяемых частей (антифоны, Трисвятое, тропари и кондаки).

Поиск

Литурги́я оглаше́нных — вторая, после проскомидии, часть литургиивизантийского обряда. Имеет целью приготовить молящихся к достойному присутствию при совершении таинстваевхаристии, напомнить им о жизни и страдании Христа, разъяснить как и почему, с точки зрения Церкви, были и могут быть спасительны жизнь и страдания Христовы.

Своё название получила от того, что в древности при её совершении допускалось присутствие в храмеоглашенных (наставляемых в вере) — то есть людей, ещё только готовящихся к принятию крещения, а также людей кающихся и отлучённых от причастия. В древности оглашенные стояли в притворе и должны были покинуть храм после произнесения диаконом слов: «Ели́цы оглаше́ннии, изыди́те; оглашеннии, изыдите; елицы оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся», по произнесении которых заканчивается литургия оглашенных.

Состав священнодействий: После проскомидии священник, подняв руки, молится о ниспослании на священнослужителей Святого Духа, чтобы Он «сошел и вселился в них» и отверз их уста возвестить хвалу Богу. После этой молитвы начинается литургия оглашенных.

В состав литургии оглашенных входит:

· великая ектения — в ней подробно перечисляются христианские нужды и лица, за которых молится церковь. Во время произнесения диаконом Великой ектении священник в алтаре тайно молится чтобы Господь призрел на храм и молящихся в нём людей;

· изобразительные и праздничные антифоны — используются, чтобы усилить благоговейное упование на Бога. Для этого используются псалмы 102 и 145 в которых в поэтической форме изображены благодеяния Бога еврейскому народу (поэтому они называются «изобразительными»). Так как эти псалмы поются попеременно на двух клиросах, то они также называются антифонами. В двунадесятые праздники поются не изобразительные антифоны, а особые новозаветные стихи к которым прибавляется припев соответствующий празднику;

· гимн «Единородный Сыне» исполняется независимо от того какие антифоны (изобразительные или праздничные) поются на литургии. Он напоминает верующим о главном для христиан благодеянии Бога — ниспослании на землю своего Сына:

Единородный Сыне и Слове Божий, Безсмертен сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, Един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас

· малая ектения разделяет изобразительные и антифоны, а также возглашается после молитвы «Единородный Сыне». Во время малой ектении священник в алтаре молится об исполнении Богом прошений присутствующих в храме людей;

· пение Евангельских блаженств в которых показывается практический идеал истинного христианина и указывается, что верующий испрашивая милостей у Бога должен быть «смиренным духом, сокрушающимся и даже плачущим о своих грехах, кротким, поступающим по правде, чистым сердцем, милосердным к ближнему и терпеливым во всех испытаниях и даже готовым умереть за Христа». [1] После Блаженств поются особые тропари, называемые «тропарями блаженными», количество которых зависит от приходящегося на этот день праздника;

· малый вход с Евангелием во время которого открываются Царские врата и священник с диаконом выходят из алтаря, неся Евангелие. В настоящее время это действие носит только символический характер, но в древности оно объяснялось тем, что Евангелие хранилось не на престоле, а в диаконнике и для чтения торжественно переносилось в алтарь;

· чтение Апостола и Евангелия совершается для разъяснения верующим христианской веры. Перед чтением Апостола чтец (или диакон) и хор исполняют прокимен, перед чтением Евангелия — аллилуиарий. Во время чтения Апостола диакон совершает каждение, символизирующее благодать Святого Духа с которой проповедовали апостолы, а священник сидит на горнем месте, как равный апостолам по благодати учительства;

· сугубая ектения;

· ектении об умерших;

· ектении об оглашенных в которых возносятся просьбы чтобы Бог просветил оглашенных и удостоил их крещения;

· ектения о выходе оглашенных завершает данную часть литургии.

Антифонное пение - это пение попеременно двумя хорами. По правилу в храме должно существовать два клироса, правый и левый, и пение должно быть антифонным, то есть попеременным, двухклиросным. Исторически антифонное пение происходит из римской церкви и, постепенно распространяясь, окончательно утверждается во времена Иоанна Златоуста. Антифоны возникли из крестных ходов. В Древней Церкви существовал обычай, что из разных приходов крестные ходы стекались к одному храму, в котором в этот день был престольный праздник или другое значительное событие. Во время шествия пелись праздничные песнопения, восхваляющие праздник или святых мучеников, во имя которых совершалось богослужение. Когда они сходились вместе у места, где праздновалось событие, то совершали свои песнопения попеременно. Антифоны - это были гимны шествия, гимны сбора, гимны подготовки. Антифоны пророчески изображают милости Божии, явленные человечеству через воплощение Сына Божия. Воскресных антифонов три: псалом 102, псалом 145 и Блаженны. Их разделяют малые ектеньи. Во время антифонов священник находится в алтаре и читает священнические тайные молитвы.

Малый вход заканчивается пением Трисвятого. Происхождение этой молитвы мы находим в Священном предании. Прежде всего, она связана с видением пророка Исаии, когда ему явился Ветхий Денми, сидящий на херувимском престоле, то есть Бог в образе старца, и ангелы, которые окружали Бога воспевали: свят, свят, свят Господь Саваоф, полны небеса и земля славы Твоей. Пение ангельское было трисвятым - свят, свят, свят. Увидев Бога Исаия изрек: Горе мне, я человек, у которого нечистые уста. Тогда ангел с углем горящим в клещах коснулся уст пророка Исаии и очистил его уста, а Исаия изрек, - Се прикоснулся устам моим и очистил беззаконие мое и уста мои очистил. Это такое древнее знание Церкви о воспевании Бога трисвятым гласом херувимов и серафимов.
И в Константинополе было чудо, явленное одному отроку, который во время землетрясения был восхощен на небеса. Ему тоже было дано увидеть и услышать ангельское пение, - Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный... Когда он пришел в себя и поведал об этом епископу, то было решено пройти по стенам города, как это часто происходило, с пением Трисвятого, только к нему было добавлено - Помилуй нас. После этого крестного хода землетрясение умирилось и закончилось город был спасен. Именно в этом виде Трисвятая песня вводится в служение.
Это церковное предание. А документально пение Трисвятого впервые зафиксировано после первого заседания Халкидонского Собора, когда отцы собора вышли из храма под пение Трисвятого.
Надо сказать, что в храме не всегда звучит Трисвятая песнь, иногда поятся другие песнопения, которые заменяют собой Трисвятое. Это праздничные дни, в которые поется: елицы во Христа креститеся … Такие песнопения поются во время Рождества, Крещения, на Пасху и на Троицу. В древней Церкви эти дни были праздниками рождения во Христе новых членов, которые приходили к крещению после долгого пути катехизации, для многих длившийся десятилетиями.

Символическое значение литургии оглашенных:Слова, являющиеся начальным возгласом литургии — «Слава в вышних Богу» символизируют песнь пропетую ангелами при рожденииИисуса Христа то есть начало литургии напоминает верующим о воплощении Сына Божия. Пение евангельских блаженств напоминает о начале проповеди Иисуса Христа и показывают пример христианской жизни. Малый вход символизирует проповедь Христа по городам и сёлам Палестины, а несомый перед Евангелием светильник обозначает Иоанна Предтечу. Чтение Апостола и Евангелия доносит до верующих жизнь и учение Христа о Боге, а каждение между чтениями символизирует распространение благодати на земле после проповеди Христа и апостолов. Ектении и молитвы за оглашенных приглашают верующих помолиться за некрещёных и напоминают, что и крещёные своими грехами могут потерять благодать спасения. Три краткие ектении, возглашаемые до Херувимской песни, символизируют трёхлетнюю проповедь Иисуса Христа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.253.73 (0.006 с.)