Формирование науки о местных финансах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование науки о местных финансах.



Наука о местных финансах является самостоятельной отраслью финансовой науки. Процесс ее формирования состоялся в двух основных направлениях:

1. Во-первых, сначала возникла наука о государственных финансах, а затем от нее самостоятельно выделилось учение о местных финансах.

2. Во-вторых, учение местных финансов как науки возникло также в процессе расширения понятия предмета финансовой науки, когда финансовое хозяйствование общин и других территориальных коллективов, которое до этого считалось частным, было включено в состав публичного финансового хозяйства.

В конце 19 столетия местные финансы выделились в самостоятельную отрасль финансовой науки. Это было связано с завершением становления в большинстве стран Западной Европы и Южной Америки органов местного самоуправления и региональных органов власти, конституциональным признанием прав коммун, общин муниципалитетов, регионов, провинций, штатов и других административно-территориальных образований.

В России процесс формирования местных финансов как отдельной отрасли финансовой науки начался после земской реформы 1864 года.

В Украинской Народной Республике под руководством Центральной Рады в 1917-1918 годах делались попытки украинизации земского и местного самоуправления с сохранением его институтов и финансовых основ. Однако после ликвидации Центральной Рады работа приостановилась. Возрождение местных финансов началось в последнем периоде горбачевской перестройки в 1990 году, когда в СССР был определен институт местного самоуправления.

До начала 90-х годов местных финансов в УССР не было, и теоретически они не выделялись как составные финансовой системы. Наличие в финансовой системе современного правового государства - местных финансов как самостоятельной, объективно необходимой составной является закономерностью. Финансы местных органов власти есть не во всех государствах. Их нет в странах с тоталитарными режимами.

Местные финансы в бывших СССР и УССР были ликвидированы в 30-х годах, в следствие деформации финансовой системы, связанных командно-административными методами управления.

 

Сущность местных финансов.

На начало 90-х годов в Украине сложились объективные условия для возрождения местных финансов в процессе становления национальных финансов, основанием институтов местного самоуправления, разграничением функций и задач центральных и местных органов государственной власти и местного самоуправления, одолением деформаций финансовой системы.

В конце 19 - в начале 20 столетий более расширилось определение местных финансов как местного финансового хозяйства административных единиц или как совокупность материальных мер, которые имеются в распоряжении этих единиц для достижения их цели.

 

Термин «местное финансовое хозяйство» стал приживаться наряду с термином «государственное финансовое хозяйство», которым определялись государственные финансы. Экономисты давали такое определение местных финансов: Финансы - это совокупность материальных мер, имеющихся в распоряжении государства и относящихся к ней единиц самоуправления для достижения цели.

 

В современных правовых государствах местные органы власти входят в общую систему организации государственной власти, и их компетенция определяется центральной властью. Однако и на сегодня остается и возрастает перечень таких вопросов, которые правовое государство считает полностью передать для разрешения местным органам власти. Для этого необходимы определенные ресурсы. Это и является объективной причиной для функционирования местных финансов.

 

Основные теории, поясняющие суть и природу местного самоуправления, как форму местных органов.

 

1. Теория природных прав общины. Она сформировалась в годы Великой Французской революции 1789 года. Теория основывается на той идее, что есть природные права общины, по аналогии к природным правам человека и гражданина.

 

2. Государственная теория местного самоуправления, сформирована в середине 19 столетия немецкой школой юристов. В ее основе лежит утверждение, что органы местного самоуправления являются органами государственного управления и создаются государственной властью для реализации ее функций и задач на местном уровне. Таким образом, они находятся в структуре государственной власти и ее подчиненности.

 

3. Теория общественного самоуправления. Появилась также в Германии во второй половине 19 столетия, позже была названа теорией муниципального дуализма. Она синтезирует идеи двух предыдущих. В основе этой теории лежит утверждение, что органы местного самоуправления имеют собственную, природную, а также, суверенную компетенцию только в сфере неполитических отношений.

В 20 столетии произошли значительные изменения в организации местного самоуправления в большинстве европейских стран и его полная унификация.

В 1985 году подписана Европейская хартия о местном самоуправлении, которая заложила общеевропейские принципы организации местного самоуправления.

В октябре 1996 года к Европейской хартии о местном самоуправлении присоединилась Украина.

Таким образом, если причиной функционирования финансов, в общем, является появление государства и товарно-денежных отношений, то причиной возникновения местных финансов является наличие территориальных коллективов, разделение функций и задач, которые возлагаются на их органы власти.

 

Местные финансы как система.

Местные финансы - это система формирования, распределения и использования денежных и других финансовых ресурсов для обеспечения местными органами власти возложенных на них функций и задач, как собственных, так и делегированных центральным органом.

Финансы местных органов власти как система включают в себя несколько взаимосвязанных структурных основных элементов:

- расходы;

- доходы;

- способы формирования доходов;

- институты системы;

- субъекты системы;

- объекты системы;

- отношения между субъектами системы, системою и другими звеньями финансовой системы государства,

а именно:

 

Система местных финансов

Элементы системы Структура элементов системы
Расходы Текущие, развитие, на финансирование собственных полномочий, обязательные, факультативные, на финансирование делегированных полномочий
Доходы Собственные, закрепленные, переданные, налоговые, неналоговые
Способы формирования доходов Местные налоги и сборы; части общегосударственных налогов; коммунальные платежи; доходы от имущества и земли, принадлежащие местным органам власти; доходы коммунальных предприятий; кредиты; коммунальные займы; трансферты
Местные финансовые институты -общественные услуги; -самостоятельные местные бюджеты; -коммунальная форма собственности; -внебюджетные валютные и целевые фонды; -местные налоги и сборы; -коммунальный кредит; -финансы коммунальных предприятий; -коммунальные платежи
Субъекты Территориальные громады; городские, сельские и поселковые советы; головы городов, поселков и сел; областные, Киевская и Севастопольские городские, районные, районные в городах Киеве и Севастополе государственные администрации и советы; Совет Министров и Верховная Рада АРК; Министерство финансов Украины; Кабинет Министров и ВРУ
Объекты Финансовые ресурсы в фондовой и не фондовой формах
Взаимоотношения Между субъектами системы, между местными финансами и другими звеньями финансовой системы государства

 

Главным ключевым элементом местных финансов являются расходы, которые отражают функции и задачи, возложенные на местные органы.

Расходы местных органов власти, в зависимости от их задач, делятся на несколько функциональных видов:

- обязательные расходы, направленные на выполнение обязательных заданий в масштабах всей страны. Сюда также относятся расходы местных органов власти, связанные с долговыми обязательствами, кредитами и займами;

- расходы, которые осуществляются для реализации задания добровольных или факультативных обязательств;

- расходы для реализации делегированных центральным органом власти задач;

- кроме функционального распределения расходы делятся по экономическому назначению. В связи с этим реализуются две большие группы расходов:

1) текущие (административные расходы);

2) капитальные (инвестиционные расходы).

 

Доходы местных органов власти могут классифицироваться по их источникам и по экономической природе.

По источникам доходы местных органов власти подразделяются на:

- налоговые доходы;

- неналоговые доходы (платежи, доходы от имущества, принадлежащие местной власти и от хозяйственной деятельности предприятий коммунальной (муниципальной) формы собственности);

- доходы за счет кредитов и займов;

- трансферты от центральной власти и органов власти высшего территориального уровня.

 

По экономической структуре (природе) доходы местных органов власти делятся на:

1) Собственные доходы, которые мобилизуются местными органами власти самостоятельно на основе самостоятельных решений и за счет источников, определенных местными органами власти. К собственным доходам относятся:

- местные налоги и сборы;

- доходы от имущества;

- доходы, которые принадлежат местным органам;

- доходы от хозяйственной деятельности коммунальных (муниципальных) предприятий,

- коммунальные платежи;

- доходы за счет коммунальных кредитов и займов.

2) Переданные доходы - это доходы, которые передаются местной власти центральной властью или органам власти высшего территориального уровня.

В Украине по экономической структуре доходы местных органов власти, согласно с законодательством, подразделяются на:

А) собственные;

Б) закрепленные доходы - это одна из форм переданных доходов местных органов власти на стабильной, долгосрочной основе;

В) регулированные доходы – это также одна из форм доходов, которые передаются центральной властью местным органам власти или с бюджетов территорий высшего административного уровня в бюджеты низшего административного уровня.

Основным способом формирования доходов местных органов власти в большинстве развитых стран являются местные налоги и сборы. Важными способами являются коммунальные платежи, доходы от коммунального имущества и земли, доходы от деятельности коммунальных предприятий, привлечения кредитных ресурсов и мобилизация средств за счет коммунальных займов. Большую роль играют дотации и другие трансферты, закономерным явлением являются переход в большинстве стран от специальных (целевых) трансфертов к общим субсидиям.

 

В Украине основным способом формирования доходов местных органов власти в настоящее время являются отчисления от регулированных доходов.

Местные налоги и сборы, кредиты и другие способы формирования доходов местных органов власти, характерные для развитых индустриальных стран, в Украине играют незначительную роль.

Под институтами в системе местных финансов, с одной стороны, следует понимать совокупность норм права, обычаев, традиций, культурных образцов, с другой - это совокупность организационных структур, которые обеспечивают функционирование местных финансовых систем. В системе местных финансов появились и развиваются такие институты, как самостоятельный местный бюджет, внебюджетные, валютные и целевые фонды, коммунальная собственность, местные налоги и сборы, коммунальный кредит, коммунальные займы, финансовые ресурсы коммунальных предприятий, коммунальные платежи, текущие расходы и расходы развития, текущий бюджет и бюджет развития и другие.

В отдельных странах к таким институтам относят и коммунальное страхование. В зарубежных странах ключевая роль также принадлежит институту общественных услуг.

Главным субъектом местных финансов в Украине является территориальная громада и органы местного самоуправления, правовой статус которых закреплен в Конституции Украины.

В других странах главными субъектами финансовых отношений в сфере местных финансов являются муниципалитеты, коммуны, регионы, департаменты, провинции, области, округи и другого административно - территориального образования.

Объектами системы местных финансов являются финансовые ресурсы, которые мобилизуются, распределяются и используются местными органами власти для выполнения положенных на них функций и задач. Финансовые ресурсы местных органов власти формируются как в фондовой, так и в не фондовой формах.

Главными финансовыми фондами местных органов власти являются: местные бюджеты, резервные, внебюджетные валютные и целевые фонды, фонды денежных ресурсов коммунальных предприятий и другие. Ресурсы, которые создаются местными органами власти в виде банковских кредитов, от размещения местных займов, и некоторых других, как правило, находятся в не фондовой форме.

 

Функции местных финансов.

Основные формы влияния (функции) местных органов власти, их финансов на экономику и социальную сферу государства:

1) До финансовых систем местных органов власти мобилизуется значительная часть ВВП. Местные органы власти подобно государству не ограничиваются распределением и перераспределением части ВВП, в сфере своей компетенции осуществляют также и нормативное (правовое) регулирование социально – экономической деятельности, то есть они устанавливают правила поведения хозяйствующих объектов.

2) Местные финансы являются фискальным инструментом. Это позволяет обеспечивать ресурсами развязывание задач, которые возлагаются на местные органы власти.

3) Финансы местных органов власти являются инструментом обеспечения общественных услуг. Местное самоуправление, как и государство, является инструментом, который предоставляет общественные услуги.

4) Местные финансы являются инструментом обеспечения экономического роста.

 

Кроме указанных форм влияния на экономику и социальную сферу могут оказывать и другие, связанные с выполнением делегированных полномочий центральной власти. В этой сфере - проблемы охраны правопорядка, обороны, соблюдения законности, государственной регистрации и другие.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.181.19 (0.05 с.)