В конституции Украины, принятой в 1996 Г. ''закрепленные доходы'' не упоминается, однако фактически закрепленные доходы ежегодно отображается в законе Украины ''о государственном бюджете украины''. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В конституции Украины, принятой в 1996 Г. ''закрепленные доходы'' не упоминается, однако фактически закрепленные доходы ежегодно отображается в законе Украины ''о государственном бюджете украины''.



За местными бюджетами, в основном, закрепляются:

- местные налоги и сборы;

- налог с доходов физических лиц;

- налог на прибыль предприятий коммунальной собственности;

- плата за лицензии на проведение отдельных видов хозяйственной деятельности;

- плата за государственную регистрацию субъектов хозяйственной деятельности, которые проводятся исполнительными органами соответствующих советов;

- плата за торговый патент на осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности;

- поступления от административных штрафов;

- плата за землю;

- единый налог;

- налог с транспортных средств;

- плата за загрязнение окружающей среды, в части, которая принадлежит местным бюджетам;

- поступления средств от приватизации предприятий коммунальной собственности;

- другие доходы, которые зачисляются в местные бюджеты (в размерах, определенных государством).

Основную часть доходов местных бюджетов составляют так называемые регулируемые доходы.

Регулируемые доходы – это доходы, которые распределяются между разными уровнями бюджетной системы.

Перечень регулируемых доходов местных бюджетов осуществляется в процессе рассмотрения ежегодных законов о Государственном бюджете Украины.

К основным регулируемым доходам относятся:

- налог на добавленную стоимость;

- налог на прибыль предприятий (за исключением тех, которые находятся в коммунальной собственности);

- акцизный сбор;

- налог на доходы физических лиц;

- плата за землю.

Регулируемые доходы зачисляются в местные бюджеты по индивидуальным ставкам и единым нормативам отчислений.

С помощью местных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате объективных и субъективных причин отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Однако на современном этапе развития территориальной экономики необходимо преодолеть одно из основных противоречий – увеличение разрыва между возрастающими задачами местных органов власти в социально-экономической сфере и финансовыми возможностями их реализации.

Расходы местных бюджетов.

Важную роль в становлении самостоятельных местных бюджетов играет порядок осуществления расходов и состав этих расходов.

Средства республиканского бюджета АРК и местных бюджетов расходуются лишь с той целью и в таких пределах, которые утверждены Верховной Радой АРК и местными советами.

Расходы всех бюджетов делятся на:

- текущие расходы – это расходы из бюджетов на финансирование ряда предприятий, учреждений, организаций и органов, которые действуют на начало бюджетного года, а также на финансирование мер по социальной защите населения и т.д. В составе текущих расходов отдельно выделяются расходы бюджета, обусловленных возрастанию ряда перечисленных к ним объектов;

- расходы развития – это расходы бюджетов на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности. Это также финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения, структурной перестройки народного хозяйства и субвенции, а также другие расходы, связанные с расширенным воспроизводством.

Из республиканского бюджета АРК и местных бюджетов осуществляются следующие расходы:

- на финансирование учреждений и организаций образования, культуры, молодежной политики, социального обеспечения и социальной защиты населения, которые подчинены исполнительным органам власти АРК, областей, городов Киева и Севастополя, а также социально-культурных мероприятий, возложенных соответственно на эти органы функций;

- на содержание органов власти АРК, местных органов государственной власти и самоуправления;

- на финансирование предприятий и хозяйственных организаций, которые входят в состав местного хозяйства, а также природоохранных мероприятий;

- и другие мероприятия, которые финансируются согласно законодательству Украины из этих бюджетов.

В случае при исполнении местного бюджета уровень его дефицита превышает установленный или возникает значительное поступлении от доходных источников, Верховная Рада Украины, Верховная Рада АРК, местные советы по предложениям соответственно КМУ, правительству Крымской автономии и исполнительных органов местных советов принимают решения о проведении пропорционального сокращения утвержденных бюджетных расходов. Пропорциональное сокращение расходов осуществляется ежемесячно до конца бюджетного года по всем статьям бюджета, кроме защищенных, перечень которых соответственно определяется советом.

Кроме того, расходы местных бюджетов делятся на:

- расходы, которые осуществляются органами местного самоуправления на потребности территориальных громад;

- расходы, связанные с осуществлением районными, областными советами мероприятий по обеспечению совместных интересов территориальных громад;

- расходы, связанные с использованием собственных полномочий местного самоуправления;

- расходы, связанные с выполнением делегированных полномочий органов исполнительной власти.

В условиях перехода на рыночные отношения структура расходов как центрального, так и местного бюджетов претерпевает изменения – это резкое сокращение бюджетных ассигнований, прежде всего на централизованные капитальные вложения. В связи с претворением в жизнь программы приватизации происходит преобразование значительной части государственных предприятий в акционерные общества, которые должны расширить воспроизводство за счет собственных ресурсов.

Осуществление расходов бюджета производится путем бюджетного финансирования.

Свободные бюджетные средства образуются в местных бюджетах на начало бюджетного года и не учитываются при утверждении бюджета текущего года. Они включают:

- свободный остаток средств;

- суммы, дополнительно полученные в процессе исполнения бюджета;

- суммы превышения доходов над расходами в случае увеличения доходов или экономии расходов или других источников.

Свободные бюджетные средства могут быть использованы на:

- хозяйственные нужды;

- покупку акций и других ценных бумаг;

- выдачу процентных или беспроцентных бюджетных ссуд;

- другие мероприятия.

 

5. Зарубежный опыт обеспечения самостоятельности местных бюджетов.

С принятием Бюджетного Кодекса нашло свое отражение одно из концептуальных положений местного самоуправления это закрепление источников доходов за собственными полномочиями органов местного самоуправления.

Именно этот шаг направлен на усиление института местного самоуправления и местных финансов, поскольку позволит реализовать активность территориальных громад для исполнения бюджетов, эффективности их использования. При этом удельный вес собственных доходов возрастет до 14%, что приблизит Украину к таким европейским государствам, как Чехия – 16%, Австрия – 15%, Исландия – 12%. Так как от финансовой возможности зависят в конечном итоге реальные властные функции, так как нельзя быть самостоятельными, будучи зависимым в финансовом отношении.

Следует отметить, что проблемы становления института самостоятельности местных бюджетов не возможно развязать без использования зарубежного опыта формирования собственных доходов местных бюджетов, которые составляют, например, в Швеции и Швейцарии больше чем 70, в Испании – 50, в Норвегии – 56 процентов доходов местных бюджетов. Это также связано с необходимостью внедрения в Украине деления местных финансов на два самостоятельных раздела: текущий бюджет и бюджет инвестиций.

Рассмотрим некоторые аспекты зарубежного опыта функционирования системы самостоятельности местных бюджетов:

 

1) Закономерным для всех развитых зарубежных стран есть деление местных бюджетов на два самостоятельных функциональных вида местных бюджетов. Это местные текущие, или административные, бюджеты или местные бюджеты развития, или инвестиционные бюджеты. Каждый из этих бюджетов имеет собственные расходы и доходы.

Расходы местного текущего бюджета направляются на:

- текущие потребности;

- обеспечение содержания социально-культурной сферы;

- административные расходы;

- социальную защиту;

- выполнение делегированных полномочий;

- оплату расходов по долгу местной власти.

Доходы местного текущего бюджета формируются за счет:

· местных налогов и сборов;

· платежей;

· общих субсидий, которые даются государственной властью;

· других доходов.

Расходы бюджета развития, или бюджета инвестиций направляются на:

- развитие социальной инфраструктуры;

- капитальные вложения;

- приобретение оборудования и установок;

- другие инвестиционные программы;

- оплату основной части долга местных органов власти.

Доходы бюджета развития формируются за счет:

§ банковских кредитов;

§ муниципальных (коммунальных) ссуд;

§ инвестиционных субсидий, которые даются государственной властью;

§ других источников.

Законодательство большинства зарубежных стран запрещают использование доходов бюджетов развития на расходы текущих бюджетов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.205.218.160 (0.022 с.)