Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава I. Общественные пространства как ключевая составляющая «города для людей»↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В первом параграфе дается определение ОП и предлагается классификация общественных пространств, в основу которой положена оппозиция тоталитарные/демократические (оба термина используются вне политического контекста). Выделяются характерные черты тоталитарных и демократических пространств. Демократические ОП рассматриваются как обязательные составляющие концепта «города, удобного для жизни». Во втором параграфе кратко сформулированы основные принципы «города для людей». На основе международных, отечественных и местных (региональных) представлений о «хорошем городе» выводятся базовые характеристики общественного пространства. В последнем параграфе выявляются основные агенты влияния и проводники «новой урбанистики», обеспечивающие проникновение идеи «города для людей» в русскоязычный дискурс, а так же постулируются этапы распространения НУ на постсоветском пространстве; выявляются причины популярности этого движения и его особенности. Для получения объективной картины развития «новой русской урбанистики» приводятся различные точки зрения, как сторонников, так и противников движения. Все ОП предлагается разделить на - открытые - являющиеся часть городского ландшафта и - закрытые – расположенные внутри зданий или на изолированных территориях (в том числе т. н. арт-кластеры, имеющие точечный характер и не оказывающие влияния на изменение городской среды в целом). Открытые пространства в свою очередь предлагается развести в две категории: - урбанистические, предназначенные преимущественно для публичного использования (площади, пешеходные улицы) и - «зеленые», традиционно использующиеся как приватные зоны (парки, скверы, бульвары), но в последнее десятилетие активно приобретающие статус публичных пространств. Промежуточными зонами между урбанистическими и «зелеными» ОП являются набережные, совмещающие функции общегородских променадов и парков линейного типа, а так же городские пляжи. ОП можно классифицировать по территориальному признаку: - центральные, общегородские (площади, парки, пешеходные пространства, набережные) и - периферийные, районного значения (плазы перед кинотеатрами, скверы, зеленые зоны) Помимо пространственного фактора в классификацию ОП предлагается включить социополитический фактор, (как уже было отмечено выше, основной характеристикой ОП предлагается считать возможность коммуникации); в таком случае, ОП можно разделить на - тоталитарные, исключающие или затрудняющие возможность коммуникаций (диалога социума и государства); - демократические, в которых коммуникации играют главную роль. Возможность гуманизации тоталитарных пространств проблематична, более того, при определенных обстоятельствах они трансформируются в в радикальные пространства (Майдан, Киев; пл. Таксим, Стамбул) Демократические пространства, как площадки коммуникаций, легко поддаются процессу гуманизации и потенциально трансформируемы в «зоны комфорта» и креативные пространства. Так как именно современные демократические ОП пространства являются основной темой исследования их предлагается дополнительно разделить на: урбанистические, зеленые, креативные, временные (мобильные), стихийные, альтернативные Креативные пространства, - новый формат мест для отдыха, работы и общения (т.н. «third place» - «третье место»; всевозможные арт-кластеры, арт-фабрики, лофты и проч., которые формируют новую городскую культурную среду и позиционируются как площадки для работы в свободном режиме, обмена идеями и объединения молодых специалистов, занимающих творческую нишу в бизнесе и производстве. Предлагается разделить по режиму использовния на открытые (временные), закрытые (стационарные) и смешанные (сезонные). Альтернативные ОП не привязаны, в отличие от, например, парков, к городской структуре; локации альтернативных ОП имеют неочевидный (индустриальные руины, трудно доступные зеленые зоны, заброшенные военные объекты) и временный, часто герметичный характер, туда сложно попасть случайному человеку. Кроме вышеперечисленных категорий возможно в качестве критерия для классификации предложить «бинарную оппозицию» сакральное/профанное: - сакральные пространства (пространства власти, соборные площади, ритуальные пространства, мемориальные пространства; - профанные пространства, к которым относятся все потенциальные демократические пространства. Возможен процесс трансформаций ОП и переходы (часто многократные) их в зависимости от политической конъектуры в разные режимы использования. Так как само понятие ОП и проблемы модернизации ОП появились в связи с развитием идей т.н. «новой урбанистики», во втором параграфе обзорно рассматриваются ключевые постулаты этого движения. В основе научного исследования по рассматриваемой проблеме лежат идеи Нового урбанизма, впервые озвученные Джейн Джейкобс, также ей были сформулированы аргументы против централизованного городского планирования, игнорирующего повседневную жизнь горожан; принцип приоритета пешехода над автомобилистом, с вытекающим отсюда концептом пешеходных зон, получивший дальнейшее развитие в работах Яна Гейла и Вукана Вучика. В свою очередь, Вукан Вучек ввел понятие livable city: город, удобный для жизни. Это универсальная урбанистическая идея, у которой есть несколько аспектов, и один из них — транспортный. Упоминаются работы Р. Флориды, который в 2002 г. выдвинул теории креативного класса. В результате изучения русскоязычного дискурса, посвященного проблеме гуманизации постсоветских общественных пространств, предлагается следующая периодизация проникновения и развития идеологии «новой урбанистики», а так же реализации приемов «НУ» в российских городах: - I этап– «Хипстерский», 2005-2008 гг. Агенты влияния: просвещенные представители бизнес-элиты, хипстеры, городские активисты, блогосфера. Локация: Москва. Краткая характеристика этапа: популяризация идей НУ в блогах и журнале «Афиша», «Большой город»; появление первых московских «Креативных пространств»: Арт-«Стрелка», «Красный Октябрь», «Винзавод». Окончание этапа связано с экономическим кризисом 2008 г. - II этап – «Столичный», 2009-2012 гг. Агенты влияния: команда С. Капкова. Локация: Москва, С-Пб, Пермь. Краткая характеристика этапа: открытие «Стрелки», реконструкция Парка Горького, мастер-план Перми, проект «Пермь – новая культурная столица», деятельность тандема Гельман-Лебедев в Перми, мастер-план Сколково. Открытие культурного центра «Гараж» в Москве и «Новой Голандии» в С-Петербурге. Окончание этапа связано с событиями на Болотной площади. - III этап – «Региональный», 2013-2015 гг. Агенты влияния: Стрелка, МАРШ, ВШУ при ВШЭ, региональные активисты. Локации: Пермь, Калининград, Новосибирск, Ярославль, Вологда, Владивосток. Краткая характеристика этапа: десанты «Городских проектов» в Омск и Новосибирск, «Арх-движение» в Вологде, «Rural Urbanism» /"Сельский урбанизм" в Ярославле, открытие арт-фабрики «Заря» во Владивостоке и т.д.. Этап продолжается. - IV этап– «Государственный», 2014 г. Агенты влияния: правительство Москвы и Московской области, крупный бизнес. Локации: Москва, Московская обл., С-Пб. Краткая характеристика этапа: Приглашения команды Ян Гейла для работ над генпланами российских городов. Работа студии Арт. Лебедева на московскую администрацию. Интерес девелоперов к коммерческому потенциалу НУ, реконструкция Крымской набережной и триумф «парковой революции» в Москве. Преобразившиеся парки, пешеходные улицы в центре Москвы, творческие кластеры в бывших фабричных корпусах стали приметами новой официальной культурной политики, пришедшей на смену патриархальному «лужковскому барокко» и тесно связанной с новым московским мэром. Этот период либеральные СМИ называют «собянинской оттепелью». В марте 2015 г. свой пост оставил глава департамента культуры г. Москвы Сергей Капков, с именем которого связывались произошедшие в городе преобразования. Окончание этапа связано с экономическим кризисом 2014 г. и отставкой С. Капкова. - V этап – посткризисный, первая половина 2015 г. Агенты влияния: городские сообщества. Локации: регионы «опережающего развития», города-миллионики и полумиллионики. Краткая характеристика этапа: Выход конференций Мосурбанфорума под эгидой «Стрелки» и «Сколково» в регионы. Организация региональной сети Центров прикладной урбанистики Свята Мурунова. Намечается новый тренд – образовательный: на поток ставится профессиональная подготовка «урбанистов» широкого профиля.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 759; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.92.50 (0.007 с.) |