IV. Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2009 году и на период 2010 и 2011 годов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2009 году и на период 2010 и 2011 годов.



IV. 1. Количественные ориенти­ры денежно-кредитной политики и денежная программа.

В соответствии со сценарными усло­виями и основными параметрами прогно­за социально-экономического развития Рос­сийской Федерации на 2009 год и период 2010 и 2011 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2009 году до 7,0-8,5%, в 2010 году - 5,5-7,0%, а к 2011 году выйти на уровень инфляции 5,0-6,8% (из расче­та декабрь к декабрю). Указанной цели по общему уровню инфляции на потребитель­ском рынке соответствует базовая инфляция 6,2-8,0% в 2009 году, 4,5-6,2% в 2010 году и 4,5-6,1% в 2011 году.

Расчеты по денежной программе на 2009-2011 годы осуществлены исходя из по­казателей спроса на деньги, соответству­ющих целевым ориентирам по инфляции, прогнозируемым темпам роста ВВП и его составляющих, а также динамике валютных курсов, учитываемых в прогнозе платежного баланса.

Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Фе­дерации, в 2009 году темпы экономического роста могут быть ниже, чем в 2008 году, что отразится на темпах прироста трансакцион-ной составляющей спроса на деньги. Ожида­емое существенное замедление темпа роста цен также обусловит снижение темпов роста трансакционных потребностей экономики в деньгах, увеличив при этом спрос на сбережения в национальной валюте. В резуль­тате действия этих факторов, а также учиты­вая предполагаемое замедление темпов ро­ста цен на активы, темпы прироста спроса на деньги в 2009 году могут снизиться по срав­нению с 2008 годом. Банк России предпола­гает в зависимости от вариантов прогноза увеличение денежного агрегата М2 в 2009 году на 19-28%.

В 2010-2011 годах темпы прироста спро­са на деньги продолжат замедление и могут составить 16-25% в 2010 году и 14-22% в 2011 году.

Денежная программа на 2009-2011 годы представлена в четырех вариантах, которые соответствуют сценарным вариантам про­гноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2009-2011 годы, рассматриваемым Банком России.

В зависимости от сценарных вариан­тов развития темп прироста денежной базы в узком определении в 2009 году может со­ставить 17-26%, в 2010 году - 12-20%, в 2011 году-9-17%.

Принципиальное значение для реали­зации денежно-кредитной политики будет иметь изменение структуры источников роста денежной базы в прогнозный период в поль­зу чистых внутренних активов (ЧВА). Посте­пенный переход кформированию денежного предложения преимущественно за счет уве­личения валового кредита банкам при сни­жении роли прироста чистых международ­ных резервов (ЧМР), с одной стороны, по­зволит более эффективно использовать про­центные инструменты денежно-кредитного регулирования, сделать действенным про­центный канал трансмиссионного механиз­ма денежно-кредитной политики, а с дру­гой - за счет уменьшения присутствия Банка России в операциях на внутреннем валютном рынке повысить гибкость курсовой полити­ки, осуществить постепенный переход к ре­жиму свободно плавающего валютного кур­са.

При осуществлении условий перво­го варианта денежной программы прирост ЧВА может обеспечить более 40% прироста узкой денежной базы уже в 2009 году; в 2010 году увеличение ЧВА становится основным источником роста денежной базы в первом и втором вариантах денежной программы, в третьем варианте ~ в 2011 году. При этом, учитывая значительный рост спроса банков­ского сектора на ликвидность, в расчетах по первому, второму и третьему вариантам де­нежной программы не предусматривается увеличение рублевых остатков средств рас­ширенного правительства на счетах в Банке России.

При условиях, реализуемых в четвер­том варианте денежной программы, прирост ЧМР на протяжении всего прогнозного пери­ода будет основным источником увеличения денежной базы, а потребность банковского сектора в существенном увеличении валово­го кредита сформируется лишь к 2011 году.

Первый вариант денежной програм­мы предусматривает в 2009 году прирост чистых международных резервов на уров­не 21 млрд. долларов США (или 0,52 трлн. рублей по фиксированному курсу доллара США к рублю на 1.01.2008), что является не­достаточным для обеспечения запланиро­ванных темпов прироста денежной базы и требует увеличения чистых внутренних акти­вов на 0,38 трлн. рублей. В условиях сниже­ния чистого кредита расширенному прави­тельству на 0,42 трлн. рублей Банку России потребуется увеличить чистый кредит бан­кам больше чем на 1 трлн. рублей.

Исходя из прогноза платежного баланса в условиях этого варианта в 2010 году пред­усматривается снижение ЧМР на 0,72 трлн. рублей, а в 2011 году - на 1,2 трлн. рублей. Чистые внутренние активы увеличиваются при этом на 1,4 и 1,9 трлн. рублей соответ­ственно. В 2010 году для обеспечения такой динамики Банку России необходимо будет повысить объем чистого кредита банкам на 2,2 трлн. рублей, в 2011 году ~ больше чем на 3трлн. рублей.

В рамках второго варианта денежной программы в 2009 году прирост ЧМР ожида­ется на уровне 2 трлн. рублей, что в соответ­ствии с ориентирами по инфляции превыша­ет потребности роста денежной базы и вызы­вает необходимость снижения ЧВА на 1 трлн. рублей. Объем чистого кредита банкам в этом варианте программы может возрасти в 2009 году на 0,65 трлн. рублей.

В условиях этого варианта в 2010 году предусматривается рост ЧМР на 0,39 трлн. рублей, в 2011 году - снижение на 0,73 трлн. рублей. Чистые внутренние активы увеличи­ваются при этом на 0,48 и 1,55 трлн. рублей соответственно. В 2010 году для обеспечения такой динамики Банку России необходимо будет повысить объем чистого кредита бан­кам на 1,55 трлн. рублей, а в 2011 году - на 2,73 трлн. рублей.

По третьему варианту денежной про­граммы в 2009 году прогнозируется прирост ЧМР на 2,3 трлн. рублей. С учетом оценки денежной базы, соответствующей целевому ориентиру по инфляции, это потребует сни­жения ЧВА на 1,2 трлн. рублей. В структуре ЧВА чистый кредит расширенному прави­тельству снизится на 1,5 трлн. рублей, а чи­стый кредит банкам возрастет на 0,64 трлн. рублей.

В 2010 году по данному сценарию пред­усматривается увеличение ЧМР на 1,1 трлн. рублей и снижение ЧВА на 0,1 трлн. рублей. В условиях снижения чистого кредита расши­ренному правительству на 1,2 трлн. рублей Банку России потребуется обеспечить уве­личение чистого кредита банкам на 1,4 трлн. рублей. В 2011 году третий вариант програм­мы предусматривает незначительный рост ЧМР и увеличение ЧВА на 0,95 трлн. рублей. Чистый кредит банкам в этой ситуации воз­растет на 2,6 трлн. рублей.

Согласно четвертому варианту денежной программы прирост ЧМР может со­ставить в 2009 году 3,6 трлн. рублей, в 2010 году ~ 3,8 трлн. рублей, в 2011 году ~ 2,3 трлн. рублей. Исходя из оценки денежной базы при этом потребуется снижение ЧВА на 2,2; 2,4 и 0,9 трлн. рублей соответственно. Еже­годное снижение чистого кредита расширен­ному правительству в 2009-2011 годы в этом варианте предусматривается в объеме более 1,9 трлн. рублей. При этом в 2009 году воз­никает необходимость обеспечить увеличе­ние чистого кредита банкам на 0,13 трлн. ру­блей, а в 2011 году на 1,4 трлн. рублей. В 2010 году при реализации условий данного вари­анта возможно отсутствие потребности кре­дитных организаций в дополнительном ре­финансировании.

Значительный рост бюджетных доходов, в том числе связанных с прогнозируемыми по данному сценарию высокими мировы­ми ценами на товары российского экспор­та, создает условия для ежегодного приро­ста рублевых остатков средств расширенно­го правительства в 2009-2011 годах (он оце­нивается в объеме около 100 млрд. рублей в год).

Параметры денежной программы не яв­ляются жестко заданными и могут быть уточ­нены в соответствии со складывающейся ма­кроэкономической ситуацией, изменением влияния на состояние денежно-кредитной сферы ключевых внутренних и внешних фак­торов. В целях адекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной сферы и учета возможных рисков при реа­лизации денежно-кредитной политики Банк России будет применять весь спектр инстру­ментов, имеющихся в его распоряжении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.164.147 (0.019 с.)