Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Международные финансовые и кредитные ресурсы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Интеграция России в мировую экономику потребовало подключение страны к международным институциональным структурам. В условиях возросшей взаимозависимости современного мира страна не могла без ущерба для своих интересов оставаться в стороне от международного валютно-финансового механизма, с которым она реально взаимодействовала при осуществлении внешнеторговых связей. Еще в 1985 г. был взят курс на поэтапное присоединение СССР к МВФ и МБРР. Российская Федерация подала заявление о присоединении к МВФ и МБРР 7 января 1992 г. 27 апреля 1992 г. Совет управляющих МВФ проголосовал за прием России и тринадцати других бывших советских республик в члены организации. После подписания Статей Соглашения Фонда 1 июня 1992 г. и учредительных документов Мирового банка 16 июня 1992 г. Россия официально стала участницей этих организаций. Среди межгосударственных инвестиционных институтов самое заметное влияние на темпы и направление экономического развития большинства стран оказывает группа МБРР, координирующая политику экономической помощи промышленно развитых стран, воздействующая на деятельность других международных экономических организаций и оказывающая техническую помощь развивающимся странам в разработке программ их экономического развития. В июне 1992 года Россия стала полноправным членом Группы Всемирного банка, в которую, кроме МБРР, входят Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (МАР) и многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ). Каждая из организации Группы Всемирного банка выполняет различные функции. 2. Международный банк реконструкции и развития, широко известный как Всемирный банк, является основным кредитным учреждением Группы. МБРР – это первый межгосударственный инвестиционный институт, который был учрежден одновременно с МВФ в июле 1944 г. Соглашение о МБРР, ставшее одновременно его Уставом, официально вступило в силу 27 декабря 1945 г., а свою деятельность Банк начал с 25 июня 1946 г. МБРР как специализированный финансовый институт ООН призван способствовать выполнению стратегической задачи: интегрировать экономику всех стран-членов с основными центрами мировой системы хозяйства. Кредитная политика МБРР отвечает интересам частного капитала, функционирующего в развивающихся странах. Это проявляется в самой процедуре рассмотрения заявок стран-членов на банковские кредиты. При решении вопроса о предоставлении средств Банк требует широкойинформации об экономическом финансовом положении этих стран, направляет туда свои экономические миссии, проводят обследование экономики и финансов стран-членов, влияют на составление и выполнение национальных программ их экономического развития. Общая сумма кредитов, предоставленных Банком за годы его функционирования, достигла 235 млрд. долл. США. Большинство кредитов МБРР выдаются на срок 15 – 20 лет, причем наименьшие сроки характерны для кредитования промышленности. Особенно актуальной кредитная политика МБРР стала в отношении реформируемых хозяйственных структур восточноевропейских стран и республик бывшего СССР. 3. Взаимоотношения России с Европейским банком реконструкции и развития начинались в составе СССР с 1990 г. Бывший СССР был одним из учредителей ЕБРР. После распада СССР Россия стала членом ЕБРР. ЕБРР находится в собственности 60 стран, Европейского инвестиционного банка и ЕС и является региональным банком развития, финансируя лишь конкретные проекты в частном и государственном секторах. ЕБРР нельзя назвать «дублером» функций МВФ или Всемирного банка – прежде всего потому, что он является крупнейшим инвестором в регионе. С момента вступления Российская Федерация является активным заемщиком МВФ. В период 1992-1999 годов Российской Федерацией было заключено 8 соглашений с МВФ о займах для целей проведения социально-экономических реформ и покрытия бюджетного дефицита на сумму 25,8 млрд. СПЗ (Специальных прав заимствований) или около 34,9 млрд. долларов США. Для целей проведения социально-экономических реформ и покрытия бюджетного дефицита Российской Федерацией использовались следующие кредитные механизмы МВФ. В определенных случаях МВФ применяет специальные кредитные механизмы. Они различаются по целям, условиям предоставления и стоимости кредитных ресурсов. Специальные кредитные механизмы, в рамках которых осуществляется кредитование, как правило, за счет собственных ресурсов МВФ, включают: 1. «Механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования". Правительство Российской Федерации письмом от 6 июля 1998 года обратилось в МВФ с просьбой о доступе к дополнительным ресурсам Фонда и выделении Российской Федерации дополнительных средств в объеме 2156 млн. СПЗ по линии «механизма компенсационного и чрезвычайного финансирования» вследствие снижения экспортных доходов. Решение о предоставлении ресурсов Фонда по линии «механизма компенсационного и чрезвычайного финансирования» было принято Советом Директоров МВФ 20 июля 1998 года. Финансовые средства в объеме 2156 млн. СПЗ поступили на счет Центрального банка Российской Федерации, открытый в Федеральном резервном банке Нью-Йорка, в полном объеме и были объединены с прочими валютными резервами Банка России. 2. «Механизм финансирования системных (структурных) преобразований». Правительство Российской Федерации в июне 1993 года обратилось в МВФ с просьбой о предоставлении финансовых ресурсов Фонда по линии «механизма финансирования системных (структурных) преобразований» в объеме 2156 млн. СПЗ. Средства поступили в полном объеме в виде двух траншеи: в 1993 году - 1078 млн. СПЗ и в 1994 году - 1078 млн. СПЗ; 3. «Дополнительный резервный механизм». В соответствии с заявлением Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации от 16 июля 1998 года «О политике экономической и финансовой стабилизации» и на основании решения Совета Директоров МВФ от 20 июля 1998 года Российской Федерации были предоставлены финансовые ресурсы Фонда в объеме 675 млн. СПЗ. В 1998 году распоряжением Президента Российской Федерации от 16 августа 1998 года № 308-рп было одобрено предложение Правительства Российской Федерации и Банка России об использовании средств, полученных в рамках данного кредитного механизма, Банком России для пополнения своих золотовалютных резервов. Финансовые средства в объеме 675 млн. СПЗ поступили на счет Центрального банка Российской Федерации, открытый в Федеральном резервном банке Нью-Йорка, в полном объеме и были объединены с прочими валютными резервами Банка России. Сокращение предоставления Российской Федерации средств МВФ начиная с 1998г. в первую очередь было вызвано выполнением не в полном объеме Правительством Российской Федерации программ проведения социально-экономических реформ, которые декларировались в соответствующих заявлениях Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации и были одобрены Советом Директоров МВФ. Отношения с Международным валютным фондом были в последнее десятилетие объектом одной из наиболее острых дискуссий в переходной экономике России. Поэтому остановимся на рассмотрении положительных и отрицательных сторон этого взаимодействия. Преимуществом кредитов МВФ, доступных для России в первой половине 90-х годов, была, во-первых, их низкая стоимость по сравнению с рыночными ресурсами. Во-вторых, участие России в МВФ позволило ей также присоединиться к системе специальных прав заимствования. В-третьих, участие в Фонде способствовало стабилизации денежного обращения России и перестройке её экономики. Экономические программы правительства в период, когда страна выступала заемщиком Фонда, составлялись с учетом рекомендаций его экспертов, в частности была значительно снижена гиперинфляция и стабилизирован курс рубля к началу второй половины 90-х годов. В-четвертых, вступление в МВФ способствовало ускорению интеграции России в мировую экономику и мировую валютную систему. В-пятых, положительным фактором участия России в МВФ несомненно можно считать решение проблемы реструктуризации внешней задолженности. Российское правительство подписало соглашение о реструктуризации задолженности, как с Парижским, так и с Лондонским клубами кредиторов. Благодаря этому удалось снизить давление бремени платежей по внешнему долгу на федеральные расходы, стабилизировать внешнюю платежеспособность и международные кредитные отношения. Взаимоотношения России с Европейским банком реконструкции и развития начинались в составе СССР с 1990 г. Бывший СССР был одним из учредителей ЕБРР. После распада СССР Россия стала членом ЕБРР. РФ является крупнейшим получателем помощи Банка. На начало 1998г. Советом директоров было утверждено 78 проектов (кредиты и вложения в акционерные капиталы) на общую сумму более 2,5 млрд. ЭКЮ, что составляет четверть всего объема финансирования по странам. Кроме того, Россия по линии технического сотрудничества получила средств на сумму около 400 млн. ЭКЮ. Эти средства предоставляются безвозмездно для подготовки проектов до стадии, когда по ним могут быть приняты конкретные решения. ЕБРР осуществляет финансирование в РФ по следующим направлениям: - Программа развития финансовых учреждений (ПРФУ); - создание Региональных фондов венчурного капитала (РФВК); - учреждение Фонда поддержки малых предприятий России (ФПМП); - вложения в инвестиционные фонды и акционерные капиталы банков.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ (РЕКОМЕНДАЦИИ) 3.1. Методика проведения семинарских (теоретических) и практических занятий по учебной дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит» В связи со сложностью и новизной задач по подготовке высококвалифицированных специалистов для финансово-кредитной системы представляется вполне оправданным и многообещающим использование в учебном процессе разнообразных форм семинарских занятий и их дальнейшее развитие. Некоторые из них приведены ниже:
Методика проведения семинарских занятий по учебной дисциплине «финансы, денежное обращение и кредит» исходит из задач и общей направленности таких занятий, которые призваны способствовать более полному изучению содержания курса и вместе с тем активизировать участие студентов в проведении семинарских занятий, направлена на развитие их умения самостоятельно анализировать рассматриваемые вопросы, определить подходы к решению проблем. Выбор конкретной методики и формы проведения занятий по учебной дисциплине «финансы, денежное обращение и кредит» определяется: - общими задачами проведения семинарских занятий; - содержанием разделов, отдельных тем; - особенностью задач, которые ставятся перед отдельными семинарскими занятиями Семинарские (теоретические) занятия, проводимые в форме диспута[1] или дискуссии[2], являются одной из активных форм учебных занятий, которая побуждает студентов к сознательному и творческому изучению тем курса «финансы, денежное обращение и кредит» и современных проблем финансовой науки и практики. Темы диспута или дискуссии определяются по каждому из шести разделов программы учебной дисциплины «финансы, денежное обращение и кредит». Сценарий подготовки и проведения семинарского занятия в форме диспута или дискуссии: - лекции по соответствующему разделу программы учебной дисциплины «финансы, денежное обращение и кредит»; - выбор темы или постановка проблемы и обоснование их актуальности; - распределение ролей между студентами; - самостоятельная работа студентов над проблемой во внеаудиторное время; - взаимодействие участников с помощью дискуссии; - критерии оценки участвующих и выступающих; - консультации преподавателя; - выводы и предложения. Игровой режим семинарского занятия в форме делового совещания («круглый стол») предполагает обсуждение практических аспектов проблем организации финансовых отношений в современных условиях. Например, используя законодательный материал, проанализировать основные направления бюджетной политики; обсудить основные показатели финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта и др. Сценарий подготовки и проведения семинарского занятия в форме делового совещания («круглый стол»): - моделирование конкретной ситуации; - выбор «руководства» или экспертной группы; - распределение специальных индивидуальных заданий и заданий малым группам студентов; - взаимодействие участников совещания с «руководством», членами экспертной группы; - оценка выполненных заданий; - оглашение решения «руководства» и оценка выступающих игровых команд, аргументация выбора; - выводы и предложения. Проведение семинара в форме делового совещания («круглого стола»), несомненно, позволит глубже изучить отдельные темы, студенты смогут приобрести практические навыки обмена мнениями, поиска конкретных и оптимальных решений. Объективная самооценка знаний дает толчок дальнейшему развитию активности студентов в учебном процессе, учебный материал изучается комплексно во взаимосвязи теории и практических ситуаций. Публичная защита рефератов, рецензий на статьи, публикуемые в экономической печати на заданные темы, вырабатывает у студента критический подход к различным экономическим идеям и учит аргументировано излагать свои мысли.
3.2. Самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа студентов может быть представлена разнообразными формами. Ими могут быть: - письменные тексты (вопросы программы учебной дисциплины «финансы, денежное обращение и кредит», выделенные лектором для самостоятельного изучения и конспектирования); - выполнение комплексных схем – таблиц, отражающих основное содержание темы, вопроса, проблемы; - рецензирование и составление аннотаций на монографии и статьи отечественных и зарубежных специалистов; - составление и решение кроссвордов; - подготовка рефератов по заданной тематике; - подготовка кратких сообщений о новостях в области финансовых отношений; - подготовка экспертных заключений, например, по структуре доходной и расходной частях бюджетов различного уровня; - написание критических рецензий на статьи, публикуемые в экономической печати в последнее время на заданную тему; - подготовка научных докладов для выступления на заседаниях научных студенческих кружков, научных студенческих конференциях, конкурсах; - подготовка тезисов и статей в сборник научных трудов кафедры «финансы, денежное обращение и кредит»; - выполнение экспертиз важнейших нормативных документов; - подготовка к тестированию; - выполнение письменных индивидуальных заданий; - обзор новинок финансовой литературы и презентация интересных публикаций; - подготовка к участию в семинарах – дискуссиях (диспутах), заседаниях круглых столов, в работе пресс-конференций, в ролевых играх и др. Одним из самых простых видов работы на семинарских занятиях является сообщение. Как правило, сообщение готовится по одному вопросу и посвящено более глубокому его изложению, чем обычно, на семинарском занятии. Объемом оно не превышает 3-5 страниц печатного или рукописного текста и не требует специального оформления. Для подготовки сообщения необходимо найти журнальную или газетную статью по конкретной теме, отличающуюся актуальностью и новизной, а также воспользоваться специальной учебной или научной литературой (монография, брошюра, сборник научных статей, рецензия, аннотация, тезисы доклада, учебное и методическое пособия), выбрать из этого материала интересные факты и сведения и изложить их аудитории. Реферат представляет собой краткое изложение в письменной форме содержания научного труда по определенной теме, возможно выходящего за рамки учебной программы, а также изложение книги, статьи, исследования. Иными словами, реферат – это индивидуальная научная работа студента, раскрывающая содержание исследуемой проблемы с различных позиций и точек зрения, с формированием самостоятельных выводов. Целью написания рефератов является сообщение определенной информации, заключенной в 7-10 страницах печатного текста для развития навыков научной работы студентом. В процессе подготовки реферата студенты глубже постигают вопросы изучаемого предмета, поскольку: - анализируются различные точки зрения, факты и события; - ведется научно обоснованная полемика; - обобщается материал; - лаконично излагаются мысли; - правильно оформляется работа с составлением плана, библиографии и систематизацией информации. Подготовка реферата включает в себя: - выбор и формулирование темы, которая должна обладать новизной, актуальностью и оригинальностью; - прочтение необходимого раздела учебника и конспектов лекций; - подбор литературы и изучение основных источников; - составление содержания, раскрывающего название работы; - выписки из литературных источников с целью накопления теоретического и практического материала; - написание реферата и его оформление; - составление списка использованной литературы. Доклад – это развернутое, глубокое изложение отдельной темы или вопроса. Данный вид работы характеризует уровень познавательной деятельности, самостоятельности, активности студентов в учебной и научной работе за определенный период (семестр, учебный год). По структуре и содержанию доклады представляют более полный, чем рефераты, информационный материал, а также отличаются от них тем, что способствуют формированию навыков исследовательской работы, расширяют рамки познания предмета, учат критически мыслить и имеют более высокий творческий потенциал. Объем доклада колеблется от 10 до 15 печатных страниц. К докладу по теме с большим объемом, кроме основного докладчика, могут определяться и содокладчики по отдельным вопросам и направлениям. С целью наглядности и более точного уяснения излагаемого материала, к выступлению по докладу рекомендуется готовить таблицы и иллюстративный материал. Иллюстративный материал можно включать в текст, но лучше выполнить его на отдельных листах. Это дает возможность продемонстрировать его с помощью технических средств обучения слушателям во время выступления. Содержание доклада, как правило, носит проблемно-тематический характер. Доклад должен состоять из: - титульного листа; - содержания, с указанием вопросов и номеров страниц по ним; - основной части, содержащей изложение каждого вопроса плана, возможно с представлением таблиц и иллюстрированного материала; - списка использованной литературы. 3.3. Организация контроля и методика оценки знаний студентов по учебной дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит». Известно, что прочность и глубина полученных знаний во многом определяются последовательностью и систематичностью их накопления, выработки навыков их практического применения. Для этого необходимо, чтобы процесс усвоения материала учебной дисциплины шел постепенно и сопровождался входным контролем и текущим внутрисеместровым контролем по каждому разделу программы курса. Входной контроль является своего рода комплексной оценкой уровня остаточных знаний, полученных в процессе изучения ряда смежных экономических дисциплин. Полученные результаты помогут определенным образом корректировать глубину изучаемого содержания учебной дисциплины «финансы, денежное обращение и кредит» в зависимости от общего уровня знаний ключевых экономических понятий. Текущий внутрисеместровый контроль, осуществляемый по учебной дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит», проводится в разных формах: - выполнение экспресс – контрольных; - проведение экспресс – опроса; - оценка индивидуальных заданий; - тестирование; - проверка глубины проработки рекомендованной литературы и др.
3.4. Методика проведения итогового зачета и оценки знаний по учебной дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит». Методика проведения итогового экзамена (зачета) и оценки знаний по учебной дисциплине «финансы, денежное обращение и кредит» основана на системе текущего контроля за выполнением требований учебного плана.
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ. ТекущИЙ контроль знаний. Тест по Модулю 1. Необходимость и сущность денег, их роль в рыночной экономике. Денежный оборот, его содержание и структура. Денежное обращение и денежная система. 1. Покупательная способность денег: а) поднимается с ростом цен; б) может повышаться и понижаться; в) возрасти со временем; г) всегда остается постоянной. 2. На стоимость золота влияет: а) внешний вид золота (слиток, гранулы, песок и т. п.); б) место добычи золота на земном шаре; в) количество золота в мире. 3. Закон денежного обращения определяет: а) скорость оборота денег; б) величину денежной массы; в) покупательную способность денег; г) уровень инфляции. 4. Инфляция означает: а) падение уровня цен; б) повышение покупательной способности денег; в) обесценение бумажных денег; г) рост безработицы. 5. Какое из утверждений относительно денег правильное? а) деньги — это кристаллизация меновой стоимости; б) деньги — это всеобщий товар-эквивалент; в) деньги — это продукт соглашения людей; г) деньги — это знак обмена; д) деньги — это все вышеназванное, 6. Деньги являются: а) средством платежа; б) средством измерения стоимости; в) средством накопления стоимости; г) всем вышеперечисленным сразу. 7. Функцией денег является: а) распределение стоимости; б) образование финансовых фондов; в) средство обращения; г) предоставление деловой информации; д) замедление инфляции. 8. Какой вид денежного агрегата включает в себя наличные деньги и безналичные деньги? а)М0; б)М1; в)М2; г)М3; д)М4. 9. Какой вид денежного агрегата включает в себя наличные деньги, безналичные деньги, ценные бумаги; обращающиеся на финансовом рынке? а)М0, б) М1, в) М2, г) М3, д)М4;
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.195.8 (0.012 с.) |