Отношение к марксизму в современный период.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отношение к марксизму в современный период.



В последние 10-летия ф. марксизма все активнее вступает на путь диалога с иными философскими теориями. Особенно важным представляется диалог с философскими школами и течениями, по-своему усваивавшими и понимавшими некоторые идеи и теоретические понятия, либо целые блоки марксизма. Этот диалог продуктивен и для марксистской ф., немало пострадавшей от «железного занавеса», отделявшего ее от высших достижений мировой философской культуры. Критической освоение текстов и традиций выдающихся мыслителей 20 в., осмысления ими открытых проблем, интеллектуального богатства их методов и подходов – все это обогащает творческий поиск философов марксистской ориентации. В итоге этого поиска складывается целое учение марксистско-ленинской ф., которое уже не может существовать вне результатов ее современного развития. Внимание философов марксистов приковано к проблематике предназначения и судьбы человечества, различных направлений и противоречий прогресса, установление нового международного порядка.

Русская философия: периодизация, особенности, основные проблемы.

Периодизация : I период – Зарождение философской мысли на Руси. (XI-XVII в.в.): сформировались три направления – историософский, религиозный и нравственный.Через Византию в Древнюю Русь начали проникать философские идеи и произведения античных, византийских и западноевропейских средневековых мыслителей. Передовые русские мыслители в IX-XVII вв. пытались постигнуть судьбы Родины, своими произведениями они стремились содействовать сознанию централизованного русского государства. II период – Русская ренессанская философия (XVIII – начало XIXв.в.): русское Просвещение создало самобытную национальную философию, которая стояла на уровне общемировой философии. Просвещение породило феномен светской духовной культуры, сформировало гуманистические ценности, зародило интерес к трудам мыслителей прошлого и настоящего. Отход от церкви не означал для ученого разрыва с верой, с традицией, с культурой народа. Проблема 2 периода: социологические проблемы, в особенности такие как «совершенствование общества» и «разумное устроение» государства. III период – Русская философия XIX – начало XX в. 19 столетие по праву называют «золотым веком» русской философии. Это был классический период в истории русской философии - эпоха универсализма (многообразие) в ней (западники и славянофилы, радикалы и либералы, народники и социалисты, крестьянские и буржуазные философы, демократы, идеалисты и материалисты, религиозные ортодоксы и реформаторы). Вся мыслящая часть общества была охвачена проблемами перспектив его развития, все мечтали о переменах. Главная проблема: решение вопроса «По какому пути развития идти России?» В середине 80-х г.г. 19 столетия в русской философииобразуется два мощных направления: 1-й: Русский религиозный ренессанс (русское богоискательство) конца 19 - начала 20 века:Духовным источникомрелигиозной философии явилось православиекак специфический духовный и жизненный уклад.В центре её внимания находилась тема Бога и человека, взаимоотношения между ними. В ней с религиозных позиций были осмыслены такие проблемы, как: -природа человека, его свобода, смерть и бессмертие; -гуманизм и его кризис; -смысл человеческой истории; -ряд важных социальных вопросов. 2-й:Русский Марксизм. В целом русская философия 19 - начала 20 века явилась отражением идейных исканий исторического пути развития России. В противоборстве идей славянофилов и западников в конечном итоге победила западная ориентация, но трансформировавшаяся на русской почве в теорию марксизма- ленинизма. IV период – Философия в советский период истории (1917 – 1991г.г.). В советский период отечественной истории (1917- 1991 г.г.) поддержку получила материалистическая традиция в философии.В Советском Союзе в 20-х годах единственным философским течением становиться марксизм, который со временем обрел статус официального учения.Философия постепенно превратилась вслужанку политики. Проблемы:Соотношение в жизни человека и общества биологических и социальных факторов. Русская философия имеет сравнительно не долгую историю, она внесла значительный вклад в мировую философию. Она отражает культуру, национальный характера советского народа. Русские мыслители отталкивались от чужого учения и предлагали самостоятельные построения.

Основные черты классического и неклассического типов философствования.

Под неклассической философией принято понимать совокупность разрозненных философских течений, возникших в Западной Европе в 19 ст. Течения, составившие содержание неклассической философии, - экзистенциализм, идеи А. Шопенгауэра, "философия жизни", прагматизм и позитивизм. Уход от разума, его отрицание как духовной ценности есть существенная черта неклассической философии. Другая ее общая черта плюрализм (множественность) концепций, идей, подходов, течений, своеобразная "разноголосица" среди философов. Неклассическая философия знаменовала собой большее внимание к человеку, попытку увидеть его во всей сложности его многогранной натуры. В этом состоит ее гуманистическое содержание. В классической философии возник и утвердился культ разума. Мыслители этой эпохи пришли к широкому толкованию разума, предполагая, что природа, история, человеческая деятельность движимы внутренне присущей ей "разумностью". Разум рассматривался как синоним закономерности, целесообразности природы и восходящего движения истории к некоей "разумной цели", как высший судья, как носитель "подлинной" истины. Философы и ученые Нового времени верили в совершенствование разума через прогресс науки. Знание и рациональное познание провозглашалось решающей силой, способной разрешить все проблемы, возникающие перед человеком и человечеством. Классическая философия, философские системы, основаны на выведении знания без обращения к практике, при помощи рефлексии оказалась неспособной решить философские проблемы, выдвигавшиеся развитием науки 19 века. Происходит осознание недостаточности и ограниченности умозрительных рассуждений (исходящих из чистой силы ума) классической натурфилософии и метафизики. В рамках неклассической философии были сформулированы идеи, “приземлившие” философию И. Канта и Гегеля. Стройные формы её (систематичность, концептуальность, язык, логика, диалектика и т. п.) были отвергнуты или перестали быть обязательными. Неклассическая философия как бы вернула человеку человеческое — волю, переживания, интуицию, мистическую веру, комплексное восприятие жизни. Общее умонастроение неклассической философии подчёркивает несовершенство научно-технического прогресса как идеологии и высвечивает проблему человеческой личности как главную цель философии нашего столетия.

Философия позитивизма.

Позитивизм — философское направление, утверждающее, что источником подлинного, «положительного» (позитивного) знания могут быть лишь отдельные конкретные (эмпирические) науки, а философия как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности. I этап:40-е гг. XIX в. – до первой М.В. Представители: Огюст Конт, Спенсер. II этап: эмпириокритицизм – Эр Мах и Рихард Авенариус. Неопозитивизм: 20-е – 60-е гг. – Карнап, Л. Витгенштейн, Карл Поппер – «Открытое общество и его враги». Основателем этого направления является Огюст Конт. Положительная, философия, согласно О. Конту, может стать единственной основой для социальной организации, благодаря которой прекратится кризис, так долго испытываемый цивилизованными нациями. Именно умственное безначалие является основанием политического и нравственного кризиса современных обществ. До тех пор, пока отдельные умы не примут единогласно известного числа идей, способных образовать общую социальную доктрину, народы, останутся в революционном состоянии, допускающем только временные учреждения. Назначение позитивизма - произвести «соединение умов в едином общении принципов» и через это доставить «твердую основу для социальной реорганизации и для нормального порядка вещей». По утверждению Конта, взгляд на общее умственное развитие человечества(позитивизм), свидетельствует о том, что существует основной исторический закон: каждое из наших главных понятий, каждая отрасль наших познаний проходит последовательно через три различных теоретических состояния: состояние теологическое, или состояние вымысла; состояние метафизическое, или абстрактное; состояние научное, или положительное. Для позитивизма не существует других наук, кроме естествознания, изучающего явления внешнего мира. Суть позитивизма: это реальность развития философской мысли. Позитивистские устремления пытаются усилить опору на достижения науки. Слабая сторона позитивизма : отрицает почти все предшествующее развитие философии и по существу настаивает на тождестве философии и науки, а это непродуктивно. Философия является самостоятельной областью знания, опирающейся на весь массив культуры, в том числе и на естествознание, и на общественные науки, и на искусство, и на житейский опыт человечества.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.68.118 (0.023 с.)