Билет 1. Психология как наука, её объект и предмет исследования.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 1. Психология как наука, её объект и предмет исследования.



Билет 1. Психология как наука, её объект и предмет исследования.

Психология – это наука, изучающая закономерности развития и функционирования психики и развитие психики.

Объект изучения психологии – психический мир человека.

Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном субъективном отражении объективного мира, регуляции своей внутренней среды и своего поведения при изменениях внешних условий.

Содержанием психики выступают образы реальных предметов, которые являются индивидуальными. Материалистическое понимание психики выражается в том, что она рассматривается как явление вторичное, производное от материи.

Предмет психологии –психические процессы, свойства, состояние человека, его сознание и закономерности его поведения.

Билет 2. Задачи и характеристика основных методов психологической науки.

Задачи психологии:

· Разработка методологии психологии.

· Использование психологических знаний для повышения эффективности тех отраслей практики.

· Быть теоритической основой психологической практики.

Методы психологии:

· Методы сбора информации(наблюдения, изучение результатов деятельности, изучение документов, опрос, тестирование, изучение биографии);

· Методы обработки данных( статистический анализ, факторный анализ(выявление наиболее значимых факторов));

· Методы психологического воздействия( дискуссия, тренинг, формирующий эксперимент, убеждение, внушение, релаксация).

Билет 3. Современные представления об этапах развития психики.

1. Раздражимость – простая форма всего живого реагировать на воздействие внешней среды.

2. Чувствительность - сигнальная форма раздражимости, позволяющая ориентироваться в более сложной среде.

3. Инстинктивное поведение. Инстинкты – врождённое стереотипное автоматическое реагирование, основанное на безусловных рефлексов.

4. Условно-рефлекторное поведение – это способность приобретать навыки.

5. Рассудочное поведение – это способность отражать сложные отношения и взаимосвязи между предметами.

6. Сознание - это высшая интегрированная форма психики, результат общественных исторических условий в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми.

Билет 4. Понятие о сознании как высшей ступени развития психики.

Главное отличие психики человека от психики живот­ных — это наличие сознания, особенно самосознания.

Сознание — это высшая интегрированная форма психики, результат общественных исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми. Сознание определяет предварительное, мысленное построение действий, предусмотрение их последствий, контроль и управление по­ведением человека, его способность отдавать себе отчет в том, что происходит в окружающем мире и в нем самом. Самосознание — неотъемлемый признак сознания, оценка человеком самого себя как личности.

Исторически сознание возникло вместе с мышлением и речью в процессе деятельности и общения людей. Соз­нание ребенка также развивается в процессе взаимодей­ствия с людьми. Человек может терять сознание во время сна, обморока, шока, под влиянием наркоза, хотя пси­хика при этом и продолжает функционировать.

Формы сознания: индивидуальное, групповое и обще­ственное. Первые два изучаются психологией, третье — общественными науками.

Структуру сознания можно рассматривать в плане раз­личных аспектов отношения человека к миру. Как следует из самой этимологии слова «сознание», его ядром является знание, а также формы его проявления и преобразования (ощущение, восприятие, представление, понятие, сужде­ние, умозаключение). Различные формы знания составля­ют весьма существенную часть содержания сознания, но не исчерпывают его полностью. Не менее важным компонен­том сознания являются эмоциональные переживания, а также воля, выражающаяся в целенаправленности дейст­вий человека.

 

Билет 5. Понятие о психических процессах, их структура и роль в психической деятельности личности.

Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы внутренней среды самого организма – называются познавательными психическими процессами.Именно они обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе.

Все психические процессы условно принято делить на 3 большие группы:

1. Познавательные, направленные на отражение окружающей действительности ( К ним относятся: ощущения, восприятие, мышление, память, воображение).

2. Волевые, направленные на регуляцию и организацию поведения ( К ним относятся: речь, воля, внимание.

3. Эмоциональные (эмоции, чувства).

Каждый из этих процессов, независимо от классификации, имеетсвои собственные характеристики и вносит свой особый вклад в формирование внутренне связанной, динамичной, но в то же время целостной картины мира. Протекая одновременно, эти процессы взаимодействуют настолько слаженно и настолько незаметно для нас, что мы воспринимаем мир не как нагромождение форм, цветов, запахов и т.п., а именно как мир, находящийся вне нас, целостно наполненный светом, звуками, запахами, предметами, представляющий своеобразное органическое единство.

Психические процессы – выступают как важнейшие компоненты любой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, увидеть, запомнить, обдумать. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.

Но оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, а они в ней развиваются. В результате практического манипулирования с объемными, близлежащими и удаленными предметами, человек обучается воспринимать и оценивать формы. Следящие движения руки и глаза, сопровождаемые скоординированными сокращениями определенных групп мышц, способствуют становлению восприятия движения и его направления.

Воображениетакже как и восприятие связано с деятельностью. Во-первых, человек не в состоянии представить или вообразить такое, что когда-либо не выступало в опыте, не было элементом, предметом, условием или моментом какой-либо деятельности. Фактура воображения есть ,хотя и не буквальное, отражение опыта практической деятельности.

Еще в большей степени это относится к памяти, причем к двум ее основным процессам одновременно: к запоминанию и воспроизведению. Запоминание осуществляется в деятельности. Это – структурирование, осмысление, ассоциирование материала с известными фактами, включение разнообразных предметов и движений в процесс запоминания и т.д. Припоминание также предполагает выполнение определенных действий, направленных на то, чтобы вовремя и точно вспомнить запечатленный в памяти материал.

Мышление - это высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств в мозг поступает информация. Содержание информации перерабатывается им. Этот переход от ощущения к мысли - сложный процесс, осуществление его было бы невозможно без целостного взаимодействия всех психических процессов.

 

Абсолютный порог

нижним абсолютным порогом ощущения – наименьшая сила раздражителя, при которой возникает едва заметное ощущение;

верхний абсолютный порогом ощущения – наибольшая сила раздражителя, при которой еще возникает ощущение данного вида;

диапазон чувствительности – интервал между нижним и верхним порогом ощущений;

дифференциальный порог– наименьшая величина различий между раздражителями, когда разница между ними еще улавливается.

Механизмы и процессы памяти

Запоминание – процесс, направленный на усвоение и сохранение информации, обстоятельств жизни и деятельности, воспринимаемых человеком. Различают непроизвольное и произвольное запоминание.

Сохранение – это сложный динамический процесс разработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.

Воспроизведение – это один из самых активных и творческих процессов, он заключается в восстановлении информации, извлечении ее из памяти.

Забывание – это невозможность вспомнить, воспроизвести, или неправильное воспроизведение какого-либо материала, информации.

Логическое мышление.

Интуитивное мышление.

Речь –это сложившаяся исторически форма общении человека с другим человеком или с самим собой, опосредованная использованием естественного языка.

Виды речи:

Устная речь – вербальное общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух.

Письменная речь – вербальное общение при помощи письменных текстов.

Внутренняя речь – это использование языка вне процесса реальной коммуникации.

Внутренняя речь – использование языка вне процесса реальной коммуникации.

Жестовая речь – это способ межличностного общения людей при помощи системы жестов.

Свойства речи:

1) Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности.

2) Понятность речи обусловлена в основном совокупностью знаний слушателя в той области, к которой по своему содержанию относится речь собеседника.

3)Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной.

4) Воздейственность речи состоит в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

ВИДЫ ВНИМАНИЯ

В зависимости от активности личности:

Непроизвольное (непреднамеренное) вниманиевозникает без намерения человека увидеть или услышать что-либо, без заранее поставленной цели, без усилий воли.

• Интенсивность раздражителя.

• Новизна, необычность объектов.

• Резкая смена, а также динамичность объектов.

Произвольное (преднамеренное) вниманиеактивное, целенаправленное сосредоточение сознания, поддержание уровня которого связано с определенными волевыми усилиями, необходимыми для борьбы с более сильными воздействиями.

• Целенаправленность.

• Организованность.

• Повышенная устойчивость.

Послепроизвольное вниманиевнимание, наступающее после произвольного через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате чего сосредоточенность сохраняется в течение длительного времени без напряжения и волевых усилий.

По характеру направленности:

Внешне направленное (перцептивное) внимание направлено на окружающие объекты и явления.

Внутреннее направленное– внимание направлено на собственные мысли и переживания.

 

По происхождению:

· Природное внимание – это врожденная способность человека избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.

· Социально обусловленное внимание складывается в течение жизни субъекта (прижизненно) в результате обучения и воспитания. Оно связано с избирательным сознательным реагированием на объекты, с волевой регуляцией поведения.

По механизму регуляции:

· Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направленно и который соответствует актуальным интересам и потребностями человека.

· Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов.

По своей направленности на объект:

сенсорное (направлено на восприятие),

интеллектуальное (направлено на мышление, работу памяти),

моторное (направлено на движение).

По динамике интенсивности:

Статическимназывается такое внимание, высокая интенсивность которого легко возникает в самом начале работы и сохраняется на протяжении всего времени ее выполнения.

Динамическоевнимание отличается противоположными качествами; в начале работы оно не интенсивно; человеку требуется известное усилие для того, чтобы заставить себя быть внимательным к данному виду действий; он медленно втягивается в работу; первые минуты проходят у него в постоянных отвлечениях, и лишь постепенно и с трудом он сосредоточивается на работе.

 

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ

Выделяют 5 основных свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение.

Сосредоточенность внимания - удержание его на одном объекте или на одной деятельности при отвлечении от всего остального.

Устойчивость внимания - длительность сохранения интенсивного внимания на предмете или какой-то деятельности.

Объем внимания - количество объектов, которые воспринимаются одновременно с достаточной ясностью.

Распределение внимания – умение выполнять одновременно два или более вида деятельности

Переключение внимания - произвольное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с новой задачей

 

Стили руководства

Авторитарный (или директивный, или диктаторский) стиль управления: для него характерно жесткое единолич­ное принятие руководителем всех решений (“минимум демократии”), жесткий постоянный контроль за выполне­нием решений с угрозой наказания (“максимум контро­ля”), отсутствие интереса к работнику как к личности.

Демократический (или коллективный) стиль управле­ния: управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотруд­ников (“максимум демократии”), выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими со­трудниками (“максимум контроля”), руководитель прояв­ляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, к учету их интересов, потребностей, особен­ностей. Демократический стиль является наиболее эффектив­ным, т. к. он обеспечивает высокую вероятность правиль­ных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Либерально-анархический (или попустительский, или нейтральный) стиль руководства характеризуется, с одной стороны, “максимумом демократии” (все могут высказы­вать свои позиции, но реального учета, согласования по­зиций не стремятся достичь), а с другой стороны, “миниму­мом контроля” (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на “само­тек”), вследствие чего результаты работы обычно низкие, люди не удовлетворены своей работой, руководителем, психологический климат в коллективе неблагоприятный, нет никакого сотрудничества, нет стимула добросовестно трудиться, разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров подгруппы, возможны скрытые и яв­ные конфликты, идет расслоение на конфликтующие под­группы.

Непоследовательный(алогичный) стиль руководства проявляется в непредсказуемом переходе руководителем от одного стиля к другому (то авторитарный, то попусти­тельский, то демократический, то вновь авторитарный и т. п.), что обусловливает крайне низкие результаты рабо­ты и максимальное количество конфликтов и проблем.

Ситуативный стиль управления гибко учитывает уро­вень психологического развития подчиненных и коллекти­ва

 

 

Билет 1. Психология как наука, её объект и предмет исследования.

Психология – это наука, изучающая закономерности развития и функционирования психики и развитие психики.

Объект изучения психологии – психический мир человека.

Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном субъективном отражении объективного мира, регуляции своей внутренней среды и своего поведения при изменениях внешних условий.

Содержанием психики выступают образы реальных предметов, которые являются индивидуальными. Материалистическое понимание психики выражается в том, что она рассматривается как явление вторичное, производное от материи.

Предмет психологии –психические процессы, свойства, состояние человека, его сознание и закономерности его поведения.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.247.75 (0.012 с.)